Рабочая программа по ИКТ 3 класс (Матвеева)
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
Рабочая программа по ИКТ в 3 классе (Матвеева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ikt.docx | 46.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю
МО учителей начальных классов МБОУ СОШ №3 Директор МБОУ СОШ №3
_______________/Ксенофонтова Л.Д./ _______________ /Ковалёва Э.А./
Протокол №___ от «__»________2013 г. «___»____________2013 г.
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №3
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика» 3 класс
2013-2014 уч.г.
Составитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Трофимова Анжелика Александровна
Г. Красный Сулин
2013 г.
Особенности курса информатика, реализованного в комплекте учебников
«Информатика: 3 класс в свете современных подходов к образованию младших школьников.
Рабочая программа составлена Н. В., Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н.А. Нурова
Программа рассчитана на 35часов (1час в неделю) и предназначена для обучающихся 3 класса.
Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационных технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
В курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров;
- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
IV. Задачи организации учебной деятельности.
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
- V. Технологии, методики работы.
- деятельностный подход
- проблемно-диалогический
- проектный
-оценивания учебных достижений
VI. Виды деятельности.
- прогнозирование
- анализ
- планирование работы
- определение проблемы
- поиск решений
VII. Критерии оценивания.
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе информатики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля.
Материальное обеспечение курса «Информатика» 3 класс
(Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний)
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся
- Учебник «Информатика», 3 класс, Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013 гю
- Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 3 класс, Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
- Тетрадь контрольных работ, 3 класс , Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Пособия для учителя
- Методическое пособие для учителя, 3 класс, Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Электронное споровождение |
Интренет -ресурсы |
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/) |
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/) |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru |
Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru |
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/) |
С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звеньях), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией.
- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.);
- в процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
- при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения;
- при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление;
- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Планирование уроков
Работа по учебнику «К тайнам нашего языка» в 3-м классе предусматривает 5 часов в неделю.
Годовое планирование учебного материала (1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Контрольные работы | ||
1 | Человек и информация | 6 | 5 | 1 |
2 | Действия с информацией» | 8 | 7 | 1 |
3 | Объект и его характеристика | 10 | 9 | 1 |
4 | Информационный объект и компьютер | 10 | 9 | 1 |
Всего | 34 | 30 | 4 |
Тематическое (поурочное) планирование уроков «Информатика» 3 класс.
(1 часов в неделю. 34 часа в год )
Учебно- тематическое планирование. | |||||||
№п/п | кол-во часов | Дата проведения | основные понятия | контроль знаний | Д/з | ||
|
|
| план | факт |
|
| |
| Первая четверть |
|
|
|
| компьютерный практикум |
|
1 | Человек и информация. Техника безопасности на уроках информации. | 1 | сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер | Правила техники безопасности в компьютерном классе. Распределение обучающихся по рабочим местам. | § 1 Р.Т. § 1, | ||
2 | Источники и приемники информации | 1 | источник информации, приёмник информации | Решение информационных задач (компакт- диск "Информатика-3") § 2,3 (по выбору учителя) | § 2 Р.Т. § 2, | ||
3 | Искусственные и естественные источники информации | 1 | естественный источник информации, искусственный источник информации, естественный приёмник информации, искусственный приёмник информации | Решение информационных задач (компакт- диск "Информатика-3") § 2,3 (по выбору учителя) | § 3 Р.Т. § 3 | ||
4 | Носители информации | 1 | носитель информации, источник информации | Компакт- диск "Информатика-3" задания к уроку 4. (по выбору учителя) Рисование в графическом редакторе. Тест по теме "Носители информации" | § 4 Р.Т. § 4 | ||
5 | Что мы знаем о компьютере | 1 | компьютер, персональный компьютер, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память. | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс. Компьютер и его основные устройства". | § 5 Р.Т. § 5 | ||
6 | Контрольная работа №1 "Человек и информация" | 1 | сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс. Клавиатурный тренажёр". |
| ||
7 | Немного истории о действиях с информацией | 1 | получение информации, передача информации, хранение информации | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс .Информационные процессы". | § 6 Р.Т. § 6 | ||
8 | Сбор информации | 1 | сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс. Информационные процессы". | § 7 Р.Т. § 7 | ||
9. | Представление информации | 1 | представление информации, способы представления, формы представления | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс. Информационные процессы". | § 8 Р.Т. § 8 | ||
| Вторая четверть. |
|
|
|
|
|
|
10 | Кодирование информации | 1 | кодирование информации, код, преобразование, способы кодирования, данные | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс. Кодирование". | § 9 Р.Т. § 9 | ||
11 | Декодирование информации | 1 | декодирование информации, код, кодировочная таблица, преобразование | Решение информационных задач (по выбору учителя). Тест | § 10 Р.Т. § 10 | ||
12 | . Хранение информации | 1 | хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека | Решение информационных задач (по выбору учителя). | § 11 Р.Т. § 11 | ||
13 | Обработка информации | 1 | обработка информации, виды информации, программы | Решение информационных задач (по выбору учителя). | § 12 Р.Т. § 12 | ||
14 | Контрольная работа №2 "Действия с информацией" | 1 | сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка |
|
| ||
15 | Объект | 1 | объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в текстовом редакторе: вписать в текст имена пропущенных объектов. | § 13 Р.Т. § 13 | ||
16 | Имя объекта | 1 | объект, имя объекта: общее, конкретное, собственное | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: изображение двух объектов с одинаковым заданным свойством. | § 14 Р.Т. § 14 | ||
| Третья четверть. |
|
|
|
|
|
|
17 | Свойства объекта | 1 | объект, свойства, совокупность свойств, характеристика | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: изображение двух объектов, отличающихся заданным свойством. | § 15 Р.Т. § 15 | ||
18 | Общие и отличительные свойства | 1 | общие свойства, отличительные свойства | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану. | § 16 Р.Т. § 16 | ||
19 | Существенные свойства и принятие решения | 1 | объект, свойства, существенные свойства для принятия решения, несущественные свойства для принятия решения | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану .Тест на проверку усвоенных знаний учащимися. | § 17 Р.Т. § 17 | ||
20 | Элементный состав объекта | 1 | объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану. | § 18 Р.Т. § 18 | ||
21 | Действия объекта | 1 | объект, действие объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов, автоматическое устройства, программа | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунка по плану.Тест по изученному материалу. | § 19 Р.Т. § 19 | ||
22 | Отношения между объектами | 1 | отношение объектов | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в Worde: строение таблиц. | § 20 Р.Т. § 20 | ||
23 | Повторение, работа со словарем | 1 |
| Решение информационных задач Выполнение контрольной работы №5 из заданий электронного учебника. |
| ||
24 | Контрольная работа №3 "Объект и его характеристика" | 1 |
|
|
| ||
25 | Информационный объект и смысл | 1 | объект, иформационный объект, смысл | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: представление объекта рисунком и текстом. | § 21 Р.Т. § 21 | ||
26 | Документ как информационный объект | 1 | документ, электронный документ, документальные данные | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в Worde: совершенствование навыков работы с текстом. Тест по изученному материалу. | § 22 Р.Т. § 22 | ||
| Четвёртая четверть. |
|
|
|
|
|
|
27 | Электронный документ и файл | 1 | память, внутренняя память, внешняя память, файл, имя файла, папка, окно | Решение информационных задач (по выбору учителя).Работа по поиску файлов по заданию учителя. Создание папки ученика в папке"Мои документы" | § 23 Р.Т. § 23 | ||
28 | Текст и текстовый редактор | 1 | информационный объект, текст, описание, текстовые данные, текстовый редактор | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в текстовом редакторе. Редактирование текста и перемещение по тексту. | § 24 Р.Т. § 24 | ||
29 | Изображение и графический редактор | 1 | изображение, информационный объект, графический редактор | Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание изображений в графическом редакторе. | § 25 Р.Т. § 25 | ||
30 | Схема и карта | 1 | карта, схема, источник информации, приемник информации, обмен информацией | Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание схем в среде графического редактора | § 26 Р.Т. § 26 | ||
31 | Число и программный калькулятор | 1 | число, размер объекта, сравнение (больше-меньше, ближе - дальше, быстрее -медленнее) | Решение информационных задач (по выбору учителя). Программа "Калькулятор". Самостоятельная работа: реши правильно. | § 27 Р.Т. § 27 | ||
32 | Таблица и электронные таблицы | 1 | организация данных, таблица, ряд, столбец, строка, ячейка, электронная таблица | Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание таблиц в Worde и Excel | § 28 Р.Т. § 28 | ||
33 | Контрольная работа №4 "Информационный объект и компьютер" | 2 | информационный объект (текстовый, графический), способ организации данных (таблица, схема), память (внутренняя, внешняя), электронный документ, файл |
|
| ||
34- 35 | Резерв | 1 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е.И.
Рабочая программа для 2 класса по литературному чтению системаРО Эльконина-Давыдова автор Матвеева Е.И....
тест по теме "Алгоритм" Информатика 4 класс Матвеева Н.В.
Электронный вариант теста по теме "Алгоритм" предназначен для выполнения заданий на персональных компьютерах....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е.И.
Рабочая программа для 2 класса...
Основная рабочая программа" Информатика и ИКТ" 2 класс - Матвеева Н.В.
Соответствует ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Матвеева
РО Эльконина - Давыдова рабочая литературное чтение 3 класс Матвеева...
Тест по теме "Основные устройства компьютера". 2 класс Матвеева Н.В.
Тест по теме "Основные устройства компьютера". 2 класс Матвеева Н.В....
Промежуточная контрольная работа по информатике 3 класс. Матвеева.
Промежуточная контрольная работа по информатике 3 класс. Матвеева....