Интегрированный урок математика - информатика по теме "Проценты и диаграммы"
методическая разработка по информатике на тему
Интегрированный урок (математика и информатика).
Тема "Проценты и диаграммы".
Урок с использованием технологии модерации.
Разработка для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kotelnikova_yu.e._soldatenkova_e.v.doc | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Авторы урока: Солдатенкова Елена Валентиновна (учитель математики) и Котельникова Юлия Евгеньевна (учитель информатики)
Предмет: Интегрированный урок, математика и информатика.
Класс: 5 класс
Продолжительность урока: 45 минут
Тема урока : Проценты и диаграммы
Автор учебника, по которому ведётся обучение: Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2013
Технология: Урок с использованием технологии модерации
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- образовательная – обеспечить знания учащихся о диаграммах, как способа представления численных данных, выраженных в процентах.
- развивающая – способствовать развитию умения анализировать информацию и представлять ее в графической форме (диаграммы); способствовать развитию творческого подхода при решении практических задач
- воспитательная – способствовать формированию навыков коллективной деятельности; уважительного отношения к интересам других
УУД, формируемые на уроке:
образовательные – способствовать формированию знаний о диаграммах, как способа представления численных данных, выраженных в процентах.
развивающие – продолжить развитие универсальных учебных действий, таких как:
Познавательные: поиск и обработка необходимой информации; создание графической модели при обработке статистических данных;
Личностные: жизненное самоопределение;
Регулятивные: самостоятельная постановка учебной задачи, планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою деятельность, прогнозировать результат;
Коммуникативные: планирование и сотрудничество в поиске и обработке информации;
воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся лидерских качеств, готовности к творческому решению поставленных задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса.
Актуализация знаний: Виды представления информации (информатика)
Усвоение новых знаний: Понятие процента (математика), построение диаграмм в Excel (информатика)
Закрепление ЗУН: Закрепление вычислительных навыков учащихся
Необходимое оборудование, материалы: 1) Лист команды (Приложение 1); 2) Лист данных (Приложение 2); 3) Стаканы с йодом, марганцем и зелёнкой; 4) Индивидуальные мензурки с водой; 5) Проектор; 6) Компьютеры для детей; 7) Компьютер для учителя; 8) Силуэт человека, вырезанный из бумаги; 9) Шаблон портрета пятиклассника.
Технологическая карта урока:
- этап урока: Инициация
Цель: Обеспечить динамичное начало урока, создать эмоциональный настрой и доверительную атмосферу в классе.
Задачи: 1) Снятие барьера общения; 2) Создание коммуникативных связей между участниками урока; 3) Формирование позыва к творчеству.
Необходимые материалы: силуэт человека, вырезанный из бумаги.
Технология проведения.
Метод АМО «Общий портрет». Каждый учащийся должен добавить к портрету свою деталь.
Деятельность учителя: Предлагает учащимся составить портрет пятиклассника, дорисовав к портрету разные детали.
Деятельность учащихся: На вырезанном из бумаги силуэте дорисовывают детали, характерные для портрета пятиклассника (например, книга, мобильный телефон, очки и т.п.)
УУД, формируемые на данном этапе: Коммуникативные (оценка действий партнёра, принятие собственного решения и его реализация).
Регламент: 5 мин
- этап урока: Вхождение в тему
Цель: Определить тему урока.
Задачи: 1) На предварительном этапе - организовать опрос одноклассников; 2) На уроке - формулировать тему занятия.
Необходимые материалы: листы данных, составленные на предварительном этапе (учащиеся должны были провести опрос одноклассников по темам: «Любимое блюдо», «Любимый урок», «Любимый вид спорта», «В свободное время я люблю…», «Я хочу стать…»)
Технология проведения:
Деятельность учителя: До урока проанализировать полученные от учащихся результаты опроса, составить Листы данных.
Подводит учащихся к необходимости обнаружения нового знания.
Слово учителя: Можно ли сравнить количество выборов какой-то группы при разном общем количестве?
Деятельность учащихся: Предварительно учащиеся провели опрос среди одноклассников по темам: «Любимое блюдо», «Любимый урок», «Любимый вид спорта», «В свободное время я люблю…», «Я хочу стать…»). Предлагают варианты сравнения полученных результатов.
УУД, формируемые на данном этапе: Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, управление поведением партнёра). Познавательные УУД (самостоятельное формулирование темы, структурирование знаний, логическая цепь рассуждений). Регулятивные (планирование деятельности, прогнозирование).
Мониторинг образовательного процесса: До урока – анализ опросных листов.
Регламент: 5 мин
- этап урока: Формирование ожиданий учащихся
Цель: в игровой форме провести выяснение ожиданий и опасений.
Задачи: 1) формирование положительной учебной мотивации.
Необходимые материалы: 1) стаканы с йодом, зелёнкой и марганцем («диаграммы»); 2) индивидуальные мензурки с водой.
Технология проведения:
Метод АМО «Диаграмма ожиданий» (авторский). Учащиеся доливают воду в стаканы в соответствии со своим отношением к объявленной теме.
Деятельность учителя: Демонстрирует стаканы с надписями «У меня не получится» (красный), «Я могу ошибиться» (жёлтый), « Я уверен в себе» (зелёный).
После действий учащихся: анализирует полученный результат.
Деятельность учащихся: Наливают из индивидуальных мензурок воду, которая окрашивается в зеленый (зеленка), жёлтый (йод), красный (марганец) цвет в зависимости от выбора.
УУД, формируемые на данном этапе: Регулятивные УУД (прогнозирование своей деятельности на уроке, самооценка)
Мониторинг образовательного процесса: На «диаграммах» наглядно представлен выбор учащихся.
Регламент: 5 мин
- этап урока: Интерактивная лекция
Цель: Познакомить учащихся с понятием «процент», показать необходимость использования процентных соотношений в жизненных ситуациях.
Задачи: 1) формирование положительной учебной мотивации; 2) введение понятия «процент».
Необходимые материалы: компьютер для учителя, проектор, Лист команды.
Технология проведения:
Деятельность учителя: учитель, используя презентацию, подводит детей к практической необходимости применения процентов; вводит понятие процента; рассказывает о происхождении символа процента; с помощью задач объясняет процесс нахождения процента от числа.
Деятельность учащихся: В группе по ходу лекции выполняют задания на Листе команды.
УУД, формируемые на данном этапе: Познавательные УУД (действие со знаково-символическими средствами, структурирование знаний, построение речевого высказывания). Коммуникативные (планирование сотрудничества, управление поведением партнёра, умение точно выражать свои мысли).
Мониторинг образовательного процесса: Правильность заполнения Листа команды.
Регламент: 10 мин
- этап: Разминка
Цель: снятие усталости и напряжения
Задачи: 1) настроиться на новое учебное сотрудничество.
Деятельность учителя: координирует учащихся.
Деятельность учащихся: 1) выбирают лист с данными по одной теме из проведённого на предварительном этапе опроса одноклассников; 2) пересаживаются группами за компьютеры в соответствии с выбранным листом.
УУД, формируемые на данном этапе: Коммуникативные (планирование сотрудничества).
Мониторинг образовательного процесса: готовность к дальнейшей работе.
Регламент: 2 мин.
- этап урока: Проработка содержания темы
Цель: показать построение диаграмм как один из способов предоставления информации.
Задачи: 1) развить умение применять полученные знания; 2) обобщать данные, полученные другими группами; 3) представлять результаты в творческой форме, 4) взаимодействовать с другими людьми в процессе практической деятельности.
Необходимые материалы: Лист данных по одной из областей опроса.
Технология проведения:
Слово учителя: «Сегодня вы уже встречались с графическим выражением процентов. Вспомним задание №1 на листе команды. Есть и другие варианты. Мы узнаем, как в этом помогает компьютер. Для этого используем программу Excel».
Деятельность учителя: Консультирует учащихся по работе с программой Excel. Создает положительный эмоциональный настрой, подбадривает и помогает отстающим. Демонстрирует для всех учащихся работы групп посредством проектора.
Деятельность учащихся: Каждая группа выполняет построение диаграммы по результатам предварительного опроса: увлечение, любимый вид спорта, любимое блюдо, любимый школьный предмет (Приложение 2)
Примечание. В каждой группе есть учащийся, владеющий программой Excel. Они вместе с учителем выступают консультантами и контролируют работу своей группы.
УУД, формируемые на данном этапе: Познавательные УУД (поиск и анализ информации). Регулятивные УУД (планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою деятельность). Коммуникативные УУД (сотрудничать в команде, точно выражать свои мысли).
Мониторинг образовательного процесса: Учитель направляет работу в группах, включая всех в выполнение задания. Результатом деятельности должны стать диаграммы, составленные в соответствии в полученным материалом, по ним каждая группа составляет обобщённый портрет пятиклассника.
Регламент: 10 мин
- этап урока: Подведение итогов
Цель: Проанализировать, оценить достигнутые результаты по сравнению с ситуацией в начале урока.
Задачи: 1)развить умение оценки и самооценки; 2) подвести итоги урока
Необходимые материалы: шаблон портрета пятиклассника.
Технология проведения:
Деятельность учителя: Предлагает проанализировать информацию, используя диаграммы. Вместе с учащимися обсуждает результаты совместной работы над темой.
Деятельность учащихся: Заполняют портрет пятиклассника: «Пятиклассник – ученик, который любит урок … . В столовой чаще всего кушает … . Из видов спорта предпочитает … . В свободное время ему нравится заниматься … . Мечтает стать … .»
УУД, формируемые на данном этапе: Коммуникативные УУД (умение сотрудничать в команде). Воспитательные УУД (способствовать воспитанию у учащихся лидерских качеств, готовности к творческому решению поставленных задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса). Регулятивные УУД (самооценка)
Регламент: 3 мин
- этап урока: Рефлексия
Цель: Осмысление деятельности
Задачи: 1) соотнесение ситуации в начале урока с итогом деятельности.
Необходимые материалы: 1) стаканы с окрашенной водой; 2) мензурки с йодом, марганцем, зелёнкой (для каждого учащегося).
Деятельность учителя: Опрос учащихся.
Слово учителя: Кто хочет изменить своё отношение к изучаемой теме?
Деятельность учащихся: Сравнивают свои ожидания и опасения в начале урока с результатом в конце урока.
УУД, формируемые на данном этапе: Воспитательные УУД (готовность к творческому решению поставленных задач)
Мониторинг образовательного процесса: Учащиеся, желающие изменить своё отношение к изучаемой теме, добавляют ингредиенты в нужный стакан.
Регламент: 2 мин
Приложение 1. Лист команды
Команда №…
Состав команды:
1. 4.
2. 5.
3. 6.
Задания
№1
Сколько процентов закрашено? … % Закрась 14% квадрата.
№2
Заполни таблицу.
Решение:
№3
Сколько процентов закрашено синим цветом? …%
Приложение 2. Лист данных
Урок | Блюдо | Спорт | Профессия | Свободное время | |
3а (23 чел.) | Естественные науки 5 Физкультура 12 Изобразительное искусство 2 Русский язык 2 Иностранный язык 2 | Макароны 3 Экзотические блюда 1 Салаты 2 Сладости 1 Другое 15 | Футбол 5 Волейбол 0 Плавание 5 Танцы 5 Другое 8 | Творческие 5 Технические 3 Бизнес, спорт 9 Врач 4 Другое 2 | Компьютер 10 Рисование 1 Прогулки 7 Чтение 2 Другое 3 |
5а (28 чел.) | Естественные науки 7 Физкультура 5 Изобразительное искусство 4 Русский язык 7 Иностранный язык 5 | Макароны 5 Экзотические блюда 4 Салаты 3 Сладости 7 Другое 9 | Футбол 10 Волейбол 3 Плавание 4 Танцы 4 Другое 7 | Творческие 7 Технические 5 Бизнес, спорт 5 Врач 4 Другое 7 | Компьютер 6 Рисование 3 Прогулки 4 Чтение 2 Другое 8 |
Библиография
- Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2013
- Грозовенко Ю. Проценты в гостях у Простоквашино [ http://volna.org/matematika/protsienty3.html ]
- Чернова О.А. Проценты в задачах [http://presentaci.ru/prezentacii-po-matematike/2557-procenty.html ]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Математика - информатика"
Необходимость перехода к системе обучения на основе интересов учащихся обусловлена изменениями в современном обществе. Это требует организации условий, в которых личные приоритеты, способн...
Интегрированный урок математики и информатики
Данный урок по программе "Школа 2100" 1 класс...
презентация к интегрированному уроку математики и информатики по теме:"Закрепление пройденного" 1 класс
презентация к интегрированному уроку математики и информатики по теме:"Закрепление пройденного"....
Интегрированный урок математики и информатики по теме"Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении задач и при формировании вычислительных навыков", 2 класс
Веду факультативный курс "Информатика в играх и задачах" (автор Горячев А.В.) Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. На этом уроке отрабатывалась одна из тем информатики "Алгори...
Интегрированный урок математика + информатика
закрепить приемы сложения и вычитания чисел для случаев + 1, + 2, – 1, – 2;проверить нумерацию чисел от 0 – 10;совершенствовать вычислительные навыки;в игровой форме проверить знание учащимися к...
Интегрированный урок математики и информатики "Квадрат"
Интегрированный урок математики и информатики...
Интегрированный урок математика + информатика. УМК Начальная школа XXI век. 2 класс, автор: Н. Рудницкая, Т. Юдачева
Интегрированный урок математика + информатика. Разработан для УМК "Начальная школа 21 век". Учебник "Математика", 2 класс, 2 часть, автор: .Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Данны...