Рабочая программа по информатике. 3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева, Н.И.Суворова «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_3.docx | 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
курса «Информатика в играх и задачах» 3 класс
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева, Н.И.Суворова «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2014.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи:
- Формирование навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;
- развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей)
Особенности построения курса «Информатика »
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1. Технологический компонент
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
- основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
- ценностей семьи и общества и их уважение,
- чувства прекрасного и эстетических чувств,
- способности к организации своей учебной деятельности,
- самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
- целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
- готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Логико-алгоритмический компонент
Цель: развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» на изучение программного материала в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 часа).
Планируемые результаты по предмету
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Основное содержание учебного предмета
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учебно-тематический план по информатике
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Теория | Практика | Контрольные работы |
1 | Алгоритмы | 8 | 2 | 5 | 1 |
2 | Группы (классы) объектов | 8 | 2 | 5 | 1 |
3 | Логические рассуждения | 10 | 3 | 6 | 1 |
4 | Применение моделей (схем) для решения задач | 8 | 2 | 5 | 1 |
Итого | 34 | 9 | 21 | 4 |
Календарно-тематическое планирование информатики в 3 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | |
План | Факт | |||||
1. | Введение. Алгоритм как план действий | 1 | Комбинированный | Составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать условия ветвлений и повторов. Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат. Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной задачи. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; установления аналогий и причинно-следственных связей; самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма. Оформлять свои мысли (строить связной ответ), взаимодействовать друг с другом (слушать, сравнивать и оценивать ответы других). | ||
2. | Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. | 1 | Комбинированный | |||
3. | Ветвление в алгоритме. | 1 | Комбинированный | |||
4. | Цикл в алгоритме. | 1 | Комбинированный | |||
5. | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 | Комбинированный | |||
6. | Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы | 1 | Комбинированный | |||
7. | Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. | 1 | Комбинированный | |||
8. | Контрольная работа по теме «Алгоритмы» | 1 | Контроль ный | |||
9. | Анализ и работа над ошибками. Обобщение знаний о построении алгоритмов. | 1 | Рефлексия | |||
10. | Состав и действия объекта. | 1 | Комбинированный | Описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде. Давать разные общие имена одному объекту. Описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов подгруппы. Отличать общие и единичные имена объектов; выбирать единичные имена для предметов заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде. Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат. Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их. Планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Добывать новые знания; извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстрации; уметь сравнивать и группировать; делать выводы; решать проблемы творческого и поискового характера; выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений. Аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивать собеседника и вести диалог; строить логические цепи рассуждений. | ||
11. | Группа объектов. Общее название. | 1 | Комбинированный | |||
12. | Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы. | 1 | Комбинированный | |||
13. | Единичное имя объекта. | 1 | Комбинированный | |||
14. | Отличительные признаки объектов. | 1 | Комбинированный | |||
15. | Имена объектов | 1 | Комбинированный | |||
16. | Контрольная работа по теме «Группы объектов» | 1 | Контроль ный | |||
17. | Анализ и работа над ошибками. Обобщение по теме «Группы объектов» | 1 | Рефлексия | |||
18. | Множество. Число элементов множества. Подмножество. | 1 | Комбинированный | Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам). Определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение – не имеют пересечения). Определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух множеств. Определять истинность высказывания со словом «НЕ»; выражать истинность высказываний словами «ДА» и «НЕТ». Определять истинность сложных высказываний - с логическими связками «И», «ИЛИ». Составлять графы по словесному описанию. Строить графы по словесному описанию. Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству. Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат. Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их. Планировать и контролировать в форме сличения способа действий и его результата с эталоном; корректировать свою деятельность; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, а что ещё неизвестно; прогнозирование результата. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, классификации объектов; подведение под понятие. Уметь слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||
19. | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | 1 | Комбинированный | |||
20. | Пересечение и объединение множеств. | 1 | Комбинированный | |||
21. | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «НЕ». | 1 | Комбинированный | |||
22. | Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ». | 1 | Комбинированный | |||
23. | Граф. Вершины и ребра. | 1 | Комбинированный | |||
24. | Граф с направленными ребрами. | 1 | Комбинированный | |||
25. | Множество (обобщение). | 1 | Комбинированный | |||
26. | Контрольная работа по теме «Множество» | 1 | Контроль ный | |||
27. | Анализ и работа над ошибками. Обобщение по теме «Множества» | 1 | Рефлексия | |||
28. | Аналогия. | 1 | Комбинированный | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. Находить, исправлять закономерность. Располагать предметы в цепочке, таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить закономерность в ходе игры; применять выигрышную стратегию («секрет выигрыша»). Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат. Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в нестандартных ситуациях. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления; Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; составлять и решать логические задачи на основе простейших моделей; поиск и выделение необходимой информации; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; решать проблемы творческого и поискового характера. слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||
29. | Закономерность. | 1 | Комбинированный | |||
30. | Аналогичная закономерность. | 1 | Комбинированный | |||
31. | Выигрышная стратегия. | 1 | Комбинированный | |||
32. | Контрольная работа по теме «Закономерности» | 1 | Контроль ный | |||
33. | Анализ и работа над ошибками. Обобщение по теме «Закономерности» | 1 | Рефлексия | |||
34. | Урок – игра «По страницам информатики» | 1 | Урок - игра |
Учебно – методическое обеспечение
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: «Баласс», 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2010.
- А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: «Просвещение», 2010.
- А.В. Горячев, Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс. М: «Баласс», 2013.
- А.В. Горячев, Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации по информатике для 3 класса. М.: «Баласс», 2012.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...