Стимулирование речемыслительной деятельности в рамках развивающего обучения иностранному языку
статья по иностранному языку на тему
способы развития речемыслительной деятельности при обучении иностранному языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стимулирование речемыслительной деятельности в рамках развивающего обучения иностранному языку
Основным видом деятельности, которым овладевает ребенок на уроках иностранного языка является коммуникативно-познавательная деятельность.
Это означает, что в процессе овладения иностранным языком у ученика происходит развитие и совершенствование в первую очередь различных сторон коммуникативно-познавательного процесса:
- речемышления и оперативной стороны мышления;
- словесно логической (речевой);
- произвольной и непроизвольной памяти;
- зрительно-слухового восприятия и многих других.
Однако, главное место среди них принадлежит речемыслительному развитию.
Речемыслительная деятельность наряду с мыслительной являются двумя высшими формами психической деятельности человека. Мыслительная деятельность основана на отражательной способности сознания человека и осуществляет познавательную функцию, в то время, как речемыслительная деятельность предстает в качестве разновидности первой, но с “функцией” как бы “вторичного” познания мира через общение.
Источник развития речемышления - это противоречие между выдвигаемыми ходом обучения учебными и практическими задачами и уровнем знаний, умений и умственного развития школьников. Понятие задачи иноязычного обучения или коммуникативной задачи вошло в методику обучения иностранным языкам сравнительно недавно. Коммуникативная задача, направлена, прежде всего, на то, чтобы вызвать у учащихся потребность в иноязычной речи, стимулировать речемышление, побудить к усвоению новых знаний, активизировать учебную деятельность.
Овладение коммуникативной компетенцией предполагает освоение четырех видов речевой деятельности - аудирование, говорение, чтения и письма - в их тесной взаимосвязи. Такая взаимосвязь пронизывает весь учебный процесс.
Овладение устной коммуникацией начинается с аудирования. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонетическим составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом.
Первое, что формирует у учащихся умение аудирования, - эмоциональная, правильная, доступная им речь учителя.
Ученики младших классов с большим интересом слушают рассказ, если при этом им демонстрируются картинки, рисунки и т.д. Большой интерес у них вызывает аудирование известных им сказок со зрительной опорой на иллюстрации.
Одним из методических приемов, повышающих активность слухового восприятия детей на начальном этапе является диалог учителя с куклой, выполняющей различные действия. Такой прием помогает закрепить в устной речи материал, содержащий изученную на уроке лексику, грамматику, речевые структуры. Большой интерес вызывают задания на отгадывание описываемого в рассказе лица (предмета, комнаты, мебели), выполнение распоряжений учителя, раскладывание рисунков в нужной последовательности и так далее.
Для младших школьников очень высока оценка учителем их деятельности, в основе которой общее положительное отношение к каждому ученику как к личности,
По мере взросления учеников от класса к классу, тексты для аудирования усложняются и становятся все более проблемными и актуальными. Задания по аудированию тоже варьируются в большом объеме. К числу заданий стимулирующих речемыслительную активность можно отнести следующие:
- скажите, что показалось вам самым важным и интересным в прослушанном тексте, и объясните свое мнение;
- объясните почему вы одобряете или не одобряете действия главного героя;
- подумайте как бы вы закончили рассказ и так далее.
С аудированием связан другой вид рецептивной деятельности – чтение.
В организации чтения на начальном этапе необходимо отрабатывать артикуляцию, которая определяет качество чтения. Работа над фонетической отработкой текста сочетается с переводом незнакомых слов, объяснением грамматических явлений, переводом наиболее сложных предложений текста.
В организации выразительного чтения можно использовать:
1) Интонационную разметку (т.е. поставить ударения, разделить на синтагмы, указать мелодику. Цель такой работы - подготовить детей к осознанной имитации..
2) Парное обращенное чтение, которое направлено на развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу.
3) Контрольное индивидуальное чтение вслух.
При чтении вслух важно следить за эмоциональностью и выразительностью. Для этого следует давать учащимся специальные задания типа: представь себе, что ты посылаешь звуковое письмо другу- в котором рассказываешь о...; найди и прочитай предложения в которых говорится о...; найди ответы на вопросы и прочитай их.
При переходе от чтения вслух к чтению про себя можно давать различные задания поискового и описательного характера.
Исключительное значение имеет использование описательных форм работы над текстом в учебной деятельности. На заключительном этапе работы над лексическим материалом они позволяют создать ситуацию, которая даст возможность “превратить” действие в операцию, а следовательно, в умение и навык. Ученик должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого им самим должен быть найден выход.
Описательные формы работы над текстом имеют преимущества перед простым пересказом, так как они позволяют создать у учеников заранее некоторые общие установки на понимание текста. Продуктивность понимания содержания текста определяется характером возникающей у читающего направленности внимания. Спонтанная направленность внимания на содержание текста не всегда способна обеспечить его глубокое понимание. Задача пересказать текст, часто создает направленность на языковую форму: учащиеся пытаются дословно запомнить текст и не вникают в его суть. Поэтому нужна специальная установка на понимание текста. Помочь лучше понять текст, заинтересовать учащихся работой с ним помогает вводное слово учителя, четкая целевая установка, а также подготовительные задания и упражнения: составление предложения из набора слов, заполнить пропуски в предложениях по смыслу.
Повторное чтение, если возникает в этом необходимость, сопровождается заданиями занимательного, игрового характера: кто быстрее найдет в тексте предложения о...; кто лучше ответит на вопрос по содержанию прочитанного и т.д. В качестве коллективных видов работы над текстом можно использовать: составление плана прочитанного текста, обсуждение главных действующих лиц и событий, уточнение отдельных деталей и обстоятельств, перевод наиболее трудных предложений и абзацев, драматических диалогов.
В рамках продуктивных видов деятельности говорение является сложным и многогранным процессом, позволяющим осуществлять устное общение.
Именно мысль является предметом говорения как вида речевой деятельности. Мыслительное содержание и стимулирует ученика к высказыванию.
Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями. В выборе форм и методов организации речевой деятельности должны учитываться рекомендации психологов, в соответствии с которыми процесс овладения иностранным языком следует включать в другие виды деятельности, которые являются ведущими для данного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения»
Опыт работы по проблеме: "Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения"...
Разработка урока по русскому языку в 4 классе в рамках развивающего обучения "Роль имен прилагательных в речи".
Урок разработан в рамках педагогического эксперимента по внедрению и освоению СОТ на уроках русского языка в 4 классе....
Урок русского языка в 1 классе на тему: "Имена собственные" в рамках развивающего обучения Л.В.Занкова.
Дети научатся отличать и находить имена собственные среди других слов и правильно их писать....
Сценарий внеклассного мероприятия ,связанного с обучением иностранному языку и направленного на формирование новых образовательных ресурсов.(по сказке Теремок-внеурочная деятельность )
Сегодня многие педагоги знакомы с технологией проектного обучения ,но боятся ее применять.Данный проект представляет собой этапы работы со сказкой во время внеурочной деятельности в начальной шк...
Творческая разработка Игра, как основной вид деятельности при обучении иностранному языку в начальной школе
В настоящее время современные педагогические технологии все больше признают игру, как наиболее оптимальный метод приобретения умений и навыков в определенных сферах человеческой деятельности. Таким об...
Проектная деятельность в обучении иностранному языку .
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у де...
«Игровые технологии, как средство стимулирования речемыслительной деятельности обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья»
Данная консультация предназначена для педагогов начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ....