«Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».
статья по информатике
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
подготавливать мультимедийные материалы для проведения досуговых, спортивных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
создавать материалы для проведения мероприятий для работы с семьей;
размещать материалы по работе с родителями и воспитанниками на образовательных порталах сети Интернет.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности;
технологии форматирования методических материалов при подготовке к публикации в сети Интернет;
требования к презентационным материалам, используемым в образовательном процессе;
методику применения средств ИКТ в образовательном пространстве ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_i_informatsionno.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
- использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
- подготавливать мультимедийные материалы для проведения досуговых, спортивных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- создавать материалы для проведения мероприятий для работы с семьей;
- размещать материалы по работе с родителями и воспитанниками на образовательных порталах сети Интернет.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
- возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;−
- аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности;
- технологии форматирования методических материалов при подготовке к публикации в сети Интернет;
- требования к презентационным материалам, используемым в образовательном процессе;
- методику применения средств ИКТ в образовательном пространстве ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
По итогам изучения дисциплины студенты сдают дифференцированный зачет.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Итоговая аттестация в форме - дифференцированный зачет | |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) | |
Подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций | |
Проведение сравнительных характеристик | |
Моделирование предметно-развивающих сред | |
Работа с сервисами Интернет | |
Подготовка методических материалов | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
практические занятия | 46 |
в том числе: | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Вид учебной работы | Объем часов |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Всего: | 102 | ||||||||||||||||||||||||||
Дифференцированный зачет | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление отчета воспитателя с помощью ЭТ и текстового процессора. | 3,5 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | |||||||||||||||||||||||||||
Слияние документов. Использование программ Word и Excel. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Оформление статистических данных в ЭТ. Создание диаграмм на основе статистических данных. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Создание табеля посещаемости детей и табеля питания. Выполнение вычислений в табеле с помощью формул и стандартных функций | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | |||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | |||||||||||||||||||||||||||
. Возможности табличных процессоров Основные приемы работы в табличных процессорах. Элементы электронных таблиц (ЭТ). Типы данных. Вычисления в ЭТ. Визуализация данных с помощью диаграмм. | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Тема 4.4. Технология обработки числовых данных | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.3. Технология создания, редактирования, оформления и сохранения презентаций | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||
Презентации. Требования к структуре и дизайну презентационных материалов. Пользовательский интерфейс. Настройка анимации и действия. Подготовка методических материалов с использованием презентаций. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | |||||||||||||||||||||||||||
1 | Создание и оформление презентации к методической разработке для детей дошкольного возраста. Триггеры | 4 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
2 | Создание презентации «Моя профессия». | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа учащихся 1. Разработка макета табеля посещаемости детей. 2. Сбор и обработка числовых данных средствами облачных сервисов. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы » | |||||||||||||||||||||||||||
Подготовка документов, обеспечивающих обучение дошкольников. Подготовка методического пособия для ДОУ с использованием текстовой и графической информации. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Печать документов. Работа с принтером. Сканирование и распознавание текста. Использование сканирования при подготовке методических материалов. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Макет многостраничного документа. Колонтитулы. Оглавления. Параметры страниц. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Форматирование и редактирование текста. Проверка орфографии. Списки, колонки, таблицы. Использование графики. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | |||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Программное обеспечение для работы с текстовой информацией. Инструментарий. Элементы документа. Требования к документу. | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.2. Работа с текстовой информацией. | Содержание учебного материала | 9 | |||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа учащихся 1. Выявление преимуществ и недостатков электронного документа. 2. Оформление информационного буклета. | 3,5 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
Подготовка фотовыставки о соревновании. | |||||||||||||||||||||||||||
Создание галереи спортсменов. | |||||||||||||||||||||||||||
Разработка дизайна классного уголка. | |||||||||||||||||||||||||||
Разработка дизайна стенда «Для Вас, родители» | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
Подготовка методического пособия с использованием графических объектов. | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
1. | Разработка дизайна стенда «Именинник» | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | |||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.1 Работа с графическими объектами. | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение для работы с графикой. Интерфейс. Инструментарий. Создание и обработка изображений. Работа с планами и слоями. Композиция. Работа со шрифтами. Работа со сканером. Корректировка изображения. Разработка и создание графического изображения образовательного содержания: | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Работа с информационными объектами различных типов с помощью современных информационных технологий | 46,5 | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
Создание дидактических игр при помощи сервиса LearningApps.org Разработка плана занятия с использованием интерактивной доски. | |||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | |||||||||||||||||||||||||||
Использование облачных дисков для хранения и редактирования документов Облачные сервисы и офисные приложения в работе учителя Облачные технологии на уроках Создание дидактических игр при помощи сервисов Web 2.0 Работа с сервисом Learningapps.org | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
Создание онлайн теста при помощи конструктора тестов Online Test Pad | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
Облачные технологии для создания и редактирования документов Работа с Google Документами Работа с сервисом Яндекс.Диск Работа с облаком Mail.Ru | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
Создание онлайн тестов при помощи сервисов Web 2.0 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
Тема 3.2. Применение сервисов Web 2.0 в образовательном процессе | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1. Использование интерактивных досок и онлайн ресурсов в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Современное занятие в контексте требований ФГОС нового поколения | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
2 | Типы интерактивных досок, сравнительная характеристика | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
3 | Знакомство с инструментами программ StartBoard Software и SMART Notebook | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Создание страницы, содержащей задание для учащихся на классификацию | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
2. | Создание страницы, содержащей задание для учащихся, предполагающее работу с конструктором | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||
3. | Создание страницы, содержащей схему | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | |||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа учащихся | |||||||||||||||||||||||||||
Видео-урок Основы работы c ПО SMART Notebook. Настройка панели инструментов | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
Видео-урок Основы работы с ПО SMART Notebook. Работа с объектом. | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Использование интерактивных досок и онлайн ресурсов в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС | 26 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2 Ресурсы сети Интернет и их использование. | Ресурсы Интернет для дошкольников; для родителей; для педагогов. Ресурсы по предметам. Образовательные Интернет-порталы. Возможности Интернет для повышения квалификации педагога. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
Дистанционное обучение. Публикации в Интернет. Подготовка и оформление педагогических разработок для размещения в Интернет. | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Законодательная защита авторских прав. Обзор образовательных Интернет-порталов. Оценка педагогического опыта и образовательных технологий. Обзор Интернет-курсов повышения квалификации. | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Создание профессионально-ориентированных web-ресурсов. | 1 | 3 | ||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | |||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
1.Ведение блога образовательной тематики. | |||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Поиск информации на профессиональную тематику в сети Интернет. | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | |||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
Электронная почта. Передача информации. Поиск, сохранение и передача информации. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Глобальная сеть Интернет. Способы подключения к Интернет. Аппаратные и программные средства подключения. Браузеры. Адресация. Получение справочной информации. Поиск информации. Загрузка информации. Сохранение информации. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Работа в локальных сетях. Организация обмена и передачи информации. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
Тема 2.1 Сервисы сети Интернет и их использование. | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2 Интернет в профессиональной деятельности | 18 | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2,5 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
Информационная безопасность | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия. | |||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
3 | Профилактика нарушения здоровья при работе за компьютером. Техника безопасности при работе за компьютером. Тест. Основные группы факторов влияющих на здоровье человека при работе на ЭВМ. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
2 | Профилактика компьютерного утомления. Гигиенические требования к правильной посадке воспитанников при работе на компьютере. Факторы, влияющие на зрение | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
1 | Психофизиологические особенности работы детей дошкольного возраста на компьютере. Гигиенические требования, предъявляемые к временным рамкам работы за компьютером в дошкольном образовательном учреждении. Основные причины негативного влияния на здоровье человека компьютера. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
Тема 1.2 Особенности использования компьютера в дошкольном образовательном учреждении. | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Проектное задание. Моделирование предметно-развивающей среды в помещении группы с применением средств ИКТ согласно гигиеническим требованиям и рекомендациям. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | |||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к кабинету информатики и компьютерным занятиям. Оценка соответствия кабинета ИКТ требованиям СанПиН. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
1 | Правила работы и требования техники безопасности. Гигиенические и технические условия безопасной эксплуатации техники. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
Тема 1.1 Техника безопасности при работе с компьютером и в компьютерном классе. | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Условия безопасного и эффективного использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении | 10,5 | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета №5 Информатики и информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
- средства пожаротушения – 2 огнетушителя,
- рабочее место преподавателя,
- 7 рабочих мест студентов, объединенные в локальную сеть,
- принтер,
- интерактивная доска SmartBoard,
- мультимедийный проектор,
- аудиоколонки,
- УМК дисциплины.
Программные средства: операционная система, интегрированный пакет в составе: текстового редактора, табличного процессора, системы управления базами данных, программы подготовки презентации; графический редактор, браузер, обучающие программы, системы подготовки заданий и тестов, справочная правовая система Консультант+.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
должен уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; | суммирующее оценивание результатов выполнения практических и самостоятельных работ |
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам |
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам |
должен знать: правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование |
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование |
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование |
аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. Разработка интерактивных заданий в среде PowerPoint
Данный материал содержит 2 задания по следующим предметам: Математика и Русский язык. Это дидактическая игра, направленная на закрепления навыков счета по математике в пределах 10, а также следующих о...
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности».
Направление: духовно- нравственноеПрограмма: «Азбука вежливости»Разработчик: Смагарева Е.А.Класс: 1Тема: «Доброжелательность»Цель: создать условия для расширения представления ...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Цель урока познакомить студентов с назначением электронной таблицы, основными понятиями и простейшими приемами работы в программе электронной таблицы Excel. Для закрепления пройденного материала студе...
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Цель урока познакомить студентов с назначением электронной таблицы, основными понятиями и простейшими приемами работы в программе электронной таблицы Excel. Для закрепления пройденного материала студе...
Статья «Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий в начальной школе».
XXI век – это время высоких компьютерных технологий. В современных условиях развития общества происходят очевидные преобразования, связанные с изменением роли информации в обществе и всех ...