Рабочая программа по информатики
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
ст. Георгиевская
Кочубеевского района
Ставропольского края
Согласовано: Утверждаю:
МО протокол №1 от .08.2011 Директор школы Ю.Н. Латухин
МС протокол №1 от .08.2011
Рабочая программа
Информатика
2 класс
Учитель: Артюшенко Н. А.
2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе УМК для начальной школы, авторы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. Комплект продолжает и развивает систему, предложенную в рабочих тетрадях «Развивающая информатика» (авторы Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова) для первого класса.
Цели и задачи курса:
1) формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
2) знакомство с базовой системой понятий информатики; 3) формирование опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и пр. с помощью компьютера; 4) развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов; 5) получение предметных знаний, умений и навыков, таких как: умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, умение использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и так далее; 6) обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования; 7) воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
школьники должны:
• научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
• получить первичные представления об объектах информатики, таких как: информация, сообщение, источник информации, приемник информации, канал связи и текст, знак, код, символ, компьютер, объект, модель, исполнитель, программа, пользователь;
• научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т. е. научиться:
- представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
- решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера: пользоваться калькулятором, коротко отвечать на вопросы (да/нет), задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», выполнять тестовые задания методом выбора правильного или наиболее полного варианта ответа и т. д.;
• осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения; D письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
• понимать взаимосвязь первоначальных понятий между собой и чувствовать их связь с объектами реальной действительности;
• получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем получить прочные и глубокие знания по информатике в соответствии со стандартом;
• освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);
• научиться понимать и устно описывать отношения человека и компьютера, возможности компьютера;
• включать (последовательно и постепенно) в свой активный словарь ключевые понятия информатики, представляющие собой взаимосвязанную систему понятий;
• развивать свои общие учебные умения и коммуникативные навыки;
• научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
• научиться описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
• научиться ощущать (интуитивно) взаимосвязь и последовательность этапов и способов работы с информацией, ощущать учебный процесс как единое целое;
• получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
• научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
• получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта; об этических и правовых нормах, связанных с использованием и получением информации;
• получить элементарные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и учебных задач;
• освоить элементарные навыки использования компьютера в учебной деятельности (написание сочинений и рефератов, создание элементарных проектов и презентаций).
Количество часов на изучения – 34; количество часов в неделю - 1; контрольные работы – 5 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны:
знать:
- что данные — это закодированная информация;
• что тексты и изображения — это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
• как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
• различных помощников человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
• правила работы с компьютером и технику безопасности.
уметь:
• представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами; в виде текста, рисунка, таблицы, числами; закодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
• работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
• осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;
• организовывать хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавления, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
• пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
• использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажеры и тесты;
• создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
В результате изучения информатики учащиеся должны:
понимать:
• что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
• что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе - информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- « что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
• что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
• что человек может быть и источником информации, и приемником информации.
Учебно-методический комплекс (УМК):
Основная литература:
- Обучение информатике во втором классе: методическое пособие/ Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
- Информатика: учебник для второго класса/ Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
- Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.1/ Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
- Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.2/ Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
Дополнительная литература и пособия:
- Электронное пособие (на CD), содержащее учебные и развивающие задания к курсу (для каждого класса).
- Комплект плакатов (для 2-4 классов).
- Ю. А. Аверкин, Н. В. Матвеева, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе.
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в общеобразовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с обязательным применением компьютера.
№ | Наименование раздела, темы урока | Вид урока | Требования к уровню подготовки обучающегося | Формы контроля | Сроки | Домашнее задание | |
Виды информации. Человек и компьютер | |||||||
§ 1. Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) | комбинированный | Уметь:
Знать:
| Компьютерный практикум, экспресс-опрос, эвристическая беседа, экспресс-тест, тестирование, контрольная работа | §1, вопросы, РТ: №7, слова. | |||
§ 2. В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; примеры звуковой информации | §2, вопросы, РТ: №6-8, слова. | ||||||
§ 3. Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная информация; примеры | §3, вопросы, РТ: №7-9, слова. | ||||||
§ 4. Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и другие) и искусственные источники информации (колотушка сторожа и пр.) | §4, вопросы, РТ: задания, слова. | ||||||
§ 5. Приемники информации: люди и животные — приемники различных видов информации (на примерах) | классический | §5, вопросы, РТ: задания, слова. | |||||
§ 6. Радио и телефон: радио и телефон как устройства передачи информации; телефон — средство связи и общения | обобщающий | §6, вопросы, РТ: задания, слова. | |||||
§ 7. Компьютер: человек создал для себя разные инструменты: рабочие, музыкальные и компьютер— как помощника при работе с информацией, например, с текстовой и графической | Комбинированный с элементами диагностики | §7, вопросы, РТ: задания, слова. | |||||
Повторение, работа со словарем и тестирование | Контроль и коррекция знаний | Стр. 35-36, РТ: задания. | |||||
Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | Контрольный и обобщающий | Словарные слова повторить | |||||
Кодирование информации | |||||||
§ 8. Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах) | комбинированный | Уметь:
Знать:
| Компьютерный практикум, экспресс-опрос, эвристическая беседа, экспресс-тест, тестирование, контрольная работа | §8, вопросы, РТ: задания, слова. | |||
§ 9. Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы | §9, вопросы, РТ: задания, слова. | ||||||
§ 10. Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма | §10, вопросы, РТ: задания, слова. | ||||||
§11. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование | обобщающий | §11, вопросы, РТ: задания, слова. | |||||
§ 12. Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы | комбинированный | §12, вопросы, РТ: задания, слова. | |||||
§ 13. Языки людей и компьютеров: люди разговаривают на естественном языке; человеком созданы искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит | Повторительно-обобщающий | §13, вопросы, РТ: задания, слова. | |||||
§ 14. Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах) | Обобщающий | §14, вопросы, РТ: №1, слова. | |||||
Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | Контрольно-обобщающий | Повторить словарные слова | |||||
Числовая информация и компьютер | |||||||
§ 15. Числовая информация: способы счета предметов в древности; числовая информация - это форма представления информации и способ кодирования информации | Комбинированный, системно-образующий | Уметь:
Знать:
| Компьютерный практикум, экспресс-опрос, эвристическая беседа, экспресс-тест, тестирование, контрольная работа | §15,вопросы, РТ: задания, слова. | |||
§ 16. Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени; дата, календарь, текущая дата | §16,вопросы, РТ: задания, слова. | ||||||
§ 17. Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию | Комбинированный и решении е задач | §17,вопросы, РТ: задания, слова. | |||||
§ 18. Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование | Комбинированный с элементами новых знаний | §18,вопросы, РТ: задания, слова. | |||||
§ 19. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер | комбинированный | §19,вопросы, РТ: задания, слова. | |||||
§ 20. Память компьютера: электронная лампа, ламповая память, память на микросхемах, их особенности | §20,вопросы, РТ: задания, слова. | ||||||
Повторение по теме: «Числовая информация и компьютер» | Подготовиться к контрольной работе | ||||||
Контрольная работа по теме: «Числовая информация и компьютер» | Контрольно-обобщающий | Подготовиться к тестированию | |||||
Текстовая информация | |||||||
§ 21. Текст: воспринимать информацию из текста могут только люди; информация и животные; текст имеет смысл | комбинированный | Уметь:
Знать:
| Компьютерный практикум, экспресс-опрос, эвристическая беседа, экспресс-тест, тестирование, контрольная работа | §21,вопросы РТ: задания, слова. | |||
§ 22. Текст и его смысл: слово — это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова, ударение и смысл слова; шрифт | §22,вопросы РТ: задания, слова. | ||||||
§ 23. Передача текстов: почта, средства доставки писем, электронная почта | §23,вопросы РТ: задания, слова. | ||||||
§ 24. Компьютер и обработка текстов: текст как цепочка компьютерных символов; текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст | §24,вопросы РТ: задания, слова. | ||||||
Повторение по теме: «Текстовая информация» | Закреплений знаний, их контроль и коррекция | §23,вопросы РТ: задания, слова. | |||||
Контрольная работа по теме: «Текстовая информация» | Контороль-обобщающий | Подготовиться к контрольной работе | |||||
Повторение курса «Информатики» | обобщающий | Подготовиться к итоговой контрольной работе | |||||
Итоговая контрольная работа за курс «Информатики» | Контороль-обобщающий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...