Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка
методическая разработка по иностранному языку по теме
Школа сегодня не может не реагировать на появление нового вектора общественного развития, который ставит перед ней задачу формирования независимой личности, способной к самоопределению, самоорганизации и самореализации, умеющей неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность. Неслучайно президент России Д. А. Медведев в своей стратегической образовательной инициативе « Наша новая школа» выдвинул первоочередную задачу - «создать такие условия обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
“Великая цель образования –
это не знания, а действия”
Герберт Спенсер
1.Актуальность темы
Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений, сам “взрыв информации” приводят к ускорению процесса старения знаний. Отсюда потребность в развитии работника нового типа. Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. · Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, · другие - о воспитании, · третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. "Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись. Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Необходимы становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе. Неслучайно президент России Д. А. Медведев в своей стратегической образовательной инициативе « Наша новая школа» выдвинул первоочередную задачу - «создать такие условия обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача новой школы. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. Традиционный подход к обучению с преобладанием репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов не может решить задач, стоящих перед школой. Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. В настоящее время многие учителя переходят на использование личностно – ориентированных технологий, т. к. они создают условия для позитивного развития способностей учащегося, повышают воспитательный потенциал урока, служат условием для развития личностных качеств. Подлинным образованием становится лишь то, что добывается (приобретается) в процессе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся. Именно поэтому предлагаемый стандарт нацелен на получение учащимися не только предметных образовательных результатов, но и опыта такой деятельности. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это не что иное, как личностные результаты обучения, которые прописаны в стандартах нового поколения.
Я - учитель английского языка и каждый раз составляя план очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:
а) как достичь целей урока;
б) какой учебный материал отобрать, чтобы он был интересен учащимся
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Цель моей работы: развитие и саморазвитие личности обучающихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность на уроках английского языка.
Задачи:
Развить исследовательские навыки учащихся.
Научить применять исследовательские навыки в проектной деятельности.
Привлечь учащихся к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
Способствовать формированию ключевых компетенций школьников
Формировать целостную картину мира, соответствующую современному уровню научного знания.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Все это можно реализовать в процессе проектно-исследовательской деятельности. Именно проектная деятельность создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Деятельностный подход является условием реализации новых образовательных стандартов. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Проектно-исследовательская деятельность способна обеспечить формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Центральной фигурой в процессе данной деятельности является личность ученика, которая имеет возможности взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, разносторонне и свободно творчески развиваться, овладевать необходимыми компетенциями.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет обеспечить перевод обучения на субъект-субъектную основу, обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Другими словами, научит его добывать необходимые знания самостоятельно использовать их по назначению. Эта черта личности и поможет молодому человеку стать компетентным во всех отношениях, а значит легко самореализоваться. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта».
Подводя итоги всему вышесказанному я считаю, что именно проектная деятельность:
сочетает новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик не просто оперирует учебным содержанием, но и самостоятельно открывает для себя новое знание, что ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития личности;
применение проектно- исследовательской деятельности неизбежно приводит к росту компетентности у учащихся.
Таким образом, в разработке я постараюсь доказать, что проектно-исследовательская деятельность дает учителю максимально повысить воспитательный потенциал урока, создает условия для развития и саморазвития личности ученика.
2.Условия возникновения и становления опыта.
Тема методической работы школы: «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса через внедрение современных технологий обучения и воспитания » заставила проанализировать свой педагогический опыт, способствовала поиску новых, более совершенных приемов обучения.
В результате я пришла к следующим выводам:
- мой педагогический стаж составляет 7 лет. На протяжении всех лет работы я теоретически знакомилась с новыми педагогическими технологиями, методиками, формами работы на уроке.
- в последнее десятилетие появилось новое поколение учебников, огромное разнообразие учебно-методических пособий – все это предоставляет возможность для творческого подхода к процессу обучения.
- в школе появилась возможность использовать информационные технологии в учебном процессе. В 2007 году я окончила курсы «Базовая подготовка педагога в сфере информационных коммуникационных технологий»
- именно от учителя, а значит от меня, зависит создание условий для того, чтобы дети открывали себя, свои возможности, чтобы с процессом образования у них были связаны положительные эмоции, не угасло желание пополнять и расширять знания.
Десятилетиями в голову учительству, в наши головы вбивалась мысль, что школа должна прежде всего давать знания, умения, навыки, - но какие и каким путём?.. Мы говорим о всеобуче, но эта прекрасная задача - всеобщее обучение - понимается крайне примитивно: все дети ходят в школу, и там им дают знания и умения. А кто не берёт их, тот, значит, не хочет учиться, и надо его заставить. Но школа - не раздаточный пункт, не склад готовых знаний... Первая задача школы - развить ребёнка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания, мог приобрести умения и навыки.
На первом месте должно быть развитие ребёнка, которое позволит ученику добывать знания, вырабатывать умения и навыки".
Что такое развитие? Это не только приращение знаний, умений, навыков, но и превращение ребёнка в обновлённого человека, превращение знаний и умений в способности, в возможности свободной деятельности... Развивающий урок - это урок готовых истин, а урок поиска истины. Его признак - сомнение ученика в своих знаниях и даже в том, что говорит учитель. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес и показывает зарождение интереса... Обычная школа учит отвечать. Школа развития учит спрашивать.
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе проектно-исследовательской деятельности.
Кроме того, отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Известно, что для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Другими словами, ребенок должен четко и ясно понимать, что он делает (изучает), почему и зачем, где и каким образом он сможет использовать полученные знания и языковые навыки. Осознав тему, цель и способы выполнения работы, ученик сможет соотнести их со своими способностями и выразить согласие начать познавательную деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Осмыслив более детально и подробно идеи проектно-исследовательской деятельности, я пришла к выводу о том, что она более полно соответствует моим педагогическим принципам:
системный подход к планированию и изучению материала;
включение в систему уроков всех звеньев познавательного процесса;
раннее предъявление требований к конечному результату обучения;
предоставление ученику возможности работать в индивидуальном темпе;
увеличение доли самостоятельной работы по добыванию и осмыслению учебной информации на разных этапах урока;
использование индивидуальной, парной и групповой работы.
Считаю, что положительная мотивация использования данной деятельности заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
3. Ведущая педагогическая идея.
Проектно-исследовательская деятельность является гуманистической, т.к. ребёнок в ней является не объектом обучения, а субъектом. Развитие в процессе самостоятельной работы дает больший результат, чем попытки привить “сверху” необходимые умения и навыки. Причём в отношении между учеником и учителем устанавливаются субъект - субъектные отношения, где учитель - партнёр в учении, а не “даватель” знаний. Ученик учится сам, а учитель лишь осуществляет мотивационное управление его учением. Ученик свободен, его интересы не ущемляются, результаты работы основаны в первую очередь, на основе его самооценки.
Следовательно, проектно-исследовательская деятельность является личностно - ориентированной деятельностью, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы. Прочность и осознанность усвоения материала, развитие интеллекта также зависит от степени самостоятельности ученика в оперировании учебным материалом.
Проектно-исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.
1.В проектно-исследовательской деятельности сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
2. Проектно-исследовательская деятельность позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.
3.Предполагается такая организация учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
4. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
5. В процессе проектно- исследовательской деятельности у учащихся развиваются следующие качества: умения организовать свою работу, умения и знания исследовательского характера, умения работать с информацией, умения представить результат своей работы.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность не ограничивается приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходит на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся к предмету, развиваются их интеллектуальные и личностные качества. А так как ученик совершает самоценную образовательную деятельность, он саморазвивается, самовыражается как личность, что имеет огромное значение в повышении его самооценки.
4.Теоретическая база опыта
Более пяти лет я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др.) Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я.Каменского, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци и др.
Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д. Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.
Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.
Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой:
1. взаимодействие,
2. решение коммуникативных (проблемных) задач.
Понятие учебной задачи является при этом одним из центральных, в учебной деятельности такая задача выступает как единица процесса обучения. Согласно Д. Б. Эльконину, “основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект”. Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:
1. сам формулирует проблему,
2. сам находит ее решение,
3. решает,
4. самоконтролирует правильность этого решения.
Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само- обучение превращается в проблемно-развивающее (по М. И. Махмутову), в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности. Тем самым достигается, как указывается в документах по Модернизации образования, новое качество образования, заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности, развитие индивидуальных интересов, социальной активности, что наиболее продуктивно в условиях личностно-деятельностного обучения.
Личностно-деятельностный подход был определен концепцией общего среднего образования, выдвинутой в качестве одного из системно-образующих факторов перестройки школьного образования. Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Как пишет Л. С .Выготский, “в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…Научная школа есть непременно “школа действий”. Наши действия, движения - суть наши учителя”.
Проектирование сегодня, предполагающее создание проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связана жизнь обучающегося, – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.
Изучив исследования большинства авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, я сделала вывод, что проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления.
Таким образом, весь процесс проектирования предполагает следующие этапы: от проблемной ситуации через социальную (совместно с другими участниками проекта) коррекцию своих действий и далее к критической рефлексии собственной деятельности. Проектирование всего процесса деятельности и его воплощение в практику может реализовываться одним человеком – субъектом проектирования, что означает субъектный характер этого процесса, в котором человек относится к себе как к деятелю, созидателю, творцу самого себя. Однако это не означает полной автономии проектировщика от его окружения. Поэтому субъектность проектирования может означать только то, что хотя проектный замысел разрабатывается и реализуется одним человеком, но при этом как на этапе разработки, так и на этапе реализации проекта необходима коммуникация автора проекта с другими субъектами проектирования.
Способность к проектированию своей деятельности учащимися (при консультирующей роли учителя) будет способствовать соблюдению важнейшего принципа современного образования: связи теории с практикой.
Таким образом, существует необходимость построения концепции организации проектно- исследовательского обучения с целью разработки и реализации модели организации исследовательской деятельности школьников и системы (комплекса) педагогических условий ее эффективного функционирования в учебно–воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Объектом такого исследования должен выступать на мой взгляд учебно–воспитательный процесс общеобразовательной школы (возможно более широкое рассмотрение — образовательный процесс), предметом – проектно- исследовательская деятельность учащихся. Рабочая гипотеза в таком случае будет содержать следующие положения: опора при разработке модели и системы педагогических условий на личностно ориентированный, системно–деятельностный подход (возможно и другие); разработка и реализация модели организации исследовательской деятельности школьников как целостностной, открытой, гибкой, уровневой, цикличной, непрерывной педагогической системы, компонентный состав которой (целевой, содержательный, методический, деятельностный, результативный) обеспечивает развитие познавательного, творческого, ценностного, коммуникативного, культурного потенциала личности школьника; выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка системы (комплекса) педагогических условий, среди которых необходимо выделить формы взаимодействия субъектов сотрудничество и сотворчество, преимущественно опосредованное руководство педагога образовательным процессом, создание единого информационного пространства (обеспечивающего в том числе и доступ к необходимой информации), сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения, обеспечение творческой продуктивности школьников через согласование учебных и дополнительных программ обучения; диагностическое обеспечение развития исследовательских умений учащихся на всех ступенях обучения, разработка систем творческих заданий для каждой образовательной ступени направленных на формирование исследовательской культуры школьника, внедрение технологий целенаправленного обучения самостоятельной поисковой исследовательской деятельности учащихся во все элементы учебно–воспитательного процесса общеобразовательной школы и другие.
Можно сделать вывод о том, что в процессе проектно-исследовательской деятельности у учащихся развиваются следующие качества:
Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, общелогические методы, поиск информации).
Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, вывод, формулирование выводов, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).
Умения представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).
Проектно-исследовательская деятельность мной понимается не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой и написании учащимся исследовательской работы, а шире. Пользуясь словами С.Л. Рубинштейна, я придерживаюсь позиции, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Таким образом, задача педагога понимается в создании гипотетико-проективной модели по формированию развивающей среды для учащихся (контекста развития). Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации.
Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:
• принципа естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);
• принципа осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов);
• принципа самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт);
• принципа наглядности (существующего в педагогике еще с Я.А. Коменского и развитого И.Г. Песталоцци и Ж.-Ж. Руссо. Наиболее хорошо он может реализовываться в полевом исследовании, где ребенок изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле);
• принципа культуросообразности (идущего еще от Ф.В.А. Дистервега и развиваемого в нашей стране К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и многими другими. Важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре; ту традицию взаимодействия, которая существует.
Исследовательская деятельность основывается на принципах проектирования (Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г.), где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого созидателя данного продукта (ученика). Кроме того, исследовательский проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности.
Таким образом, необходимо говорить о возможности и разумности использования исследовательской деятельности как формы организации межличностного взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит трансляции культурных традиций научного познания. Данная форма является созвучной особенностям подросткового возраста и подростковой субкультуре, организационно способствуя разрешению ряда задач в развитии личности подростка и вхождения его в пространство культуры.
Я определяю проектно- исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. Я как педагогу в данном случае, выступаю как организатор формы и условия проектно- исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Кроме того пректно-исследовательская деятельность успешно сочетает в себе принципы трех основных подходов:
1) компетентностно-деятельный подход к обучению
личностно-ориентированное обучение
технология развивающего обучения
Проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать ключевые компетенции, т.к. учащиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий, общению и деятельности в целом. В процессе работы с проектами формируются:
-ценностно-смысловая компетенция (определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир).
-общекультурная компетенция (отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен). Например, фундаментальные достижения в области английского языка их практическое значение.
-учебно-познавательная компетенция (включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности. Сюда входят знания и умения по сравнению, классификация объектов по одному или нескольким критериям, решение учебных задач по заданным алгоритмам, творческое решение практических заданий).
-информационная компетенция (формирует умения самостоятельно искать и анализировать необходимую информацию)
-коммуникативная компетенция (включают знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе)
Учителю отводится управленческая роль в организации учебного процесса.
В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:
1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
4) переход от контроля учителя к самоконтролю.
Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность.
Организация самостоятельной познавательной деятельности учеников на уроке является важным условием личностно-ориентированного обучения.
Принципы личностно-ориентированного обучения, реализуемые при использовании проектно-исследовательского обучения:
Индивидуализация – создание системы многоуровневой подготовки, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей.
Контекстный подход – подчинение содержания и логики изучения учебного материала общеобразовательных дисциплин интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.
Развитие сотрудничества – практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи. Оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к её результативности. Развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении требуют такие методы обучения, которые обеспечивают:
-активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
-развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
-формирование не просто умений, а компетентностей, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;
-приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
-реализацию принципа связи обучения с жизнью
Третьей составляющей моего опыта является технология развивающего обучения. При подготовке к урокам я опираюсь на основные принципы развивающего обучения. А именно:
-Постановка во главу угла педагогического процесса развитие личности ученика как залог его успешной самореализации, непосредственное участие школьника в выработке стратегии и тактики учебной деятельности;
-Развитие исследовательской деятельности, содействие в овладении алгоритмом самопознания и организации различных видов деятельности;
-Создание комфортной атмосферы урока, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их развитию и проявлению, отслеживать личный результат в процессе обучения, в том числе и промежуточный результат
Таким образом, все три указанные технологии выдвигают принципы, способствующие развитию личности активной, социально адаптированной и саморазвивающейся.
Итак, с точки зрения модернизации образования, проектно-исследовательская деятельность учащихся как технология, базирующаяся на процессах проектирования, выступает важным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. К концу такого обучения дети оказываются способны выбрать наиболее адекватную форму продолжения образования. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира, что отражает гуманистическое направление в педагогике.
5.Новизна опыта
Необходимость разработки проектно-исследовательской деятельности вызвана следующими противоречиями, с которыми я столкнулась в своей практике:
между объяснительно-иллюстративным характером обучения в массовой школе и стремлением ученика развивать свои склонности, интересы;
между временными ограничениями (урок) и тем объемом знаний, который должен дать учитель ребенку на уроке, причем, не утомляя детей и уделяя большое внимание формированию психических функций: мышлению, восприятию, вниманию;
массовая школа не дает достаточных возможностей для развития у учащихся навыков самостоятельной работы.
Новизна моего опыта заключается в том, что:
1)Проектно-исследовательская деятельность развивает метапредметные связи и способствует интеграции знаний, полученных на уроке английского языка на другие предметы. В процессе проектно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают метапредметными связями, способствующими не только переносу учебных действий и знаний, но и формированию личностно-значимых качеств для будущей социализацию
2) Проектно-исследовательская деятельность позволила увидеть высоко мотивированных детей, которые стали опорой в подготовке к научно-практической конференции. Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию мотивации и активности учащихся.
3) На уроке проектно-исследовательская деятельность создает условия для заинтересованности, поиска, творчества, а также доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнеров. В современном обществе приходится работать с большим объемом информации, использовать информационные технологии, быть способным к самообразованию. На сегодня моя главная задача – не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед учащимися задачи. Поэтому учебный процесс должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика
4)По-новому выполняю роль учителя:
1) управляю познавательной деятельностью ученика, т.е. перехожу с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
2) мотивирую познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добиваюсь положительного отношения к предмету;
3) использую коллективные способы обучения, включаю всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организую взаимопомощь;
4) организую помощь ученику в процессе деятельности, проявляю внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
5) создаю ситуацию успеха, т.е. разрабатываю методику и предлагаю задания, посильные каждому ученику;
6) создаю положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
7) организую самоанализ собственной деятельности ученика и формирую его адекватную самооценку.
5.Большую роль отвожу самостоятельной работы при изучении нового материала в учебной деятельности учащихся. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Считаю, что проектно-исследовательская деятельность, несомненно, имеет свои преимущества перед другими методами обучения.
1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.
2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости: сорок пять минут напряжённой работы.
4. Проектный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.
5. Эта деятельность предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.
6. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
Таким образом, применение проектно-исследовательской деятельности делает процесс обучения особенным и интересным для учащихся.
6.Технология опыта
Всю мою работу над применением проектно-исследовательской деятельности на уроках можно разделить на 4 этапа.
1 этап: Теоретический анализ источников по использованию проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка(2007-2008 уч.год) Я начала свою работу по данной теме с изучения публикаций методических и педагогических изданий, анализ опыта работы по данной проблеме. Подробно изучала статьи журнала «Иностранные языки а школе» по личностно-ориентированному обучению. Изучив литературу по данной теме, (Полат Е.С.- основоположник проектного метода ,Леонтович А.В., передовой опыт учителей, внедряющих пректно-исследовательскую деятельность, познакомилась с методическими задачами, которые необходимо решать внедряя эту деятельность. «Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение», я решила, что более логично перейти на проектно-иследовательскую деятельность.
2 этап: Сформулировала цели, задачи, провела отбор методик по диагностике мотивации учебной деятельности исследовательских навыков. Провела диагностику учащихся.(2008-2009 уч.год, сентябрь-ноябрь)
3 этап Внедрила пректно-исследовательскую деятельность в практику (2009-2011 уч.год)
4 этап: Провела диагностику изменения качества обучения после внедрения проектно-исследовательской деятельности,подвела итоги, наметила перспективы своей дальнейшей работы (2010-2011уч.год)
В практике своей работы я использую проектно-исследовательскую деятельность в течение 5-х лет. Работа ведется по двум направлениям:
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках
Я считаю, что учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Таким образом, моя работа на уроке построена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка, а также дидактических соображений и представляет следующую структуру по классам.
В первую очередь попыталась организовать самостоятельную работу школьников на уроке. В основном это были краткосрочные проекты, укладывающиеся в урок. На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе создаются альбомы-летописи семьи, класса, которые последствие можно собрать в один большой альбом или поместить на один большой стенд. Дети составляют тематические словари, рисуют диафильмы. Еще одной формой работы на уроке где возможно применение исследовательской деятельности является отработка фонетических навыков, которая заключается в тренировке правильного произношения звуков, а также изучаются правила чтения английских гласных. Первоначально учащимся предлагается вспомнить буквы и звуки, Они должны назвать эти буквы, определить передаваемые ими звуки и привести примеры слов, где они используются. В ходе подобной работы учащиеся могут использовать представленные на слайдах медиаобъекты. По окончании исследовательской работы с английскими буквами и звуками учащиеся под моим руководством проверяют себя при помощи авторской игровой программы «Правила чтения английских гласных».
В 5-6 классах основное направление работы Самовоспитание. «Сделай себя сам». Работая с ребятами данного возраста, я ориентирую их на приобретение положительных качеств личности. При этом использую следующие задания: составление сказок по теме урока, стихов, рассказов, выражение темы через фотографию, рисунок. В 5-х классах выполняются краткосрочные практико-ориентированные монопроекты, что объясняется конкретностью мышления детей Учащимися 5 к классы были выполнены проекты по темам: «Моя семья», «Мой дом», «Мой друг», « Распорядок дня», «Письмо английскому другу», «Новогодняя открытка». Это - творческие проекты, многие ребята использовали компьютер при выполнении проектов. Ученики пятого класса делали творческие презентации о себе по пройденным темам, используя свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им рассказывать. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Исследовательские навыки у учащихся я также формирую, работая с текстами. Работая с текстом, учащиеся часто сталкиваются со словосочетаниями типа “Buy time”, “The hands of the clock” и т п. Каждое отдельное слово в приведенных примерах хорошо знакомо школьникам, но сами словосочетания могут вызвать некоторые затруднения при переводе. Возникает необходимость, своего рода, аналитической работы.
Buy – покупать time – время - слова из активного словаря.
Высказывается гипотеза, что словосочетание buy time является эквивалентом устойчивого выражения из русского языка “выиграть время”.
Проверим, подходит ли данный перевод по контексту: “Well, yes…I think it is… - I said just to buy time (Хорошо, да… Я полагаю, что это так… - сказала я, просто чтобы выиграть время)”. Гипотеза оказалась верной. В данном случае использованы самые простые поисковые формы, однако навыки исследовательской работы приобретаются постепенно. Также постепенно школьники учатся работать с языковыми единицами.
Следует привести еще один пример, когда важно не столько умение работать со словарем, а применить элементы анализа исследовательской работы.
В тексте встречается предложение:
“Lend me your ear, he said trying to turning in my direction.”
В данном случае не совсем понятно выражение Lend me your ear. Рассуждаем:
land – одалживать, давать взаймы
Ear – ухо;
Выражение “одолжить ухо”, скорее всего, приведет ребят в недоумение, потребуется дополнительная работа со словарем. Англо-английский словарь дает несколько примеров с данным выражением, приведем один из них: “Are you anywhere in a hurry? – Mag took me by the sleeve… I need to tell you something, lend me your ear, please (Ты спешишь? – спросила Мэг Мне нужно сказать тебе что-то, можно минуту твоего внимания, пожалуйста?)”. Из данного контекста значение искомого словосочетания становится яснее. Тренируем не только языковую догадку, но умение доказать исходное предположение.
Исследовательскую деятельность на уроках английского языка применим, конечно же, и при введении новых грамматический правил. Это как нельзя более оправдано по ряду причин. Первая причина – психологическая. Хорошо известно, что лучше всего запоминается материал, который был добыт путем логических рассуждений и самостоятельных умозаключений. Вторая причина – лингвистическая. Русские школьники, изучая английский язык сталкиваются с рядом грамматических структур, аналога которым в русском языке нет: 12 времен английского глагола, сложная система предлогов и некоторые другие. Исследовательская работа как раз и помогает преодолеть некоторые неизбежные трудности в изучении языка.
Исследовательская работа начинается уже при изучении самых простых грамматических конструкций. Например, настоящего простого времени глагола to be (быть).
I am a teacher.
He is a doctor.
She is a nurse.
They are pupils.
We are pilots.
You are my friend.
It is a cat.
Анализ данных предложений приводит учащихся к выводу, что глагол to be в настоящем простом времени имеет 3 формы – am, is, are. Дальнейший анализ предложений позволяет составить следующую таблицу, в соответствии с лицом / числом глагола:
I – am
He / She / It – is
They / We / You – are
Приведем еще один пример использования поисковых форм на уроке английского языка.
При введении темы Present Simple Tense (простое настоящее время) я строю свою работу следующем образом:
Сначала я прошу учащихся сопоставить предложения, обозначающие повседневные дела (go to work, clean flat, go in for sport и т. д., и картинки, обозначающие эти действия:
Marry goes to work by car every day (Мэри ездит на работу на машине).
Steve and Robby clean their flat every weekend (Стив и Робби убирают
квартиру по выходным).
Liz plays volleyball twiсe a week (Лиз играет в волейбол дважды в неделю).
I usually come to school at 8 o’clock (Я обычно прихожу в школу в 8 часов) и т. д.
На данном этапе работает языковая догадка.
Дальше ребята получают задание: подобрать к имеющимся предложениям продолжения, выбрав из предложенных учителем такие, которые подходят к изначальному предложению и по смыслу и грамматически. Например:
Marry goes to work by car every day.
- but sometimes takes a bus.
- and never come late.
Путем рассуждений и сравнений выдвигаем гипотезу, что правильный вариант – первое предложение. Проверяем: во всех предложениях, в которых глагол стоит в 3-ем лице, он имеет окончание -s, глагол takes тоже имеет окончание – s. Следовательно, это действительно правильный вариант. Также подбираем соответствующие окончания для всех предложений. Выполнив задание, делаем вывод, что глагол в настоящем простом времени в единственном числе третьего лица будет иметь окончание – s.
Моя роль при введении нового материала – направлять работу учащихся, помогать в поисках верного результата. Учащиеся сами добывают нужную информацию, анализируют полученные результаты, формулируют правила, соответственно, легче их запоминают, а также приобретают такие важные навыки, как умение выявлять главное, сопоставлять, находить аналогии и делать выводы.
Различные формы исследовательской деятельности можно использовать даже на начальном этапе изучения языка с детьми 8-12 лет при освоении грамматического материала, оформив такую работу в увлекательную игру. Также я использую такие задания на более поздних этапах обучения для овладения тонкостями языка. Например, при изучении фразовых глаголов, устойчивых выражений, идиом – в том случае, когда требуется поработать со словарем, проанализировать уже имеющиеся знания и родного, и изучаемого языка. Например, эффективно использование исследования при изучении следующих тем:
«Формы глагола to be в настоящем времени» (уровень Beginner);
«Окончание –ed прошедшего времени для правильных глаголов, формы прошедшего времени неправильных глаголов» (уровень Beginner / Elementary);
Сослагательное наклонение 0, 1, 2, 3 типов (уровень Pre-Intermediate);
«Будущее Простое время» (уровень Beginner / Elementary);
Фразовые глаголы (уровень (уровень Pre-Intermediate, Intermediate, Upper- Intermediate).
В 7 классе – направление работы «Научи себя учиться». «Самообразование». Для этого возраста подбираю задания, которые развивают умения и навыки школьника, повышающие интерес к обучению. Составление проектов по теме, использование маршрутных листов, презентаций, слайдфильмов, сообщений и докладов, составление сравнительных характеристик. На второй ступени обучения в связи с повышением уровня креативности возрастает интерес к литературно-творческим монопроектам. Появляется новый, более сложный тип проекта — информационный, что позволяет сделать вывод о повышении уровня языковой компетенции учащихся. Продолжается работа над информационным типом проекта. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор. Информационный проект приобретает межпредметный характер. Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.
Например, изучая тему «Путешествие», учащиеся получают схемы автобусных маршрутов нашего города, фотографии достопримечательностей и, используя иностранный язык, обсуждают как лучше добраться до того или иного места, используя в диалогах лексику по данной теме.
Далее переходим ко второму этапу, более сложному. Теперь ставится проблема «Collect and analyze the information what the foreign tourists really think about our city». А это значит, что учащиеся должны определить пути получения информации (интервью, турпроспекты, исторические справки, книги по краеведению). Если даже учащиеся соберут информацию на русском языке, то представлять полученные результаты они будут на иностранном.
И третий этап, еще более сложный. Вновь проблема: « What sights attract or don’t attract the tourists in our town». Задание требует знание не только иностранного языка в пределах изученных тем, но и интегрированных, из других областей. Здесь применяются метапредметные связи.Так как ребята работают в группах и общаются друг с другом, то у них появятся гипотезы Чтобы их доказать необходимо опять новая информация. Последующие уроки иностранного языка – это предоставление этой информации, обсуждение и отбор самой аргументированной и интересной. В 7- классах были разработаны проекты по темам «Поход», «Достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга», «Каникулы», «Защита окружающей среды». Большой интерес у ребят вызвала работа над проектом «Защита окружающей среды» этот проект выполнялся по группам и на защите каждая группа представляла свой проект.
В 8 классе - Утверждай себя. «Самоутверждение». В восьмых классах ребятам предлагаю решать проблемные ситуации, составлять проекты, прогнозирующие дальнейшие изменения, слайдфильмы по теме, проводить агитационные акции по охране окружающей среды и др. В 8 классах мы работали над такими проектами как “Welcome to London” (8А), “Merry Christmas and Happy New Year”(8Б)
В 9 классе - Найди себя. «Самоопределение». Ребятам 9 классов предлагаю ряд самостоятельных работ, где они выступают в роли руководителей районов, промышленных предприятий, решают проблемные ситуации, создают проекты, проводят исследования с использованием различных носителей информации, создают презентации. В 9 классах доминирует поисковая, исследовательская и прикладная деятельность. В течение года учащиеся выполнили следующие проекты: «Добро пожаловать в Нью-Йорк», «Мой стиль в одежде», «Здоровая еда», «Проблемы отцов и детей», «Мой любимый фильм».
В 10 классе - Управляй собой. « Саморегуляция». В 10 классе ребята занимаются исследовательской работой, как на уроке так и в не урочное время принимают активное участие в НОУ, в научно-практических и краеведческих конференциях. В 10-х классах у учащихся усиливается их интеpec к познанию и анализу. Информационнно-исследовательский проект становится межпредметным. Учащиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике построения, аргументированности выводов и иллюстрации фактическим материалом. На этапе планирования особенно популярным становится применение «мозговой атаки», проявляется отчетливый интерес к коллективной дискуссии. Учащимися были выполнены проекты по темам «Идеальный президент», «Страна, в которой я бы хотел жить». В рамках изучения темы «Проблемы молодежи» учащиеся работали над созданием журнала для подростков, каждый ученик создавал свою собственную страницу. Малинина Полина создала свой сайт в интернете, где каждый подросток может найти для себя много интересного и выразить свое мнение.
11 класс - Реализуй себя. «Самоактуализация». Это дети, которые могут уже без особых проблем использовать все накопленные навыки в учебной деятельности. С этими проектно- исследовательскими работами ребята выступили на уроках, классных часах, на конференциях разного уровня: школьных, окружных. Предлагая учащимся темы для различных типов проектов, я помогаю им определиться с последовательностью выполнения работ. В начале, определив проблему исследования, выбираем форму выполнения (проект или исследовательская работа). Затем, сформулировав цели и задачи работы, подбираем учебный материал по темам, которые предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта, или исследовательской работы, могут быть оформлены и какую практическую, теоретическую значимость этот проект, работа, могут иметь и в какой области. Типологию проектов подбираю самостоятельно, либо с самими учащимися (учитывая возраст учащихся и их способности) по следующим признакам. Проекты представлены в виде презентаций, в которые включаются различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. Хочется отметить, чтобы эффективно использовать проектно-исследовательскую работу на уроке, от учащихся требуется серьезная подготовка при выполнении домашнего задания. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Опробована также и модель индивидуального взаимодействия учащихся с ИКТ. Данная модель работает тогда, когда дома у детей имеются компьютеры, или же они имеют доступ к компьютеру в послеурочное время в школе, в какой-либо организации и когда он имеет возможность выйти в Интернет для поиска дополнительной информации. Формой такой модели взаимодействия с ИКТ считаю домашнюю исследовательскую работу. В ходе выполнения индивидуальных исследований дети больше взаимодействуют с компьютером и у них быстрее формируются навыки компьютерной компетентности.
При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов я обращаю внимание на следующие моменты:
Работы должны быть выполнены самостоятельно.
Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.
Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.
новообразований ученика.
Составлению урока с использованием проектно-исследовательской деятельности мне помогает следующий алгоритм:
1. Определение места данного урока в теме
2. Формулировка темы урока
3. Определение и формулировка интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения
4. Подбор необходимого фактического материала
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля
6. Определение способов учебной деятельности
7. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.
Каждый урок по проектно-исследовательской деятельности целесообразно начинать с процедуры мотивации. Это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой и др.
В конце каждого урока ученики возвращаются к его целям и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.
На таких уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава, а также всем классом. Если при традиционном классно-урочном обучении учитель - единственное заинтересованное в этом процессе лицо, а дети выступают как пассивные участники обучения, то в проектно-исследовательском обучении учитель - это организатор обучения, консультант и помощник учащихся, часть своих функций он передает детям, например оценивание (по разработанным учителем критериям).
Применение проектно-исследовательской деятельности
во внеурочной работе
Занимаясь внеклассной работой по предмету, я ориентирую ребят на исследования, провожу видео экскурсии, беседы, показываю работы юных исследователей прошлых лет. Итогом работы является участие ребят в школьной научно-практической конференции по английскому языку, а затем и в окружной, которая проводится в течение 3 –х лет в рамках семинара «Организация исследовательской деятельности на уроках английского языка». Мои учащиеся успешно выступали на научно-практической конференции с исследовательскими работами : «Символы Великобритании», «История происхождения английского языка», «Национальный характер и менталитет британцев и американцев». Мои ученики активно сотрудничают с НОУ ВПО «МПСИ». Принимали активное участие в реализации проекта «ИЯ- твое второе я», в викторинах «Из истории Новой Зеландии», «Англоязычные страны», «Наш древний город Муром», «Великобритания», в интернет –конкурсах: «I Всероссийский дистанционный конкурс «Занимательный английский», «Молодежном чемпионате по английскому языку», «Британском бульдоге», «Интернет-карусели», «Рождественское настроение», «Радуга», «Волшебный мир британской литературы».
Во внеклассной работе я осуществляю проектно-исследовательскую деятельность по трем основным направлениям:
I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;
II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа - совместная подготовка и проведение предметных недель, организация тематических мероприятий с целью изучения страноведения, праздников и культурных традиций англоговорящих стран.
Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по изучаемым темам. Материалы я готовлю вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Свою работу с одаренными детьми по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ учащихся и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность строю в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.
Основной целью проектно-исследовательского обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:
- повысить мотивацию изучения предмета;
- повысить качество знаний;
- повысить уровень образовательного процесса в целом.
Образовательная и воспитательная ценность заключается в метапредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.
Обучение с использованием проектно-исследовательской деятельности делает акцент на овладение ключевыми компетенциями — ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции. Они необходимы в любой профессии и при получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: общение, грамотность, способность выполнения упражнений, использование информационных технологий и способность работы в группе, команде.
Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.
Хочу также отметить преимущества, которые получила я как учитель:
Появилось возможность концентрировать больше внимания на проблемах каждого ученика;
С каждым уроком я больше узнаю о своих учениках и открываю для в них новые способности и возможности.
Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки.
- увеличение умственной нагрузки;
-требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объёма работы учителя;
-существование риска неудачного выполнения работы;
-повышение эмоциональной нагрузки;
Но, как показывает мой опыт, все эти проблемы преодолимы.
Главное – иметь желание работать по-новому с целью обеспечения качества, эффективности и доступности образования.
Суммируя вышесказанное, я могу сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность обучения действительно является эффективной, дающей возможность использовать именно те подходы к обучению и воспитанию, которые помогают ребенку раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться, получить навыки рефлексии.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Я считаю, что позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.
Одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения.
Она позволяет:
- повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
-реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
- принимать самостоятельные решения;
- поверить в свои силы.
Но наряду с положительными сторонами проектно-исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки:
-увеличение умственной нагрузки;
-требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объёма работы учителя;
-существование риска неудачного выполнения работы;
Анализируя свою работу, следует отметить повышение уровня развития исследовательских способностей и познавательной мотивации учащихся, рост уровня их саморазвития и самообразования, развитие инновационных характеристик личности, умение находить нестандартные решения, потребность и способность выстраивать личные планы на различную временную перспективу, умение работать с любой информацией, используя знания родного и иностранных языков
Мои ученики, начиная исследовательскую деятельность в нашей школе, продолжают ею заниматься и в дальнейшем, обучаясь в вузах, техникумах, колледжах. Таким образом, я создаю условия для успешной самореализации детей в школе, а потом и в их взрослой жизни.
Результативность
Проектно-исследовательская деятельность оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Мой практический опыт показал, что:
1. самостоятельная познавательная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний (диаграмма 1)
Диаграмма 1
На диаграмме представлены результаты качества знаний учащихся одной параллели за три учебных года.
Диаграммы красного цвета – качество знаний в классе, где применяется проектно-исследовательская деятельность
2.Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
На диаграмме 2 показаны результаты опроса учащихся 8-9 классов. Анкета содержала вопросы о предпочитаемых ими формах работы на уроке.
Диаграмма 2
Анализ нравственного здоровья
- уровень доверия учителю
Диаграмма 3
- уровень отношения к предмету
Диаграмма 4
- уровень состояния на уроке
Какое состояние вы испытываете, находясь на уроке, чаще всего?
Диаграмма 5
4. Анализ комфортности учащихся.
В разных возрастных группах регулярно провожу анкетирование с целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации учебного процесса. Приведу некоторые выдержки из анкет учеников старших классов, которые имеют возможность сравнивать традиционные уроки и уроки с использованием проектно-исследовательской деятельности. - Каждый может работать в индивидуальном темпе.
- Такая работа мне нравится.
- Мне нравится возможность выбора объема заданий.
- Я успеваю сделать на уроке и классную и часть заданий, которые многие делают дома.
- Я работаю медленно и никогда ничего не успеваю, но могу доделать работу дома или после урока, и в результате получить хорошую отметку.
5. Считаю, что мой опыт погружения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность на уроке имеет положительный результат. Качество знаний по английскому языку за период с 2007-2011г. выросло с 63% - 75%
Учащиеся школы постоянно участвуют в окружных мероприятиях по английскому языку
2008-2009 уч.год
5 место в окружной олимпиаде по английскому языку (Малинина П.10 кл)
3 место в окружной конференции школьников « Исследовательская деятельность на уроках английского языка» (Карпова А. 8 класс)
1 место в викторине по английскому языку «Из истории Новой Зеландии», организованной НОУ ВПО «МПСИ» (Носова Анастасия, 10 класс)
2 место в викторине по английскому языку «Из истории Новой Зеландии», организованной НОУ ВПО «МПСИ» (Малинина Полина10 класс)
2009-2010 уч.год
3 место в окружной конференции школьников «Исследовательская деятельность на уроках английского языка» (Архипова М.11класс).
Диплом регионального победителя I степени за участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате по английскому языку» ( Катин Олег , 4 класс)
Диплом регионального победителя I степени за участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате по английскому языку» (Кулагина Вика, 4 класс)
Диплом регионального победителя I степени за участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате по английскому языку» (Альбицкая Мария, 5 класс)
Диплом федерального победителя III степени за участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате по английскому языку» ( Лебедев Илья, 6 класс)
Диплом федерального победителя II степени за участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате по английскому языку» (Сахарова Татьяна, 7 класс)
Диплом за лучший результат в городе за участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате по английскому языку» (Васягин Роман, 11 класс).
2010-2011 уч.год
Диплом регионального победителя I степени за участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате по английскому языку» (Хожалова Татьяна,5 класс)
Диплом регионального победителя II степени за участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате по английскому языку» (Крапивина Анна,7 класс).
Диплом регионального победителя III степени за участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате по английскому языку» (Гришанова Виктория, 5 класс)
Диплом победителя Коен Евы, ученицы 3 класса, занявшей I место во Всероссийском дистанционном блиц-турнире “Rainbow”.
Диплом победителя Лихацкой Вероники, ученицы 6 класса, занявшей III место во Всероссийской дистанционной викторине по английскому языку “The spirit of the Christmas”.
Диплом победителя Хожаловой Татьяны, ученицы 6 класса, занявшей II место во Всероссийской олимпиаде
В заключение следует отметить, что использование проектно-исследовательской деятельности повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, развивает коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, позволяет каждому участнику творчески проявить себя, укрепляет межличностные отношения, учит толерантности и создает комфортный психологический климат в ученическом коллективе
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность позволяет:
- создавать условия для максимального раскрытия субьектного опыта, творческих способностей и возможностей каждого ученика;
- стимулирует к использованию разнообразных способов учебных работы, всех видов мышления и интеллектуальной деятельности;
- воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, чувство товарищества, сотрудничество
- переживать чувство успеха, формировать самооценку, что является условием активизации познавательной деятельности ученика.
- решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
-приобщать учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности
-формировать и совершенствовать общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.
Адресная направленность
Указанный в этой работе подход к преподаванию английского языка может быть использован в школах различного профиля. Формы работы, используемые автором, имеют общий характер и связаны с формированием как специальных видов деятельности, способствующих повышению качества знаний по английскому языку, так и общеучебных умений и навыков, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе.
Проектно-исследовательская деятельность является современной, продуктивной и личностно-ориентированной, позволяющей учащимся лучше усвоить материал программы. Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если школьник овладеет приемами самообразования. Ведь основная задача учителя - научить своих подопечных самостоятельно добывать знания.
Роль учителя на таком уроке сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач.
Использование проектно- исследовательской деятельности повышает эффективность преподавания. Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание как «слабым», так и «сильным» учащимся. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке и во внеурочной деятельности.
Список литературы
1.Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/
2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
3. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http://www.tgl.net.ru/wiki
4. Кузьменко О. Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред.. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 56 – 60.
5. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1980.
6. Мильруд Р. П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ. 2000, № 4. С. 19 – 14.
7. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2. С. 3 – 10.
8. Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 2006, № 4.
9. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library
10. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 41 – 46.
11. Туркина Н. В. Работа над проектом при обучении
английскому языку. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 46 – 48.
12. Цели обучения иностранному языку. / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2002.
Проектно-исследовательская деятельность как условие развития личности учащегося
Внеурочная деятельность
Урочная деятельность
Проблемные уроки
Семинары
Практические занятия
Урочные проекты
Творческие проекты
Реферативная работа
Проекты
Исследовательские работы
Интеллектуальные марафоны
Олимпиады
Конкурсы
Интернет-конкурсы
Предметная неделя
научно-практические конференции
Работа в ШНО
творческие мастерские
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школы
Данный доклад посвящен роли игры в обучении младших школьников английскому языку...
Применение здоровьесберегающих технологий в Начальной школе на уроках английского языка
Использование сдоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в Начальной школе...
Применение игровой деятельности на уроках английского языка у младших школьников. Методические рекомендации для учителей английского языка.
Игры на уроках английского языка в начальной школе. Методические рекомендации для учителей английского языка....
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...
Использование здоровьесберегающих технологий на примере физкультминуток на уроках английского языка в начальной школе для введения и закрепления лексики
Работа содержит теоретический материал по теме и подборку стишков для проведения физкультминуток по различным темам программы, которые могут быть полезны моим коллегам....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка...