Функция учебника как методическое понятие
статья по иностранному языку на тему

Соколова Лариса Юрьевна

«Функция учебника как методическое понятие

(на материале УМК «Английский в школе»

для начальной школы)»

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

1. Введение………………………………………………………………….….3

2. Учебник – главный инструмент……………………………………………4

3. Содержание и цели на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight):Английский язык для начальной школы (2-4 классы)………..…7

4. Заключение…………………………………………………………………..9

5. Список использованной литературы……………………………..……….10

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rreferat_funktsiya_uchebnika.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

«Функция учебника как методическое понятие

(на материале УМК «Английский в школе»

для начальной школы)»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение………………………………………………………………….….3

2. Учебник – главный инструмент……………………………………………4

3. Содержание и цели на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight):Английский язык для начальной школы (2-4 классы)………..…7

4. Заключение…………………………………………………………………..9

5. Список использованной литературы……………………………..……….10

Введение

На сегодняшний день наибольший интерес в развитии отечественной педагогической науки представляет проблема повышения качества образования.  Качество обучения базируется на «компетентностном» подходе к процессу образования и  является одним из основных критериев Европейского образовательного стандарта.

Обучение иностранному языку в начальной школе рассматривается как ступень подготовки к последующему обучению, к становлению системы знаний на более поздних этапах.

Общеизвестно, что качественный учебный процесс невозможен без эффективных учебников. Учебник должен быть грамотно структурирован, удобен в использовании, доступен в понимании и основателен по содержанию и подаче материала. Как следствие, учебник является тем средством, которое служит проводником тех или иных ценностей. Особенно это важно на начальном этапе обучения, когда у учащихся формируются интересы, потребности, ценностные ориентации, а также все виды способностей, включая основные: речевые и познавательные.

Цель работы: определить функцию учебника на материале УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для начальной школы в процессе работы с данным учебным пособием.

Задачи:

  • дать определение учебнику как основному средству для реализации общеобразовательных целей
  • методика работы в начальных классах на примере УМК «Английский в фокусе» авторами которого являются Н. И. Быкова, Дж. Дули, В. Эванс, М. Д. Поспелова.

1. Учебник – главный инструмент

На сегодняшний день перед учителем стоить нелегкий выбор в пользу того многообразия учебных пособий, допущенных к преподаванию в школе. Однако, большинство учебно-методических комплектов, не смотря на всю новизну и современность имеют стандартное наполнение.

Английский язык из учебного предмета преобразовался в базовый элемент современной системы образования, тем самым став неотъемлемым атрибутом в реализации профессиональной личности.

Цели и содержание языкового образования, и как следствие, сам учебник, их реализующий, определяются социальными факторами.  Социальная потребность в изучении английского языка как языка международного общения постоянно растет. Значимым иноязычное образование становится и в начальной школе, где обучение направлено в первую очередь на развитие у учащегося коммуникативной компетенции, психологической адаптации, чтобы в дальнейшем сформировать способности и потребности к общению на иностранном языке, тем самым помочь преодолеть психологический барьер в использовании иностранного языка как средства коммуникации.

Иностранный язык в  число предметов филологического цикла, тем самым формирует коммуникативную культуру школьника,  способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора  и воспитанию его чувств и эмоций. Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках – это важнейшая задача современной школы, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.

Таким образом, учебник английского языка для младших классов должен в первую очередь нести в себе воспитательную и развивающую функции.

Будь то учебник или УМК иностранного языка- это, в первую очередь, учебник, освоение содержания которого вносит вклад в культурное, когнитивное, эмоциональное и речевое развитие личности у школьников младших классов. При изучении иностранного языка по УМК «Английский в фокусе»учащиеся знакомятся со странами-носителями этого языка, с культурой народов, их населяющих, их историей, искусством, литературой, традициями. При этом учителю необходимо воспитывать толерантное отношение учащихся к культуре других стран и её представителям.

Нельзя оставлять без внимания и компонентный состав учебно-методического комплекта для начальной школы. На мой взгляд, следует уделять особое внимания рабочим тетрадям в УМК, так как формирование умений письменной речи на иностранном языке в начальной школе является самостоятельной, поэтому пособие должно обеспечить не только тренировку лексических и грамматических навыков межкультурного общения, но способность формировать умение к самостоятельной письменной речи. УМК «Английский в фокусе» полностью отвечает требованиям, так как  предусматривает такие виды работ как написать небольшой рассказ, открытку, сообщение на заданную тему. Таким образом, на ранних этапах моделируемый с помощью данного УМК процесс обучения иностранному языку закладывает необходимые основы для последующего выхода в реальное общение на неродном языке. Для школьников младшего возраста это общение может стать реальным именно с использованием письменной формы коммуникации.

Необходимым компонентом УМК для начальной школы российский вариант Европейского Языкового Портфеля. В УМК «Английский в фокусе» данный ЕЯП также предусмотрен, использование которого в воспитательно-учебном процессе формирует качества и способности маленьких учеников, необходимые для взаимодействия с представителями других культур.  Тем самым, повышается мотивация ученика в изучении неродного языка, возможность осознать ценность межкультурного общения  будь он в классе, в школе, в стране или за её пределами.

Таким образом, успех изучения иностранного языка напрямую зависит от того, насколько удачно и грамотно составлен учебник.

2. Содержание и цели на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight):Английский язык для начальной школы (2-4 классы)

УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) авторами которого являются

Н. И. Быкова, Дж. Дули, В. Эванс, М. Д. Поспелова – совместная продукция российского издательства  «Просвещение»  и британского издательства  “Express Publishing” , где отображены традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку.

 Вся линейка включена в  Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ. УМК по английскому языку Spotlight отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), a также соответствует стандартам Совета Европы.

Обучение иностранному языку невозможно без принципа коммуникативной направленности. Так, на начальном этапе знакомства с неродным языком маленькие ученики попадают в реальные и сказочные ситуации по ряду интересных тем, что обеспечивает активную вовлеченность каждого ученика в процесс общения на иностранном языке.

        Принцип коммуникативной направленности данного УМК

прослеживается также в выборе учебных ситуаций для коммуникативно-

значимого общения учащимися данного возраста: знакомство, мой день

рождения, любимая еда, любимые игрушки, погода, одежда, мои каникулы; в

отборе и организации языкового материала вокруг этих учебных ситуаций ; в

ситуативной обусловленности и приоритете коммуникативно-ориентированных задач, обеспечивающих овладение речевыми умениями в аудировании, говорении, чтении и письме; в создании мотивов и целей общения с помощью сказочных героев.

        Также, УМК «Английский в фокусе» предполагает использование наглядности практически на всех этапах урока. Многообразие форм

работы, организованное с помощью ярких, наглядных средств, обеспечивает

продуктивную, успешную работу на уроке всех учащихся группы/класса.

Далее в УМК существует большое количество ситуаций, в которых

данный речевой материал воспроизводится. Затем следуют проблемные

творческие задания, где ученик данный материал применяет для решения

коммуникативной задачи.

Как следствие, УМК «Английский в фокусе» изобилует наглядностью материала, большим количеством реальных и сказочных ситуаций, а также самыми разнообразными творческими заданиями, что, в конечном счете, ведет к прочности усвоения. 

Таким образом, нельзя не отметить, что данный методический комплект способен в полной мере обеспечить организацию учебного процесса на уровне, отвечающем требованиям новых федеральных стандартов на примере реализации основных принципов обучения иностранным языкам.

Заключение

Как показывает опыт, для успешного изучения иностранного языка на начальном этапе обучения важно, чтобы содержание учебника/ УМК было понятно ученикам и направлено на воспитание нравственных качеств.

Цели обучения заявленные в УМК должны в полной мере соответствовать  требованиям программы и государственного стандарта.

Немаловажным фактором является адекватность упражнений. Каждым видом речевой деятельности учащийся может овладеть только благодаря адекватным упражнениям в данном виде речевой деятельности: говорением – через деятельность говорения, чтением – через деятельность чтения.

Важное условие эффективности учебника – его связь с другими компонентами УМК, что обеспечивает системность и целостность процесса обучения.

Материал должен быть отобран и адаптирован в соответствии с возрастом и возможностями учащихся. Система заданий должна позволять учащимся овладеть необходимыми знаниями.

УМК «Английский в фокусе» в полной мере отвечает заявленным требованием, обеспечивает реализацию принципов обучения иностранному языку, способности осуществлять коммуникацию на английском языке. Посильность обучения находит выражение в объеме предлагаемого для

усвоения материала, а также в темпе продвижения от начального знакомства с речевым материалом до овладения им в устной и письменной формах

Список использованной литературы:

1.   Быкова Н.И., Дули Дж., Эванс В., Поспелова М.Д. Английский в фокусе.

Книга для учителя. 2,3,4 классы. – М.: Просвещение, 2010г.

2.   Быкова Н.И., М. Д. Поспелова М. Д. Программы общеобразовательных

учреждений. Английский язык. 2,3,4 классы. – М.: Просвещение, 2010.

3.   Быкова Н.И., Дули Д., М.Д. Поспелова, Эванс В. «Английский в фокусе»

Учебник для 2,3,4 классов. – М.: Express Publishing, Просвещение, 2010.

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – Москва, АСАДЕМА, 2006.

5.  Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – Москва, Просвещение, 1993.

6.   Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – Москва. Просвещение, 1991.

7.   Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на

начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М., 2000г.

8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – Москва, Просвещение. 2006.

9.   Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов

начального общего, основного общего и среднего (полного) образования

(Приложение к приказу Минобразования РФ от 5 марта 2004 года № 1089).

10.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Российской Федерации.- М:./Просвещение, 2011 – 48 с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический анализ как функция управления и деятельность: понятие, сущность, методы и формы.

«Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим»....

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....

Информация об используемых в работе учебниках, учебно - методических комплексах.

Учебно - методический комплекс по программе "Школа 2100"....

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Презентация к выступлению на тему Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Информация об используемых в работе учебниках, учебно-методических комплектах

laquo;Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к ре...