Использование ИКТ на уроках в начальной школе.
статья по информатике на тему
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках в начальной школе.
Кожеманова Е.В.
МБОУ «Старотимошкинская средняя школа» Аксубаевского муниципального района РТ, с. Старое Тимошкино
С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Таким образом информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. Компьютер также является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться. И всё же сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Особую значимость в наше время приобретает формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся младших классов в становлении их информационной культуры, компьютерной грамотности. Поэтому в своей практике работы учителя начальных классов при обучении младших школьников я использую информационно-коммуникативные технологии. Это стало возможным, благодаря оборудованию в нашей школе компьютерного класса. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества. Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, построить индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ в начальной школе осуществляется по направлениям:
1.Создание презентаций курокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальных классах можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно для урока скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться самого максимального учебного эффекта.
Презентации позволяют учителю:
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
Презентация также позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и, в некоторых случаях, моторную.
Мне довелось убедиться ,что использование информационных технологий на уроке способствует положительной мотивации обучения, активизации внимания, восприятия, мышления , воображения, памяти, творческих способностей и
познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков в начальной школе. В свою очередь , познавательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие. Педагог может добиваться качественных результатов , работая с учащимися в современных условиях с использованием возможностей новых информационных технологий на уроке и во внеклассной деятельности, что дает более высокие и качественные результаты.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Продуктивность таких уроков очень высокая.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Урок – игра, урок – путешествие в сказку особо любимы детьми. Обучение в игре – не об этом ли мечтали дети ? Такая возможность есть. Учитель может разработать игры полностью адаптированные к возможностям младшего школьника, не требующие помощи взрослых , непродолжительные во времени . Эти игры можно использовать с равным успехом на уроке, во внеурочной деятельности даже и на переменах.
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, активизировать познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, индивидуально подойти к ученику, а также повышает объём выполняемых работ.
Использование компьютера может быть органично включено в любой этап урока любого предмета – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков.
Особенно на уроках окружающего мира, ИКТ позволяют сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогают детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, проводить виртуальные путешествия в любую точку земли.
На уроках русского языка аудио средства можно использовать при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. При этом музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами.
При чтении стихотворений на уроках литературы стоит использовать различные аудио-фонограммы и иллюстрации картин русских художников, которые вызывают в душах маленьких слушателей бурю эмоций. А также записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
На уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Общеизвестно ,что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроке один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
При разработке урока с использованием ИКТ стоит уделять особое внимание здоровью детей и не забывать про СанПиН. Обязательно включать физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.
Использование ИКТ преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в уроки в начальных классах.
Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, народные костюмы и т. д.. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках.
Интернет:
- Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
- Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
- Дает возможности для профессионального роста;
- Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
- Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
В наше время можно найти большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. Мною используются:
- Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
- «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников).
- Природа и человек. (Естествознание для начальной школы) и многие другие интернет-сайты.
Если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он до...
Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.
Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....
"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов
P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; } В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)
СОДЕРЖАНИЕ Введение ...