Разработка урока по русскому языку в 4 классе в рамках развивающего обучения "Роль имен прилагательных в речи".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок разработан в рамках педагогического эксперимента по внедрению и освоению СОТ на уроках русского языка в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 4 классе "Роль имен прилагательных в речи" | 724 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА
учителя начальных классов МБУ гимназии № 35 г. о. Тольятти
Демидовой Веры Петровны.
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: Роль имен прилагательных в речи.
Цели урока:
Образовательные: формировать у учащихся знания о роли прилагательных в речи, умение употреблять в речи имена прилагательные, умение создавать текст-описание, обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать память, наблюдательность, образное мышление; формировать умение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать (как приемы мыслительной деятельности), потребность создавать собственные тексты-описания; умение ориентироваться в ситуации общения; учить распределять внимание во время слушания, развивать творческие способности и актерское мастерство.
Воспитательные: воспитывать у младших школьников вдумчивое отношение к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством; воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками; помочь учащимся увидеть результаты своего труда; прививать навыки аккуратности в работе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор для видеослайдов.
- Аудиозапись для работы с текстом.
- Карточки с дидактическим материалом для групповой работы.
- Таблички для составления схемы-опоры на доске,
- Музыкальные отрывки из сборника «Шедевры инструментальной музыки».
Современные образовательные технологии, используемые на уроке:
- Технология развивающего обучения (по системе Л.В.Занкова)
- Здоровьесюерегающие технологии В.Ф.Базарного
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Технология проблемного обучения.
- Игровые технологии.
Х о д у р о к а.
1. Организационный момент . Слово учителя. Дыхательная гимнастика.
- Здравствуйте, ребята!
- А что обозначает слово «здравствуйте»? ( Этим словом мы начинаем день, приветствуем
своих близких, знакомых, желая им здоровья, долгих лет жизни.)
- Повернитесь друг к другу и пожелайте радости и успешной работы на уроке.
- А теперь, друзья, дыхательная гимнастика.
(Сделаем три коротких вдоха, на 2-3 сек задержим дыхание и долгий выдох.
Повторить 2 раза.)
2. Слово учителя. Определение темы и задач урока.
- Ребята, на предыдущем уроке мы не ответили на один важный
вопрос. А между тем, ответ будет необходим при работе над сочинением, изложением,
другими видами творческих работ, то есть для развития нашей речи.
- Прочитайте тему урока:
- Наша задача сегодня на уроке, понять, какую роль играют имена прилагательные в
нашей речи, научиться использовать их в своей речи.
3. Проблемная учебная ситуация. Работа с схемой-опорой.
- С какими типами текстов мы познакомились?
- Что собой представляет повествование?
- Что собой представляет описание?
- Взгляните на схему-опору, которая поможет нам различать типы текстов.
- Исправьте ошибки в схеме.
(На доске перепутанная схема-опора.)
Текст-повествование Текст-описание
- Какова цель текста-повествования? ( Сообщить о развивающихся действиях и их завершении.)
- А какова цель текста-описания? ( Описание дается для того, чтобы читатель /слушатель/
видел предмет описания, представил его.)
- Какая часть речи помогает увидеть, представить предмет в тексте-описании?
- Какова роль имен прилагательных в тексте – описании?
Видеослайд 1
4. Инсценирование по мотивам комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Открытие
нового на основе знакомого.
(Действующие лица: Митрофанушка и учитель. Сидящий на задней парте «Митрофан»
начитает возиться и шуметь.)
- Мы с вами говорим о прилагательном. А что мы о нем знаем?
М-н - Надоело мне уже всё! Устал! Я и так уже много из грамматики знаю!
Уч. - Здравствуйте! Кто вы? Представьтесь.
М-н - Зовут меня Митрофаном. Я главный герой комедии Дениса Ивановича
Фонвизина «Недоросль». А что означает это слово не знаю!
Видеослайд 2
Уч. - Ребята, а из вас кто-нибудь знает? ( Варианты детей.)
- Скажи, Митрофанушка, а что знаешь из грамматики?
М-н - (чешет лоб) – Да много! Существительна да прилагательна. Во!
(важно поднимает палец )
Уч. - Интересно! А дверь, например, это существительное или прилагательное?
М-н - (с умным видом , важно) - Дверь? Котора дверь?
Уч. - Вот эта.
М-н - (смотрит внимательно на дверь и машет рукой) – Эта? Прилагательна.
Уч. - Это почему же?
М-н (поучительным важным тоном, пальцем водит, помогает себе)
- Потому что она приложена к своему месту. ( Пауза. С возмущением.)
- Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест
существительна.
Уч. - Ребята, кто согласен с рассуждением Митрофанушки? ( Никто.)
М-н - Как так? ( С возмущением) – У меня на бумажке так и написано!
(Достает записку. Читает.)
- На латыни термин прилагательное звучит так – «нечто подкинутое»,
«прибавленное», «приложенное». А потому, как ваша дверь приложена к
своему месту, она и будет прилагательна! Во!
Уч. - Ребята, кто из вас оспорит мнение нашего гостя?( Рассуждения детей ) – Имена
существительные обозначают предметы, явления природы и отвечают на
вопросы кто? что? Поскольку слово дверь обозначает предмет и отвечает
на вопрос что? – это существительное. Имена прилагательные обозначают
признаки предметов или явлений и отвечают на вопросы какой? какая?
какое? какие?
Уч. - Могут ли прилагательные существовать сами по себе? ( Нет.)
Какую части речи они характеризуют ? ( Существительное.)
Работа по схеме (устно). Определение главного и зависимого слов.
- Проблемно-учебный диалог с использованием видеослайдов.
- Что же представляет собой имя прилагательное как часть речи?
- В чем его особенность?
Видеослайд 3
- Взгляните на видеослайд. Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?
( Дети называют признаки и уточняют их примерами. ) Видеослайд 4
- Какова роль прилагательных в речи?
Видеослайд 5
5. Диктант с комментированием. Словарно-лексическая работа.
Конструирование предложений.
Задание: 1. Записать по диктовку имена прилагательные. 2. Определить признаки,
которые они обозначают, и записать в скобках номер признака из таблицы на слайде.
3. К каждому прилагательному дописать подходящее по смыслу существительное.
(Пример записи под диктовку.)
- Найдите имя прилагательное выражающее отношение к предмету речи.
Задание: Придумайте и запишите предложение с этим прилагательным.
- Проанализируйте лексическое значение слов мелкие , мизерные.
Задание: I вариант. Придумайте и запишите предложение с прилагательным мелкие.
II вариант. Придумайте и запишите предложение с прилагательным мизерные.
- Сделайте вывод.
6. Валеопауза по здоровьесберегающей системе В.Ф.Базарного. Смена динамических
поз.
7. Анализ и редактирование текста. Групповая работа по карточкам.
- Мы должны научиться пользоваться богатством нашего языка и вдумчиво относиться к
выбору прилагательных, чтобы не получилось, как у героя рассказа Игоря Вострякова
«Прилагательное».
… Васе Синичкину нужно было вставить в текст подходящие по смыслу
прилагательные. Думать ему было лень, и он списал их у своего друга.
За грибами.
Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У пушистого Мишки
была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые
лукошки. Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами.
Вдруг первое небо потемнело, и пошел вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня
спрятались под жизнерадостным деревом.
Задание: определите тип текста и отредактируйте его. Каждая группа получает карточку с
текстом.
(По окончании работы заслушиваем варианты текстов, выбираем наиболее
удачные. )
8. Валеопауза по здоровьесберегающей системе В.Ф.Базарного.
а ) Упражнения на ковриках для коррекции плоскостопия.
б) Точечный массаж:
Под надбровною дугою нежно водим мы рукою.
Раз и два, раз и два, не болела б голова.
Точку мы найдём за ухом и улучшим орган слуха.
Растираем чуть пониже, осторожней и потише,
Ямку гормональную, точку простывальную.
Сам себя я излечу, если только захочу.
9. Работа с текстом с использованием видеослайда и аудиозаписи.
- Послушайте два текста. (На партах у каждого карточки с текстами. Включаю аудиозапись.)
- Наступает весна. Под лучами солнца тает снег. Журчат ручейки. Воздух наполняется запахами.
- Наступает долгожданная весна. Под горячими лучами ласкового солнца тает последний снег. Журчат говорливые ручейки. Воздух наполняется нежными цветочными запахами.
- О чем оба текста? Определите тему и тип текста. ( О весне., текст-описание)
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? ( Нет.)
- Чем отличается второй текст от первого? ( Наличие прилагательных.)
- В каком тексте вы почувствовали отношение автора к происходящему?
- Какие чувства у вас возникли?
- Какую роль сыграли во втором тексте прилагательные? ( Они помогли слушателям увидеть и
почувствовать красоту природы.)
Видеослайд 6
10. Работа по созданию текста с использованием прилагательных.
- Звучит музыка «Шедевры инструментальной музыки».
2) Видеослайд 7 «Зимние и весенние пейзажи».
3) Слово учителя.
- Каждый мастер вдохновенно творит свое произведение своим оружием. Для
художника – это кисть. Для писателя – это слово. Посмотрите на творения
мастеров кисти. Что они изображают? Что воспевают?
- Устное рисование с использованием прилагательных
5) Самостоятельная работа. Сочинение – описание «Снег»
- Давайте попробуем и мы стать мастерами слова, опишем зимний снег и
весенний снег. Работаем по вариантам ( по карточкам)
I вариант – выбирает прилагательные, которые помогут описать зимний снег.
II вариант – выбирает прилагательные, которые помогут описать весенний снег.
6) Чтение и коллективное обсуждение сочинений.
- Валеопауза по здоровьесберегающей системе обучения Базарного В.Ф.
Упражнения на офтальмотренажере.
(Звучит тихая музыка)
- А теперь положите голову на руки, лягте на парту, закройте глаза,
отдыхаем.
- Подняли головки, улыбнулись, сымитировали умывание лица. Глаза
широко открыли, зажмурили ( 2 раза).
12. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся. Подведение итогов.
- Ребята, как бы вы сейчас ответили ли на важный вопрос, заданный в начале урока:
Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
Видеослайд 8
- Важная роль принадлежит прилагательным в нашей речи: они словно
«озаряют» предметы со всех сторон, помогают полнее раскрыть их отличительные свойства. Придают описанию образность, яркость, передают настроение автора. В художественных текстах часто используются прилагательные-синонимы, прилагательные – антонимы, что помогает добиться выразительности и образности нашей речи. В старших классах вы узнаете, что прилагательные широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Мы должны научиться пользоваться этим богатством и вдумчиво относиться к выбору прилагательных.
13. Домашнее задание.
- Описать любимую игрушку.
- Спасибо всем. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»
Конспект урока по русскому языку . 2 класс.ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»...
Конспект урока по русскому языку 3 класс, тема: Общие сведения об имени прилагательном.
Цели:Образовательная: активизировать знания об имени прилагательном как части речи; показать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные;Развивающая: развивать умения отличать имена прилагатель...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "
Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.
Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....
Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- закрепление у учащихся знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:- знать значение термина «прилагательное»;- уметь отличать прилагат...
Открытый урок русского языка 3 класс. Тема:"Значение и употребление имен прилагательных в речи"
Данный урок познакомит детей с ролью имен прилагательных в речи....
Разработка урока по русскому языку по теме "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа"
Разработка представляет собой конспект урока с использованием ИКТ. На уроке осуществляется межличностный контакт, создается комфортная психологическая атмосфера. Учащиеся учатся правильно писать оконч...