Программа факультатива "Риторика" в рамках реализации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.
элективный курс (3 класс) по теме

     Цель  факультатива «Риторика» – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Факультатив «Риторика» восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

 

Задачи факультатива  — обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики — обучение эффективному общению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_3_a_n.e.docx64.39 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

    Рабочая программа по риторике адресована :

для обучающихся 3 А класса МБОУ «СОШ № 72»,  образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  для педагогических работников МБОУ «СОШ № 72» программа определяет приоритеты в содержании основного  общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

     для администрации МБОУ «СОШ № 72»

программа является основанием для определения качества реализации основного  общего образования

   Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального  общего образования , Образовательной системы   «Школа 2100», авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской  программы «Риторика», утвержденной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов.

      Учебник «Риторика» в 2-х частях, 3 класс под руководством Т.А. Ладыженской - М.:Баласс,2012 рекомендован к использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует федеральному перечню учебников.

 Концепция ( основная идея)  программы      в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознанным  носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального  состава российского общества»

Логические связи данного предмета с остальными предметами ( разделами) учебного ( образовательного) плана имеют свое отражение во взаимосвязи с такими предметами, как: литературное чтение, русский язык. Так же знание риторики, умения говорить и слушать необходимы при изучении таких предметов, как окружающий мир, история, умение грамотно вести и оформлять записи необходимы при изучении иностранных языков, математики и др.предметах. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.

       Обоснованность (актуальность, новизна) данной   рабочей программы заключается в конкретизации содержания предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Так же, обоснованность данной программы заключается в том, что: 

1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Риторика», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2. Предложен путь  целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова; развития на этой основе языкового чутья детей.

3. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.

4. Усилено внимание к темам «Общение» и «Речевые жанры».

 5. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Данный предмет входит в филологическую образовательную область.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

Задачи учебного предмета — обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики — обучение эффективному общению.

Срок реализации данной программы – 2014/2015 учебный год.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения.

Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя:


  • проблемно-диалогическую технологию

  • здоровьесберегающую технологию.

  • технологию правильного типа читательской деятельности

  • технологию оценивания достижений.


Формы:


  • Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

  • Образовательное путешествие;

  • Творческая мастерская;

  • Конференции;

  • Исследование;

  • Презентация;

  • Диагностика;

  • Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

  • Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;


       Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, выставки достижений учащихся – письменные работы (альбомы, газеты, фотовыставки) и т.д.

     В тексте рабочей программы используется следующая система условных обозначений:

УУД – универсальные учебные действия

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.

К.р. -  Контрольная работа.


II. Общая характеристика учебного предмета, курса.

         Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

  • сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
  • компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

  • тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
  • типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
  • речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

III.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс риторики изучается в 3 А классе по 1 часу в неделю.

      Количество часов в год-  32 часа.

         На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания  образования по риторике, и с учетом стандарта  конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

      С учетом специфики класса выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения ( планируемые результаты).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

V. Содержание учебного предмета

Тематический план.

Последовательность изучения учебного материала (разделов)

Распределение учебного времени по разделам

Форма контроля

Раздел I

ОБЩЕНИЕ.

17 ч

К.р. - 1

Раздел II.

ТЕКСТ

15 ч.

К.р. - 1

ИТОГО:

32 ч.

К.р. - 2

VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

     

Раздел учебного курса, количество часов

УУД раздела

Раздел I

ОБЩЕНИЕ

17 часов

    Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;
  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

  • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
  • отличать подробный пересказ от краткого;
  • знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
  • пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
  • реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
  • определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
  • осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
  • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
  • определять тему, основную мысль несложного текста;
  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
  • давать оценку невежливому речевому поведению.

Раздел II.

ТЕКСТ

15 часов

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;
  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

  • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
  • отличать подробный пересказ от краткого;
  • знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
  • пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
  • реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
  • определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
  • осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
  • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
  • определять тему, основную мысль несложного текста;
  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
  • давать оценку невежливому речевому поведению.

VII.Система оценки достижений учащихся;  инструментарий для оценивания результатов.

В качестве критериев оценивания результатов учеников в программе обозначены 3 уровня успешности:

Необходимый уровень( базовый) – решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания – «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень ( программный) – решение нестандартной задачи – действие в новой , непривычной ситуации и ( или) использование новых знаний по только изучаемой теме – «отлично».

Максимальный уровень (Необязательный) – решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе – «превосходно».

  Уровни успешности применяются только при проверке контрольных работ, в которых каждое задание уже соотнесено авторами с тем или иным уровнем успешности. По желанию учителя – при оценивании любого задания на уроке, когда нужно совместно с учениками определять его уровень.

Таблица  перевода уровня успешности в предметную отметку.

Уровни успешности

5 – бальная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» ( или 0) – ниже нормы, неудовлетворительно

Необходимый ( базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобно тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3» - норма, зачет, удовлетворительно.

Частично успешное решение с незначительной, не влияющей на результат  ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения.

«4» - хорошо.

Полностью успешное решение, без ошибок и полностью самостоятельно.

Повышенный ( программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+» - близко к отлично.

Частично успешное решение с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения.

«5» - отлично.

Полностью успешное решение, без ошибок и полностью самостоятельно.

Максимальный( необязательный) уровень.

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5+»

Частично успешное решение с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения.

«5 и 5» - превосходно.

Полностью успешное решение, без ошибок и полностью самостоятельно.

    Т.к. в первый год обучения в данном  классе использовалась  15 – бальная шкала в оценочной деятельности, в  2013/2014 учебном году, работая по 5-ти бальной шкале, учитель при оценивании  и выставлении отметок за выполненные письменные работы и устные ответы обучающихся опирается на критерии оценки 2012/2013 учебного года.

Критерии текущей оценки учебно-познавательной деятельности учащихся

Характеристика учебно-познавательной  деятельности обучающихся

Отметка 2013/2014 уч.год

Баллы 2012/2013 уч.год

1.Изложение учебного материала неполное, бессистемное. Преобладают  простейшие (обыденные) представления об изучаемых фактах, явлениях, объектах. Ответы обучающегося односложные, механически  воспроизводящие отдельные сведения. При ответах допускаются существенные ошибки, исправленные с помощью одноклассников или педагога. Неумение производить простейший анализ и синтез, делать обобщение и выводы, выделять  элементы изучаемого материала.

 «1»,«2-», «2»

1-3

2.Изложение  полученных знаний неполное, но это не препятствует усвоению  последующего программного материала. Обучающийся  допускает отдельные существенные ошибки которые исправляет самостоятельно или  с минимальной помощью. Испытывает затруднения при  выделении существенных признаков изученного, при выявлении  причинно-следственных связей и формулировке выводов. При применении знаний в практической деятельности проявляется недостаточная самостоятельность (нуждается в наводящих вопросах). Безошибочно выполняет только задания воспроизводящего характера. Познавательная деятельность  характеризуется пассивностью при выполнении новых или более сложных заданий.

«3-», «3», «3+»

4-6

3.Имеющиеся  у обучающихся  знания соответствуют минимальному объему содержания предметной подготовки. Изложение знаний в устной и письменной форме полное, системное   в соответствии с требованиями  учебной программы. Обучающийся  воспроизводит  материал по памяти,  приводит  примеры, выделяет причинно-следственные связи с посторонней помощью в какой-то момент ответа. Допускает несущественные ошибки при формулировке выводов.  Самостоятельно выполняет задания воспроизводящего характера, с помощью педагога- творческого характера.

«4-», «4», «4+»

7-9

4. Имеющиеся  у обучающихся  знания соответствуют минимальному объему содержания предметной подготовки. Изложение знаний в устной и письменной форме полное, системное   в соответствии с требованиями  учебной программы. Обучающийся  воспроизводит  материал по памяти,  приводит  примеры, выделяет причинно-следственные связи.. Самостоятельно выполняет задания воспроизводящего характера, с помощью педагога- творческого характера.

«5-», «5», «5+»

10-12

 4.Имеющиеся  знания превышают минимальный объем содержания предметной подготовки за счет самостоятельно усвоенных  дополнительных  сведений. Обучающийся  уверенно воспроизводит элементы знания в учебном материале,   свободно оперирует ими, дает характеристику их сущности, выделяет элементы межпредметных связей и отношений приводит собственные примеры и внепрограммный материал. Самостоятельно применяет знания при выполнении заданий , допущенные ошибки замечает и исправляет самостоятельно. Познавательная деятельность характеризуется устойчивостью и эффективностью.  

«5+!» или «5.Превосходно! »

13-15

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Характеристика качества выполнения домашней работы обучающегося

Отметка 2013/2014 уч.год

Баллы 2012/2013 уч.год

1.При выполнении отдельных заданий домашней работы не может восстановить ход своих рассуждений, допускает существенные ошибки. При многоуровневом характере работы выполняет без ошибок только воспроизводящие задания с опорой на образец (примеры, задачи, упражнения, задания из учебника, аналог заданий на уроке)

 «1»,«2-», «2»

1-3

2.При выполнении отдельных заданий домашней работы способен описать ход своих рассуждений, ошибки носят несущественный характер и могут быть исправлены самостоятельно.

 «3-», «3», «3+»

4-6

3.Обучающийся безошибочно воспроизводит все задания домашней работы. Встречающиеся ошибки являются описками. Однако существуют затруднения при воспроизведении заданий на комбинирование алгоритмов  и правил.

 «4-», «4», «4+»

7-9

4.Обучающийся безошибочно воспроизводит все задания домашней работы. Встречающиеся ошибки являются описками.

«5-», «5», «5+»

10-12

5. Опираясь на опыт, способен выполнять новые задания, которые требуют использования нескольких известных алгоритмов или для выполнения которых требуется привлечение дополнительных источников.

 «5+!» или «5» Превосходно!

13-15

VIII. Предполагаемые результаты.

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

  • на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
  • на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,  построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; « готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для  решения учебных и практических задач» и т.д.;
  • на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

IX. Учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п урока

Раздел учебного курса, кол-во часов.

Последовательность уроков в теме

Учебные единицы.

Виды контроля за уровнем усвоения учебной единицы

Характеристика деятельности обучающихся

( по разделам)

Примечания

1

Раздел I

ОБЩЕНИЕ

17 часов

Проверь себя. Повторение

изученного в 1-м классе.

Речь, значение речи, текст, предложения.

Приводить примеры важности общения в жизни людей .Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения .Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению .Называть адресанта, адресата высказывания .Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях . Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения .Называть несловесные средства общения .Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях . Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач . Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения .Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают .Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения .Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях. Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст .Анализировать несловесные средства, используемые говорящим .Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности. Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили .Называть речевые формулы вежливой просьбы .Характеризовать особенности скрытой просьбы .Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения .Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах .Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. .

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) .

2

Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто  – что -  кому .

Наука риторика, говорить – писать, данное начало, текст параграфа, речь.

3

Компоненты речевой ситуации: кому – кто. Адресат – адресант.

Адресант, адресат.

4

Твои речевые роли.

Адресант, адресат.

5

Как мы говорим: темп речи.

Темп : медленнее, чем обычно, быстрее, чем обычно.

6

Как мы говорим: громкость. То же слово, да не так бы молвить ( тон речи).

Громкость: тише, громче.

7

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

Тон речи, виды тонов речи, мимика, жесты, поза, говорящий взгляд.

8

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

9

Мы слушаем – нас слушают.

Правила общения. Сигналы, которые показывают собеседнику, что его слушают.

10

Сигнал принят, слушаю!

Слушали и услышали. Признаки того, что слушал внимательно.

11

Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.

Слушать, выделять непонятное.

12

Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день!

Как говорят. Видеть, что выражает лицо говорящего. Пантомима.

13

Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день! Вежливая просьба. Скрытая просьба.

Слушать, услышать, понять. Что-как-кого слушать. Просить, умолять, мольба, требование. Скрытая просьба.

14

О чём нам говорит шрифт.

Рисунки, иллюстрации,

Шрифт, азбука, алфавит, умножение и деление, рисунки, иллюстрации, схемы. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

15

Контрольная работа по теме «Общение»

Изученные учебные единицы в разделе «Общение»

К.р.

16

Работа над ошибками.

17

Раздел II.

ТЕКСТ

15 часов

Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.)

Тема, основная мысль, заголовок. Понять текст.

Определять тему и основную мысль текста . Озаглавливать текст .Выделять опорные слова в тексте .Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам .Различать подробный и краткий пересказ .Пересказывать текст подробно .Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста . Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста .Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам .Составлять план текста для пересказа .Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы .Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ .Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ .Оценивать степень вежливости отказа .Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие .Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ .Различать повествование, описание, рассуждение .Объяснять, чем они отличаются .Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать .Называть части рассуждения .Вводить в рассуждение убеждающие примеры .Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон .Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников. Различать точные и неточные рассуждения .Определять тему, основную мысль описания Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли .Определять в тексте его описательный фрагмент .Сочинять загадку, в основе которой лежит описание .Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком .Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика .Реализовывать рассказ о случае из своей жизни . Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры .Разыгрывать риторические игры .

18

Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.)

19

Опорные слова.

Опорные и ключевые слова

20

Подробный пересказ.

Пересказ подробный, текст, содержание текста. Памятка для подготовки к пересказу.

21

Краткий пересказ.

Текст, заглавие, краткий пересказ. Исключи, объедини.

22

План.

План, оглавление, содержание, глава.

23

Согласие или отказ.

Отказывай, не обижая.

Согласие, отказ, вежливый отказ.

24

Ответы на отказ.

Ответы на отказ.

25

Типы текстов

Текст. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение.

26

Рассуждение.

Примеры в рассуждении.

Ссылка на правило, закон.

Точные и неточные объяснения.

Состав рассуждений: первая часть - то, что объясняется, доказывается, вторая – дается само объяснение, доказательство. Примеры в рассуждении.

27

Ссылка на правило, закон.

Слова, помогающие ввести правило. Правило, закон.

28

Точные и неточные объяснения.

Точные и неточные объяснения, итог.

29

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении,

загадки-описания, сочини

загадку.

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении,

загадки-описания, сочинение

загадок. Три секрета загадок. Отгадки.

30

Было или придумано,

части рассказа.

Хочу вам рассказать.

Невыдуманный рассказ. Текст, заглавие, части рассказа.

31

Контрольная работа по теме «Текст»

Изученные понятия по теме «Текст».

К.Р.

32

Работа над ошибками. Чему мы научились на

уроках риторики?

Изученные понятия по теме «Текст» и «Общение».

X. Описание учебно-методического и материально-технического образовательного процесса.

  1. Методические и учебные пособия для учителя и обучающихся:

Список для учащихся:

  • Учебник «Риторика» в 3-х частях, 2 класс под руководством Т.А. Ладыженской - М.:Баласс,2013. –

94 с.

  • Список для учителя:
  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента, 2013. – 126 с.
  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента, 2013. – 86 с.
  • Учебник «Риторика» в 2-х частях, 3 класс под руководством Т.А. Ладыженской - М.:Баласс,2013. –

94 с.

  • Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа». Книги 1 и  2. – М.: Баласс, 2011.- 270 с.
  • А.В.Миронов. Как построить урок в соответствии с ФГОС.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2013.- 120с.
  • А.В.Миронов. Деятельностный подход в образовании. – Набережные Челны: ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», 2013. – 380 с.

  1. Интернет-ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы ( материалы к уроку) : www.festival.1september.ru

4.  Сайт  МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http:// 1yceum8.com.

5. Официальный сайт Образовательной  системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/

6. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

3.Информационно-коммуникативные средства:

  • «Академия младшего школьника», 1-4 классы   ( СD)

  •  «Мультимедийное наглядное пособие», литературное чтение 1-4 классы ( СD)

  • «Развитие речи», предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ( СD)

  • «Страна Лингвиния», русский язык для 2-7 классов ( СD)

4.Наглядные пособия:

    Таблица букв.

5. Технические средства обучения:

1. Интерактивная доска, ноутбук, проектор

2.Колонки для компьютера.

6. Учебно-практическое оборудование:

1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Шкафчик  для хранения таблиц.

3.Орг.техника ( Принтер, сканер, ксерокс).

  1. Специализированная мебель:

Компьютерный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответсвии с ФГОС. Кружок "Проектная деятельность в 4 классе ". Направление: социальное. ...

Развитие творческих способностей в рамках реализации внеурочной деятельности

Презентация содержит материал для педагогического совета на данную тему....

Выступление: "Создание мультипликационных фильмов в рамках реализации внеурочной деятельности"

laquo;Рождение» мультфильма – длительный и сложный процесс. Работу над созданием мультфильма в домашних условиях можно разбить на 5 этапов....

«Спортивно-оздоровительные игры» обучающимися программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

   «Спортивно-оздоровительные игры» обучающимися программы внеурочной       деятельности в соответствии с ФГОС....

Использование средств музейной педагогики в рамках реализации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС .

В соответствии новым стандартом на этапе начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравст...