рабочая программа по информатике. 4 класс.
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

В данной рабочей программе отражены пояснительная записка, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inform._4_kl.docx56.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

 Моховская основная общеобразовательная школа


                                                                             

Рабочая программа

по информатике

4 класс








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)                                                                                                                                                                                                                                                   Рабочая программа учителя по курсу информатика для учащихся  4-го класса  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана:

• в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  ( Приказ МО РФ от 06.10.2009 года № 373);

• на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе «Примерные программы по учебным предметам», Начальная школа, издательство  Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе авторской программы по информатике Горячева А.В.; Москва, Издательский центр «Баласс», 2012г.

• на основе планируемых результатов  ООПНОО ( Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова);под ред. Ковалёвой Г.С; издательство  Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе программы формирования УУД (А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская); издательство  Москва «Просвещение» 2011 года.

• на основе программы формирования УУД ( А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская); издательство  Москва «Просвещение » 2011 года.

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.                    Технологический компонент

Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

•овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

•развитие мелкой моторики рук;

•развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

•освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

•формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

•воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

•воспитание уважительного отношения к авторским правам;

•практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:

•начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

•создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

•ознакомление со способами организации и поиска информации;

•создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;

•создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий допускает модульную организацию программы.

Предлагается следующий набор учебных модулей:

1.Знакомство с компьютером.

2.Создание рисунков.

3.Создание мультфильмов и «живых» картинок.

4.Создание проектов домов и квартир.

5.Создание компьютерных игр.

6.Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).

7.Создание текстов.

8.Создание печатных публикаций.

9.Создание электронных публикаций.

10.Поиск информации.

Следует отметить, что при недостаточном количестве часов, отводимых в конкретной школе на изучение информационных технологий, методист или учитель принимает решение о выборе изучаемых модулей.

Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.

Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.                                                                                                    2. Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1.развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике: ◦применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;

◦алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

◦системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

◦объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2.расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

3.создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие разделы:

•описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

•описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

•описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

•применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

•освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

•овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

•воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

•приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:

•требуют обязательного наличия компьютеров;

•могут проводиться учителем начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.

Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

•не требуют обязательного наличия компьютеров;

•проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

Столь различные характеристики оборудования класса и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и логико-алгоритмический. Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методистами и учителями.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Информатика» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Изучение технологического компонента возможно на уроках «Информатики и ИКТ» в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках по основным предметам начальной школы, проводимых с использованием компьютерной техники. При наиболее распространённом варианте организации размещения компьютерной техники – в компьютерных классах – освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить во время компьютерных уроков. Компьютерный урок может иметь постоянное место в расписании, но по своему наполнению разные компьютерные уроки могут быть отнесены к разным учебным предметам. Например, изучение модулей «Создание рисунков» или «Создание мультфильмов» может быть отнесено к компьютерным урокам по ИЗО, изучение модуля «Создание текстов» – к компьютерным урокам по русскому языку, работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике – к компьютерным урокам по математике и так далее. Углублённое освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить на кружках и факультативах. Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики (например, см. вариант «Математика и информатика» курса математики в Образовательной системе «Школа 2100»).

Начинать преподавание можно с 1, 2 или 3-го класса. Это зависит от возможностей школы. В то же время многолетний опыт преподавания курса (с 1994 г.) показал, что дети, начавшие изучение курса с 1-го класса, с большим удовольствием воспринимают уроки информатики, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующих годах обучения.                        В 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю), из них на написание контрольных работ – 4 часа.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 1. Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

•основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

•ценностей семьи и общества и их уважение,

•чувства прекрасного и эстетических чувств,

•способности к организации своей учебной деятельности,

•самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,

•целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

•готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

 2. Логико-алгоритмический компонент

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА»

Личностные результаты.

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

•критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

•уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

•осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

•начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты.

1. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

•освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

•формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

•оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

•поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

•использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

•создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

•подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

2. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

•планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

•поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

•моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

•анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

•синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

•выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

•подведение под понятие;

•установление причинно-следственных связей;

•построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

•аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

•выслушивание собеседника и ведение диалога;

•признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

•находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

•называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

•понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

•выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

•изображать графы;

•выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

•находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Алгоритмы (9 часов).                                                                                                                                                                                                                                             Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Объекты (8 часов).                                                                                                                                                                                                                                Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения (10 часов).                                                                                                                                                                                                         Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов).                                                                                                                                                                                     Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

        

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий;

• решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

• изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Для учителя:

Учебник «Информатика и ИКТ» 4 кл в 2-х частях, авторы А.В.Горячев, К.И. Горина, Н.И.Суворова; М., Баласс, 2012 г.    Поурочное планирование по информатике в 4 классе, издательство «учитель», 2007 г.  

1. Технологический компонент

Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.

С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер должен быть оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой, шумопоглощающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.

На компьютере должно быть предустановлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимации, интерактивные анимации (игры), проекты зданий (в зависимости от выбранных для освоения модулей технологического компонента).

В образовательном учреждении должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы. Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.

Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен быть обеспечен современными персональными компьютерами, с выходом в Интернет и школьную информационную среду, обеспечивающими возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащёнными встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглощающими наушниками, микрофоном. В кабинете должны быть установлены как минимум один принтер и планшетный сканер.

2. Логико-алгоритмический компонент

Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».

Для обучающихся:

Учебник «Информатика и ИКТ» 4 кл в 2-х частях, авторы А.В.Горячев, К.И. Горина, Н.И.Суворова; М., Баласс, 2012 г.

 

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема урока

Характеристика

деятельности

обучающегося

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные

(УУД)

Личностные результаты

Алгоритмы (9 ч.)

1

Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если - то»)

Иметь представление о ветвлении в построчной записи алгоритма.

оценивать свою деятельность на уроках информатики

освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

2

Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если - то - иначе»)

Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то», выполнять алгоритмы с ветвлениями

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов)

формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы

оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие

3

Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»)

Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то», «иначе»; выполнять алгоритмы с ветвлениями

называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса

оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

4

Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»)

Иметь представление о цикле в построчной записи алгоритма. Уметь записывать условие цикла в команде «Повторяй», выполнять алгоритмы с циклами

понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем

поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»)

Иметь представление о параметрах алгоритма. Уметь выполнять алгоритмы с параметрами

выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия

6

Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы»

Уметь записывать результат выполнения каждой команды алгоритма, выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами

точно выполнять действия под диктовку учителя

создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей

7

Контрольная работа по теме «Алгоритмы»

закрепить ЗУН по теме «Алгоритмы»

точно выполнять действия под диктовку учителя.

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями

8

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

контролировать свои знания по изученному разделу

точно выполнять действия под диктовку учителя

подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями

9

Повторение

находить и исправлять ошибки

построение логической цепи рассуждений

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей

Объекты  (8 ч.).

10

Общие свойства

и отличительные

признаки группы

объектов

(«Что такое? Кто

такой?»)

Уметь описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки группы объектов

приводить примеры

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

11

Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме - дверь, в двери - замок»)

Иметь представление о ветвлении в построчной записи алгоритма.

Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то», выполнять алгоритмы с ветвлениями. Знать о вложенности алгоритмов

приводить примеры действий, обратных данному

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие

12

Массив объектов на схеме состава («Веток - много, ствол - один»)

Уметь заполнять схему состава объекта, представлять массив объектов на схеме состава, записывать адрес элемента массива в составе объекта

определять последовательность действий и состояний в природе

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

13

Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»)

Уметь записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава

приводить примеры признаков и действий объекта и его составных частей

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

14

Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты»

Иметь представление о многоуровневой схеме состава, о записи адреса составной части предмета, о массиве объектов. Уметь:

-        описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки объектов группы;

-        анализировать структуру объекта и заполнять схему состава;

-        записывать адрес составной части, используя схему состава;

-        представлять массив объектов на схеме состава и записывать адрес элемента массива в составе объекта;

-        записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава

знание по данным темам

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия

15

Контрольная работа по теме: «Объекты»

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей

16

Анализ работы. Работа над ошибками

находить и исправлять ошибки

находить и исправлять ошибки

стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями

17

Повторение

построение логической цепи рассуждений

установление причинно-следственных связей

Логические рассуждения (10 ч.).

18

Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»)

Иметь представление о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств. Уметь определять: принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами (подмножество, пересечение, не пересечение)

приводить примеры множеств

построение логической цепи рассуждений

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

19

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»)

Иметь представление о пересечении множеств, о высказываниях.

Уметь определять принадлежность элементов множеству и истинность высказываний со словами «не», «и», «или»

приводить примеры

аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов

оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие

20

Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»)

Иметь представление о графах.

Уметь строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами

изображать графы

выслушивание собеседника и ведение диалога

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

21

Пути в графах («Путешествие по графу»)

Знать понятие «путь в графе».

Уметь строить и описывать пути в графах

выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию

признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

22

Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части»

Уметь выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или»

приводить примеры высказываний со словами «не», «и», «или»; выделять графы

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия

23

Правило «Если -то»

Знать правило «Если - то». Уметь записывать правила «Если - то», составлять схемы таких правил, определять ситуации, в которых можно (нельзя) сделать вывод с помощью правила «Если - то»

построение логической цепи рассуждений

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей

24

Схема рассуждений («Делаем выводы»)

Иметь представление о схеме рассуждений. Уметь составлять схемы рассуждений из правил «Если -то» и делать выводы с их помощью

построение логической цепи рассуждений

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями

25

Подготовка к контрольной работе по теме «Логические рассуждения»

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями

26

Контрольная работа по теме «Логические рассуждения»

контролировать свои знания по изученному разделу

отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний со связками «и», «или»

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями

27

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

находить и исправлять ошибки

приводить примеры комбинаторики

понимать причины ус-пешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха/ неуспеха.

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей

Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч.)

28

Составные части объектов. Объекты с необычным составом

Уметь описывать состав и возможности объектов, срав¬нивать состав различных объ¬ектов и находить у них части с одинаковыми названиями, определять названия предметов по названиям составных частей, придумывать и описывать предметы с необычным составом

приводить примеры составных частей объектов

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

29

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?»)

Уметь описывать состав и возможности объектов в таблице «Состав - действия», сравнивать возможности различных объектов и находить у них действия с одинаковыми названиями, определять названия предметов и существ по заданному названию действий, придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Иметь представление о подмножествах и пересечении множеств, о связи между составными частями и возмож-ностями объектов

приводить примеры действий объектов

понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха/ неуспеха.

оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие

30

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»)

Уметь находить признаки с одним и тем же названием у предметов и существ разных групп, описывать в табличном виде отличительные признаки объектов одной группы, придумывать и описывать объекты с необычными признаками Иметь представление о связи между признаками и возможностями объекта

приводить примеры объектов с необычными признаками и действиями

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

31

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»)

Иметь представление об алгоритме и обратном действии. Уметь составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами, описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному

приводить примеры объектов, выполняющих обратные действия

выполнять учебные действия в разных формах

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

32

Подготовка к контрольной работе по теме «Модели в информатике»

Иметь представление о способах описания общих и отличительных признаков предметов и существ, о связи между составными частями, действиями и признаками объектов, о способах описания действий предметов и существ, об об-ратном действии, о ветвлениях и циклах в алгоритмах, о множествах, подмножествах и пересечении.

Уметь описывать состав и возможности объектов, сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями, определять названия предметов по названиям составных частей, придумывать и описывать предметы с необычным составом, действиями и признаками, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами, составлять алгоритм действия, обратного заданному

построение логической цепи рассуждений

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия

33

Контрольная работа по теме «Модели в информатике»

контролировать свои знания по изученному разделу

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей

34

Анализ контрольной работы. Повторение

находить и исправлять ошибки

построение логической цепи рассуждений

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...