Рабочая программа "В мире информатики"
рабочая программа по информатике (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире информатики" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_v_mire_informatiki.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рудовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения ____________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В мире информатики»
для 3-4 классов
Разработчик программы: Мешкова Л.В.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения __________________________
Дата, номер протокола Руководитель межшкольного
методического объединения: _______________________________ И. С. Филина
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета ______________________________________________
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: _______________________________ Г.А. Чупахина.
2019 – 2020 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты :
личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
1.владение базовым понятийным аппаратом:
- цепочка (конечная последовательность);
- мешок (неупорядоченная совокупность);
- одномерная и двумерная таблицы;
- круговая и столбчатая диаграммы;
- утверждения, логические значения утверждений;
- исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
- игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2. владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
- построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
- построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
- использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
Учащиеся должны знать/понимать:
- иметь представления об общих правилах игры: правилах работы с учебником, проектом и т.д.;
- иметь представление об условиях задачи как системе ограничений, уметь последовательно выполнять указания инструкций;
- иметь представления о базисных объектах курса (бусины, буквы и пр.) и их основных свойствах (одинаковость, форма, цвет бусин и пр.);
- иметь представление об основных структурах курса: цепочках (конечных последовательностях) и мешках (мультимножествах) и их свойствах;
- уметь использовать и строить цепочки и мешки;
- оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»;
- иметь представление о началах классификации, уметь использовать и строить одномерные таблицы мешка, сортировать объекты по одному признаку;
- иметь представление о началах типологии: выделение областей картинки, подсчитывание количества областей картинки;
- иметь представление об логических значениях утверждений для данного объекта: истинность, ложность, неопределенность;
- иметь представление об алфавитном и лексикографическом (словарном) порядке; уметь найти нужное слово в словаре;
- участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности
17 ч.
Цепочка (3 часа)
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
Мешок (2 часа)
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.
Язык (1час)
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.
Дерево (6 часов)
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.
Основы теории алгоритмов (3 часа)
Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком.
Игры с полной информацией (2 часа)
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Цепочка | 3 | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по описанию, включающему понятие «длина цепочки». Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию. |
2
| Мешок
| 2 | Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице. Сопоставлять несколько таблиц для данного мешка, в том числе для проверки правильности заполнения мешка. Искать два одинаковых в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи). |
3 | Язык | 1 | Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами. |
4 | Дерево | 6 | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия. |
5 | Основы теории алгоритмов | 3 | Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команды, исполнитель). Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции .Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения. |
6 | Игры с полной информацией | 2 | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания. |
Итого | 17ч. |
Рудовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности
«В мире информатики» в 3-4 классах
(17 часов, ),5часа в неделю)
учителя начальных классов
Мешковой Людмилы Вячеславовны
2019 – 2020 учебный год
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Цепочка(3 часа) | |||||
1 | Длина цепочки. | 1 | |||
2 | Цепочка цепочек. | 1 | |||
3 | Склеивание цепочек. | 1 | |||
Мешок (2 часа) | |||||
4 | Таблица для мешка (по двум признакам). Построение мешка по таблице. | 1 | |||
5 | Проект «Одинаковые мешки». | 1 | |||
Язык (1 час) | |||||
6 | Словарный порядок. Дефис и апостроф. | 1 | |||
Дерево(6 часов) | |||||
7 | Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины. | 1 | |||
8 | Уровень вершины дерева. | 1 | |||
9 | Уровень вершины дерева. Построение дерева по описанию. | 1 | |||
10 | Путь дерева. Постройка дерева по описанию. | 1 | |||
11 | Все пути дерева. Постройка дерева по мешку его путей. | 1 | |||
12 | Деревья потомков. | 1 | |||
Основы теории алгоритмов (3 часа) | |||||
13 | Робик. Команды для Робика. | 1 | |||
14 | Программа для Робика. | 1 | |||
15 | Робик. Конструкция повторения. | 1 | |||
Игры с полной информацией ( 2 часа) | |||||
16 | Проект «Лексикографический порядок». | 1 | |||
17 | Проект «Турниры и соревнования». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...