Программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему
Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов алгоритмического мышления, проведение практических занятий, связанных с обработкой с информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_gramotnost.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
имени Героя Советского Союза И.В. Седова
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
Программа внеурочной деятельности
«Компьютерная грамотность»
направление развития личности школьника (общеинтеллектуальное)
1-2 класс
Составитель: Герасимова Л.А.,
первая квалификационная категория
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база:
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241, от 22 сентября 2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296)
- Санитарно-эпидемиологические требованиями к учреждениям образования.
Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов алгоритмического мышления, проведение практических занятий, связанных с обработкой с информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения.
Осваивая компьютер учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.
Основные цели программы:
- формирование первоначальных элементов логического и алгоритмического мышления младших школьников;
- формирование информационной культуры через практическую работу с обучающими и развивающими программами.
Основные задачи программы:
- развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;
- формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;
- формирование устойчивого познавательного интереса к обучению;
- формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.
Программа рассчитана на детей 7- 8 лет, реализуется за 2 года.
Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.
1-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).
2-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.
Формы проведения занятий
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами ее организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
Фронтальная – подача материала всем обучающимся
Индивидуальная – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднений, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
Групповая – учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Структура курса
Программа разработана по годам обучения и состоит из самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
I КЛАСС (33 ч)
Введение (1 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».
Компьютер – твой друг (2 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».
Беседы об информации (1 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».
Учимся логически мыслить (5 ч)
Работа с обучающей программой «Братцы кролики - В гостях у Кролика».
Учимся считать (5 ч)
Работа со сборником образовательных игр «Незнайкина грамота».
Учимся рисовать (5 ч)
Работа с программно-методическим комплексом «Русский язык. Начальная школа».
Учимся печатать и читать (5 ч)
Работа с обучающей программой «Волшебный букварь».
Играем со словами (5 ч)
Работа с программно-методическим комплексом «Русский язык. Начальная школа».
Развиваем мышление (4 ч)
Работа с обучающей программой «Братцы кролики – Школа Кролика».
Предполагаемые умения и навыки 1 класс
Учащиеся должны иметь первоначальные представления о:
- правилах безопасности в кабинете информатики,
- областях применения компьютеров,
- способах получения информации.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
- включать и выключать компьютер;
- правильно перемещать мышь по коврику;
- управлять указателем мыши;
- работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
- загружать обучающую программу;
- осуществлять выход из программы.
II КЛАСС(34 ч)
Введение (1 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 2 год».
Продолжаем знакомство с компьютером (1 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 2 год».
Беседы об информации (1 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 2 год».
Учимся считать (2 ч)
Работа с обучающей программой «Остров Арифметики».
Учимся сопоставлять и рассуждать, развиваем мышление (2 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 2 год».
Учимся рисовать (5 ч)
Работа с обучающими программами «Мир информатики – 2 год» и «Учись рисуя».
Учимся моделировать и конструировать (5 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 2 год».
Развиваем внимательность и смекалку (5 ч)
Работа с обучающей программой «Учимся с Аликом».
Учимся печатать и читать (4 ч)
Работа с обучающими программами «Весёлая Азбука» и «Волшебный букварь».
Учимся запоминать и логически мыслить (8 ч)
Работа с обучающей программой «Весёлая Азбука»
Предполагаемые умения и навыки 2 класс
Учащиеся должны иметь представление о:
- правилах безопасности в кабинете информатики,
- основных устройствах компьютера;
- основных видах информации.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз и рук;
- работать с алфовитно-цифровым блоком клавиш на клавиатуре;
- обрабатывать текстовую, числовую и графическую информацию, при выполнении игровых учебных ситуаций.
Календарно-тематическое планирование:
1 класс
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||
1 | Введение | 1 | Правила поведения в кабинете информатики. Гимнастика для глаз и рук. | игра-викторина по правилам безопасности «Это должен знать каждый!», упражнения для рук «Мышки», упражнения для глаз, нахождение различий. | |
2-3 | Компьютер – твой друг | 2 | Применение компьютеров. Компьютер и его основные устройства. Включение и выключение компьютера. Мышь. Пиктограммы. | виртуальная экскурсия «Компьютеры вокруг нас», игры и развлечения Фантазёра (обведи пунктирную линию, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки), упражнения для рук «Цветок», упражнения для глаз. | |
4 | Что такое информация | 1 | Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию. | игры и развлечения Фантазёра (нарисуй линию, не отрывая карандаша от бумаги, повтори рисунок, найди лишний предмет, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки и нарисуй недостающие детали), упражнения для рук «Встреча», упражнения для глаз. | |
5-9 | Учимся логически мыслить | 5 | Решение логических задач | повтори рисунок по клеточкам, сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета, игра-пантомима «Можно рассказать без слов?», тренируем руку (нарисуй такой же узор, найди путь в лабиринте). | |
10-14 | Учимся считать | 5 | Ведем счет на компьютере | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры, путешествуй по кривым линиям, повтори клеточный рисунок. | |
15-18 | Учимся рисовать | 4 | Рисуем с помощью компьютера | игры на бумаге (соедини точки – получишь рисунок), загадки в рисунках. | |
19 | Учимся рисовать | 1 | Конкурс рисунков. Работа в графическом редакторе Paint | виртуальная экскурсия «Путешествие в зоопарк» | |
20-24 | Учимся печатать и читать | 5 | Алфавит. Первая буква слова. Простые слова. Работа с текстом в текстовом редакторе Word. | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву; найди слова, начинающиеся с указанной буквы.. | |
25-29 | Играем со словами | 5 | Игровые задания со словами. Подбор для событий подходящих звуков. Нахождение соответствующего рисунку слова. Нахождение слов, которые обозначают названия указанных предметов. Нахождение слов, образующих рифму с заданным словом | подбери звук к событию, читай наоборот, подбери рифму, загадки-путаницы, реши кроссворд, из первых букв названий предметов составь новое слово, восстанови слово. | |
30-33 | Развиваем мышление | 4 | Логические задания | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте, найди два одинаковых предмета, сравни картинки, оригами (изготовление бумажных фигурок). |
2 класс
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||
1 | Введение | 1 | Правила поведения в кабинете информатики. Гимнастика для глаз и рук. | . игра-викторина по правилам поведения в кабинете «Разрешено-запрещено», упражнения для глаз «Чтобы глазки не устали», упражнения для рук и тела «Осьминог», «Пантомима». | |
2 | Продолжаем знакомство с компьютером | 1 | Компьютер и его основные устройства. Виды компьютеров (ноутбук, электронная записная книжка, суперкомпьютер, игровой компьютер, микрокомпьютер, настольный персональный). | нарисуй фигуру по точкам, отгадай кроссворд. | |
3 | Информация вокруг нас | 1 | Основные виды информации (текстовая, числовая, графическая). | найди слово в слове; используя шифр, найди слово; повтори фигуру, выбери похожую фигуру, угадай предмет. | |
4-5 | Учимся считать | 2 | Ведем счет на компьютере | сосчитай фигурки, считай точки и рисуй фигуру, найди спрятанные на картинке предметы, найди клад в лабиринте. | |
6-7 | Учимся сопоставлять и рассуждать, развиваем мышление | 2 | Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Сопоставление. Суждения и логические операции. Первый, следующий, последний. Одинаковый. Похожий. Выбери форму. Лишняя картинка. Что подходит? Выбери рисунок. Что здесь лишнее? Подбери предмет. Меньший, больший. Подбери пару. | найди общее название группе слов, соедини половинки слов, нарисуй такую же фигуру, определи истинность и ложность суждений, замени словосочетание одним словом, найди лишнее слово, восстанови слова, допиши по аналогии, вставь числа, разгадай ребус. | |
8-12 | Учимся рисовать | 5 | Что такое графика. Раскрашивание компьютерных рисунков. Голоса животных. Учимся читать. Арифметика. Логическое мышление. | Работа в графическом редакторе Paint. Нарисуй по клеточкам такую же фигуру, отгадай таинственное послание, собери картинку из кусочков, раскрась в соответствии с образцом, найди отличия, расшифруй ребусы-картинки. | |
13-17 | Учимся моделировать и конструировать | 5 | Моделирование. Моделирование с помощью геометрических фигур. Моделирование на клеточном поле. Конструирование. | создай изображение на бумаге, создай модель из бумаги (оригами), придумай рассказ, реши логические задачи | |
18-22 | Развиваем внимательность и смекалку | 5 | Определение направлений. Определение закономерностей. Цвет и формы. Развитие слухового восприятия. Змейка. Дракон. Математическое лото. Гонки на улитках. Математические мыльные пузыри. Пилот-математик. Математический тир. Математический поединок. | разгадай ребусы, пройди путь в лабиринте, найди тень, найди пару, найди лишний предмет, восстанови порядок букв, расшифруй головоломку, найди все фрагменты мозаики, найди отличия, подбери к элементам одежды лоскутки, определи закономерность словообразования и запиши слово по аналогии. | |
23-26 | Учимся печатать и читать | 4 | Безударные гласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Мягкий знак. Разнообразные слова. | Работа в текстовом редакторе Word/ Подбери к каждому слову подходящее слово, продолжи пословицу, найди ошибки. | |
27-34 | Учимся запоминать и логически мыслить | 8 | Упражнения на развитие памяти, логики | прогулки по лабиринтам, загадки, головоломки, ребусы, кроссворды. |
Информационно-методическое обеспечение:
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
- компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;
- клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
- компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
- компьютерные лабиринты для управления объектом;
- компьютерные мозаики;
- логические игры на компьютере;
- компьютерные энциклопедии, путешествия;
- компьютерные топологические схемы (например, района, метро),
- компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
- игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
- компьютерные среды управления исполнителем.
Используемые средства программной поддержки курса:
- Авторская мастерская УМК по информатике и ИКТ Матвеевой Н. В. на сайте Методической службы БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/.
- Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)
- «Информатика» - программа-тренажер для детей
- «Мир информатики. 1-2 год обучения»
- «Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.
- «Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.
- «Компьютерная грамотность: звездная миссия»
- «Волшебные превращения. Основы дизайна»
- «Суперинтеллект». Головоломки для любознательных
- «240 логических игр».
Обучающие компьютерные программы.
1 класс.
- 1. Братцы кролики. В гостях у Кролика. Школа Кролика. – М.: Софт Медиа, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
- 2.Волшебный букварь. [Электронный ресурс] – М.: Copyright Акела, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
- 3.Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
- 4.Незнайкина грамота: сборник образовательных игр для малышей. [Электронный ресурс] – М.: Бука, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
- 2 класс.
- 1.Весёлая Азбука. Интерактивные мультфильмы-уроки для детей. [Электронный ресурс] – М.: Кирилл и Мефодий, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
- 2.Волшебный букварь. [Электронный ресурс] – М.: Copyright Акела, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
- 3.Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
- 4.Остров Арифметики. Обучающие игры для детей. [Электронный ресурс]– Истрасофт, 1999. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
- 5.Учимся с Аликом. [Электронный ресурс] – М.: Руссобит-М, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
- 6. Учись рисуя. Обучающая программа. [Электронный ресурс] – М.: Copyright Акела, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
Литература для учащихся
- «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2008 год
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 2007 год
- Сборник «Задачи для развития логики».
Литература для учителя
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год
- С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год
- Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 2007 год
- Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год.
Предполагаемая результативность курса
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате работы по данной программе учащиеся будут:
В результате обучения учащиеся должны
- Знать правила поведения в компьютерном классе;
- Знать основные сферы применения компьютеров;
- Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”;
- Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
- Уметь проводить анализ при решении логических задач;
- Иметь понятие о множестве;
- Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
- Уметь находить общий признак для группы предметов;
- Знать понятие существенного признака предмета;
- Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
- Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
- Уметь предлагать несколько вариантов «лишнего предмета» в группе однородных предметов;
- Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
- Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
- Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
- Иметь представление о различных формах курсора;
- Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел;
- Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
- Уметь управлять объектами на экране монитора.
- Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.
В качестве результатов занятий внеурочной деятельности школьников служит:
- Связь обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.
- Коммуникативная активность учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: коллективная форма работы, развитие умений и навыков по предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Компьютерная грамотность»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
- начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сбор информации;
- обработка информации (с помощью ИКТ);
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- построение рассуждения.
Регулятивные
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Оценка достигнутых результатов (личностных и метопредметных) осуществляется с помощью пакета диагностических методик и критериев, а также через наблюдение; предметные результаты оцениваются с помощью контрольных работ. Все результаты заносятся в таблицы фиксации результатов с последующим количественным и качественным анализами. (Приложение № 1). Все полученные результаты фиксируются в листах наблюдений (Приложение № 2).
Приложение № 1
Методики и критерии оценки планируемых результатов
Метапредметные планируемые результаты
- Познавательные универсальные учебные действия
Для определения уровня развития познавательных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Сравнение понятий».
Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей.
2. Методика «Выделение существенных признаков».
Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
3. Тест «Исключение лишнего» (Марцинковская Т.Д.)
Цель: исследовать способность к классификации и анализу.
4. Методика «Простые аналогии».
Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями. 5. Методика «Схематизация».
Направлена на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.
6. Методика «Таинственное письмо» (Венгер Л.А.).
Цель: диагностика познавательной активности и умения декодировать информацию.
Критерии оценки познавательных универсальных учебных действий
1. Умение анализировать объекты с целью выделения признаков.
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков | Высокий (повышенный) | 3 балла | |
средний (базовый) | Обучающийся осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется выделить признаки объекта | 1 балл |
2. Умение выбрать основание для сравнения объектов
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | Высокий (повышенный) | Обучающийся осуществляет сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии. | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | ||
низкий | Обучающийся затрудняется сравнить объекты по предложенному основанию | 1 балл |
3. Умение выбрать основание для классификации объектов
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение выбрать основание для классификации объектов | Высокий (повышенный) | Обучающийся осуществляет классификацию, самостоятельно выбирая критерии. | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся проводит классификацию по заданным критериям | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется классифицировать объекты по предложенному основанию | 1 балл |
4. Умение доказать свою точку зрения
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение доказать свою точку зрения | Высокий (повышенный) | Обучающийся строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется в подборе аргументов для обоснования своей точки зрения | 1 балл |
5. Умение определять последовательность событий
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение определять последовательность событий | Высокий (повышенный) | Обучающийся устанавливает последовательность событий, выявляет недостающие элементы | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся устанавливает последовательность событий | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется установить последовательность событий | 1 балл |
6. Умение определять последовательность действий
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение определять последовательность действий | Высокий (повышенный) | Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет инструкцию (алгоритм) к выполненному действию | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет простейшую инструкцию из двух-трех шагов | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется определить последовательность выполнения действий, не может составить простейшую инструкцию из двух-трех шагов | 1 балл |
7. Умение использовать знаково-символические средства
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение использовать знаково-символические средства | Высокий (повышенный) | Обучающийся могут создавать и преобразовывать модели и схемы для выполнения заданий | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для выполнения заданий | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется при использовании знаково-символические средств для выполнения заданий | 1 балл |
8. Умение кодировать и декодировать информацию
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение кодировать и декодировать информацию | Высокий (повышенный) | Обучающийся может закодировать и декодировать свою информацию | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся может закодировать и декодировать предложенную информацию | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется закодировать и декодировать предложенную информацию | 1 балл |
9. Умение понимать информацию, представленную в неявном виде
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | Высокий (повышенный) | Обучающийся понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и может самостоятельно представить информацию в неявном виде. | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется в понимании информации, которая представлена в нееявном виде (не выделяет общий признак группы элементов, не характеризует явление по его описанию). | 1 балл |
Регулятивные универсальные учебные действия
Для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Выкладывание узора из кубиков».
Цель: выявление развития регулятивных действий.
2. Методика «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая).
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
3. Методика «Сокращение алфавита» Г.А. Цукермен.
Цель: выявление предметной организации ребенка, помогающая или мешающая ему принимать учебную задачу.
4. Методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабылицкая).
Цель: Изучить уровень внимания и самоконтроля школьников.
Критерии оценки регулятивных универсальных учебных действий
1. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи | Высокий (повышенный) | Обучающийся в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся принимает и сохраняет учебные цели и задачи | 2 балла | |
низкий | Обучающийся принимает и сохраняет учебные цели и задачи при поддержке взрослого | 1 балл |
2. Умение контролировать свои действия
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение контролировать свои действия | Высокий (повышенный) | Обучающийся осуществляет контроль на уровне произвольного внимания | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся осуществляет контроль при наличии эталона | 2 балла | |
низкий | Обучающийся осуществляет контроль только при помощи взрослого | 1 балл |
3. Умения планировать свои действия
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умения планировать свои действия | Высокий (повышенный) | Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | 2 балла | |
низкий | Обучающийся осуществляет планирование только при помощи взрослого | 1 балл |
4. Умения оценивать свои действия
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умения оценивать свои действия | Высокий (повышенный) | Обучающийся адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся оценивает правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | 2 балла | |
низкий | Обучающийся осуществляет оценку действий при поддержке взрослого | 1 балл |
Коммуникативные универсальные учебные действия
Для определения уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
Цель: выявление уровня сформированности действия по передачи информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Критерии оценки коммуникативных универсальных учебных действий
1. Умение объяснить свой выбор
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение объяснить свой выбор | Высокий (повышенный) | Обучающийся может построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора, ответить на поставленные вопросы | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся может построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется в построении понятных для партнера высказываний при объяснении своего выбора | 1 балл |
2. Умение задавать вопросы
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение задавать вопросы | Высокий (повышенный) | Обучающийся может сформулировать вопрос, необходимый для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся формулирует вопрос | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется при формулировки вопросов | 1 балл |
Личностные планируемые результаты
Для определения уровня сформированности личностных результатов были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Критерии сформированности личностных планируемых результатов
1. Внутренняя позиция школьника
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Внутренняя позиция школьника | Высокий (повышенный) | У обучающегося сформирована внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний | 3 балла |
средний (базовый) | У обучающегося сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | 2 балла | |
низкий | У обучающегося только формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | 1 балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"
Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...
Программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности»
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Грамотный пешеход"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по формированию навыков безопасного поведения на дорогах....
Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"
программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...
Программа внеурочной деятельности " Грамотный читатель"
Программа внеурочной деятельности...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...