Упражнения для развития познавательной сферы у детей с ЗПР
материал

Касаткина Анастасия Игоревна

5 упражнений для развития познавательной сферы у детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_detey_s_zpr.docx143.71 КБ

Предварительный просмотр:

5 упражнений для развития познавательной сферы детей

Вид ОВЗ: Задержка психического развития

Особенность познавательной сферы у детей данной группы

Название упражнения

Цель упражнения

Содержание упражнения (инструкция)

Необходимый стимульный материал, особенности проведения

Нарушены предметность и структурность восприятия

«Назови фигуру»

Развивать у ученика способность к восприятию геометрических фигур, расположенных в непривычном ракурсе.

Ученику предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур:

- Посмотри на рисунок. Что ты на нём видишь? (геометрические фигуры)

hello_html_af35c54.jpg

Учитель последовательно указывает на фигуры и просит назвать фигуры, которые знает ребенок:

- Я буду указывать тебе на фигуры по очереди, а ты их называй.

Наглядность должна быть индивидуальной.

В случае, если ученик не знает фигуры – можно подсказать ему название:

- Если ты не помнишь название фигуры – скажи мне и я тебе напомню.

Если ребёнок затрудняется назвать фигуру учитель может помочь ему:

- Скажи, а на какую фигуру похожа эта?

Если затруднение не разрешилось – можно попробовать опознать фигуру по её признакам, например:

-Давай посчитаем количество углов в фигуре. Сколько ты посчитал? (три)

- А как называется фигура, у которой три угла? (треугольник)

- Значит, что это за фигура? (треугольник)

Сниженное распределение внимания

«Сосчитай до 20»

Развивать у ученика способность к распределению внимания во время выполнения заданий.

Учитель предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 20, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь»:

- Сейчас я прошу тебя посчитать от одного до двадцати вслух. Но вместо того, чтобы называть число три или числа, которые на него делятся ты должен говорить: «Не собьюсь».

- Я приведу тебе пример: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…».

Данное упражнение лучше проводить наедине с учеником, чтобы у него не создавались дополнительные отвлекающие факторы, и он уделял внимание лишь своему заданию.

Если ребёнок собьётся или допустит ошибку – повторить ему его цель и попросить начать заново.

Недоразвитие кратковременной памяти

«Разноцветная лесенка»

Развивать и тренировать кратковременную память с помощью наглядного материала.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов.

- Внимательно посмотри на карточки и постарайся запомнить последовательность цветов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/10/s_5fd24a41586a7/1590195_1.png

После этого карточки закрываются листом бумаги:

- Закрой глаза и мысленно представь себе, как были расположены карточки.

- Перечисли, как располагались цвета друг за другом.

Затем учитель поднимает лист:

- Давай проверим, правильно ли ты запомнил.

Если ученик не смог правильно запомнить последовательность цветов, учитель предлагает ему ещё раз посмотреть внимательно и вновь повторяет упражнение.

Если ученик несколько раз отлично справляется с заданием - далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

Нарушена мыслительная операция – классификация

Упражнение «Исключение лишнего»

Развивать умение классифицировать предметы по группам, выделять лишнее.

Учитель предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. Ученик, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее:

- Посмотри на карточку.

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

-Прочитай первый ряд слов. Найди общий признак, который объединяет большинство слов. Объясни свой выбор.

- Прочитай второй ряд слов. Найди общий признак, который объединяет большинство слов. Объясни свой выбор.

- Прочитай третий ряд слов. Найди общий признак, который объединяет большинство слов. Объясни свой выбор.

- Прочитай четвёртый ряд слов. Найди общий признак, который объединяет большинство слов. Объясни свой выбор.

Карточка выдаётся лично ученику.

Если ему не удаётся самому назвать общий признак – учитель может помочь ему наводящими вопросами.

Если есть вероятность, что ученик не помнит или не знает, что данные слова значат – учитель должен подготовить картинки, иллюстрирующие эти понятия.

Бедный словарный запас

«Наоборот»

Обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.

Учитель называет слова, а ученик подбирает слова с противоположным значением:

- Сейчас я буду называть тебе слова, а тебе нужно подобрать к ним антонимы, то есть слово обратное по значению.

Например, я говорю слово злой, а ты называешь мне антоним – добрый.

Примерные антонимы:

вежливый – грубый

аккуратный – неряшливый трудолюбивый – ленивый

внимательный – рассеянный.

Если ребёнок не может подобрать антоним к слову, учитель может навести его с помощью вопросов, например:
- Как ты можешь назвать себя, когда тебе ничего не хочется делать?

(ленивой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию познавательной сферы для детей с ЗПР

Программа психологического сопровождения для детей с ЗПР представляет собой комплекс занятий и   упражнений, направленных на развитие познавательной сферы  и мотивации...

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КОМПЛЕКСУПРАЖНЕНИЙ, ИГР  И ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ...

Развитие познавательной сферы детей и подростков с СДВГ

Дети и подростки с гиперактивностью отвлекаются на уроке очень часто. Какие методы использовать, чтобы обучение ребёнка приобретало сиистемный характер, а он учился саморегуляции?...

Игры и упражнения для коррекции и развития познавательной сферы у детей с ОВЗ.

Игры и упражнения для коррекции и развития познавательной сферы у детей с ОВЗ....

Конспект занятия по развитию познавательной сферы детей с ОВЗ: «Животные»

Цель: развитие познавательных процессов: память, внимание.Задачи:Развивать устойчивость, распределение, концентрацию, переключаемость внимания;Развивать краткосрочную зрительную память;Развивать слухо...

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ

Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну геометрических фигур". Направлено на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ (возрастная категория зависит от их психофизических возм...

Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов воз...