Упражнения для развития познавательной сферы у детей с ЗПР
материал
5 упражнений для развития познавательной сферы у детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_detey_s_zpr.docx | 143.71 КБ |
Предварительный просмотр:
5 упражнений для развития познавательной сферы детей
Вид ОВЗ: Задержка психического развития
Особенность познавательной сферы у детей данной группы | Название упражнения | Цель упражнения | Содержание упражнения (инструкция) | Необходимый стимульный материал, особенности проведения |
Нарушены предметность и структурность восприятия | «Назови фигуру» | Развивать у ученика способность к восприятию геометрических фигур, расположенных в непривычном ракурсе. | Ученику предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур: - Посмотри на рисунок. Что ты на нём видишь? (геометрические фигуры) Учитель последовательно указывает на фигуры и просит назвать фигуры, которые знает ребенок: - Я буду указывать тебе на фигуры по очереди, а ты их называй. | Наглядность должна быть индивидуальной. В случае, если ученик не знает фигуры – можно подсказать ему название: - Если ты не помнишь название фигуры – скажи мне и я тебе напомню. Если ребёнок затрудняется назвать фигуру учитель может помочь ему: - Скажи, а на какую фигуру похожа эта? Если затруднение не разрешилось – можно попробовать опознать фигуру по её признакам, например: -Давай посчитаем количество углов в фигуре. Сколько ты посчитал? (три) - А как называется фигура, у которой три угла? (треугольник) - Значит, что это за фигура? (треугольник) |
Сниженное распределение внимания | «Сосчитай до 20» | Развивать у ученика способность к распределению внимания во время выполнения заданий. | Учитель предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 20, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь»: - Сейчас я прошу тебя посчитать от одного до двадцати вслух. Но вместо того, чтобы называть число три или числа, которые на него делятся ты должен говорить: «Не собьюсь». - Я приведу тебе пример: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…». | Данное упражнение лучше проводить наедине с учеником, чтобы у него не создавались дополнительные отвлекающие факторы, и он уделял внимание лишь своему заданию. Если ребёнок собьётся или допустит ошибку – повторить ему его цель и попросить начать заново. |
Недоразвитие кратковременной памяти | «Разноцветная лесенка» | Развивать и тренировать кратковременную память с помощью наглядного материала. | Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. - Внимательно посмотри на карточки и постарайся запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги: - Закрой глаза и мысленно представь себе, как были расположены карточки. - Перечисли, как располагались цвета друг за другом. Затем учитель поднимает лист: - Давай проверим, правильно ли ты запомнил. | Если ученик не смог правильно запомнить последовательность цветов, учитель предлагает ему ещё раз посмотреть внимательно и вновь повторяет упражнение. Если ученик несколько раз отлично справляется с заданием - далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек. |
Нарушена мыслительная операция – классификация | Упражнение «Исключение лишнего» | Развивать умение классифицировать предметы по группам, выделять лишнее. | Учитель предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. Ученик, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее: - Посмотри на карточку. Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка. Ручка, кукла, тетрадь, линейка. Рубашка, туфли, платье, свитер. Стул, диван, табуретка, шкаф. -Прочитай первый ряд слов. Найди общий признак, который объединяет большинство слов. Объясни свой выбор. - Прочитай второй ряд слов. Найди общий признак, который объединяет большинство слов. Объясни свой выбор. - Прочитай третий ряд слов. Найди общий признак, который объединяет большинство слов. Объясни свой выбор. - Прочитай четвёртый ряд слов. Найди общий признак, который объединяет большинство слов. Объясни свой выбор. | Карточка выдаётся лично ученику. Если ему не удаётся самому назвать общий признак – учитель может помочь ему наводящими вопросами. Если есть вероятность, что ученик не помнит или не знает, что данные слова значат – учитель должен подготовить картинки, иллюстрирующие эти понятия. |
Бедный словарный запас | «Наоборот» | Обогащение словарного запаса ребёнка антонимами. | Учитель называет слова, а ученик подбирает слова с противоположным значением: - Сейчас я буду называть тебе слова, а тебе нужно подобрать к ним антонимы, то есть слово обратное по значению. Например, я говорю слово злой, а ты называешь мне антоним – добрый. Примерные антонимы: вежливый – грубый аккуратный – неряшливый трудолюбивый – ленивый внимательный – рассеянный. | Если ребёнок не может подобрать антоним к слову, учитель может навести его с помощью вопросов, например: (ленивой) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию познавательной сферы для детей с ЗПР
Программа психологического сопровождения для детей с ЗПР представляет собой комплекс занятий и упражнений, направленных на развитие познавательной сферы и мотивации...
Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КОМПЛЕКСУПРАЖНЕНИЙ, ИГР И ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ...
Развитие познавательной сферы детей и подростков с СДВГ
Дети и подростки с гиперактивностью отвлекаются на уроке очень часто. Какие методы использовать, чтобы обучение ребёнка приобретало сиистемный характер, а он учился саморегуляции?...
Игры и упражнения для коррекции и развития познавательной сферы у детей с ОВЗ.
Игры и упражнения для коррекции и развития познавательной сферы у детей с ОВЗ....
Конспект занятия по развитию познавательной сферы детей с ОВЗ: «Животные»
Цель: развитие познавательных процессов: память, внимание.Задачи:Развивать устойчивость, распределение, концентрацию, переключаемость внимания;Развивать краткосрочную зрительную память;Развивать слухо...
Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ
Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну геометрических фигур". Направлено на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ (возрастная категория зависит от их психофизических возм...
Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ
Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов воз...