Самостоятельное чтение на уроках английского языка
методическая разработка по иностранному языку (4 класс) на тему

Андреева Наталья Викторовна

Этапы работы по развитию навыка чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnoe_chtenie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение представляет собой одно из важнейших средств человеческого общения и человеческой культуры. В Сборнике нормативных документов дается обязательный минимум образования для начальной школы по иностранным языкам. Раздел Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу обращает внимание на необходимость совершенствовать умения учащихся читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем, ознакомление с доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке. Ценностно- целевым ориентиром данной работы является также приобщение детей к чтению, так как его значение в обществе падает, а чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. В наше время  возрастает обмен информацией между различными странами, а значит, чтение на  иностранном языке является необходимостью для образованного человека. Отсюда тема нашей работы  - «Подбор упражнений для формирования навыков самостоятельного чтения» .. Навык - это действие,  в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений. Навык чтения – это скорость, позволяющая ученику осознавать текст. Естественно при чтении возникает ряд трудностей, влияющих на восприятие речевых сообщений. Отсюда цель работы: подобрать упражнения для устранения трудностей: лексических ( дети не знают значения слова), фонетических (не могут  произнести незнакомое слово), грамматических (не могут выделить смысловое ядро в предложении). Существует много разработок  для овладения навыком самостоятельного чтения, но они не раскрывают содержание  конкретных этапов работы с текстом, Нами была проанализирована литература по проблеме исследования, обозначены факторы, определяющие успешность овладения навыком чтения. По данному вопросу нам близка позиция  Мильруда Р.П. и Гончарова А.А., которые выбрали критерием оценки результатов работы учащихся с текстом следующее: интерес учащихся к чтению художественной литературы, умение находить смысловое ядро в абзаце, умение обоснованно высказать свом мысли о прочитанном, дать читательскую рецензию. Мы также согласны с позицией Вотинова В.А. , который предлагает оценивать знания учащихся : на уровне текста, на уровне абзаца, на уровне предложения.  Наш педагогический замысел заключается в том, что мы подобрали упражнения в зависимости от цели: совершенствовать формирование навыка самостоятельного чтения. При классификации упражнений важную роль для нас сыграли выделенные нами этапы работы с текстом, благодаря которым можно отследить динамику формирования навыка самостоятельного чтения.  В результате  проведенного нами исследования  нам удалось выделить пять  этапов работы с текстом.

      1.  Общее понимание текста.

  1.  Детальное понимание текста.
  2.  Составление плана.
  3. Краткий пересказ.
  4. Высказывание своего отношения к прочитанному.

   При движении от одного этапа к другому мы использовали принцип от простого к сложному. При подборке заданий внутри каждой группы мы руководствовались принципом последовательности. При отборе упражнений нами соблюдались следующие требования:

 - упражнения должны  быть интересными по содержанию,

 - упражнения должны быть образцовыми по языку,

 - упражнения должны выполняться от простых к сложным.

                                 1 группа упражнений (на общее понимание текста):

  1. Прочитай отрывок. О чем текст?
  2. Выбери наиболее подходящий заголовок из предложенных.
  3. Из трех картинок выбери наиболее подходящую. Почему?
  4. Из предложенных мелодий выбери подходящую. Почему?
  5. Расставь картинки в правильном порядке.
  6. Озаглавь сам.

                           2 группа  упражнений (на детальное понимание текста):

  1. Подбери предложение к картинке.
  2. Послушайте и закончите предложение словами из текста.
  3. Послушайте отрывок из трех предложений текста. Укажите какое слово не соответствует тексту.
  4. Соотнеси слова и транскрипцию
  5. Кто главный герой в произведении?
  6.    Найди ключевые слова в тексте.
  7. В предложение вставь пропущенное слово.
  8. Ответь на вопросы: кто, что, где, как, почему.

        

                 3 группа упражнений  (на составление плана):

                1.  Определение и выбор важных смысловых предложений в тексте

                 2. Сцены.  Места действий.

  1. Напиши опорные предложения (имена героев и действий).
  2. Найди подлежащее и сказуемое в предложениях

5.   Назови последовательность действий героев.

4 группа упражнений (на краткий пересказ):

  1. Восстанови в памяти последовательность действий героев.
  2. Вспомни опорные слова.
  3. Перескажи произведение с опорой на план.

5 группа упражнений (на выражение своего отношения к прочитанному):

  1. Кто понравился? Почему?
  2. Опиши главного героя.
  3. Составь загадку.
  4. Придумай собственный диалог.
  5. Напиши главному герою.

        

        Упражнения в каждой группе расположены нами в порядке усложнения речевого материала, что дает возможность каждому ребенку выполнить задания,  соответствующие его собственному уровню сформированности навыка чтения и раскрывает его ближайшие перспективы развития. Большая часть упражнений предназначена для самостоятельной работы в классе, но можно использовать их для коллективной работы или  в качестве домашних заданий.

Также нами разработаны показатели сформированности навыка чтения:

  1. Расширение словарного запаса
  2. Умение установить причинно – следственные связи между отдельными предложениями
  3. Умение находить смысловое ядро в абзаце
  4. Умение составить план
  5. Преодоление речевой робости
  6. Повышение культуры речи в сфере родного язык
  7. Умение применять полученный опыт в реальной жизни

     

 Результативность нашей деятельности проявилась в том, что часть учеников смогла составить   краткий  пересказ прочитанного, а отдельные ученики смогли выразить свое отношение к прочитанному, мы добились следующих результатов: в первом полугодии 2008-2009 года 25% детей могли выполнить упражнения пятой группы, в то время, как на начало учебного года только 15% учеников могли справиться с этим видом работы.

          Применяя данную подборку заданий мы убедились в том , что деятельность детей на уроках активизируется, повышается интерес к овладению языком , обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, отмечается повышение уровня культуры речи. Упражнения способствуют успешному формированию навыков самостоятельного чтения, развивают восприятие, внимание, воображение, готовят ребенка  к дальнейшему обучению.

           Предлагаемые задания и упражнения органично включаются  в учебный процесс, а также могут быть использованы в дополнительном образовании детей для создания особого эмоционального настроя, способствующего развитию интереса к изучению английского языка.

           Данная подборка заданий может оказать методическую помощь начинающему учителю.  

                       

   

Государственное образовательное учреждение «Новгородский региональный центр развития образования»

Кафедра общей и педагогической акмеологии

Выпускная работа:

«Критериальный анализ творческой педагогической деятельности»

Тема:

«Подбор упражнений для формирования навыков самостоятельного чтения»

Выполнила :

Андреева Н.В.

Учитель английского языка

Школа № 33.

Руководитель:

Филиппова Любовь Алексеевна

кандидат педагогических наук

доцент кафедры акмеологии

Великий Новгород

                                                                         

                                                                           2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода на примере начальной школы.

Творческий отчет о работе учителя по теме самообразования "Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компе...

Использование новых приемов чтения на уроке английского языка по теме “Travelling”

Использование новых приемов чтения на уроке английского языка....

Методическая разработка "Обучение чтению на уроках английского языка с использованием цифровых образовательных и интернет ресурсов."

Данная работа раскрывает проблему обучения чтению на английском языке в начальной школе, а так же предлагает пути решения этой проблемы с помощью цифровых образовательных ресурсов и электронных прилож...

"Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе"

Чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо....

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Организация самостоятельной работы на уроке английского языка является одним из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности уч-ся....

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Любови Валерьевны

Приемы и методы работы над чтением на уроках английского языка в начальной школеучителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.ТомскаВойцеховской Любови Валерьевны...