Рабочая программа по информатике 1-4 классы
рабочая программа по информатике
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
В метапредметном направлении:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
В предметном направлении:
- владение базовым понятийным аппаратом:
- знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
- знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
- знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
- формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
- знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
- знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
- знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
- знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
- овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
- построение выигрышной стратегии на примере игры Камешки;
- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
- построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
- использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
Содержание курса
Правила игры
Понятие о правилах игры
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов.
Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой.
Области
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.
Основы логики высказываний
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Язык
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.
Основы теории алгоритмов
Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком.
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.
Игры с полной информацией
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Математическое представление информации
Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы для классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.
Решение практических задач
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).
Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»)
Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа с текстом»).
Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).
Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).
Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).
Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).
Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).
Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).
Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).
Тематическое планирование для УМК «Информатика 1 – 4» (Рудченко, Семенов)
1 класс
Номер темы | Название темы | Кол часов | дата | |||
По плану | факт | |||||
1 | Раскрашиваем как хотим | 1 | ||||
2 | Правило раскрашивания | 1 | ||||
3 | Проект «Моё имя» | 1 | ||||
4 | Цвет | 1 | ||||
5 | Области | 1 | ||||
6 | Проект «Записная книжка» | 1 | ||||
7 | Соединяем | 1 | ||||
8 | Одинаковые (такая же) Разные | 1 | ||||
9 | Обводим | 1 | ||||
10 | Бусины | 1 | ||||
11 | Одинаковые бусины. Разные бусины | 1 | ||||
12 | Проект «Мышки» («Разделяй и властвуй», часть 1) | 1 | ||||
13 | Вырезаем и наклеиваем | 1 | ||||
14 | Сравниваем фигурки наложением | 1 | ||||
15 | Рисуем в окне | 1 | ||||
16 | Все, каждый | 1 | ||||
17 | Помечаем галочкой | 1 | ||||
18 | Контрольная работа 1 | 1 | ||||
19 | Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач | |||||
20 | Проект «Фантастический зверь» | 1 | ||||
21 | Русские буквы и цифры | 1 | ||||
22 | Цепочка. Бусины в цепочке | 1 | ||||
23 | Цепочка: следующий и предыдущий | 2 | ||||
24 | Проект «Вырезаем бусины» | 1 | ||||
25 | Раньше – позже | 1 | ||||
26 | Числовая линейка | 1 | ||||
27 | Одинаковые цепочки. Разные цепочки | 1 | ||||
28 | Мешок | 1 | ||||
29 | Одинаковые мешки. Разные мешки | 1 | ||||
30 | Таблица для мешка | 2 | ||||
31 | Решение задач | 1 | ||||
32 | Контрольная работа 2 | 1 | ||||
33 | Выравнивание, решение проектных задач | 1 |
2 класс
Номер темы | Название темы | Кол часов | дата | |
По плану | Факт | |||
1 | Истинные и ложные утверждения | 1 | ||
2 | Определяем истинность утверждений | 1 | ||
3 | Считаем области | 1 | ||
4 | Проект «Снаружи и внутри» | 1 | ||
5 | Слово | 1 | ||
6 | Имена | 1 | ||
7 | Все разные | 1 | ||
8 | Отсчитываем бусины от конца цепочки | 2 | ||
9 | Если бусина не одна. Если бусины нет | 1 | ||
10 | Проект «Разделяй и властвуй», часть 2 (рожицы) | 1 | ||
11 | Русская алфавитная цепочка | 1 | ||
12 | Раньше – позже. Если бусины нет. Если бусина не одна | 2 | ||
13 | Словарь | 2 | ||
14 | Контрольная работа 1 | 1 | ||
15 | Проект «Новогодняя открытка» | 1 | ||
16 | Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. | 1 | ||
17 | Проект «Буквы и знаки в русском тексте» | 1 | ||
18 | Сложение мешков | 1 | ||
19 | Вместимость. Переливание | 1 | ||
20 | Мешок бусин цепочки | 2 | ||
21 | Латинский алфавит | 1 | ||
22 | Проект «Римские цифры» | 1 | ||
23 | Разбиение мешка на части | 2 | ||
24 | После и перед | 1 | ||
25 | Таблица для мешка (по двум признакам) | 1 | ||
26 | Круговая цепочка. Календарь. Проект «Календарь» | 1 | ||
27 | Контрольная работа 2 | 1 | ||
28 | Выравнивание, решение необязательных и трудных задач | 1 | ||
29 | Проект «Мой лучший друг/ Мой любимец» | 1 |
3 класс
Номер темы | Название темы | Кол часов | дата | |
По плану | факт | |||
1 | Длина цепочки | 1 | ||
2 | Цепочка цепочек | 1 | ||
3 | Таблица для мешка (по двум признакам) | 1 | ||
4 | Словарный порядок. Дефис и апостроф | 1 | ||
5 | Дерево. Следующие и предыдущие вершины, листья | 1 | ||
6 | Уровень вершины дерева | 2 | ||
7 | Проект «Одинаковые мешки» | 1 | ||
8 | Робик. Команды для Робика. Программа для Робика | 2 | ||
9 | Перед каждой бусиной. После каждой бусины | 2 | ||
10 | Проект «Лексикографический (словарный) порядок» | 1 | ||
11 | Склеивание цепочек | 2 | ||
12 | Контрольная работа 1 | 1 | ||
13 | Выравнивание, решение необязательных задач | 1 | ||
14 | Путь дерева | 1 | ||
15 | Проект «Определение дерева по веточкам и почкам» | 1 | ||
16 | Все пути дерева | 2 | ||
17 | Деревья потомков | 1 | ||
18 | Робик. Конструкция повторения. | 2 | ||
19 | Проект «Сортировка слиянием» | 2 | ||
20 | Склеивание мешков цепочек | 2 | ||
21 | Таблица для склеивания мешков цепочек | 1 | ||
22 | Проект «Турниры и соревнования», часть 1 | 1 | ||
23 | Контрольная работа 2 | 1 | ||
24 | Выравнивание, решение необязательных задач | 1 | ||
25 | Проект «Живая картинка» | 3 |
4 класс
Номер темы | Название темы | Кол часов | дата | |
По плану | факт | |||
1 | Проект «Турниры и соревнования», часть 2 | 1 | ||
2 | Круговой турнир. Игра крестики-нолики | 1 | ||
3 | Правила игры. Цепочка позиций | 1 | ||
4 | Игра камешки | 2 | ||
5 | Игра ползунок | 1 | ||
6 | Игра сим | 1 | ||
7 | Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции | 1 | ||
8 | Выигрышные стратегии в игре камешки | 2 | ||
9 | Дерево игры. Исследуем позиции на дереве игры | 2 | ||
10 | Проект «Стратегия победы» | 2 | ||
11 | Контрольная работа 1 | 1 | ||
12 | Выравнивание, решение необязательных задач | 1 | ||
13 | Дерево вычисления | 2 | ||
14 | Робик. Цепочка выполнения программы | 2 | ||
15 | Дерево выполнения программ | 2 | ||
16 | Проект «Наш мультфильм» | 1 | ||
17 | Дерево всех вариантов | 2 | ||
18 | Лингвистические задачи | 1 | ||
19 | Шифрование | 2 | ||
20 | Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 1 | 2 | ||
21 | Контрольная работа 2 | 1 | ||
22 | Выравнивание, решение необязательных задач | 1 | ||
23 | Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 2 | – |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3 класса
Рабочая программа по информатике для 3 класса к УМК Матвеевой Н.В....
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике для 2 класса .
Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занят...
Рабочая программа по информатике для 2 класса на 2012 год
Рабочая программа по информатике для 2 класса авторов Н.В. Матвеевой и др. Соответствует требованиям ФГОС. (2012 г)...
Рабочая программа по информатике для 3 класса
Рабочая программа по информатике для 3 класса по учебнику Горячева А.В. и др....
Рабочая программа по информатике для 4 класса
Рабочая программа по информатике для 4 класса к учебнику Горячева А.В. и др....
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...