Методы развития коммуникативной компетентности учащихся ( в системе ФГОС) на уроках английского языка.
учебно-методический материал по иностранному языку (4 класс) по теме
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является идея не только формирования новых знаний, но и развитие умений в их самостоятельном приобретении и развитие умения применять эти знания на практике. Поэтому целью современной школы становится формирование различных компетенций учащихся, а именно метапредметных, предметных и личностных. Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Как выучить иностранный язык быстро и увлекательно?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы развития коммуникативной компетентности учащихся ( в системе ФГОС) на уроках английского языка.
В системе ФГОС иностранному языку отводится важная роль – он необходим для подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира, ведь он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию разнообразных положительных качеств современного человека. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является идея не только формирования новых знаний, но и развитие умений в их самостоятельном приобретении и развитие умения применять эти знания на практике. Поэтому целью современной школы становится формирование различных компетенций учащихся, а именно метапредметных, предметных и личностных.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора.
Становится понятным, что для организации речевого общения необходимо иметь достаточный словарный запас. Сколько слов может ученик запомнить за один урок? А сколько может выучить за один день, не разочаровавшись в механическом заучивании? Ответы на эти вопросы заставляют учителя искать новые приемы и методы, позволяющие сделать процесс обучения эффективным и интересным. Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Как выучить иностранный язык быстро и увлекательно?
Этой теме посвящается труд многих педагогов и методистов, желающих улучшить эффективность известных методик, создать новые, использующие все резервы нашей памяти. Предполагается, что наш мозг осуществляет мыслительный процесс ( мы думаем), но выражение мыслей в форме слов ( мы говорим) происходит механически, без специальных сознательных усилий. То есть, правильная беглая речь на любом языке – не слова, которые мы « вспомнили» для того, чтобы что-то сказать, а подсознательный, не зависящий от памяти процесс. То есть, нам необходимо сформировать автоматическую связь между образом или ситуацией и английским словом или выражением ( ОБРАЗ - СЛОВО).
Единственный вид памяти, участвующий в процессе освоения иностранного языка по этому методу – ассоциативный. Именно он позволяет увеличить пропускную способность памяти в разы: так, вместо 15-20 слов за одно занятие объем запоминаемых слов можно увеличить в 2,3 и более раз.
Итак, что это за метод, а точнее методы? Специалисты относят эти методики к мнемотехнике и эйдотехнике. Я остановлюсь на некоторых из них, которые оказались очень полезными в моей работе.
- Метод ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ. Его суть- в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Например, при изучении темы «Человек» вводится лексика:
- BODY (тело) – ему созвучно слово БОДрость;
- HEAD (голова) – ему созвучно слово ХОД;
- HAND (рука) - ему созвучно слово ХОНДА;
- LEG (нога) – ему созвучно слово ЛЕГО;
- CHEST ( грудь) – ему созвучно слово ЧЕСТЬ, и т.д.
В данном случае необходимо подбирать ассоциацию именно к словесному звучанию.
- Метод « оживления» развивает фантазию, образное мышление. Учащимся приходится придумывать интересный рассказ, связывающий созвучные слова и перевод иностранных слов, но и уметь представлять этот рассказ в зрительных образах. Так при изучении темы « Природа» к слову
- SEA (море)- учащийся должен представить себя несущимся по СИнему морю;
- LAKE (озеро) – представляет, что бесконечно поливает из лейки озерной водой;
- RIVER (река) - слышит, как РЕВет горная река под окном и мешает спать…;
- MOUNTAIN (гора) – видит, как МАНТия тумана покрыла горы, и он заблудился;
- FOREST (лес) – идут в лес для сбора хВОРОСТа, а это тяжело и т. д.
Создавая сюжеты, дети должны использовать в них побольше активных действий, иногда увеличивать размеры различных предметов, придумывайть ситуации с полным отсутствием логики. Подобный способ выстраивания ассоциаций, как ни странно, является наиболее эффективным.
3. Метод Соощущений позволяет усилить представления. Представляя картинку, учащиеся чувствуют напряжение мышц, тактильные ощущения, и т.п. Так, при запоминании лексики по теме « Неправильные глаголы», а именно
begin-began-begun – ( начинать)- ученик представляет, что он БЕГУН, который должен бежать марафон;
grow- grew- grown – (выращивать) – ученик представляет, что он аГРОном, выращивающий овощи;
eat- ate- eaten – (есть, кушать) – ученик представляет, как он в кафе ест огромную Итальянскую пиццу;
catch – caught- caught – ( ловить ) – ученик представляет, как он активно ловит КОТа; ит.д.
- Метод « вхождения». Его задача – «войти» внутрь представляемой картинки, рассказа. Так, при запоминании слова « tear» (слеза) ученик представляет себя в тире, слышит выстрелы, держит ружье, при этом не замечает, как исчезает вокруг него комната, в которой он сидит, книга и т.д.
- Метод автобиогафических воспоминаний. В отличие от ассоциаций, рождаемых в фантазии учащихся, этот метод использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, слово «puddle» - (лужа) ученик вспоминает, как в детстве во время игры в лужу ПАДаЛ его мяч или он сам. Слово «teacher»- (учитель)- может напомнить, как учитель ТЫЧЕТ ошибками в тетради и т.д.
Данные методики являются простой и высокоэффективной системой развития зрительной памяти, легко доступны для учащихся от 2-го до 11-го класса.
В результате такой работы непременно будут достигнуты положительные результаты в обучении английскому языку: активизируется и обогащается лексико-грамматический запас слов; обучающиеся становятся более свободными, раскрепощенными в общении; появляются взаимопонимания и взаимодействия, чему способствовал английский язык как средство общения. Названные методики позволяют поддерживать у ученика чувство успеха, развивают положительные эмоции. Обеспечивая оптимальные возможности и условия для реализации интеллектуального потенциала, эта система убедительно подтверждает справедливость сформулированного в психологии принципа ведущей роли обучения в развитии человека. Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Названные методики преподавания, на наш взгляд, позволяют выполнить главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками: общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".
Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....
Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида
Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-140292-1357841463.jpg)
Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".
В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".Это...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175977-1357834985.jpg)
Развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Программа развития классного коллектива "Цветок Дружбы"...
статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".
статья по методической теме...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-354795-1385467134.jpg)
Развитие коммуникативной компетентности учащихся
Дети 6–10 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время именно дошкольный и мл...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-893899-1486994912.jpg)
Несоответствие уровня развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка (английский язык) требованиям ФГОС ООП.
Игровые технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС. Цели, задачи, пути решения....