Рабочая программа по информатике 4 класс по программе Матвеевой
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 4 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_4_klass_ikt.doc | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ ШР «СОШ № 1» ________________ М.Г.Воробьева «________»________________2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МКОУ ШР «СОШ № 1» _________________________(Ф.И.О.) «________»________________2015 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ______________________________ Руководитель МО _____________________ (Ф.И.О.) «________»________________2015 г. |
Рабочая программа по информатике и ИКТ
для 4 класса на 2015 – 2016 учебный год
Учитель Воробьева Ольга Александровна
Количество часов: 34
Учебно-методический комплекс:
- Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса./ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.
- Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4 класс, Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.
- Тетрадь для контрольных работ. «Информатика и ИКТ» 4 класс, Н.В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год
- Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу для 4 класса.
г. Шелехов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» (ФГОС НОО) и составлена на основе учебного плана школы на 2015-16 учебный год, авторской программы по информатике для начальной школы для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год, а также с учетом основной образовательной программы школы и Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию.
Актуальность. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Курс начальной школы является частью непрерывного курса информатики, включающий в себя пропедевтический курс обучения информатике, который позволит подготовить обучающихся к использованию приобретенных навыков и умений на следующих ступенях обучения. В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления: системного мышления – способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих единое целое; алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий; объектно-ориентированного мышления – умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действиях, выполняемых над этими предметами; формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач – умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.
Цель курса:
- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- ознакомление с базовой системой понятий информатики;
- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
- освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;
- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.
Задачи:
- научить решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
- сформировать первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», « информационный объект», «система объектов», «модель», «суждение», «умозаключение», «понятие», «алгоритм», «исполнитель», «программа», «управление», «управляющий объект», « объект управления», «управляющий сигнал», «цель управления»;
- научить применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
- научить представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста, таблицы или схемы);
- научить решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
- научить осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
4. сформировать первичные навыки логического и алгоритмического мышления;
5. сформировать понимание взаимосвязи первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
6. сформировать первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
7. сформировать навык коммуникативных умений и элементов информационной культуры, научить осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации
Место и роль предмета информтаики
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 1 учебный час в неделю.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: устный опрос, тестирование, практические работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Раздел | Тема урока | Деятельность учащихся |
Глава 1. Повторение. 7 часов. | Техника безопасности. Человек в мире информации | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство со структурой курса, методическим аппаратом, структурой учебника, навигационными значками (с. 4); обсуждение «горизонтов» развития; определение входных знаний, самоанализ; повторение понятий, связанных с восприятием информации человеком, действиями с информацией, источником и приемником информации; самостоятельная работа в компьютерной среде текстового редактора (актуализация практических приемов работы) с использованием заданий электронного приложения, обмен знаниями, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | |
Действия с данными | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках (фронтальный опрос), входных данных об информации и данных, действиях с ними (беседа); групповая работа с текстом и иллюстрациями параграфа по индивидуальным заданиям, обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов, формулирование основных понятий; взаимное консультирование, обсуждение результатов работы; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Объект и его свойства | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний об объекте и его свойствах (фронтальный опрос); обсуждение понятия «объект», «имя объекта», «свойства объекта»; обсуждение схемы (с. 29); работа в группах «сильный — слабый» (подбор примеров, представление описания объектов в виде схем), обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 31), обсуждение, подведение итогов; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Отношения между объектами | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальный опрос по материалам домашнего задания; актуализация знаний об отношениях между объектами; работа в малых группах (подбор примеров и описание отношений между объектами с использованием материалов учебника, с. 34-37); самостоятельная работа по заданиям электронного приложения, обсуждение; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Компьютер как система | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка домашнего задания; актуализация знаний о компьютере (обращение к личному опыту); изучение материалов учебника (с. 40-43) совместно с учителем; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 44), взаимное консультирование, обсуждение, подведение итогов; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Подготовка к контрольной работе № 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализация знаний об информации, ее источниках и приемниках, объектах и отношениях между ними, частях персонального компьютера по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоминания» (с. 46—47); выполнение индивидуальных творческих заданий в компьютерной среде по материалам рубрики «Мы научились» и с использованием работы с терминами (с. 51), коллективное обсуждение, корректировка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Контрольная работа №1по теме: «Повторение» | Итоговое тестирование | ||
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение. 8 часов. | Мир понятий | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об объектах и их свойствах; работа в малых группах (составление описания объектов и их свойств с использованием объектов окружающей действительности, иллюстраций учебника, с. 50); коллективный анализ таблицы (с. 51); беседа по материалам учебника (с. 52-53); работа с текстом, подбор примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 54), обсуждение, взаимопроверка, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | |
Деление понятий | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний о понятии; беседа по материалам иллюстраций (с. 58-59); составление схемы понятий; фрон- ' тальная работа с терминами «родовое» и «видовое понятие»; работа в малых группах (составление схем понятий); работа с материалами учебника (с. 59-60) по индивидуальным заданиям, обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 61—62), взаимное консультирование, взаимопроверка, обсуждение, подведе-’ ние итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Обобщение понятий | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке; актуализация первичных знаний о действиях с понятиями; беседа по материалам учебника (с. 64-65); работа в малых группах по индивидуальным заданиям (выполнение действий с понятиями); самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 66-67), обмен знаниями, обсуждение; групповая работа по индивидуальным маршрутам по заданиям учебника, рабочей тетради, электронного приложения, взаимопроверка, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Отношения между понятиями | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация входных знаний (беседа); изучение нового материалам по материалам таблиц (с. 70-75); работа в группах по индивидуальным заданиям (установление отношений между понятиями), совместный анализ, взаимопроверка, обсуждение; самостоятельная работа по знанию рубрики «Выполни» (с. 76-77), обмен знаниями, обсуждение; проверка освоения основных понятий; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Понятия «истина» и «ложь» | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний понятий, способов действий и т. д.): актуализация первичных знаний о высказываниях, операциях над ними; изучение содержания параграфа совместно с учителем; беседа, дискуссия; поиск ответов на вопросы учителя в материала? параграфа и электронного приложения; анализ таблицы (с. 81); работа в малых ’ группах по индивидуальным заданиям с высказываниями, обсуждение, взаимопроверка; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 81-82), обсуждение, совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Суждение | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.); актуализация первичных знаний о суждениях; изучение содержания параграфа совместно с учителем; беседа, дискуссия; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа и электронного приложения; работа с таблицей (с. 87), индивидуальная работа по составлению аналогичных примеров, взаимное консультирование, комментирование; работа в малых группах по индивидуальным заданиям с использованием рабочей тетради и электронного приложения; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 88—89), обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Умозаключение | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об умозаключении (фронтальный опрос); изучение содержания параграфа совместно с учителем; беседа, дискуссия, обсуждение примеров; работа в малых группах по индивидуальным заданиям, взаимопроверка, обмен знаниями; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 94), обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Подготовка к контрольной работе № 2 | Формирование у учащихся способностей с рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализация знаний о понятии, термине, действиях понятиями, суждении, видах суждений, умозаключении по материалам рубрик Теперь мы знаем», «Мы научились», Термины для запоминания» (с.96-97); выполнение индивидуальных творческих заданий в компьютерной среде по материалам рубрики «Мы научились» и с использованием работы с терминами (с. 97), коллективное обсуждение, корректировка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение». | Контрольный опрос, контрольная письменная работа, итоговое тестирование | ||
Глава 3. Мир понятий. 9 часов. | Модель объекта | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): построение информационного маршрута главы 3, установление связей с ранее изученными понятиями (обсуждение, дискуссия); актуализация входных знаний о модели и моделировании (фронтальный опрос); изучение основных понятий параграфа совместно с учителем; восприятие графической и текстовой информации параграфа; беседа, поиск ответов на вопросы учителя; комментирование иллюстраций учебника, подбор аналогичных примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 12-13), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности ключевых понятий по материалам рубрики «Главное» (с. 13); совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | |
Текстовая и графическая модель | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний о текстовых и графических моделях; совместное изучение; текстовых и графических моделей; работа в малых группах по индивидуальным заданиям (составление текстовых и графических моделей, в том числе с использованием заданий электронного приложения), обмен знаниями, обсуждение, корректировка; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 18-19), взаимное консультирование, обмен знаниями, подведение итогов; совместное проектирование | ||
Алгоритм как модель действий | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об алгоритмах; работа в группах (изучение примеров алгоритмов в соответствии с поставленной учебной задачей или проблемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; поиск ответов на вопросы учителя, формулирование выводов; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 27), обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения | ||
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об алгоритмах и способах их записи; работа в группах (изучение примеров алгоритмов в соответствии с поставленной учебной задачей или проблемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 34), обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; | ||
Исполнитель алгоритма | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.); актуализация знаний об алгоритмах и исполнителях; работа в группах (изучение примеров алгоритмов в соответствии с поставленной учебной задачей или проблемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 40-41), обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Компьютер как исполнитель | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний о компьютере как исполнителе; выдвижение гипотезы о свойствах объекта, который можно назвать исполнителем алгоритма; работа с таблицей (с. 44), корректировка решений; работа в малых группах с терминами параграфа; поиск ответов на вопросы учителя, подбор примеров, обоснование, обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 47-48), взаимное консультирование, обмен знаниями, формулирование выводов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Подготовка к контрольной работе № 3 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализация знаний о моделях, моделировании, алгоритмах по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоминания» (с. 50-51); выполнение индивидуальных творческих заданий в компьютерной среде по материалам рубрики «Мы научились» и с использованием работы с терминами (с, 51), коллективное обсуждение, корректировка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей». | Контрольный опрос, контрольная письменная работа, итоговое тестирование | ||
Глава 4. Управление. 10 часов. | Кто кем и зачем управляет? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): построение информационного маршрута главы 4, установление связей с ранее изученными понятиями (совместное обсуждение, дискуссия); рассказ учителя; беседа по новой теме; поиск ответов на вопросы; устное комментирование иллюстраций учебника; подбор примеров управления; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 57—58), взаимное консультирование, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | |
Управляющий объект и объект управления | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): совместное изучение материалов параграфа; рассказ учителя; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа; изучение графических материалов параграфа, подбор аналогичных примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 64—66), взаимное консультирование, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Цель управления | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение материалов параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа, обсуждение ответов; работа в малых группах (анализ таблиц, с. 69-72, подбор аналогичных примеров), обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 73-74), обмен знаниями, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Управляющее воздействие | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): изучение материала параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискуссия; работа в группах с графическим материалом параграфа и дополнительными разделами по индивидуальным заданиям (узнавание управляющего воздействия в различных ситуациях и приведение аналогичных примеров), обсуждение, анализ, корректировка; работа в группах «сильный - слабый» по заданию рубрики «Выполни» (с. 82-83), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности знаний; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Средство управления | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): изучение материала параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискуссия; работа в группах с графическим материалом параграфа и дополнительными разделами по индивидуальным заданиям I (узнавание управляющего воздействия I в различных ситуациях и приведение аналогичных примеров), обсуждение, анализ, корректировка; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 90—91), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности знаний; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Результат управления | Формирование у учащихся умений по- j строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): j изучение материала параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискуссия; работа в группах с графическим материалом параграфа и дополнительными разделами по индивидуальным заданиям (анализ управления | и приведение аналогичных примеров); самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 105-107), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности знаний; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Современные средства коммуникации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): изучение материалов параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискуссия, проверка сформированности знаний, самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 115-116), обмен знаниями, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Подготовка к контрольной работе № 4 | Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: решение разноуровневых задач по теме главы; проверка сформированное™ основных понятий; выполнение индивидуальных контрольных заданий, выборочная проверка, выполнение дополнительных заданий для корректировки результатов; работа в группах (выполнение творческих заданий, работа с дополнительными источниками информации, в том числе с книгой «Расширь свой кругозор»); совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Контрольная работа №4 по теме: «Управление». | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): выполнение индивидуальных заданий по материалам главы 4; выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, представление результатов, обсуждение; проверка сформированное™ знаний по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоминания» (с. 118—119); комментирование итогового оценивания | ||
Анализ контрольной работы № 4 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): выполнение индивидуальных заданий по материалам главы 4; выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, представление результатов, обсуждение; проверка сформированное™ знаний по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоминания» (с. 118—119); комментирование итогового оценивания |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глава 1. Повторение. (7 часов).
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение».
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (9 часов).
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем.
Практические работы
- «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»
- «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
- «Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»
- «Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»
Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».
Глава 3. Мир моделей(8 часов).
Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. Повторение, работа со словарем. Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем.
Практические работы
- «Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».
- «Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».
- «Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений».
Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».
Глава 4. Управление(10 часов)
Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером. Повторение, тестирование, игры и эстафеты.
Практические работы
- «Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».
- «Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков».
- «Рисунок на свободную тему»
Контрольная работа №4 по теме: «Управление».
№ п/п | Тема (количество часов/контрольных работ) |
1 | Повторение. 7/1 |
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Понимать: классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая); классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная); что человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает закодированные данные; что любые события, явления или предметы окружающей действительности называют объектами; что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений; что объекты одного класса образуют систему; что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств. Знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; основные источники получения информации; что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами. Уметь: получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника; находить и называть отношения между объектами; классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения задачи. Контрольная работа «Повторение» | |
2 | Понятие, суждение, умозаключение. 9/1 |
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение. Учащиеся должны понимать: что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой; что существуют симметричные и не симметричные понятия; для чего используют диаграмму Эйлера; какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение); что существуют понятия «истина» и «ложь». Знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир); что понятие – объект внутреннего виртуального мира; что такое суждение и умозаключение. Уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий; определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия, делить понятия; приводить примеры отношений между понятиями; приводить примеры истинных суждений; приводить примеры ложных суждений; оценивать истинность высказывания. Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение» | |
3 | Мир моделей. 8/1 |
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель. Знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом; чем отличается исполнитель-человек от исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя; что такое компьютерная программа. Уметь: искать информацию в имеющемся источнике; приводить примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом; приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме; использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Мир моделей» | |
4 | Управление. 10/1 |
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации. Знать: о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»; что управление объектами зависит от цели; что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д); что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации. Уметь: узнавать ситуации, связанные с управлением объектами; называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить примеры современных средств коммуникации; пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Управление». | |
Итоговая контрольная работа. 1 |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительн сти позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- критическим отношением к информации и избирательность её восприятия;
- уважением к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмыслением мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- началом профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- уметь использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами с помощью компьютерных средств;
- владеть основами пространственного воображения;
- уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
- уметь описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, схемы, таблицы);
- знать правила работы с компьютером и технику безопасности;
- уметь составлять простые и составные логические выражения;
- уметь определять истинность простых логических выражений;
- уметь решать логические задачи в соответствии с уровнем обучения;
- уметь создавать информационные модели компьютерными средствами;
- уметь составлять алгоритм решения задачи различными способами: текстовым или графическим;
- иметь представление о процессе управления;
- уметь приводить примеры управления в повседневной жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик научится:
- называть основные источники информации;
- понимать назначение основных устройств компьютера;
- соблюдать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
- составлять алгоритмы с помощью блок-схем;
- строить модели управления, понимать цель управления.
В том числе для детей с ОВЗ
- составлять элементарные алгоритмы деятельности;
- создавать несложные модели;
- отличать источники информации от приемников.
Ученик получит возможность научиться:
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
- составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
- составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
- сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
- различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
- выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
- определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
- использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
- сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
- обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
- самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
- осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
- решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
- осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
- изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ля 4А, 4Б, 4В класса. Учитель Воробьева О.А.
Календарно-тематическое планирование составлено для 4А, 4Б, 4В классов с учетом особенностей классного коллектива.
№ | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | |||||
План | 4А | 4Б | 4В | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Глава 1. Повторение. 7 часов. | |||||||||
1 нед. сент. | Техника безопасности. Человек в мире информации | Вводный урок. Усвоение новых знаний | Систематизировать знания об информации, способах ее получения человеком, действиях с информацией, ее источником и приемником | Познавательные: приводить примеры основных понятий, связанных с информацией и информационными процессами. Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; обмениваться знаниями; адекватно воспринимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки, корректировать индивидуальные образовательные маршруты | Приобретение опыта оценки личностных знаний, умений, навыков анализа учебной ситуации, проектирования учебной деятельности; формирование информационной грамотности | ||||
2 нед. сент. | Действия с данными | Усвоение новых знаний | Иметь представление о действиях с информацией и действиях с данными; научиться выполнять действия с данными с помощью компьютера | Познавательные: осознанно читать текст, находить в нем нужную информацию; работать с различными видами информации (текстовой, графической, символьной); сжато формулировать свои мысли; узнавать и называть виды информации; рассуждать. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников взаимодействия); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности; искать и фиксировать необходимую информацию | Формирование умений осуществлять совместную информационную деятельность, реализовывать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового; формирование информационной грамотности профессиональных способов работы с прикладным программным обеспечением | ||||
3 нед. сент. | Объект и его свойства | Усвоение новых знаний | Иметь представление об объекте, имени объекта, свойствах объекта | Познавательные: различать и характеризовать источники и приемники информации, искусственные и естественные источники информации; воспринимать информацию, представленную в текстовой и графической формах; работать с различными видами информации (текстовой, графической, символьной); сжато формулировать свои мысли; составлять характеристику объекта; цредставлять информацию в виде схем. Коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения, корректно спорить и отстаивать свою позицию перед оппонентами. Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения | Развитие творческого подхода в учении, аналитической формы мышления, информационной грамотности, осознанного использования компьютера как инструмента учебной деятельности | ||||
4 нед. сент. | Отношения между объектами | Усвоение новых знаний | Иметь представление об отношениях между объектами и способах их представления | Познавательные: определять и называть отношения, строить схемы отношений; работать с текстовой и графической информацией. Коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения, корректно спорить и отстаивать свою позицию перед оппонентами. Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыков групповой работы, взаимопомощи, аналитического мышления | ||||
1 нед. окт. | Компьютер как система | Усвоение новых знаний | Иметь представление о компьютере; научиться различать и называть части компьютера | Познавательные: определять и называть части компьютера, описывать их функциональное назначение; называть функции компьютера. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; участвовать в коллективном обсуждении; отстаивать и аргументировать свою позицию. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней; сличать свой способ действия с эталоном; оценивать результаты деятельности и корректировать ошибки | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, к самостоятельной исследовательской деятельности; формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность | ||||
2 нед. окт. | Подготовка к контрольной работе № 1 | Обобщение и систематизация знаний | Закрепить представление об информационных процессах, мире объектов, о компьютере как помощнике человека при работе с информацией, и как системе взаимосвязанных частей | Познавательные: работать с информацией, представленной в разной форме; понимать взаимосвязь основных понятий информатики (информация, объект, компьютер). Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: определять способ действия в соответствии с указанным описанием | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, творческому выбору средств информа- ционно-коммуни- кационных технологий для решения учебных задач | ||||
3 нед. окт. | Контрольная работа №1по теме: «Повторение» | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Закрепить представление об информационных процессах, мире объектов, о компьютере как помощнике человека при работе с информацией, и как системе взаимосвязанных частей | Познавательные: работать с информацией, представленной в разной форме; понимать взаимосвязь основных понятий информатики (информация, объект, компьютер). Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: определять способ действия в соответствии с указанным описанием | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, творческому выбору средств информа- ционно-коммуни- кационных технологий для решения учебных задач | ||||
Глава 2. Понятие. Суждение. Умозаключение. 9 часов | |||||||||
4 нед. окт. | Мир понятий | Усвоение новых знаний | Иметь представление о мире понятий, содержании понятия, определении понятия, терминах . | Познавательные: видеть и называть существенные свойства объектов и составлять содержание понятия. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода к решению учебных задач; формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки | ||||
2 нед. ноябрь | Деление понятий | Усвоение новых знаний | Иметь представление о возможности действий с понятиями, о действии «деление понятия» | Познавательные: делить понятия; строить схемы деления понятий. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода к решению учебных задач; формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки, стремления к взаимопомощи | ||||
3 нед. ноябрь | Обобщение понятий | Усвоение новых знаний | Иметь представление о возможности действий с ПОНЯТИЯМИ, о действии «обобщение понятий» | Познавательные: обобщать понятия и строить схемы обобщения понятий. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода к решению учебных задач; формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки | ||||
4 нед. ноябрь | Отношения между понятиями | Усвоение новых знаний | Иметь представление об отношениях между понятиями, их видах, способах графического отображения; научиться строить схемы отношений в виде кругов Эйлера | Познавательные: узнавать и называть отношения, приводить свои примеры. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формах. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие алгоритмического мышления | ||||
1 нед. декаб. | Понятия «истина» и «ложь» | Усвоение новых знаний | Иметь представление об истинных и ложных высказываниях | Познавательные: приводить примеры истинных и ложных высказываний. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формах. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие логического мышления | ||||
2 нед. декаб. | Суждение | Усвоение новых знаний | Иметь представление о суждениях и их видах | Познавательные: отличать истинное суждение от ложного; высказывать свое суждение. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формах. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие логического мышления | ||||
3 нед. декаб. | Умозаключение | Усвоение новых знаний | Иметь представление об умозаключении и его составных частях | Познавательные: делать умозаключение на основе одной и более посылок. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формах. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие логического мышления | ||||
4 нед. декаб. | Подготовка к контрольной работе № 2 | Обобщение и систематизация знаний | Иметь представление об информационных процессах, мире объектов, о компьютере как помощнике человека при работе с информацией, и как системе взаимосвязанных частей | Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах; понимать взаимосвязи основных понятий информатики (понятие, суждение, умозаключение). Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: определять способ действий в соответствии с указанным описанием | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, творческому выбору средств информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач | ||||
2 нед. январь | Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение». | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Научиться применять полученные знания на практике | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование навыков организации анализа результатов учебной деятельности; формирование умения определять пути преодоления трудностей в учении | ||||
Глава 3. Мир моделей. 8 часов. | |||||||||
3 нед. январь | Модель объекта | Усвоение новых знаний | Иметь представление о модели, моделировании, видах моделей, целях моделирования | Познавательные: называть цель создания и использования модели; определять, чем модель отличается от объекта-оригинала; различать виды моделей. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формах. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности | ||||
4 нед. январь | Текстовая и графическая модель | Усвоение новых знаний | Иметь представление о текстовых и графических моделях отношений между понятиями | Познавательные: строить текстовые и графические модели отношений между понятиями. Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения; обмени- ваться опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; развитие алгоритмического мышления | ||||
1 нед. февр. | Алгоритм как модель действий | Усвоение новых знаний | Иметь представление об алгоритме, свойствах алгоритма, назначении и областях применения алгоритмизации | Познавательные: отличать алгоритм от плана действия; определять учебные задачи, при решении которых целесообразно строить алгоритм. Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения; обмениваться опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; развитие алгоритмического мышления | ||||
2 нед. февр. | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. | Усвоение новых знаний | Иметь представление о способах записи алгоритмов | Познавательные: создавать алгоритмы в текстовой и графической формах; определять и называть вид алгоритма; отличать линейные алгоритмы от алгоритмов с ветвлением; определять вид алгоритма, который целесообразно применять в зависимости от особенностей задачи. Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения; обмениваться опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; развитие алгоритмического мышления | ||||
3 нед. февр. | Исполнитель алгоритма | Усвоение новых знаний | Иметь представление об исполнителе и системе команд исполнителя | Познавательные: составлять список команд для конкретного исполнителя. Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения; обмениваться опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; развитие алгоритмического мышления | ||||
4 нед. февр. | Компьютер как исполнитель | Усвоение новых знаний | Иметь представление о компьютере как формальном исполнителе программ | Познавательные: рассказывать о компьютере как универсальном исполнителе, используя термины информатики. Коммуникативные: работать группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Развитие творческого подхода в организации совместной и индивидуальной учебной деятельности; приобретение опыта использования средств информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач | ||||
1 нед. март | Подготовка к контрольной работе № 3 | Обобщение и систематизация знаний | Иметь представление о роли моделирования и алгоритмизации в информатике | Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах; понимать взаимосвязи основных понятий информатики (понятие, суждение, умозаключение). Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: определять способ действий в соответствии с указанным описанием | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, творческому выбору средств информа- ционно-коммуни- кационных технологий для решения учебных задач | ||||
2 нед. март | Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей». | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Научиться применять полученные знания на практике | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование навыков организации анализа результатов учебной деятельности; формирование умения определять пути преодоления трудностей в учении | ||||
Глава 4. Управление. 10 часов. | |||||||||
3 нед. март | Кто кем и зачем управляет? | Усвоение новых знаний | Иметь представление об управлении как особом отношении между объектами, об участниках и цели управления | Познавательные: узнавать и называть, кто, кем или чем управляет в окружающей действительности, приводить примеры. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; формирование творческого отношения к учению | ||||
1 нед. апрель | Управляющий объект и объект управления | Усвоение новых знаний | Иметь представление об управляющем объекте и объекте управления | Познавательные: узнавать в окружающей действительности управляющие объекты и объекты управления и приводить свои примеры. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; формирование творческого отношения к учебной деятельности | ||||
2 нед. апрель | Цель управления | Усвоение новых знаний | Иметь представление о цели управления | Познавательные: понимать и называть цель управления в конкретных ситуациях и приводить свои примеры. Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; обмениваться знаниями; адекватно воспринимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки, корректировать индивидуальные образовательные маршруты | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; приобретение опыта применения управления при решении учебных и жизненных задач, организации учебной деятельности | ||||
3 нед. апрель | Управляющее воздействие | Усвоение новых знаний | Иметь представление об управляющем воздействии | Познавательные: узнавать и называть управляющее воздействие в различных ситуациях и приводить свои примеры. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; приобретение опыта применения управления при решении учебных и жизненных задач, организации учебной деятельности | ||||
4 нед. апрель | Средство управления | Усвоение новых знаний | Иметь представление о средстве управления | Познавательные: узнавать и называть средства управления и приводить свои примеры. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; приобретение опыта применения управления при решении учебных и жизненных задач, организации учебной деятельности | ||||
5 нед. апрель | Результат управления | Усвоение новых знаний | Иметь представление о результате управления как реакции объекта управления на управляющее воздействие | Познавательные: анализировать, описывать результат управления и самоуправления; приводить примеры результатов управления и самоуправления. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; приобретение опыта применения управления при решении учебных и жизненных задач, организации учебной деятельности | ||||
1 нед. май | Современные средства коммуникации | Усвоение новых знаний | Иметь представление о назначении современных средств коммуникации | Познавательные: называть средства коммуникации и их назначение. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; формирование профессионального подхода к использованию современных средств коммуникации в учебной деятельности, жизненных ситуациях | ||||
2 нед. май | Подготовка к контрольной работе № 4 | Обобщение и систематизация знаний | Научиться применять полученные знания на практике | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование навыков организации анализа результатов учебной деятельности; формирование умения определять пути преодоления трудностей в учении | ||||
3 нед. май | Контрольная работа №4 по теме: «Управление». | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Научиться применять полученные знания на практике | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; работать с файлами и файловой системой. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умений оценивать результаты деятельности, определять пути устранения проблемных зон, намечать пути развития; развитие системного и аналитического мышления | ||||
4 нед. май | Анализ контрольной работы № 4 | Обобщение и систематизация знаний | Научиться применять полученные знания на практике | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; работать с файлами и файловой системой. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умений оценивать результаты деятельности, определять пути устранения проблемных зон, намечать пути развития; развитие системного и аналитического мышления |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно – методический комплект авторского коллектива Н.В.Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой, рекомендованный к использованию в учебном процессе в текущем учебном году, в состав которого входят:
а) методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
б) учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
в) рабочая тетрадь (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
г) тетрадь для контрольных работ (ФГОС) 4 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.
д) ЭОР к методическому пособию (ФГОС) 4 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся:
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Матвеева Н.В. Книга для чтения "Расширь свой кругозор". БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Для учителя:
- Авторская программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
- Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г;
- Учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
Технические средства обучения
- 10 ученических компьютеров с установленной операционной системой Windows
- интерактивная доска - 1
- ученическая доска - 1
- проектор - 1
- принтер - 1
- звуковые колонки – 2
- сканер - 1
Цифровые и информационные ресурсы( в том числе ресурсы Интернета)
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 4 класс(http://school-collection.edu.ru);
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru);
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/);
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/);
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.;
- Собственные разработки учителя, размещенные на Современном учительском портале(http://easyen.ru/);
- Электронный учебный комплекс «Мир информатики»;
- Электронный учебный комплекс «Страна фантазий».
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Контрольная работа №1 по теме: «Повторение». | 1 |
2 | Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение». | 1 |
3 | Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей». | 1 |
4 | Контрольная работа №4 по теме: «Управление». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России"
Пояснительная запискапланированиеконтрольные материалы...
Рабочая программа для 1 класса по программе Л.В. Занкова
Рабочая программа для 1 класса по системе Л.В.Занкова составлена в соответствии стребованиями ФГОС...