Рабочая программа по информатике, 3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
Рабочая программа составлена к учебнику "Мир информатики" А.Н.Могилёв, В.Н.Могилёва, М.С. Цветкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mir_informatiki_3_klass.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ __________ С.В. Гаранина Приказ № 194 от «22» августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности общеинтелектуального направления
«Мир информатики»
в 3 «В, Г» классах
Крыловой Ольги Сергеевны
учителя высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №25»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании кафедры учителей начальных классов Руководитель ________/ Н.В.Миронова Протокол № 1 от «22» августа 2016г. | Согласовано Заместитель директора по УР ______/ О.В. Малецкая «22» августа 2016г. |
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Мир информатики» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
- Авторской программы А.Н. Могилёв, В.Н. Могилёва, М.С. Цветкова, откорректированной в соотвествии с учебным планом гимназии № 25.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
- Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназии № 25» НМР РТ.
Цель:
формирование элементов информационной культуры учащихся начальной школы, их мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к использованию ИКТ в учебной деятельности, активности в информационной образовательной среде школы и открытой образовательной среде региона, подготовке к дальнейшему обучению информатике в основной школе.
Задачи:
1. Развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.
2. Подготовка в области информационных технологий, обеспечивающая включение средств информатизации (компьютерное оборудование и программное обеспечение) в учебную и познавательную деятельность учащихся, формирование устойчивых навыков работы с текстовой, графической, табличной информацией, в том числе комплексного представления учебной информации в творческих работах (в среде презентаций), умений осуществлять поиск информации с помощью каталогов и справочников, в Интернете.
3. Формирование начальных мировоззренческих системно-информационных представлений о мире, информации и информационных процессах в обществе и технике, а также информационной природе познавательной активности человека.
Место предмета в учебном плане. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3 класс — 34 часа в год.
Ценностные ориентиры.
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
- основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
- основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
- основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Формы проведения: игры, беседы, анкетирование, просмотр тематических видеофильмов, экскурсии, дни здоровья, конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики в начальной школе
Авторский курс информатики нацелен на достижение следующих метапредметных результатов:
- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; освоение различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Курс информатики обеспечивает достижение учениками следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС.
Предметная область «Математика и информатика»:
- овладение основами алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в области информатики;
умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы; приобретение умений представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение первоначальных умений в области компьютерной грамотности.
Другие предметные области:
- овладение элементарными практическими умениями навыками в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В процессе освоения содержания курса информатики, а также информационной деятельности в других предметах учащиеся выполняют наборы заданий, направленные на формирование готовности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы основных понятий информатики и представлений об информационной технологии (анализ, сравнение, поиск, оценка, структурирование информации, формирование, исполнение, анализ, алгоритм, управление исполнителем, компьютерной программой);
- обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности использовать средства информационных технологий (исследование, конструирование, выполнение небольшого проектного задания в группе, комплексное применение инструментов информационной деятельности);
- коммуникативных и информационных умений (работа с электронной почтой, поиск информации в Интернете, работа с программой, экранным интерфейсом, работа с внешними устройствами и цифровым оборудованием, подключаемым к компьютеру);
- знаний об основах здорового и безопасного использования компьютера и информационных технологий в учебе и жизни (правила клавиатурного ввода, организация компьютерного рабочего места, правила безопасной работы со сложным оборудованием, гигиена работы за компьютером, включение профилактической гимнастики в культуру здорового образа жизни).
Все задания структурированы по усилению интеграции в них различных видов учебных действий: от простых (выяви, найди, сравни, сгруппируй по признаку и т. д.) к интегрированным (проанализируй, систематизируй по итогам эксперимента или наблюдения, расставь по порядку, сделай вывод) и сложным (сконструируй, проведи исследование, выполни проект по плану, разработай план выполнения работы, разработай алгоритм управления исполнителем).
Таким образом, в результате освоения данного курса выпускник начальной школы приобретает важный личностный результат — готовность самостоятельно применять в учебе и жизни средства информационных технологий и основные понятия информатики, а также возможность успешно осваивать курс информатики основной школы, в том числе с учетом выбора увлеченным учеником информатики в качестве приоритета индивидуального образовательного маршрута.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- Определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
- Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, энциклопедии, интернет-источники.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание курса
Содержание информатики в начальной школе включает три основных тематических блока.
1. Информация и компьютер.
Понятия информации, видов информации. Назначение, состав и устройства компьютера, компьютерные файлы и программы.
Работа с устройствами компьютера и программными средствами на разнообразном предметном материале содержания начального обучения. Информационные технологии (подготовка текста, работа с таблицами, обработка графики, электронная почта и просмотр веб-страниц, работа с каталогами и поиск информации, представление информации в форме презентаций, фото-, аудио- и видеофрагментов, использование компьютера для вычислений, управления компьютерными лабораториями, роботами и исполнителями, работа со средствами коммуникаций — электронной почтой, сайтами в Интернете).
2. Информация и информационные процессы.
Представление информации, кодирование информации, понятие информационных объектов, свойств объектов, информационных процессов обработки, поиска, передачи, сбора, хранения информации.
3. Алгоритмы и исполнители.
Понятия правила и команды, плана и алгоритма, видов алгоритмических конструкций, исполнителя, языка команд исполнителя, высказывания, логических связок НЕ, И, ИЛИ, проверки условия в команде, организации алгоритма ветвления, цикла, программной среды управления исполнителем команд.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Глава 1. Компьютер — инструмент для обработки информации | 10 |
2 | Глава 2. Хранение информации в компьютере. Управление компьютером | 6 |
3 | Глава 3. Обработка графической информации на компьютере | 10 |
4 | Глава 4. Обработка текстовой информации на компьютере | 8 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Раздел/тема занятия | Виды деятельности учащихся | |
План | Факт | |||
Глава 1. Компьютер — инструмент для обработки информации | ||||
1 | 2.09/ 7.09 | Информация | Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности Овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов | |
2 | 9.09/ 14.09 | Виды информации | ||
3 | 16.09/ 21.09 | Познакомься: компьютер | ||
4 | 23.09/ 28.09 | Правила работы за компьютером | ||
5 | 30.09/ 5.10 | Устройство ввода информации: компьютерная мышь | ||
6 | 7.10/ 12.10 | Устройство ввода информации: клавиатура. Постановка рук. | ||
7 | 14.10/ 19.10 | Системный блок компьютера | ||
8 | 21.10/ 26.10 | Устройство вывода информации: принтер | ||
9 | 28.10/ 9.11 | Дополнительные устройства компьютера. | ||
10 | 11.11/ 16.11 | Компьютеры вокруг нас. | ||
Глава 2. Хранение информации в компьютере. Управление компьютером | ||||
11 | 18.11/ 23.11 | Устройства долговременного хранения информации | Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач Использование сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета | |
12 | 25.11/ 30.11 | Файлы и папки — способ хра- нения информации в компьютере | ||
13 | 2.12/ 7.12 | Файлы и папки — способ хра- нения информации в компьютере | ||
14 | 9.12/ 14.12 | Запуск программ. Окно про- граммы | ||
15 | 16.12/ 21.12 | Файлы данных | ||
16 | 23.12/ 11.01 | Меню Пуск. | ||
Глава 3. Обработка графической информации на компьютере | ||||
17 | 13.01/ 18.01 | Графическая информация и графический редактор | Умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы Умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для пони- мания и получения дополнительной ин- формации Наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве. | |
18 | 20.01/ 25.01 | Меню графического редактора | ||
19 | 27.01/ 1.02 | Меню Палитра | ||
20 | 3.02/ 8.02 | Сохранение, загрузка и печать изображения | ||
21 | 10.02/ 15.02 | Инструменты графического редактора | ||
22 | 17.02/ 22.02 | Приемы рисования в графическом редакторе | ||
23 | 24.02/ 1.03 | Конструирование изображения: работа с фрагментами | ||
24 | 3.03/ 8.03 | Конструирование изображения: работа с фрагментами | ||
25 | 10.03/ 15.03 | Конструирование изображения: вставка фрагментов из файла. | ||
26 | 17.03/ 29.03 | Конструирование изображения: вставка фрагментов из файла. | ||
Глава 4. Обработка текстовой информации на компьютере | ||||
27 | 31.03/ 5.04 | Текстовая информация и текстовый редактор | Овладение элементарными практическими умениями и навыками в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видео-запись, элементы мультипликации и пр.) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет). | |
28 | 7.04/ 12.04 | Приемы ввода и редактирования текста | ||
29 | 14.04/ 19.04 | Приемы ввода и редактирования текста | ||
30 | 21.04/ 26.04 | Работа с фрагментами текста. Сохранение и печать текста | ||
31 | 28.04/ 3.05 | Форматирование текста | ||
32 | 5.05/ 10.05 | Вставка рисунка в текст | ||
33 | 12.05/ 17.05 | Итоговый урок — состязание | ||
34 | 19.05/ 24.05 | Компьютерные игры |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература
- Могилёв А.Н.., Могилёва В.Н., Цветкова М.С. Информатика. Учебник. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
- Методическое пособие для учителя. «Информатика. УМК для начальной школы» 3 – 4 классы, Е. Г. Курис, М.С. Цветкова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронные образовательные ресурсы к УМК
Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (открытый ресурс для школ России): www.schoolcollection.edu.ru: разделы «Информатика и ИКТ», «Окружающий мир», 3–4 классы, ресурсы:
––«Система виртуальных лабораторий по информатике»;
––«Открываем законы родного языка, математики и природы. 1–4 классы»;
––Окружающий мир. Линия связей в живой природе («Электронный дневник наблюдений»).
Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2–6» (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2–6» включена в единую коллекцию образовательных ресурсов.
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин — это:
- базовая модель:
- компьютерный класс (сеть, сервер);
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для учителя начальной школы, для учащихся — все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
- ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
- сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК1 для поддержки работы учащихся при обучении информатике;
- цифровые зоны: компьютерной графики (графические планшеты на каждом рабочем месте, цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www. school-collection.edu.ru), клавиатурного письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...