Сравнительный анализ рабочих программ по информатике для начальной школы
статья по информатике
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_rabochih_programm_po_informatike_dlya_nachalnoy_shkoly.docx | 24.18 КБ |
tablitsa.docx | 47.14 КБ |
Предварительный просмотр:
К.А. Игнатьева
Сравнительный анализ рабочих программ по информатике для начальной школы
На сегодняшний день процесс модернизации структуры школьного образования, содержания образовательных программ и подходов к обучению детей является этапом динамичной трансформации, которая происходит в ходе информатизации. Благодаря этому, происходят изменения социального заказа государства школам.
Содержание образования также должно соответствовать тем идеям, которые отражены в образовательном стандарте. И одной из ключевых идей этого изменения является ориентация образования на достижение результатов. Особенно важна эта задача для начальной школы. Один из идеологов стандартов второго поколения А.Г. Асмолов замечал, что: «Задача начальной школы — представить ребенку целостную картину мира, а не разбивать ее на отдельные предметы» [1].
На сегодняшний день, важную роль в начальной школе играет такой учебный предмет, как информатика. Основной целью образования в области информатики и информационных технологий является формирование информационной компетентности учащихся, предназначенной для использования во всех направлениях самого образовательного процесса и в жизни после окончания школы, в частности, во всех видах производственной деятельности.
Таким образом, для повышения уровня образовательных результатов начального образования, становится важным включение информатики в программу подготовки младших школьников либо за счёт часов вариативной части, либо за счёт внеурочной деятельности. Но, разумеется, в том случае, если содержание курса соответствует задачам, поставленным перед информатикой ФГОС НОО. [ 5]
Для анализа рабочих программ нами были выбраны три УМК, авторами которых являются Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова; Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова; А.В. Могилев, В.Н. Могилева, М.С. Цветкова. Опираясь на их авторские программы, были выделены следующие критерии для анализа рабочих программ:
- Год издания программы;
- Цель курса информатики;
- Содержательные линии;
- Место информатики в учебном плане;
- Ценностные ориентиры содержания информатики;
- Планируемые результаты: личностные; метапредметные; предметные.
По первому критерию все, выбранные программы были изданы в 2016 году.
В основе постановки цели курса информатики лежит формирование представлений об информации и навыков работы с ней. Все авторы отмечают, что работа с информацией является одним из основных видов деятельности индивида в информационном обществе.
В ходе анализа, выделяемых авторами, содержательных линий, прослеживаются три основных блока:
- информация и компьютер;
- информация и информационные процессы;
- алгоритмы и исполнители.
Помимо данных блоков Е.П. Бененсон и А.Г. Паутова отдельно выделяют блок "Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность". [2] Это значит, что существуют определенные правила, которых нужно придерживаться, сталкиваясь с той или иной информацией.
Рассмотрев место предмета в учебном плане, необходимо сказать о том, что предполагается 1 час в неделю. В среднем на учебный год отводится 34 часа.
Следует отметить, что авторы программ предусматривают реализацию курса информатики в форме дополнительного образования младших школьников в виде факультативов или кружков. Это связано с тем, что ФГОС НОО не рассматривает информатику как отдельный предмет. Выделяется предметная область "Математика и информатика", в которой ведется работа по развитию не только математической речи, но и логического и алгоритмического мышления, воображения, а также по обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности [6].
Анализируя следующий критерий "ценностные ориентиры содержания информатики", можно сделать вывод о том, что авторы всех трех программ выделили ориентиры, которые отвечают основным задачам реализации предметной области "Математика и информатика".
В ходе изучения рабочих программ, было выявлено, что только в одной из них были выделены компетенции, которые будут сформированы в ходе работы по данной системе. Авторами этой программы являются Н.В. Матвеева и М.С. Цветкова. Они отмечают, что "наиболее ценными являются такие компетенции, как: наблюдение за объектами и обнаружение изменений; соотношение результатов с целью; представление информации; понимание, что освоение информационных технологий является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания; выявление отдельных признаков; решение творческих задач; самостоятельное составление плана действий; овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; получение опыта организации своей деятельности; получение опыта рефлексивной деятельности; приобретение опыта сотрудничества". [4] Сформировав данные компетенции, будет достигнута цель изучения информатики в начальной школе.
Как известно, выделяются три основных группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Анализируя рабочие программы, мы пришли к выводу о том, что авторы опирались на планируемые результаты ФГОС НОО, но наиболее четко личностные результаты сформулировали Н.В. Матвеева и М.С. Цветкова. Они отмечают, что "эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений "учитель-ученик"" и выделяют следующие личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетенции;
- личностные качества. [4]
Следует отметить, что отдельно личностные результаты Могилев и др. не выделяют.
По мнению Н.В. Матвеевой и М.С. Цветковой, для получения качественных метапредметных результатов необходимо освоение таких универсальных учебных действий, как познавательные, регулятивные и коммуникативные, а также овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.). Авторы двух других рабочих программ делают акцент на регулятивных универсальных учебных действиях.
Предметные планируемые результаты во всех рабочих программах развиваются, непосредственно, при изучении предмета и отражены в разделе "содержание учебного предмета". В программе А.В. Могилева более подробно раскрыт данный блок результатов.[3] Они полностью соответствуют планируемым результатам, отраженным в ФГОС НОО.
Таким образом, можно говорить о том, что по выделенным критериям наиболее полной является рабочая программа Н.В. Матвеевой и М.С. Цветковой. Они освещают каждый пункт, благодаря чему любой учитель может свободно работать по данной программе и формировать именно те компетенции, которые были определены авторами. Данным образом учителя будут добиваться основной цели образования, которая заключается в формировании информационной компетентности учащихся начальной школы, как базовой компетенции учащегося средней школы.
Список литературы:
- Асмолов А. Г. Современная школа: развивающая и развивающаяся // Образовательная политика. 2012 г. №2 (58). С. 2–6.
- Бененсон, Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 2–4 классы. Москва: Академкнига/Учебник, 2016. С. 48.
- Информатика. УМК для начальной школы [Электронный ресурс]: 3–4 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: Г.Э. Курис, М. С. Цветкова.— Эл. изд. Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. С. 116
- Матвеева Н.В., Цветкова М.С. Информатика. Примерные рабочие программы. 2–4 классы (ФГОС). Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2012. С. 25
- Павлов, Д. И. Новое содержание информатики для новой начальной школы // Молодой ученый. 2017. № 34 (168). С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45416/ (дата обращения: 05.04.2021)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: Просвещение, 2010. С. 31
Предварительный просмотр:
ФГОС Начального общего образования | Информатика и ИКТ. 2-4 классы. (Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова.) | Информатика. 2-4 классы. (Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова) | Информатика. 3-4 классы. (А.В. Могилев, В.Н. Могилева, М.С. Цветкова) | ||||
Принадлежность к УМК; | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. | УМК «Перспективная начальная школа» | |||||
Год издания программы; | Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 | Москва Академкнига/Учебник 2016. | Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2016 | Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2016 | |||
Цель курса информатики; | Основные задачи реализации содержания предметной области «Математика и информатика»: Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности | Формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них). | Развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Аспекты. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. | Общая целевая установка изучения информатики с использованием авторского УМК состоит в формировании элементов информационной культуры учащихся начальной школы, их мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к использованию ИКТ в учебной деятельности, активности в информационной образовательной среде школы и открытой образовательной среде региона, подготовке к дальнейшему обучению информатике в основной школе. | |||
Содержательные линии |
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность. |
|
| ||||
Место информатики в учебном плане; | В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных организаций, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1), учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю (в 4 классе при 5-дневной учебной неделе — 0,5 часа). Дополнительные возможности для изучения информатики и ИКТ представлены в рамках учебных предметов «Технология» и «Математика». Рекомендуемый объем учебного времени на изучение предмета составляет 102 часа. | В рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, а также в рамках внеурочной деятельности возможно создание различных программ курсов информатики. При этом целесообразно выделить инвариантную составляющую часовой нагрузки по курсу информатики в начальной школе в объеме 34 часов в год, итого 105 часов за курс 2–4 классов с учетом резервных часов (1 час в год). Инвариантная составляющая может складываться из модулей по 17 часов (два модуля в год), из модуля на 17 часов и проектной деятельности на 17 часов в год, а также из курса в рамках учебного плана в объеме 34 часов в год или курса внеурочной деятельности в объеме 34 часов. Вариативная составляющая курса направлена на усиление практической работы учащихся с компьютером и активизацию проект ной деятельности. Она составляет от 18 до 68 часов в год дополнительно к имеющейся инвариантной нагрузке. Итого курс информатики может изучаться в объеме от 34 до 102 часов в год с учетом как инвариантной, так и вариативной составляющих, а также в зависимости от деления класса на группы или работы на уроке информатики всем классом и от информационно-образовательной среды. Описание электронно-программной поддержки курса представлено ниже по трем типам: минимальная / базовая / расширенная модель электронно-программного обеспечения. | Данный курс предлагается реализовать различными способами в рамках рабочей программы начального обучения с учетом урочного и внеурочного компонентов, а также в рамках модульной интеграции курса информатики в различные предметы начального общего образования. Курс рассчитан на 35 учебных часов в 3 классе и 35 учебных часов в 4 классе и может быть дополнен за счет внеурочного компонента образовательной организации в форме дополнительного образования по выбору школьников в виде кружковых или факультативных занятий. Курс ориентирован на компьютерную поддержку. Занятия с детьми проводятся в компьютерном классе. | ||||
Компетенции, формируемые в ходе изучения курса информатики; | - | Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны: — с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающим, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией; — с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества; — с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим. | - наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией; - соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»; - yстно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора; - понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.); - выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку(что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей; - решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов; самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать элементарное обоснование высказанного суждения; - овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); - получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»; - получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»),нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении; - приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности. | изучение информатики с использованием авторского УМК призвано создать условия для формирования информационной культуры на уровне начальной школы, заложить основу формирования и развития личностных качеств, познавательной и учебной деятельности учащегося младшей школы в соответствии с требованиями новой российской школы, в контексте социально-экономической модернизации России, формирования информационного общества. | |||
Планируемые результаты: | Личностные | 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования. Ученик научится самостоятельно соблюдать правила работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых — сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников. Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно. Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использовании информационных технологий, осознает их практическую значимость. | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; 1.3) социальные компетенции; 1.4) личностные качества | |||
Метапредметные | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | В процессе изучения предмета «Информатика и ИКТ» формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание). Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения: — ставить учебные цели; — использовать внешний план для решения поставленной задачи; — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения: — осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное; — сличать результат действий с эталоном (целью); — вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью. Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника. К окончанию начальной школы в процессе изучения предмета «Информатика и ИКТ» у ученика будет сформирован ряд познавательных и коммуникативных УУД, например: — поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации; — составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации»), пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», «Алгоритмы и исполнители»); — использование готовых графических моделей процессов для решения задач; — оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком, и т.д.); — использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами; — одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (например, рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи; — выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей); — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов; — анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»); — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы»); — задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов; — синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера “Малыш”», «Художник»; создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов); — построение логической цепи рассуждений; — аргументация своей точки зрения; — осознанное построение речевых высказываний. | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД: 2.1) познавательных; 2.2) регулятивных; 2.3) коммуникативных; 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
| |||
Предметные | Математика и информатика: 1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. | Предметные результаты изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» представлены в разделе «Содержание учебного предмета». | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время | Предметная область «Математика и информатика»:
Другие предметные области:
| |||
Описание основных видов учебной деятельности. |
описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. | В программе представлены виды учебной деятельности обучающихся при освоении основных содержательных линий учебного предмета. 1. Информационная картина мира: — поиск информации в справочном разделе учебника, в справочном разделе компьютерных программ, в гипертекстовых документах и т.д.; — отбор информации, необходимой для решения учебной задачи из текста, упорядоченного списка, таблицы, дерева, рисунка, схемы; — сбор информации, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования; фиксация собранной информации; — поиск закономерностей в собранной информации; — составление знаково-символических моделей; — создание упорядоченных списков объектов; — создание таблиц (описание класса объектов, фиксация результатов компьютерного эксперимента, решение логических задач); — создание информационных объектов с помощью компьютерных программ (текстовые документы, рисунки, презентации). 2. Компьютер — универсальная машина по обработке информации: — работа с компьютерными программами, входящими в методический комплект, с целью формирования умения пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера; — прохождение компьютерных мини-тестов; — ввод информации в программу с помощью кнопок множественного выбора и радиокнопок; — создание информационных объектов на компьютере, сохранение файлов в личную директорию; — поиск файлов в файловой системе компьютера и открытие файлов; — самостоятельное освоение ранее незнакомых компьютерных программ; — выполнение компьютерного эксперимента. Фиксация результатов эксперимента. Анализ результатов эксперимента и формулирование выводов. 3. Алгоритмы и исполнители: — исполнение алгоритмов формальных исполнителей; — исполнение алгоритмов организации учебной деятельности ученика; — составление алгоритмов перевода обучающей информационной среды из начального состояния в конечное состояние; — создание алгоритмов выполнения творческого задания; — составление алгоритмов для формальных исполнителей; — отладка алгоритмов (сличение результатов исполнения алгоритма с целью, обнаружение рассогласования, изменение алгоритма); — определение истинности простых и сложных логических высказываний; — составление простых и сложных логических высказываний для выбора продолжения действий в условном и циклическом алгоритмах; — выполнение лабораторной работы в соответствии с данным алгоритмом; — составление алгоритмов выполнения лабораторной работы; — создание графической модели последовательности действий на компьютере. 4. Объекты и их свойства: — анализ объектов окружающего мира с целью выявления их свойств; — поиск объекта по описанию его свойств; — упорядочение списка объектов по убыванию или возрастанию значения свойства; — деление набора объектов на классы на основе общности свойств; создание дерева деления на подклассы; — деление информационного объекта на объекты, из которых он состоит (определение структуры информационного объекта); — использование объектной структуры информационного объекта для освоения новых компьютерных программ. 5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность: — соблюдение гигиенических норм работы за компьютером, правил поведения в компьютерном классе, правил работы с общими и личными файлами; — составление списка использованных в проекте информационных источников. | Ведущим видом деятельности для детей младшего школьного возраста является учебно-познавательная деятельность, постепенно вытесняющая игру, однако игра (особенно состязательная) в начальном обучении играет важную роль в формировании социальных качеств, мотивации, мышления ребенка. Поэтому особое внимание учителю необходимо обратить на организацию и проведение обобщающих уроков в форме уроков-конкурсов (конкурс клавиатурного письма; конкурс творческих работ, выполненных на основе ИКТ; состязание по алгоритмике; конкурс презентаций) как важных информационно-коммуникативных учебных действий детей в процессе овладения ими основами информационной культуры. Рекомендуется использовать постоянную смену видов деятельности школьников во время занятий в компьютерном классе, исходя из психологических особенностей младших школьников. Необходимо чередовать работу за компьютером с другими видами работ, такими как выполнение заданий в рабочих тетрадях, групповые конструкторские и проектные работы, конкурсы команд и индивидуальные состязания, исследования в группах, взаимозачеты, использование материальных инструментов (аналогов компьютерных) на уроках музыки, труда и рисования, работа с бумажным и электронным текстом, устный счет и его самопроверка с помощью вычислительных средств на компьютере, работа с литературным текстом и самопроверка средствами аудиозаписи на компьютере. Работа педагога включает два направления. 1. Работа со школьниками. Учитывая особенности школьников, необходимо разбить их на подгруппы и постепенно приобщать к новой для них деятельности — компьютерным играм и изучению начал информатики. Нужно совершенствовать методику организации компьютерных игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также содержания развивающих компьютерных игр. 2. Работа с другими учителями для установления содержательных связей в воспитательно-образовательной работе со школьниками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 4 класс "Школа 2100"
по программе А.В. Горячева...
Рабочая программа по информатике 2 класс Школа 21 века ФГОС
Рабочая программа 2 класс по информатике составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века...
Рабочая программа по информатике 2 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по информатике 2 класс...
Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)
Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)...
Информатика Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"
Информатика Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...
Презентация "Анализ существующих программ по информатике в начальной школе".
Анализ существующих программ по информатике в начальной школе в виде презентации....