Рабочая программа по информатике 4 класс по программе Матвеевой
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

Рабочая программа по информатике 4 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_4_klass_ikt.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ ШР «СОШ № 1»

________________ М.Г.Воробьева

«________»________________2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МКОУ ШР «СОШ № 1»

_________________________(Ф.И.О.)

«________»________________2015 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО  учителей ______________________________

Руководитель  МО

_____________________ (Ф.И.О.)

«________»________________2015 г.

Рабочая программа по информатике и ИКТ

для 4 класса на 2015 – 2016 учебный год

 

        Учитель Воробьева Ольга Александровна        

Количество часов:  34

Учебно-методический комплекс:

  1. Информатика и ИКТ: учебник  для 4 класса./ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.
  2. Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4  класс, Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова,     Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.
  3. Тетрадь для контрольных работ. «Информатика и ИКТ» 4  класс, Н.В. Матвеева, Н. К. Конопатова,     Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год
  4. Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу для 4 класса.

г. Шелехов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» (ФГОС НОО) и составлена на основе учебного плана школы на 2015-16 учебный год, авторской программы по информатике для начальной школы для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год, а также с учетом основной образовательной программы школы и Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию.

Актуальность. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Курс начальной  школы является частью непрерывного курса информатики, включающий в себя пропедевтический курс  обучения информатике, который позволит подготовить обучающихся к использованию приобретенных навыков и умений на следующих ступенях обучения. В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления: системного мышления – способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих единое целое; алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий; объектно-ориентированного мышления – умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действиях, выполняемых над этими предметами; формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач – умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.

Цель курса:

- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

- ознакомление с базовой системой понятий информатики;

- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;

- освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;

- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.

Задачи:  

  1. научить решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
  2. сформировать первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», « информационный объект», «система объектов», «модель», «суждение», «умозаключение», «понятие», «алгоритм», «исполнитель», «программа», «управление», «управляющий объект», « объект управления», «управляющий сигнал», «цель управления»;
  3. научить применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
  • научить представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста, таблицы или схемы);
  • научить решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
  • научить осознанно использовать в своей учебной деятельности:

- устную и письменную речь с целью общения;

- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;

- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;

- навыки использования компьютера при решении информационных задач;

     4.  сформировать первичные навыки логического и алгоритмического мышления;

5. сформировать понимание взаимосвязи первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;

6. сформировать первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;

7. сформировать навык  коммуникативных умений и элементов информационной культуры, научить осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации

Место и роль предмета информтаики

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 1 учебный час в неделю.

Формы обучения:  групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: устный опрос, тестирование, практические работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел

Тема урока

Деятельность учащихся

Глава 1.

Повторение. 7 часов.

Техника безопасности. Человек в мире информации

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство со структурой курса, методическим аппаратом, структурой учебника, навигационными значками (с. 4); обсуждение «горизонтов» развития; определение входных знаний, самоанализ; повторение понятий, связанных с восприятием информации человеком, действиями с информацией, источником и приемником информации; самостоятельная работа в компьютерной среде текстового редактора (актуализация практических приемов работы) с использованием заданий электронного приложения, обмен знаниями, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Действия с данными

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках (фронтальный опрос), входных данных об информации и данных, действиях с ними (беседа); групповая работа с текстом и иллюстрациями параграфа по индивидуальным заданиям, обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов, формулирование основных понятий; взаимное консультирование, обсуждение результатов работы; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Объект и его свойства

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и  систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний об объекте и его свойствах (фронтальный опрос); обсуждение понятия «объект», «имя объекта», «свойства объекта»; обсуждение схемы (с. 29); работа в группах «сильный — слабый» (подбор примеров, представление описания объектов в виде схем), обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 31), обсуждение, подведение итогов; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Отношения между объектами

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и  систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальный опрос по материалам домашнего задания; актуализация знаний об отношениях между объектами; работа в малых группах (подбор примеров и описание отношений между объектами с использованием материалов учебника, с. 34-37); самостоятельная работа по заданиям электронного приложения, обсуждение; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Компьютер как система

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка домашнего задания; актуализация знаний о компьютере (обращение к личному опыту); изучение материалов учебника (с. 40-43) совместно с учителем; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 44), взаимное консультирование, обсуждение, подведение итогов; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Подготовка к контрольной работе № 1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализация знаний об информации, ее источниках и приемниках, объектах и отношениях между ними, частях персонального компьютера по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоминания» (с. 46—47); выполнение индивидуальных творческих заданий в компьютерной среде по материалам рубрики «Мы научились» и с использованием работы с терминами (с. 51), коллективное обсуждение, корректировка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Контрольная работа №1по теме: «Повторение»

Итоговое тестирование

Глава 2.

Понятие, суждение, умозаключение.

8 часов.

Мир понятий

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об объектах и их свойствах; работа в малых группах (составление описания объектов и их свойств с использованием объектов окружающей действительности, иллюстраций учебника, с. 50); коллективный анализ таблицы (с. 51); беседа по материалам учебника (с. 52-53); работа с текстом, подбор примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 54), обсуждение, взаимопроверка, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Деление понятий

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний о понятии; беседа по материалам иллюстраций (с. 58-59); составление схемы понятий; фрон- ' тальная работа с терминами «родовое» и «видовое понятие»; работа в малых группах (составление схем понятий); работа с материалами учебника (с. 59-60) по индивидуальным заданиям, обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 61—62), взаимное консультирование, взаимопроверка, обсуждение, подведе-’ ние итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Обобщение понятий

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке; актуализация первичных знаний о действиях с понятиями; беседа по материалам учебника (с. 64-65); работа в малых группах по индивидуальным заданиям (выполнение действий с понятиями); самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 66-67), обмен знаниями, обсуждение; групповая работа по индивидуальным маршрутам по заданиям учебника, рабочей тетради, электронного приложения, взаимопроверка, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Отношения между понятиями

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация входных знаний (беседа); изучение нового материалам по материалам таблиц (с. 70-75); работа в группах по индивидуальным заданиям (установление отношений между понятиями), совместный анализ, взаимопроверка, обсуждение; самостоятельная работа по знанию рубрики «Выполни» (с. 76-77), обмен знаниями, обсуждение; проверка освоения основных понятий; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Понятия «истина» и «ложь»

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний понятий, способов действий и т. д.): актуализация первичных знаний о высказываниях, операциях над ними; изучение содержания параграфа совместно с учителем; беседа, дискуссия; поиск ответов на вопросы учителя в материала? параграфа и электронного приложения; анализ таблицы (с. 81); работа в малых ’ группах по индивидуальным заданиям с высказываниями, обсуждение, взаимопроверка; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 81-82), обсуждение, совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Суждение

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.); актуализация первичных знаний о суждениях; изучение содержания параграфа совместно с учителем; беседа, дискуссия; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа и электронного приложения; работа с таблицей (с. 87), индивидуальная работа по составлению аналогичных примеров, взаимное консультирование, комментирование; работа в малых группах по индивидуальным заданиям с использованием рабочей тетради и электронного приложения; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 88—89), обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Умозаключение

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об умозаключении (фронтальный опрос); изучение содержания параграфа совместно с учителем; беседа, дискуссия, обсуждение примеров; работа в малых группах по индивидуальным заданиям, взаимопроверка, обмен знаниями; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 94), обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Подготовка к контрольной работе № 2

Формирование у учащихся способностей с рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализация знаний о понятии, термине, действиях понятиями, суждении, видах суждений, умозаключении по материалам рубрик Теперь мы знаем», «Мы научились», Термины для запоминания» (с.96-97); выполнение индивидуальных творческих заданий в компьютерной среде по материалам рубрики «Мы научились» и с использованием работы с терминами (с. 97), коллективное обсуждение, корректировка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».

Контрольный опрос, контрольная письменная работа, итоговое тестирование

Глава 3.

Мир понятий.

9 часов.

Модель объекта

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): построение информационного маршрута главы 3, установление связей с ранее изученными понятиями (обсуждение, дискуссия); актуализация входных знаний о модели и моделировании (фронтальный опрос); изучение основных понятий параграфа совместно с учителем; восприятие графической и текстовой информации параграфа; беседа, поиск ответов на вопросы учителя; комментирование иллюстраций учебника, подбор аналогичных примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 12-13), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности ключевых понятий по материалам рубрики «Главное» (с. 13); совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Текстовая и графическая модель

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний о текстовых и графических моделях; совместное изучение; текстовых и графических моделей; работа в малых группах по индивидуальным заданиям (составление текстовых и графических моделей, в том числе с использованием заданий электронного приложения), обмен знаниями, обсуждение, корректировка; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 18-19), взаимное консультирование, обмен знаниями, подведение итогов; совместное проектирование

Алгоритм как модель действий

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об алгоритмах; работа в группах (изучение примеров алгоритмов в соответствии с поставленной учебной задачей или проблемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; поиск ответов на вопросы учителя, формулирование выводов; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 27), обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об алгоритмах и способах их записи; работа в группах (изучение примеров алгоритмов в соответствии с поставленной учебной задачей или проблемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 34), обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания;

Исполнитель алгоритма

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.); актуализация знаний об алгоритмах и исполнителях; работа в группах (изучение примеров алгоритмов в соответствии с поставленной учебной задачей или проблемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 40-41), обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Компьютер как исполнитель

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний о компьютере как исполнителе; выдвижение гипотезы о свойствах объекта, который можно назвать исполнителем алгоритма; работа с таблицей (с. 44), корректировка решений; работа в малых группах с терминами параграфа; поиск ответов на вопросы учителя, подбор примеров, обоснование, обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 47-48), взаимное консультирование, обмен знаниями, формулирование выводов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Подготовка к контрольной работе № 3

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализация знаний о моделях, моделировании, алгоритмах по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоминания» (с. 50-51); выполнение индивидуальных творческих заданий в компьютерной среде по материалам рубрики «Мы научились» и с использованием работы с терминами (с, 51), коллективное обсуждение, корректировка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».

Контрольный опрос, контрольная письменная работа, итоговое тестирование

Глава 4. Управление. 10 часов.

Кто кем и зачем управляет?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): построение информационного маршрута главы 4, установление связей с ранее изученными понятиями (совместное обсуждение, дискуссия); рассказ учителя; беседа по новой теме; поиск ответов на вопросы; устное комментирование иллюстраций учебника; подбор примеров управления; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 57—58), взаимное консультирование, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Управляющий объект и объект управления

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): совместное изучение материалов параграфа; рассказ учителя; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа; изучение графических материалов параграфа, подбор аналогичных примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 64—66), взаимное консультирование, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Цель управления

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение материалов параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа, обсуждение ответов; работа в малых группах (анализ таблиц, с. 69-72, подбор аналогичных примеров), обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 73-74), обмен знаниями, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Управляющее воздействие

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): изучение материала параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискуссия; работа в группах с графическим материалом параграфа и дополнительными разделами по индивидуальным заданиям (узнавание управляющего воздействия в различных ситуациях и приведение аналогичных примеров), обсуждение, анализ, корректировка; работа в группах «сильный - слабый» по заданию рубрики «Выполни» (с. 82-83), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности знаний; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Средство управления

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): изучение материала параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискуссия; работа в группах с графическим материалом параграфа и дополнительными разделами по индивидуальным заданиям I (узнавание управляющего воздействия I в различных ситуациях и приведение аналогичных примеров), обсуждение, анализ, корректировка; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни»

(с. 90—91), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности знаний; совместное проектирование выполнения  домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Результат управления

Формирование у учащихся умений по- j строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): j изучение материала параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискуссия; работа в группах с графическим материалом параграфа и дополнительными разделами по индивидуальным заданиям (анализ управления | и приведение аналогичных примеров);

 самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 105-107), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности знаний; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Современные средства коммуникации

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): изучение материалов параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискуссия, проверка сформированности знаний, самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 115-116), обмен знаниями, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Подготовка к контрольной работе № 4

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: решение разноуровневых задач по теме главы; проверка сформированное™ основных понятий; выполнение индивидуальных контрольных заданий, выборочная проверка, выполнение дополнительных заданий для корректировки результатов; работа в группах (выполнение творческих заданий, работа с дополнительными источниками информации, в том числе с книгой «Расширь свой кругозор»); совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Контрольная работа №4 по теме: «Управление».

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): выполнение индивидуальных заданий по материалам главы 4; выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, представление результатов, обсуждение; проверка сформированное™ знаний по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоминания» (с. 118—119); комментирование итогового оценивания

Анализ контрольной работы № 4

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): выполнение индивидуальных заданий по материалам главы 4; выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, представление результатов, обсуждение; проверка сформированное™ знаний по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоминания» (с. 118—119); комментирование итогового оценивания

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Глава 1. Повторение. (7 часов).

Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.

Контрольная работа №1 по теме: «Повторение».

Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (9 часов).

Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем.

Практические работы

  •  «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»
  •  «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
  •  «Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»
  •  «Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»

Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».

Глава 3. Мир моделей(8 часов).

Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. Повторение, работа со словарем. Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем.

Практические работы

  •  «Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».
  •  «Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».
  •  «Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений».

Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».

Глава 4.  Управление(10 часов)

Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером. Повторение, тестирование, игры и эстафеты.

Практические работы

  •  «Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».
  •  «Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков».
  • «Рисунок на свободную тему»

Контрольная работа №4 по теме: «Управление».

№ п/п

Тема (количество часов/контрольных работ)

1

Повторение. 7/1

Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.

Понимать: классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая); классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная); что человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает закодированные данные; что любые события, явления или предметы окружающей действительности  называют объектами; что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений; что объекты одного класса образуют систему; что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств.

Знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; основные источники  получения информации; что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами.

Уметь: получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника; находить и называть отношения между объектами; классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения задачи.

Контрольная работа «Повторение»

2

Понятие, суждение, умозаключение. 9/1

Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.

Учащиеся должны понимать: что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой; что существуют  симметричные и не симметричные понятия; для чего используют диаграмму Эйлера; какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение); что существуют понятия «истина» и «ложь».

Знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир); что понятие – объект внутреннего виртуального мира; что такое суждение и умозаключение.

Уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий; определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия, делить понятия; приводить примеры отношений между понятиями; приводить примеры истинных суждений; приводить примеры ложных суждений; оценивать истинность высказывания.

Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение»

3

Мир моделей. 8/1

Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.

Знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей,  о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом;  чем отличается исполнитель-человек от исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя; что такое компьютерная программа.

Уметь: искать  информацию в имеющемся источнике; приводить примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом; приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме; использовать  электронные образовательные ресурсы для решения  поставленной задачи.

Контрольная работа по теме «Мир моделей»

4

Управление. 10/1

Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.

Знать: о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»; что управление объектами зависит от цели; что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д); что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации.

Уметь: узнавать ситуации, связанные с управлением объектами; называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить примеры современных средств коммуникации; пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи.

Контрольная работа по теме «Управление».

Итоговая контрольная работа. 1

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительн сти позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • критическим отношением к информации и избирательность её восприятия;
  • уважением к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмыслением мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • началом профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • уметь использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  • овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовывать свою деятельность;
  • определять её  цели и задачи;
  • выбирать средства   и применять их на практике;
  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие по средствам знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами с помощью компьютерных средств;
  • владеть основами пространственного воображения;
  • уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
  • уметь описывать объекты реальной действительности, т.е.  представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, схемы, таблицы);
  • знать правила работы с компьютером и технику безопасности;
  • уметь составлять  простые и составные логические выражения;
  • уметь определять истинность простых логических выражений;
  • уметь решать логические задачи в соответствии с уровнем обучения;
  • уметь создавать  информационные модели компьютерными средствами;
  • уметь составлять алгоритм решения задачи различными способами: текстовым или графическим;
  • иметь представление о процессе управления;
  • уметь приводить примеры управления в повседневной жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ученик научится:

  • называть основные источники информации;
  • понимать назначение основных устройств компьютера;
  • соблюдать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
  • составлять алгоритмы с помощью блок-схем;
  • строить модели управления, понимать цель управления.

В том числе для детей с ОВЗ

  • составлять элементарные алгоритмы деятельности;
  • создавать несложные модели;
  • отличать источники информации от приемников.

Ученик получит возможность научиться:

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
  • составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
  • составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
  • сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
  • различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
  • различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
  • выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
  • определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
  • сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
  • обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
  • самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
  • осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
  • решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
  • осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
  • изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ля 4А, 4Б, 4В класса. Учитель Воробьева О.А.

Календарно-тематическое планирование составлено для 4А, 4Б, 4В классов с учетом особенностей классного коллектива.

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

План

Предметные

Метапредметные

Личностные

Глава 1. Повторение. 7 часов.

1 нед. сент.

Техника безопасности.

Человек в мире информации

Вводный урок. Усвоение новых знаний

Систематизировать знания об информации, способах ее получения человеком, действиях с информацией, ее источником и приемником

Познавательные: приводить примеры основных понятий, связанных с информацией и информационными процессами.

Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; обмениваться знаниями; адекватно воспринимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки, корректировать индивидуальные образовательные маршруты

Приобретение опыта оценки личностных знаний, умений, навыков анализа учебной ситуации, проектирования учебной деятельности; формирование информационной грамотности

2 нед. сент.

Действия с данными

Усвоение новых знаний

Иметь представление о действиях с информацией и действиях с данными; научиться выполнять действия с данными с помощью компьютера

Познавательные: осознанно читать текст, находить в нем нужную информацию; работать с различными видами информации (текстовой, графической, символьной); сжато формулировать свои мысли; узнавать и называть виды информации; рассуждать. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников взаимодействия); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности; искать и фиксировать необходимую информацию

Формирование умений осуществлять совместную информационную деятельность, реализовывать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового; формирование информационной грамотности профессиональных способов работы с прикладным программным обеспечением

3 нед. сент.

Объект и его свойства

Усвоение новых знаний

Иметь представление об объекте, имени объекта, свойствах объекта

Познавательные: различать и характеризовать источники и приемники информации, искусственные и естественные источники информации; воспринимать информацию, представленную в текстовой и графической формах; работать с различными видами информации (текстовой, графической, символьной); сжато формулировать свои мысли; составлять характеристику объекта; цредставлять информацию в виде схем.

Коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения, корректно спорить и отстаивать свою позицию перед оппонентами.

Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения

Развитие творческого подхода в учении, аналитической формы мышления, информационной грамотности, осознанного использования компьютера как инструмента учебной деятельности

4 нед. сент.

Отношения между объектами

Усвоение новых знаний

Иметь представление об отношениях между объектами и способах их представления

Познавательные: определять и называть отношения, строить схемы отношений; работать с текстовой и графической информацией. Коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения, корректно спорить и отстаивать свою позицию перед оппонентами.

Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыков групповой работы, взаимопомощи, аналитического мышления

1 нед. окт.

Компьютер как система

Усвоение новых знаний

Иметь представление о компьютере; научиться различать и называть части компьютера

Познавательные: определять и называть части компьютера, описывать их функциональное назначение; называть функции компьютера. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; участвовать в коллективном обсуждении; отстаивать и аргументировать свою позицию.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней; сличать свой способ действия с эталоном; оценивать результаты деятельности и корректировать ошибки

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, к самостоятельной исследовательской деятельности; формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность

2 нед. окт.

Подготовка к контрольной работе № 1

Обобщение и систематизация знаний

Закрепить представление об информационных процессах, мире объектов, о компьютере как помощнике человека при работе с информацией, и как системе взаимосвязанных частей

Познавательные: работать с информацией, представленной в разной форме; понимать взаимосвязь основных понятий информатики (информация, объект, компьютер). Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: определять способ действия в соответствии с указанным описанием

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, творческому выбору средств информа- ционно-коммуни- кационных технологий для решения учебных задач

3 нед. окт.

Контрольная работа №1по теме: «Повторение»

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Закрепить представление об информационных процессах, мире объектов, о компьютере как помощнике человека при работе с информацией, и как системе взаимосвязанных частей

Познавательные: работать с информацией, представленной в разной форме; понимать взаимосвязь основных понятий информатики (информация, объект, компьютер). Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: определять способ действия в соответствии с указанным описанием

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, творческому выбору средств информа- ционно-коммуни- кационных технологий для решения учебных задач

Глава 2. Понятие. Суждение. Умозаключение. 9 часов

4 нед. окт.

Мир понятий

Усвоение новых знаний

Иметь представление о мире понятий, содержании понятия, определении понятия, терминах

.

Познавательные: видеть и называть существенные свойства объектов и составлять содержание понятия.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами.

Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения

Формирование творческого подхода к решению учебных задач; формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки

2 нед. ноябрь

Деление понятий

Усвоение новых знаний

Иметь представление о возможности действий с понятиями, о действии «деление понятия»

Познавательные: делить понятия; строить схемы деления понятий.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения

Формирование творческого подхода к решению учебных задач; формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки, стремления к взаимопомощи

3 нед. ноябрь

Обобщение понятий

Усвоение новых знаний

Иметь представление о возможности действий с ПОНЯТИЯМИ, о действии «обобщение

понятий»

Познавательные: обобщать понятия и строить схемы обобщения понятий. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения

Формирование творческого подхода к решению учебных задач; формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки

4 нед. ноябрь

Отношения между понятиями

Усвоение новых знаний

Иметь представление об отношениях между понятиями, их видах, способах графического отображения; научиться строить схемы отношений в виде кругов Эйлера

Познавательные: узнавать и называть отношения, приводить свои примеры. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формах.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения

Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие алгоритмического мышления

1 нед. декаб.

Понятия «истина» и «ложь»

Усвоение новых знаний

Иметь представление об истинных и ложных высказываниях

Познавательные: приводить примеры истинных и ложных высказываний. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формах.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения

Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие логического мышления

2 нед. декаб.

Суждение

Усвоение новых знаний

Иметь представление о суждениях и их видах

Познавательные: отличать истинное суждение от ложного; высказывать свое суждение.

Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формах.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения

Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие логического мышления

3 нед. декаб.

Умозаключение

Усвоение новых знаний

Иметь представление об умозаключении и его составных частях

Познавательные: делать умозаключение на основе одной и более посылок.

Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формах.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения

Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие логического мышления

4 нед. декаб.

Подготовка к контрольной работе № 2

Обобщение и систематизация знаний

Иметь представление об информационных процессах, мире объектов, о компьютере как помощнике человека при работе с информацией, и как системе взаимосвязанных частей

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах; понимать взаимосвязи основных понятий информатики (понятие, суждение, умозаключение). Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: определять способ действий в соответствии с указанным описанием

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, творческому выбору средств информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач

2 нед. январь

Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Научиться применять полученные знания на практике

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование навыков организации анализа результатов учебной деятельности; формирование умения определять пути преодоления трудностей в учении

Глава 3. Мир моделей. 8 часов.

3 нед. январь

Модель объекта

Усвоение новых знаний

Иметь представление о модели, моделировании, видах моделей, целях моделирования

Познавательные: называть цель создания и использования модели; определять, чем модель отличается от объекта-оригинала; различать виды моделей.

Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формах.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения

Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности

4 нед. январь

Текстовая и графическая модель

Усвоение новых знаний

Иметь представление о текстовых и графических моделях отношений между понятиями

Познавательные: строить текстовые и графические модели отношений между понятиями.

Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения; обмени- ваться опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; развитие алгоритмического мышления

1 нед. февр.

Алгоритм как модель действий

Усвоение новых знаний

Иметь представление об алгоритме, свойствах алгоритма, назначении и областях применения алгоритмизации

Познавательные: отличать алгоритм от плана действия; определять учебные задачи, при решении которых целесообразно строить алгоритм.

Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения; обмениваться опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; развитие алгоритмического мышления

2 нед. февр.

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Усвоение новых знаний

Иметь представление о способах записи алгоритмов

Познавательные: создавать алгоритмы в текстовой и графической формах; определять и называть вид алгоритма; отличать линейные алгоритмы от алгоритмов с ветвлением; определять вид алгоритма, который целесообразно применять в зависимости от особенностей задачи.

Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения; обмениваться опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; развитие алгоритмического мышления

3 нед. февр.

Исполнитель алгоритма

Усвоение новых знаний

Иметь представление об исполнителе и системе команд исполнителя

Познавательные: составлять список команд для конкретного исполнителя. Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения; обмениваться опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; развитие алгоритмического мышления

4 нед. февр.

Компьютер как исполнитель

Усвоение новых знаний

Иметь представление о компьютере как формальном исполнителе программ

Познавательные: рассказывать о компьютере как универсальном исполнителе, используя термины информатики.

Коммуникативные: работать группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Развитие творческого подхода в организации совместной и индивидуальной учебной деятельности; приобретение опыта использования средств информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач

1 нед. март

Подготовка к контрольной работе № 3

Обобщение и систематизация знаний

Иметь представление о роли моделирования и алгоритмизации в информатике

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах; понимать взаимосвязи основных понятий информатики (понятие, суждение, умозаключение). Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: определять способ действий в соответствии с указанным описанием

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, творческому выбору средств информа- ционно-коммуни- кационных технологий для решения учебных задач

2 нед. март

Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Научиться применять полученные знания на практике

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование навыков организации анализа результатов учебной деятельности; формирование умения определять пути преодоления трудностей в учении

Глава 4. Управление. 10 часов.

3 нед. март

Кто кем и зачем управляет?

Усвоение новых знаний

Иметь представление об управлении как особом отношении между объектами, об участниках и цели управления

Познавательные: узнавать и называть, кто, кем или чем управляет в окружающей действительности, приводить примеры.

Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; формирование творческого отношения к учению

1 нед. апрель

Управляющий объект и объект управления

Усвоение новых знаний

Иметь представление об управляющем объекте и объекте управления

Познавательные: узнавать в окружающей действительности управляющие объекты и объекты управления и приводить свои примеры. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; формирование творческого отношения к учебной деятельности

2 нед. апрель

Цель управления

Усвоение новых знаний

Иметь представление о цели управления

Познавательные: понимать и называть цель управления в конкретных ситуациях и приводить свои примеры.

Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; обмениваться знаниями; адекватно воспринимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки, корректировать индивидуальные образовательные маршруты

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; приобретение опыта применения управления при решении учебных и жизненных задач, организации учебной деятельности

3 нед. апрель

Управляющее воздействие

Усвоение новых знаний

Иметь представление об управляющем воздействии

Познавательные: узнавать и называть управляющее воздействие в различных ситуациях и приводить свои примеры. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; приобретение опыта применения управления при решении учебных и жизненных задач, организации учебной деятельности

4 нед. апрель

Средство управления

Усвоение новых знаний

Иметь представление о средстве управления

Познавательные: узнавать и называть средства управления и приводить свои примеры.

Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; приобретение опыта применения управления при решении учебных и жизненных задач, организации учебной деятельности

5 нед. апрель

Результат управления

Усвоение новых знаний

Иметь представление о результате управления как реакции объекта управления на управляющее воздействие

Познавательные: анализировать, описывать результат управления и самоуправления; приводить примеры результатов управления и самоуправления.

Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; приобретение опыта применения управления при решении учебных и жизненных задач, организации учебной деятельности

1 нед. май

Современные средства коммуникации

Усвоение новых знаний

Иметь представление о назначении современных средств коммуникации

Познавательные: называть средства коммуникации и их назначение.

Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; формирование профессионального подхода к использованию современных средств коммуникации в учебной деятельности, жизненных ситуациях

2 нед. май

Подготовка к контрольной работе № 4

Обобщение и систематизация знаний

Научиться применять полученные знания на практике

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование навыков организации анализа результатов учебной деятельности; формирование умения определять пути преодоления трудностей в учении

3 нед. май

Контрольная работа №4 по теме: «Управление».

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Научиться применять полученные знания на практике

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; работать с файлами и файловой системой.

Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование умений оценивать результаты деятельности, определять пути устранения проблемных зон, намечать пути развития; развитие системного и аналитического мышления

4 нед. май

Анализ контрольной работы № 4

Обобщение и систематизация знаний

Научиться применять полученные знания на практике

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; работать с файлами и файловой системой.

Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки

Формирование умений оценивать результаты деятельности, определять пути устранения проблемных зон, намечать пути развития; развитие системного и аналитического мышления

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно – методический комплект авторского коллектива Н.В.Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой, рекомендованный  к использованию в учебном процессе в текущем учебном году, в состав которого входят:

а) методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;

б) учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;

в) рабочая тетрадь (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4  класс,  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;

г) тетрадь для контрольных работ (ФГОС)  4 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.

д) ЭОР к методическому пособию (ФГОС) 4 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся:

  1. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
  2. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
  3. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
  4. Матвеева Н.В. Книга для чтения "Расширь свой кругозор". БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Для учителя:

  1. Авторская программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
  2. Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г;
  3. Учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;

Технические средства обучения

  • 10 ученических компьютеров с установленной операционной системой Windows
  • интерактивная доска - 1
  • ученическая доска - 1
  • проектор - 1
  • принтер - 1
  • звуковые колонки – 2
  • сканер - 1

Цифровые и информационные ресурсы( в том числе ресурсы Интернета)

  • ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 4 класс(http://school-collection.edu.ru);
  • ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru);
  • Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/);
  • Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/);  
  • ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.;
  • Собственные разработки учителя, размещенные на Современном учительском портале(http://easyen.ru/);
  • Электронный учебный комплекс «Мир информатики»;
  • Электронный учебный комплекс «Страна фантазий».

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Перечень контрольных работ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Контрольная работа №1 по теме: «Повторение».

1

2

Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».

1

3

Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».

1

4

Контрольная работа №4 по теме: «Управление».

1

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,

которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,.  если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-  допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-  допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

-  неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее пони-мание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Перечень практических  работ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

«Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»

1

2

 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»

1

3

 «Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»

1

4

 «Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»

1

5

«Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».

1

6

 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».

1

7

 «Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений».

1

8

«Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».

1

9

 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков».

1

10

«Рисунок на свободную тему»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России"

Пояснительная запискапланированиеконтрольные материалы...

Рабочая программа для 1 класса по программе Л.В. Занкова

Рабочая программа для 1 класса по системе Л.В.Занкова составлена в соответствии стребованиями ФГОС...