Разработка урока по русскому языку в 4 классе в рамках развивающего обучения "Роль имен прилагательных в речи".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Демидова Вера Петровна

Урок разработан в рамках педагогического эксперимента по внедрению и освоению  СОТ на уроках русского языка в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

учителя начальных классов МБУ гимназии № 35 г. о. Тольятти

Демидовой Веры Петровны.

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема:  Роль имен прилагательных в речи.

Цели урока:

        

Образовательные:  формировать у учащихся знания о роли прилагательных в речи, умение употреблять в речи имена прилагательные,  умение создавать текст-описание, обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:  развивать память, наблюдательность, образное мышление; формировать умение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать  (как приемы мыслительной деятельности), потребность создавать собственные тексты-описания; умение ориентироваться в ситуации общения; учить распределять внимание во время слушания,  развивать творческие способности и актерское мастерство.

Воспитательные: воспитывать у младших школьников вдумчивое отношение  к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством; воспитывать чувство ответственности за свой труд,  умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;  помочь учащимся увидеть результаты своего труда; прививать навыки аккуратности в работе.

 Тип урока:      комбинированный.

 Оборудование:  

  1. Мультимедийный  проектор для видеослайдов.
  2. Аудиозапись для работы с текстом.
  1. Карточки с дидактическим материалом для групповой работы.
  2. Таблички для составления схемы-опоры на доске,
  3. Музыкальные отрывки из сборника «Шедевры инструментальной музыки».

Современные образовательные технологии, используемые на уроке:

  1. Технология развивающего обучения (по системе Л.В.Занкова)
  2. Здоровьесюерегающие технологии В.Ф.Базарного
  3. Информационно-коммуникационные технологии.
  4. Технология проблемного обучения.
  5.  Игровые технологии.

Х о д   у р о к а.

1.  Организационный момент . Слово учителя. Дыхательная гимнастика.

-    Здравствуйте, ребята!

-    А что обозначает слово «здравствуйте»? ( Этим словом мы начинаем день,   приветствуем

     своих близких, знакомых, желая им здоровья, долгих лет жизни.) 

-    Повернитесь друг к другу и пожелайте радости и успешной работы на уроке.

-    А теперь, друзья, дыхательная гимнастика.    

    (Сделаем  три коротких  вдоха, на 2-3 сек  задержим дыхание и долгий выдох.

     Повторить 2 раза.)

         

2.  Слово учителя. Определение темы и задач урока.

-    Ребята, на предыдущем уроке  мы не ответили на один важный

     вопрос. А между тем, ответ будет необходим при работе над сочинением, изложением,

     другими видами творческих работ, то есть для развития нашей речи.

-   Прочитайте тему урока:

-   Наша задача сегодня на уроке, понять, какую роль играют имена прилагательные в    

    нашей речи,  научиться использовать их в своей речи.

3.   Проблемная учебная ситуация. Работа с схемой-опорой.

-     С какими типами текстов мы познакомились?  

-     Что собой представляет повествование?  

-     Что собой представляет описание?

-     Взгляните на схему-опору, которая поможет нам различать типы текстов.

-     Исправьте ошибки в схеме.

      (На доске  перепутанная схема-опора.)

                         

           Текст-повествование                                                                                                    Текст-описание

                                                                                             

         

   

-     Какова цель текста-повествования?  ( Сообщить о развивающихся действиях и   их  завершении.)

-     А какова цель текста-описания? ( Описание дается для того, чтобы читатель /слушатель/

          видел предмет  описания, представил его.)

-     Какая часть речи помогает увидеть, представить предмет в тексте-описании?  

-     Какова роль имен прилагательных в тексте – описании?

   

Видеослайд  1

     

4.   Инсценирование по мотивам комедии Д.И. Фонвизина  «Недоросль». Открытие

       нового на основе знакомого.

           (Действующие лица:  Митрофанушка и учитель. Сидящий на задней парте «Митрофан»

            начитает возиться и шуметь.)

    -      Мы с вами говорим о прилагательном. А что мы о нем знаем?         

               

               

       М-н    -  Надоело мне уже всё!  Устал!  Я и так уже много из грамматики   знаю!

         Уч.    -  Здравствуйте!  Кто вы?   Представьтесь.

       М-н    -  Зовут меня Митрофаном.  Я главный герой комедии Дениса Ивановича

                      Фонвизина  «Недоросль».  А что означает это слово не знаю!

                                                                                                                 Видеослайд 2

       Уч.     -    Ребята, а из вас кто-нибудь знает?    ( Варианты детей.) 

                 -    Скажи, Митрофанушка, а что знаешь из грамматики?

      М-н   -     (чешет лоб) – Да много! Существительна да прилагательна. Во!

                       (важно   поднимает  палец )

      Уч.     -     Интересно! А дверь, например, это существительное или прилагательное?

      М-н   -     (с умным видом , важно)  - Дверь?  Котора   дверь?

      Уч.     -     Вот  эта.

      М-н   -     (смотрит внимательно на дверь и машет рукой) –  Эта?  Прилагательна.

      Уч.     -     Это почему же?

      М-н          (поучительным  важным тоном, пальцем водит, помогает себе)

                -      Потому что она приложена к своему месту.  ( Пауза.  С возмущением.)

                -      Вот у чулана  шеста неделя дверь стоит не навешена: так та  покамест  

                       существительна.

      Уч.    -       Ребята, кто согласен с рассуждением Митрофанушки?  ( Никто.)

      М-н   -     Как так? ( С возмущением) – У меня на бумажке так и написано!

                        (Достает записку. Читает.)

                -      На латыни термин прилагательное звучит так – «нечто подкинутое»,

                       «прибавленное»,  «приложенное». А потому,  как ваша дверь приложена к

                       своему месту, она и будет  прилагательна!  Во!

      Уч.    -      Ребята, кто из вас оспорит мнение нашего гостя?( Рассуждения детей ) – Имена

                       существительные обозначают предметы, явления   природы и отвечают на

                       вопросы кто? что? Поскольку  слово дверь обозначает предмет и отвечает

                       на вопрос  что? – это существительное. Имена прилагательные обозначают

                       признаки  предметов или явлений и отвечают на вопросы какой? какая?

                       какое? какие?  

      Уч.   -       Могут ли прилагательные существовать сами по себе? ( Нет.) 

                    Какую  части речи  они характеризуют  ? ( Существительное.)

  Работа по схеме (устно). Определение главного и зависимого слов.

               

  1. Проблемно-учебный диалог с использованием видеослайдов.

  -   Что же представляет собой имя прилагательное  как часть речи?

  -   В чем его особенность?

 

 Видеослайд 3

                 

   -  Взгляните на видеослайд. Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?

      ( Дети называют признаки и уточняют их примерами. )   Видеослайд 4

      -  Какова роль прилагательных  в речи?

         

           Видеослайд 5

5.   Диктант с комментированием.   Словарно-лексическая работа.  

       Конструирование предложений.

   Задание: 1. Записать по диктовку  имена  прилагательные. 2. Определить  признаки,

  которые они обозначают,  и  записать в скобках  номер признака из таблицы на слайде.    

  3. К каждому прилагательному дописать  подходящее по смыслу существительное.

   

                     (Пример  записи под диктовку.)

 -  Найдите  имя прилагательное  выражающее  отношение к предмету речи.

   Задание:   Придумайте и запишите предложение с  этим прилагательным.                      

 

 -  Проанализируйте лексическое значение слов    мелкие ,  мизерные.

   Задание:  I вариант.  Придумайте и запишите предложение с  прилагательным мелкие.

                 II вариант.  Придумайте и запишите предложение с  прилагательным мизерные.

 

   -  Сделайте вывод.  

6.   Валеопауза  по здоровьесберегающей   системе В.Ф.Базарного. Смена динамических

       поз.                 

       

7.   Анализ и редактирование текста. Групповая работа по карточкам.

-   Мы должны научиться пользоваться  богатством  нашего языка и вдумчиво относиться к

    выбору прилагательных, чтобы не получилось, как у героя рассказа  Игоря Вострякова

    «Прилагательное».

… Васе Синичкину  нужно было вставить в текст подходящие по смыслу  

 прилагательные. Думать ему было лень, и он списал их у своего друга.

За грибами.

   Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У пушистого Мишки

   была   неумытая  корзинка, а у раннего Коли и  продолговатого Вани незнакомые 

   лукошки. Они собирали счастливые  грибы и  перекликались квадратными голосами.

   Вдруг первое небо потемнело,  и пошел вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня

   спрятались под жизнерадостным деревом.

Задание:  определите тип текста и отредактируйте его. Каждая группа получает карточку с

                   текстом.

       (По окончании работы заслушиваем варианты текстов, выбираем наиболее

удачные. )

8.  Валеопауза  по здоровьесберегающей   системе В.Ф.Базарного.

     

                          а ) Упражнения  на ковриках для коррекции плоскостопия.

     б) Точечный массаж:

Под надбровною дугою нежно водим мы рукою.

Раз и два, раз и два, не болела б голова.

Точку мы найдём за ухом и улучшим орган слуха.

Растираем чуть пониже, осторожней и потише,

Ямку гормональную, точку простывальную.

                Сам себя я излечу, если только захочу.

9.   Работа с текстом с использованием  видеослайда  и   аудиозаписи.

-       Послушайте два текста. (На партах у каждого карточки с текстами. Включаю аудиозапись.)

  1. Наступает весна.   Под лучами солнца тает снег.   Журчат ручейки.   Воздух наполняется запахами.

  1. Наступает долгожданная весна. Под горячими лучами ласкового солнца  тает последний снег. Журчат говорливые ручейки.  Воздух наполняется     нежными   цветочными  запахами.

-     О чем оба текста? Определите тему и тип текста.  ( О весне., текст-описание) 

-     Можно ли считать эти  тексты одинаковыми?  ( Нет.)

-     Чем отличается второй текст от первого?   ( Наличие прилагательных.)

-     В каком тексте вы почувствовали отношение автора к происходящему?    

-     Какие чувства у вас возникли?    

-     Какую роль сыграли во втором тексте прилагательные?  ( Они помогли  слушателям увидеть и

         почувствовать красоту природы.)

   Видеослайд 6

10.  Работа по созданию текста с использованием прилагательных.

     

  1.   Звучит музыка  «Шедевры инструментальной  музыки».

       2)   Видеослайд  7   «Зимние  и  весенние  пейзажи».

       3)   Слово учителя.

-     Каждый мастер вдохновенно творит свое произведение своим оружием. Для

       художника – это кисть. Для писателя – это слово. Посмотрите на творения

       мастеров кисти.   Что они изображают?  Что воспевают?

  1.   Устное рисование с использованием прилагательных

                                                   

   

     5)   Самостоятельная работа. Сочинение – описание «Снег»

-     Давайте попробуем  и мы стать мастерами  слова, опишем зимний снег и

      весенний снег.   Работаем по вариантам ( по карточкам)

     I  вариант – выбирает прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

     II вариант – выбирает прилагательные, которые помогут описать весенний  снег.

     6)    Чтение и коллективное обсуждение сочинений.

             

  1.  Валеопауза  по здоровьесберегающей системе обучения Базарного В.Ф.    

             Упражнения  на офтальмотренажере.

       (Звучит тихая музыка)

-      А теперь положите голову на руки, лягте на парту, закройте глаза,

       отдыхаем.

-      Подняли головки,  улыбнулись, сымитировали умывание лица. Глаза

       широко открыли, зажмурили ( 2 раза).  

12.  Рефлексия. Оценка деятельности учащихся. Подведение итогов.

-    Ребята, как бы вы сейчас ответили ли на важный вопрос, заданный в начале урока:  

      Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

Видеослайд 8

     

       

-  Важная роль принадлежит прилагательным в нашей речи: они словно

«озаряют» предметы со всех сторон, помогают полнее раскрыть их отличительные свойства. Придают описанию образность, яркость, передают настроение автора. В художественных текстах часто используются прилагательные-синонимы,  прилагательные – антонимы, что помогает добиться выразительности и образности нашей речи. В старших классах вы узнаете, что прилагательные широко используются при создании портретных характеристик  героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Мы должны научиться пользоваться этим богатством и вдумчиво относиться к выбору прилагательных.

13.  Домашнее задание.   

  1. Описать любимую игрушку.                  

      -     Спасибо всем.  Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»

Конспект урока по русскому языку . 2 класс.ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, тема: Общие сведения об имени прилагательном.

Цели:Образовательная: активизировать знания об имени прилагательном как части речи; показать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные;Развивающая: развивать умения отличать имена прилагатель...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "

Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть  грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.

Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- закрепление у учащихся  знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:- знать значение термина «прилагательное»;- уметь отличать прилагат...

Открытый урок русского языка 3 класс. Тема:"Значение и употребление имен прилагательных в речи"

Данный урок познакомит детей с ролью имен прилагательных в речи....

Разработка урока по русскому языку по теме "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа"

Разработка представляет собой конспект урока с использованием ИКТ. На уроке осуществляется межличностный контакт, создается комфортная психологическая атмосфера. Учащиеся учатся правильно писать оконч...