Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза М.П. Константинова
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ___________ Л.А. Дрюнина Протокол № ____ от «___» _______2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________
«__» __________2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ _______________ Г.А. Прибыткова Приказ № ______ «__» __________2014 г. |
Рабочая программа
по информатике
для 4 «Б» класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель начальных классов
Политова Н.А.
г. Усмань 2014г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Информатика» 4 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Н.В. Матвеевой «Информатика. Программа для начальной школы 2-4 классы»: / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Обучение предмету «Информатика» в 4 классе направлено на достижение целей:
- формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- знакомство с базовой системой понятий информатики;
- приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов, моделей и т. д. с помощью компьютера;
- развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
- получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании, при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.;
- обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
- воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
В четвертом классе решаются следующие задачи обучения информатике:
- развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
- формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и др.;
- формирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики;
- развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах: в виде чисел, текста, рисунков;
- закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем);
- развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
- формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
Программа разработана на основе следующих нормативно–правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
- Матвеева Н. В. Информатика: Учебник для четвертого класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
- Устав ОУ;
- основная образовательная программа начального общего образования ОУ;
- учебный план ОУ на 2014-2015 учебный год;
- календарный учебный график ОУ на 2014-2015 учебный год;
- Положение № 30 от 10.01.2013 г. о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Сведения об используемом УМК
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой:
Матвеева Н. В. Информатика: Учебник для четвертого класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.. – 191 с.: ил.
2. Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Обучение информатики в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Информатика в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков.) Информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
3. Описание места учебного предмета «Информатика» в учебном плане
Авторская программа по информатике Н.В. Матвеевой рассчитана на 17 ч (по 1 часу в 2 недели). Рабочая программа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, календарным учебным графиком рассчитана на 0,5 ч в две недели (17 ч). В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на изучение информатики в 4 классе отводится 0,5 часа в две недели из обязательной части БУП (итого 17 ч).
4. Ценностные ориентиры содержания предмета «Информатика»
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т.е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение предмета «Информатики» в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Информатика в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Информатика»
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
социальные компетенции;
личностные качества
Метапредметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания предмета, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
познавательных;
регулятивных;
коммуникативных;
овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
Предметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания предмета, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.
Планируемые результаты
К концу обучения в 4 классе обучающиеся научатся:
Знать/понимать
- что данные - это закодированная информация;
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
В результате изучения данного предмета в четвертом классе школьники имеют возможность научиться:
понимать:
- какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с информацией;
- что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
- что информационные объекты служат для описания других объектов;
- что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
- что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
знать:
- основные действия с информацией: сбор, представление, кодирование, хранение, обработку и передачу;
- что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
- что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
- что компьютер может работать с разными информационными объектами;
- что компьютер может накапливать, хранить, передавать и обрабатывать информацию;
- что данные — это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
- что файл — это информационный объект, который имеет имя и характеристики (дату и время создания, объем);
- что файл — это электронный документ;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
- выполнять элементарные преобразования информации в виде таблиц, списков и схем;
- работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
- использовать оглавления, указатели, каталоги, справочники, книги, записные книжки и компьютерные источники, в том числе Интернет для поиска информации;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
- находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
управлять экранными объектами с помощью мыши.
6. Содержание программы учебного предмета «Информатика»
(17 ч)
Повторение – 3 ч.
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
Суждение, умозаключение, понятие – 4 ч.
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» или «ложь». Суждение. Умозаключение.
Повторение. Работа со словарем.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
Мир моделей – 6 ч.
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель.
Повторение. Работа со словарем.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
Управление – 4 ч.
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
Повторение. Работа со словарем.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
Контрольных работ - 4
7. Тематическое планирование информатики с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
Содержание предмета | Характеристика деятельности обучающихся |
Повторение. Информация, человек и компьютер | Регулятивные УУД: Составлять план и последовательность действий. Анализировать свою работу по теме урока. Вносить необходимых коррективов на основе оценки сделанных ошибок. Проводить контроль и оценка процесса и результата деятельности. Познавательные УУД: Овладевать основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; знать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации; знать правила работы с компьютером и технику безопасности; выделять и называть объекты окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, управляющий сигнал, цель управления); уметь работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком; формировать навыки и умения безопасной работы с компьютерными устройствами; действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы; уметь работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами. Коммуникативные УУД: Слушать собеседника. Уметь вести устный диалог. Составлять рассказ с помощью линейных изображений сюжета из своей жизни. Уметь задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Личностные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
Суждение, умозаключение, понятие | Регулятивные УУД: Составлять план и последовательность действий. Анализировать свою работу по теме урока. Вносить необходимых коррективов на основе оценки сделанных ошибок. Проводить контроль и оценка процесса и результата деятельности. Познавательные УУД: Овладевать основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; знать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации; знать правила работы с компьютером и технику безопасности; знать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; приводить примеры совместимых и несовместимых понятий; высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; приводить примеры отношений между понятиями; создавать текстовую, математическую, графическую модель объекта окружающего мира; уметь представлять, анализировать и интерпретировать данные. Коммуникативные УУД: Слушать собеседника. Уметь вести устный диалог. Составлять рассказ с помощью линейных изображений сюжета из своей жизни. Уметь задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Личностные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
Мир моделей | Регулятивные УУД: Составлять план и последовательность действий. Анализировать свою работу по теме урока. Вносить необходимых коррективов на основе оценки сделанных ошибок. Проводить контроль и оценка процесса и результата деятельности. Познавательные УУД: Овладевать основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; знать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации; знать, что модели объектов могут быть большие и маленькие; знать описания алгоритмов на языке блок-схем; знать, что исполнителем алгоритма могут быть человек и компьютер; знать способ записи алгоритмов при помощи блок-схемы; знать основные структуры алгоритмов; уметь приводить примеры алгоритмов; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; работать с простейшими компьютерными программами. Коммуникативные УУД: Слушать собеседника. Уметь вести устный диалог. Составлять рассказ с помощью линейных изображений сюжета из своей жизни. Уметь задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Личностные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
Управление | Регулятивные УУД: Составлять план и последовательность действий. Анализировать свою работу по теме урока. Вносить необходимых коррективов на основе оценки сделанных ошибок. Проводить контроль и оценка процесса и результата деятельности. Познавательные УУД: Овладевать основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; знать, что человек может управлять собой другими живыми и неживыми объектами; осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет; уметь создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера. Коммуникативные УУД: Слушать собеседника. Уметь вести устный диалог. Составлять рассказ с помощью линейных изображений сюжета из своей жизни. Уметь задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Личностные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Стол учительский с тумбой; ученические столы 2-местные с комплектом стульев
Литература для учителя
- Матвеева Н.В. Информатика 4 класс: Методическое пособие /Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 420 с.: ил.
- Матвеева Н. В. Информатика: Учебник для четвертого класса класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Коногпатова, Л.П. Панкратова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 191 с.: ил.
- Информатика: контрольные работы для 4 класса/Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Матвеева Н.В. Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. – М.: БИНОМ, 2003 г.
Литература для обучающихся
Матвеева Н. В. Информатика: Учебник для четвертого класса класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Коногпатова, Л.П. Панкратова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 191 с.: ил.
Технические средства обучения и оборудование
Компьютер.
DVD-проектор.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Электронное учебное пособие и ЦОР – цифровые образовательные ресурсы (общедоступные и бесплатные).
Календарно-тематический план уроков информатики в 4 «Б» классе на 2014-2015 учебный год (прилагается)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...