Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная информатика»
методическая разработка по информатике на тему
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_informatika.docx | 51.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Под предметной компетентностью в области информатики понимается «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
- создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Формы занятий
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю
- сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
- обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
- самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
- осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
- решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
- осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
- изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Содержание программы:
Первый год обучения (34 ч)
Компьютер. Операционная система. (11 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой.
Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр» (Gcompris). (15 ч.)
Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на развитие памяти. Упражнения -головоломки. Упражнения-исследования. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие логического мышления.
Программа для рисования TuxPaint. (7 ч.)
Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку». Рисование в программе.
Второй год обучения. (34 ч.)
Компьютер. Операционная система. (6 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Роль компьютера в жизни человека. Устройство компьютера. Освоение движений мышью. Освоение клавиатуры. Рабочий стол. Объекты рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. Представление о папке. Создание папки на рабочем столе.
Технология обработки текстовой информации. (13 ч.)
Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Open Office Writer. Настройка рабочей среды. Клавиатура: основные группы клавиш. Основные правила набора текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Сохранение и открытие текстового документа.
Технология обработки числовой информациии. (2 ч.)
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы.. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.
Технология обработки графической информации. (12 ч.)
Назначение и основные функции графического редактора KPaint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений инструментами: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник, Эллипс, Линия, Кривая. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка, действия с ним. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Обобщающее занятие. (1 ч.)
Третий год обучения. (34 ч.)
Компьютер, информация, операционная система. (9 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Человек и компьютер. История возникновения компьютера. Понятие информация. Виды информации по способу восприятия. Виды информации по способу представления. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол.. Представление о файле и папке. Создание папки и действия с ней. Запуск программы. Основные действия с окном.
Технология обработки текстовой информации. (12 ч.)
Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора OpenOfficeWriter. Настройка рабочей среды. . Повторение основных правил набора текста. Основные элементы текста. Приемы перемещения по тексту. Редактирование текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Списки. Маркированные и нумерованные списки. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Графические изображения в текстовом документе. Сохранение и открытие текстового документа.
Технология обработки числовой информациии. (2 ч.)
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Выполнение арифметических действий в программе. Работа с двумя программами.
Технология обработки графической информации. (10 ч.)
Назначение и основные функции графического редактора KPaint. Повторение приемов создания изображений с помощью основных инструментов для рисования. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка.
Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Обобщающее занятие. (1 ч.)
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная информатика»
Личностные результаты:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики;
• развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической
информацией;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты:
• умение использовать термины «информация», «компьютерная графика», «программа», «растровая графика»,
«векторная графика»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• умение работать в среде растрового и векторного графического редактора;
• умение выполнять действия преобразования растровых (копирование, поворот, отражение) и векторных
графических изображений;
• умение создавать новые графические изображения из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки
изображений и их модификации;
• изучение возможностей растрового графического редактора;
• представление об использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности;
• использование мультимедийных возможностей редактора электронных презентаций
.Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной
и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
Тематическое планирование
1 год обучения. (2 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов |
Компьютер, операционная система. | 11 | |
1 | Первый раз в компьютерном классе. Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. | 1 |
2 | Знакомство с компьютером. Что умеет делать компьютер? | 1 |
3 | Знакомство с компьютером. Из чего состоит компьютер? Включение и выключение компьютера. | 1 |
4 | Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора. Знакомство с мышью. | 1 |
5 | Освоение приемов работы с мышью. Упражнения для развития движений мышью: премещение мышки. | 1 |
6 | Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью: щелканье мышкой. | 1 |
7 | Управление мышью. Упражнение «Щелкайте и рисуйте». | 1 |
8 | Знакомство с клавиатурой. Упражнения с клавиатурой: «Числа на кубиках» | 1 |
9 | Упражнения с клавиатурой: «Падающие буквы». | 1 |
10 | Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова». | 1 |
11 | Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова». | 1 |
Работа с пакетом образовательных игр для детей «Сборник обучающих игр» (Gcompris) | 15 | |
12 | Упражнения на чтение: «Пропущенная буква». | 1 |
13 | Упражнения на чтение: «Практика чтения» | 1 |
14 | Упражнения по математике: «Счет предметов, «Числа на парах кубиков» | 1 |
15 | Упражнения на сложение и вычитание в виде игры «Волшебная шляпа» | 1 |
16 | Упражнение по математике: «Порядок чисел» | 1 |
17 | Упражнение по математике: «Практика использования денег» | 1 |
18 | Математические игры на развитие памяти. | 1 |
19 | Упражнения-головоломки. Головоломка Танграмм. | 1 |
20 | Упражнения-головоломки.Построй аналогичную модель. | 1 |
21 | Упражнения-головоломки. Упрощенная Ханойская башня. | 1 |
22 | Упражнения-иследования.Чтение названия цветов. | 1 |
23 | Упражнения-исследования. Изучение часов. Понимание времени на часах. | 1 |
24 | Алгоритм. Нахождение логической последовательности расположения предметов. | 1 |
25 | Упражнения на развитие внимания. Игры в парочки с числами. | 1 |
26 | Упражнения на развитие внимания. Найди отличие. | 1 |
3 | Знакомство с программой для рисования TuxPaint. | |
27 | Знакомство с программой для рисования TuxPaint. | 1 |
28 | Работа в программе ТихРатТУпражнение «Раскрась картинку» | 1 |
29 | Работа в программе ТихРатТУпражнение «Раскрась картинку» | 1 |
30 | Рисование в программе TuxPaint. | 1 |
31 | Рисование в программе TuxPaint. | 1 |
32 | Рисование в программе TuxPaint. | 1 |
33 | Рисование в программе TuxPaint. Конкурс рисунков. | 1 |
34 | Обобщающее занятие «Компьютер - что это?» Подведение итогов. | 1 |
34 | ||
Тематическое планирование
2 год обучения. (3 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов |
Компьютер, операционная система. | 6 | |
1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Компьютер - помощник человека. | 1 |
2 | Как устроен компьютер. Компьютерная помощница - мышь. Упражнения для развития движений мышью. | 1 |
3 | Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие буквы». | 1 |
4 | Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие слова». | 1 |
5 | Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Знакомство с объектами Рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. | 1 |
6 | Представление о папке. Создание папки на рабочем столе. | 1 |
Технология обработки текстовой информации. | 13 | |
7 | Назначение текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора OpenOfficeWriter. Настройка рабочей среды. | 1 |
8 | Осваиваем клавиатуру: русские буквы, пробел, клавиша стирания. | 1 |
9 | Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв. | 1 |
10 | Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов. | 1 |
11 | Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода предложений. | 1 |
12 | Осваиваем клавиатуру. Знаки препинания и специальные символы. | 1 |
13 | Осваиваем клавиатуру. Латинские буквы. | 1 |
14 | Основные правила набора текста. Набор текста по образцу. | 1 |
15 | Набор и редактирование текста. Вставка и удаление пустых строк. | 1 |
16 | Набор и редактирование текста. | 1 |
17 | Понятие фрагмента текста. Освоение приемов работы с фрагментами текста. | 1 |
18 | Действия с фрагментами текста. | 1 |
19 | Изменение шрифта документа. Сохранение текстового документа. | 1 |
Технология обработки числовой информации. | 2 | |
20 | Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом. | 1 |
21 | Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений. | 1 |
Технология обработки графической информации. | 12 | |
22 | Назначение и функции графического редактора KPaint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. | 1 |
23 | Приемы создания изображений. Создание изображений с помощью инструментов Карандашь, Кисть, Распылитель, Заливка. | 1 |
24 | Создание изображений инструментами: Прямоугольник, Эллипс. | 1 |
25 | Создание изображений инструментами Линия, Кривая, Многоугольник. | 1 |
26 | Настройка инструментов. | 1 |
27 | Редактирование компьютерного рисунка. | 1 | ||
28 | Создание рисунка с помощью геометрических фигур. | 1 | ||
29 | Фрагмент рисунка. Работа с фрагментами. | 1 | ||
30 | Работа с фрагиентами рисунка. | 1 | ||
31 | Сборка рисунка из деталей. | 1 | ||
32 | Сохранение, созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске. | 1 | ||
33 | Конкурс рисунков. | 1 | ||
34 | Обобщающее занятие. Подведение итогов. | 1 | ||
34 | ||||
Тематическое планирование
3 год обучения. (4 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов |
Компьютер, информация, операционная система. | 9 | |
1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. | 1 |
2 | Человек и компьютер. История возникновения компьютера. | 1 |
3 | Что такое информация? Виды информации по способу восприятия. | 1 |
4 | Виды информации по способу представления. | 1 |
5 | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.Устройства ввода и вывода информации. | 1 |
6 | Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Представление о файле и папке. | 1 |
7 | Создание папки и действия с ней. | 1 |
8 | Изменение настроек Рабочего стола. | 1 |
9 | Запускаем программы. Освоение основных действий с окном. | 1 |
Технология обработки текстовой информации. | 12 | |
10 | Назначение и функции текстового процессора OpenOfficeWriter. Знакомство с интерфейсом. | 1 |
11 | Основные правила набора текста. Набор текста по образцу. | 1 |
12 | Основные элементы текста. Освоение приемов перемещения по документу. | 1 |
13 | Набор текста по образцу. Редактирование текста. | 1 |
14 | Действия с фрагментами текста. | 1 |
15 | Изменение шрифта текстового документа. | 1 |
16 | Списки. Создание простейшего маркированного и нумерованного списков. | 1 |
17 | Вставка в текстовый документ таблицы. | 1 |
18 | Редактирование таблицы. | 1 |
19 | Рисование таблицы. | 1 |
20 | Графические изображения в текстовом документе. Создание рисунка с помощью панели Рисование. | 1 |
21 | Создание рисунка с помощью панели Рисование.Конкурс рисунков. | 1 |
Технология обработки числовой информации. | 2 | |
22 | Калькулятор - помощник математиков. Выполнение арифметических действий в программе Калькулятор. | 1 |
23 | Освоение совместных действий при работе с двумя программами. | 1 |
Технология обработки графической информации. | 10 | |
24 | Назначение и функции графического редактора KPaint. Знакомство с интерфейсом. | 1 |
25 | Настройка инструментов для рисования. | 1 |
26 | Создание компьютерного рисунка. | 1 |
27 | Редактирование и сохранение рисунка. | 1 |
28 | Сборка рисунка из деталей. | 1 |
29 | Создание рисунка с помощью приема вспомогательных построений. | 1 |
30 | Работа с текстом. Оформление надписей на рисунке. | 1 |
31 | Построения геометрических фигур. | 1 | ||
32 | Действия с фрагментами рисунка. | 1 | ||
33 | Действия с фрагментами рисунка. | 1 | ||
34 | Обобщающее занятие. Подведение итогов. | 1 | ||
34 | ||||
Литература.
- Макарова Н.В «Информатика» -3 и 4 классы Учебник. . 2013год
- Предметно-содержательный журнал «Современный урок: начальная школа»,
Факультатив по информатике «Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках информатики в начальной школе». № 4, 7,8 2010 г.
- Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2013. - 80 с.
- Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. - М.: Баласс, 2013. - 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2кл....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» для учащихся с 3 – 4 классов
Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" составлена для учащихся 1 класса...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности, направлен на привитие любви к математике, развитие математических способностей....
Рабочая программа пр курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 классы на 2019-2020 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Занимательная математика»» 1 – 4 классы на 2019-2020 учебный год....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика""
Реа Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешн...