Информационные технологии в обучении экологии.
статья по информатике (1, 2, 3, 4 класс)
Проблема выявления педагогически обоснованных возможностей использования компьютерной техники в качестве эффективного средства обучения, воспитания и развития учащихся при изучении материала разных учебных предметов и экологии в частности, приобретает все большую актуальность. Применение информационно-технических ресурсов на всех стадиях учебного занятия оказывает значительное влияние на контрольно-оценочные функции занятия, придает ему игровой характер, способствуют активизации учебно - познавательной деятельности учащихся. Компьютер позволяет добиться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, расширяет возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в обучении экологии.
Казаньева Наталья Григорьевна,
педагог дополнительного образования
Проблема выявления педагогически обоснованных возможностей использования компьютерной техники в качестве эффективного средства обучения, воспитания и развития учащихся при изучении материала разных учебных предметов и экологии в частности, приобретает все большую актуальность. Применение информационно-технических ресурсов на всех стадиях учебного занятия оказывает значительное влияние на контрольно-оценочные функции занятия, придает ему игровой характер, способствуют активизации учебно - познавательной деятельности учащихся. Компьютер позволяет добиться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, расширяет возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения.
Особую значимость приобретает изучение уже имеющегося опыта компьютерного обучения, анализ сложившегося в практике применения компьютерных технологий для решения разнообразных учебно-воспитательных задач.
Современное общество ставит перед педагогом ряд задач, которые требуют от педагога определенных знаний, умений и навыков для их решения. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить учащегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Использование ИКТ на занятиях экологии позволяет сделать деятельность педагога и ученика наиболее интересной, интенсивной, повысить качество обучения по предмету, отразить существенные стороны экологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Особенностью преподавания биологии и экологии является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах занятия.
Объяснение нового материала. Цифровые технологии позволяют насытить, расширить иллюстративный ряд методических пособий, придать им приближенность к реальной жизни (цветные рисунки, фотографии, диаграммы, таблицы, слайд-шоу, видеофрагменты, короткие и сюжетныеанимации, вспомогательный материал, электронные презентации).
Основное средство, используемое мною на занятиях - учебные презентации. Основной целью такого представления учебной информации – формирование у учащихся системы мыслеобразования. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для усвоения. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия. Например, «Явление радуги, как образуется радуга (красочная схема)», «Органы чувств», «Птицы. Их строение», «Реки, моря и океаны» и т.д.
Для создания презентаций в своей работе я в основном использую программу PowerPoint. Это компьютерное средство интересно тем, что его может создать любой педагог, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления проектов учащихся.
- слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность;
- видеофильмы в сочетании с компьютерными технологиями выходят на качественно новый уровень (возможность использования паузы, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом);
- вспомогательный материал. Он может быть использован на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении занятия (актуально в условиях моего кабинета, когда отсутствует доска).
Закрепление полученных знаний. На этом этапе учащимся предлагается ряд индивидуальных или групповых заданий и задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания, теоретические вопросы, задания с выбором ответа, игры-презентации, работа с кроссвордами (позволяют в игровой форме закрепить либо проверить знания).
Контроль знаний. Для контроля знаний используются тесты, форму организации которых условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов». Иногда тестирование учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях, тогда тест просто демонстрируется на компьютере. При контроле знаний можно использовать задания, которые предназначены для закрепления нового материала.
Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для педагогов, так и для учащихся.
В последнее время увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по экологии в частности. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в сеть Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии.
Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
1. Во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную информацию для последующего многократного использования разными пользователями. Учащиеся, пользуясь Интернетом, находят много дополнительной очень интересной информации по вопросам.
2. Во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с уже известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. Тем более этот материал ценен потому, что его нет в учебниках, книгах. В ходе обсуждения учащиеся высказывают своё мнение и своё отношение к данной проблеме.
3. В-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, реферат, доклад и т.п.) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.
Новые информационные технологии вообще, и использование мультимедийных систем в частности, способны в немалой степени и разгрузить педагога, и повысить заинтересованность учащихся в предмете. Будущее образования невозможно без расширения использования современных технических средств в обучении.
Таким образом, в завершении хочется сказать что информационные технологии в обучении не просто нужны но и необходимы, если мы хотим предоставлять информацию для детей более красочно, интересно и познавательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Новые информационные технологии в обучении»
Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....

Использование информационных технологий в обучении
статья "Использование информационных технологий в обучении"...

ЭССЕ "Новые информационные технологии в обучении"
Эссе на туму:"Новые информационные технологии в обучении"...

новые информационные технологии в обучении английскому языку
Информационные технологии в образовании и формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка....

Мастер-класс по теме: "Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО "
Материал содержит подробное описание проведения мастер-класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения SMART Notebook 10. Раскрыты основные технологические приёмы для созд...

Статья на тему : применение информационных технологий в обучении.
Применение информационных технологий в обучении.Преимуществами использования ИКТ....