Логические задачи по информатике в начальной школе
статья по информатике
Современные подходы развития логического мышления детей в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskie_zadachi_po_informatike_v_nachalnoy_shkole.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
К.А. Игнатьева
Логические задачи по информатике в начальной школе
Информатизация общества происходит на всех этапах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. Внедрение в образовательный процесс компьютеров породило множество противоречий, связанных неготовностью учителей и школьников к их полноценному использованию в качестве универсального инструмента. Увеличение скорости распространения и усвоения информации одна из отличительных черт современного поколения. Создано множество электронных образовательных ресурсов направленных на развитие разнообразных навыков у детей. Как показывает практика, чем раньше ребенок освоит поиск и представление информации, тем быстрее происходит его самореализация в будущем. Чтобы быстро и правильно перерабатывать большие объемы информации необходимо формировать логическое мышление ребенка начиная с начальной школы.
Уже в первом классе детей обучают правильно анализировать, сравнивать, выявлять аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать и т.д. Одним из немаловажных предметов в младших классах является информатика. В ходе ее изучения школьники могут на практике понять, каковы способы решения той или иной задачи, разбирая ее путем «от общего к частному». Но когда дети сталкиваются с задачами на логику, у них возникают затруднения.
Для предотвращения затруднений в решении логических задач, а также для формирования и развития приемов логического мышления необходимо выполнять ряд следующих методических требований:
- учет возрастных особенностей обучающихся;
- последовательность формирования логических приемов мышления;
- непрерывность и преемственность логических приемов мышления на различных этапах обучения.
Согласно ФГОС НОО основная цель обучения информатике в начальной школе – овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов [2].
З.И. Калмыкова выделяет две группы приемов умственной деятельности: приемы алгоритмического типа и эвристические. Первая представляет собой приемы рационального, правильного логического мышления. Вторая основывается на использовании эвристических приемов (конкретизация, абстрагирование, варьирование, аналогия). Они выводят школьников на поиск новых проблем, новых знаний, то есть способствуют развитию творческого мышления. Для того чтобы развивать данные виды мышления необходимо:
- научить обучающихся решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом;
- создать ситуацию успеха;
- развить поисковую активность и сообразительность ребенка;
- развивать умение проведения анализа для построения информационно-логической модели;
- вырабатывать умение устанавливать логическую связь между отдельными понятиями;
- совершенствовать интеллектуальные и речевые умения учащихся;
- использование в учебном процессе задач на логику.
В качестве примеров, рассмотрим задания в учебниках учебно-методического комплекса Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак «Информатика». 2 класс, 2 часть, тема: «графические данные»:
«ВЫПОЛНИ
План действий
- Рассмотри рисунок.
- Какую информацию это изображение тебе несёт?
- Преобразуй графическую информацию, что на рисунке, в устный текст (расскажи), а затем в письменный текст, то есть в текстовые данные: запиши свой рассказ в рабочей тетради.
- Сравни текстовые данные, созданные тобой, и графические – изображение в учебнике. Что общего между ними и чем они различаются?
- Расскажи, какие данные (текстовые или графические) несут тебе больше информации? Как ты думаешь, почему?»
Анализируя данное задание, можно говорить о том, что школьники, в ходе выполнения задания, производят основные операции, которые способствуют развитию умений анализировать полученную информацию, сравнивать ее, а также преобразовывать.
Рассмотрим еще одно задание из рабочей тетради 2 класс, 2 часть:
Задание №5. «Закодируй двумя знаками информацию о семи звездочках (используй таблицу значений А).
*******
Таблица значений А
Знак | Значение знака в звездочках |
1 | |
0 | |
1 | 1 |
0 | 0 |
А | 1 |
Б | 0 |
Младшим школьникам предлагается закодировать информацию о семи звездочках с помощь различных символов. В первую очередь у обучающихся развивается умение анализа, систематизации преобразования информации. А также дети учатся составлять логические схемы для структурирования полученных знаний.
Таким образом, в условиях быстрого изменения скорости распространения и усвоения информации в современном обществе необходимо создавать благоприятные условия для развития школьников, начиная с начальной школы. Чем раньше дети научатся обрабатывать большие потоки информации, тем лучше они будут мыслить логически. Именно поэтому на уроках информатики младшие школьники учатся воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию, с помощью предлагаемых авторами УМК заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Библиографический список
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. В. Давыдова – Москва, 2014. - 286 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. №2357) [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru
- Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – Москва, 2014. - 200 с.
- Информатика. Учебник для 2 класса. В 2 ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак и др. Москва: 2012. – Ч.2 - 101с.
- Информатика. Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2 ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак и др. Москва: 2014. – Ч.2 - 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание информатики в начальной школе.
Преподавание информатики в начальной школе....
Развитие интеллекта при обучении информатике в начальной школе
На систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия для проявления индивидуальных особе...
Универсальные логические действия на уроках в начальной школе
В Стандартах второго поколения большое внимание уделяется развитию логического мышления учащихся, т.к. задача образования состоит в развитие функционально грамотной личности.«Личность, которая способн...
Формирование логических УУД на уроках в начальной школе
Статья содержит описание типажей заданий на формирование логических УУД у обучающихся в начальной школе....
Презентация: Логические задачи в курсе математики начальной школы
Формирование логического мышления учащихся начальных классов.Развитие способности понимать смысл поставленной задачи....
Логические задачи по сказкам для начальной школы
Логические задачи по сказкам для начальной школы...
Логические задачи по информатике 1 класс
Логические задачи по информатике для 1 класса помогают научить обучающихся систематизировать информацию, находить лишнее звено, объединять предметы по общим признакам ....