Программа внеурочной деятельности «Мир информатики» 4 класс
рабочая программа по информатике (4 класс)
Программа внеурочной деятельности представлена для 4 класса общеобразовательной школы.Целью программы является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_vneurochka.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир информатики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
- примерной программы начального общего образования по внеурочной деятельности;
- программа «Мир информатики» составлена на основе авторской программы;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»;
- учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова на 2020 – 2021 учебный год;
- положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»;
- календарного графика общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова» на 2020 – 2021 учебный год;
- производственного календаря на 2020 – 2021 годы.
Программа рассчитана на 35 учебных часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение проверочных работ – 4.
Целью программы является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами программы являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Программа предусматривает
Формы организации обучения:
– Коллективная и индивидуальная работа;
– работа в парах;
– практическая работа за компьютером.
Основные методы обучения: беседа, игра: познавательная, развивающая; проектная работа; практическая работа; наглядный.
Содержание тем программы внеурочной деятельности
«Мир информатики»
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа учащихся | Формы контроля |
Тема №1 Компьютер и его устройства | 14 часов | Введение в курс. Техника безопасности при работе с компьютером. Организация рабочего места. Группы клавиш. Правила работы с клавиатурой. Работа на тренажёре. Набор текстов. История счёта. Вычислительные машины. ЭВМ. Появление компьютеров. Использование компьютеров в экономике, быту. Виды принтеров. Сканеры. Цифровые фото – и видеокамеры. Виды компьютерных программ. Ярлыки программ на рабочем столе. Поиск данной программы. Виды программ. Обучающие и игровые программы. Вирусы. Антивирусные программы. Защита программ и данных | |
Тема №2 Интернет | 7 часов | Сеть Интернет, web – страница, её составляющие, гиперссылка. Последовательность работы с гиперссылкой. Из истории почты. Электронная почта, электронные письма | |
Тема №3 Информационные процессы | 4 часа | Процесс получения информации. Создание, передача, принятие, обработка информации. Процесс передачи информации. Сигналы передачи информации. Группы сигналов. Кодирование. Ключ. Расшифровка информации. Игра «Мистер Холмс», «Морской алфавит», «Инопланетное сообщение», «Цифровой код» | |
Тема №4 Логика | 3 часа | Истинные и ложные суждения. Простые и сложные суждения. Игры на логику. Отношение подмножества. Пересечение множеств. Объединение множеств. Составление и решение задач с множествами. Виды моделирования. Практика: Игры «Описание птицы», «Описание растения», «Описание предмета». Загадки | |
Тема №5 Алгоритмы | 6 часов | Алгоритм. Три типа алгоритма, цикл в алгоритме. Типы алгоритмов. Компьютерные игры, задачи | |
Итоговое занятие | 1час | Повторение основных понятий курса |
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Компьютер и его устройства | 14 | |
2 | Интернет | 7 | |
3 | Информационные процессы | 4 | |
4 | Логика | 3 | |
5 | Алгоритмы | 6 | |
6 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
«Мир информатики»
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | |
Компьютер и его устройства (14 часов) | |||||
1 | Техника безопасности при работе на компьютере | 1 | 03.09 | ||
2-4 | Клавиатура. Работа на клавиатуре. | 3 | 10.09 17.09 24.09 | ||
5-6 | История развития компьютерной техники | 2 | 01.10 08.10 | ||
7 | Компьютер в жизни общества | 1 | 15.10 | ||
8-10 | Принтеры, сканеры, цифровые фото – и видеокамеры | 3 | 22.10 29.10 12.11 | ||
11 | Работа с компьютерными программами | 1 | 19.11 | ||
12-13 | Обучающие и игровые программы | 2 | 26.11 03.12 | ||
1314 | Антивирусные программы | 1 | 10.12 | ||
Интернет (7 часов) | |||||
15-18 | Просмотр web – страниц | 4 | 17.12 24.12 14.01 21.01 | ||
19-21 | Электронная почта | 3 | 28.01 04.02 11.02 | ||
Информационные процессы (4 часа) | |||||
22 | Информационные процессы | 1 | 18.02 | ||
23 | Передача информации | 1 | 25.02 | ||
24-25 | Кодирование как способ обработки информации | 2 | 04.03 11.03 | ||
Логика (3 часа) | |||||
26 | Суждения и логические операции | 1 | 18.03 | ||
27 | Операции над множествами | 1 | 25.03 | ||
28 | Логические задачи | 1 | 08.04 | ||
Алгоритмы (6 часов) | |||||
29 | Решение задач с использованием компьютеров | 1 | 15.04 | ||
30-31 | Типы алгоритмов. Циклические алгоритмы | 2 | 22.04 29.04 | ||
32-34 | Составление циклических алгоритмов | 3 | 06.05 13.05 20.05 | ||
35 | Итоговый урок | 1 | 27.05 |
Планируемые результаты изучения курса
«Мир информатики»
В ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования, создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.
- Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Мир информатики» специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
- Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
- Контроль и коррекция
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.
- Оценивание
Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; установление причинно-следственных связей; самоконтроль; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
- Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), а также в других источниках информации;
- Знаково-символическое моделирование:
- составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
- опорные конспекты – знаково-символические модели.
* Смысловое чтение:
- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
- работа с различными справочными информационными источниками.
* Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий: составление алгоритмов формальных
исполнителей.
- Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций.
Логические универсальные действия
- Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
- Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.
Коммуникативные УУД
- Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
- Владение монологической и диалогической формами речи.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования.
Обучающиеся могут научиться:
- Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
- Соотносить результатынаблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
- Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
- Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
- В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
- При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
- При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениямипередачи, поиска, преобразования, храненияинформации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
- Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
- Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
- Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 2 класса. Кружёк "Информатика".
Программа внеурочной деятельности (научно-познавотельное направление) по информатике для 2 класса. Кружёк "Информатика" (1 час в неделю – 34 часа в год). Рабочая программа составлена на основе п...
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))
Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...
Программа внеурочной деятельности по информатике для 1 класса "Занимательная информатика"
Программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 4 класса
В рабочей программе нашли отражение цели, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования. Они направлены на реализацию качественно новой лично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 3 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. 3 класс", направление - общеинтеллектуальное...