рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса информатики составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 2 - 4 классов средней общеобразовательной школы Матвеевой Н.В.
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет34 учебных часа за учебный год.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Учебник для 4 класса. Москва. Бином. 2009г.
2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Рабочая тетрадь 2ч. Москва. Бином. 2009г.
3. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Тетрадь контрольных работ. Москва. Бином. 2009г.
4. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Методическое пособие для учителя. Москва. Бином. 2009г.
Цели обучения:
- формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;
- приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
- развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;
- обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
- воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Задачи:
- научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
- получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
- научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
- научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
- научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
- осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
- понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
- получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
- освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
- научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи.
- научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
- научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
- получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
- получить элементарные пользовательские навыки.
Содержание курса строилось на основе трех основных идей:
- Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
- Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
- Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Содержание курса
- Информация. ( 7ч.)
- Понятие, суждение, умозаключение.( 9 ч.)
- Модель и моделирование.(8ч.)
- Информационное управление.(7ч.)
- Повторение.(3ч.)
Тематическое планирование.
Тема, цели | № урока | Тема | Виды учебной деятельности | Дата |
Глава 1. Информация – 7 часов Цели: Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Представление материала в табличном виде. | 1. | Человек и информация | Усвоение новых знаний | 04.09 |
2. | Действия с информацией | Усвоение новых знаний | 11.09 | |
3. | Объект и его свойства | Усвоение новых знаний | 18.09 | |
4. | Отношения между объектами | Усвоение новых знаний | 25.01 | |
5. | Компьютер как система | Усвоение новых знаний | 01.10 | |
6. | Повторение. Мир понятий. | Обобщение и систематизация знаний | 08.10 | |
7. | Контрольная работа №1 Деление понятий. | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | 15.10 | |
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение – 9 часов Цели: Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения. Объединение предметов по общему признаку. Различение целого и части. Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения. | 8. | Обобщение понятий. | Систематизация знаний. | 22.10 |
9. | Отношения между понятиями. | Усвоение новых знаний | 29.10 | |
10. | Деление понятий. | Усвоение новых знаний | 12.11 | |
11. | Обобщение понятия. Закрепление. | Обобщение и систематизация знаний. | 19.11 | |
12. | Совместимые и несовместимые понятия. | Усвоение новых знаний | 26.11 | |
13. | Понятия «Истина» и ложь» | Усвоение новых знаний | 03.12 | |
14. | Умозаключение | Усвоение новых знаний | 10.12 | |
15. | Повторение | Обобщение и систематизация знаний | 17.12 | |
16. | Контрольная работа №2 | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | 24.12 | |
Глава 3. Модели и моделирование – 8 часов Цели: Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи. | 17. | Модель объекта | Усвоение новых знаний | 14.01 |
18. | Модель отношения между понятиями | Усвоение новых знаний | 21.01 | |
19. | Алгоритм | Усвоение новых знаний | 28.01 | |
20. | Виды алгоритмов | Усвоение новых знаний | 04.02 | |
21. | Исполнитель алгоритма | Усвоение новых знаний | 11.02 | |
22. | Алгоритм и компьютерная программа | Усвоение новых знаний | 18.02 | |
23. | Повторение | Обобщение и систематизация знаний | 25.02 | |
24. | Контрольная работа №3 | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | 04.03 | |
Глава 4. Информационное управление – 7 часов Цели: Определение способов контроля и оценки деятельности; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление. | 25. | Цели и основа управления | Усвоение новых знаний | 11.03 |
26. | Управление собой и другими людьми | Усвоение новых знаний | 18.03 | |
27. | Управление неживыми объектами | Усвоение новых знаний | 08.04 | |
28. | Схема управления | Усвоение новых знаний | 15.04 | |
29. | Управление компьютером | Усвоение новых знаний | 22.04 | |
30. | Повторение | Обобщение и систематизация знаний | 29.04 | |
31. | Контрольная работа №4 | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | 06.045 | |
Повторение – 3 часа | 32-34 | Компьютерный практикум | 13.05 20.05 23.05 |
Требования к знаниям, умениям и навыкам.
В результате изучения информатики в 4 классе учащиеся должны:
понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что тексты и изображения – это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами (в виде чисел, рисунка, таблицы);
- правила работы с компьютером и технику безопасности.
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
- кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Для того: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...