Функциональная грамотность. Выступление на методобъединении.
статья по информатике (1, 2, 3, 4 класс)

Санюк Ирина Валентиновна

Функциональная грамотность учащихся - это неотъемлемая и обязательная составляющая часть их жизни в современном обществе. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_2.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках

Функциональная грамотность учащихся - это неотъемлемая и обязательная составляющая часть их жизни в современном обществе. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, умеющий отвечать за свои решения;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;  

– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;

–хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Задача формирования и развития функциональной грамотности возникла в связи с актуальностью проблемы формализации знаний – знания есть, а пользоваться школьники ими не умеют. Учащиеся могут проявить знания только в тех условиях, в которых они формировались. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для развития у школьников функциональной грамотности на уроках: учиться не только для школы, но и для жизни.

Создать условия – это значит так организовать деятельность ребёнка, чтобы он захотел и полюбил работать с задачей, и работая с ней, извлекал первичную и вторичную информацию.

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии, инструменты. Одним из таких инструментов являются ситуационные задачи. Ситуационная задача заставляет многократно читать, работать с текстом, значит формировать функциональную грамотность (читательскую грамотность).

Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение образовательного пространства ребенка. Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным жизненным ситуациям, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями. Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез – оценка (в соответствии с таксономией полного усвоения знаний, разработанной американским ученым Б. Блумом.

Модель ситуационной задачи:

1) название задачи – интрига, т.е. заинтересованность вокруг события, объекта за счет неопределенности;

2) личностно-значимый познавательный вопрос, который возникает в результате осознания ребенком «дефицита» знания, следствием чего является формирование образовательной мотивации;

3) информация по данному вопросу - работа с текстами, таблицами, графиками и др.;

4) задания на работу с данной информацией.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Ситуационные задачи не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально- культурный контекст.

Примеры ситуационных заданий по информатике

Задание№1 Стоимость базового комплекта компьютера

     Константин Снежков решил купить себе персональный компьютер. В продаже имеются следующие устройства:

Наименование товара

Цена

Наименование товара

Цена

Клавиатура

1200 руб.

Монитор

8500 руб.

Мышь

450 руб.

Джойстик

2500 руб.

Сканер

4500 руб.

Системный блок

27000 руб.

Принтер

7300 руб.

Модем

1800 руб.

Сколько денег потратит Константин при приобретении минимального комплекта устройств, обеспечивающих работу компьютера?

Задание №2 Табличное моделирование

Рассмотри таблицу с числовыми данными

Название вулкана

Высота вулкана(м)

1

Килиманджаро

5895

2

Аконкагуа

6960

3

Орисаба

5675

4

Эльбрус

5642

5

Льюльяйльяко

6723

6

Котопахи

5897

7

Ключевская сопка

4688

Ответь на вопросы:

Какой вулкан выше всех?____________________

Какие вулканы ниже Эльбруса?_______________

Выпиши имена вулканов в порядке уменьшения их высоты:

  1. _______________________________________
  2. _______________________________________
  3. _______________________________________
  4. _______________________________________
  5. _______________________________________
  6. _______________________________________
  7. _______________________________________

Задание №3 Канал передачи информации

Сотовая связь «Баргузин» установила льготный тариф. Если длительность разговора НЕ превысит 3 минуты, то каждая минута будет стоить 70 копеек. Если длительность разговора превысит 3 минуты, то каждая следующая минута будет стоить 60 копеек, пока длительность разговора НЕ превысит 10 минут, то каждая следующая минута будет стоить 40 копеек. Сколько будет стоить в копейках весь разговор, если разговор продолжался:

1) 2 минуты; 2) 3 минуты; 3) 7 минут; 4) 10 минут; 5) 15 минут

Ответ выразить в копейках и записать числами и записать по формату, например, «1) 50 2) 40» и так далее. Слово «коп» и прочее писать не нужно.

Задание №4 Моделирование. Табличная База данных

Четные дни недели – это 2, 4, 6, то есть вторник, четверг и суббота.

Наталья Соколова, проживающая на Урале, в конце рабочего дня во вторник в 16.30 получила по электронной почте от своего заморского друга Карлсона, с которым познакомилась в Интернете, сообщение, что он приезжает в Москву и хотел бы с ней познакомиться в реальном мире. Наталья сразу оформила отгул и поехала на вокзал, чтобы взять билет на московский поезд. Железная дорогая работает по московскому времени, поэтому все расчеты ведутся по этому временному поясу. Наталья увидела расписание:

Номер поезда

По каким дням

Время отправления

Время в пути

5577

чет

15.00

28 час 30 минут

4499

нечет

14.30

27 час 30 минут

2288

чет

10.00

28 часов 15 минут

Наталья хочет как можно быстрее приехать на встречу к Карлсону.

Вопросы:

1) На поезд какого номера она возьмет билет?

2) В какой день недели выедет поезд? Ответ записать по формату, например, «в воскресенье».

3) В какой день недели приедет поезд? Ответ записать по формату, например, «в воскресенье».

4) Какое это будет время в часах и минутах? Ответ записать по формату, например, «6 час 30 мин».

Задание №4 Определение подлинности товара по его штрихкоду

http://cdn01.ru/files/users/images/26/e7/26e7e088f6ff4bbbf46afae6328c119e.jpg

  1. Сложить все цифры, которые стоят на четных местах. (6+1+4+0+1+9=21)
  2. Полученную сумму умножить на 3. 21*3=63
  3. Сложить все цифры, которые стоят на нечетных местах, без контрольной цифры. (4+0+5+6+2+2=19)
  4. От полученной суммы отбросить десятки. 2

Учитель показывает алгоритм определения подлинности товара по его штрихкоду. Если полученная в результате расчета цифра совпадает с контрольной цифрой в штрихкоде, то товар лицензионный, иначе поддельный. Написать программу на Паскаль с использованием команд ветвления, выдающую сообщение о том, является ли товар, штрихкод, который был проанализирован, лицензионный или подделкой.

Задание №5. Решение задач

Как с помощью ведер 5 л и 2 л отмерить 1 литр воды?

Итак, решение ситуационных задач на уроках способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Во всех случаях решение ситуационных задач будет направлено на достижение метапредметных результатов (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть, где учащиеся самостоятельно выполняют работу, проводят исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии; метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников"

В статье раскрыты виды функциональной грамотности и пути  её формирования у младших школьников....

выступление по теме: "Читательская грамотность как фундамент функциональной грамотности"

В презентации рассматривается читательская грамотность, пути её формирования в учебном процессе....

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...