Программа по информатике для учащихся 3 класса
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Анисимова Любовь

Внеучебная нагрузка. Программа актуальна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Булыкская  средняя общеобразовательная школа»

        

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Анисимова Л.И.

учитель начальных классов

2013 – 2014г.

Пояснительная записка

Данная программа «Информатика и ИКТ»  разработана на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» (авторы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – М.  Академкнига.Учебник, 2012 г.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и является адаптированной.  

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования.

Программа  рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2, 3  класс: Учебник в 2-х ч. – М. Академкнига/Учебник, 2012 г.

Общая характеристика предмета

      Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Основные задачи курса:

        – научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

        – сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;

        – дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

        – подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;

        – дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

        Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:

        - Информационная картина мира.

        - Компьютер – универсальная машина по обработке информации.

        - Алгоритмы и исполнители.

        - Объекты и их свойства.

        - Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Место предмета в учебном плане

Программа  рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой,  ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;

Результаты освоение курса

Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на   вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Метапредметные результаты образовательной деятельности

В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).

Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:

- ставить учебные цели;

        - использовать внешний план для решения поставленной задачи;

        - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:

        - осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

        - сличать результат действий с эталоном (целью),

        - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);

- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;

- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);

- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;

- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические универсальные учебные действия:

        - анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);

        - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);

        - синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);

        - построение логической цепи рассуждений.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация;
б)  репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в)проблемное изложение изучаемого материала;
г)частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод.

Формы организации процесса обучения:

  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Урок

Учебно – тематический план

Информационная картина мира (19 ч)

Понятие информации

Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.

Обработка информации

Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером. Черный ящик. Входная и выходная информация (данные).

Кодирование информации

Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование черно-белого изображения.

Способы организации информации.

Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).

Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации в виде

списка.

Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц.

Компьютер – универсальная машина для обработки информации (13 ч)

Фундаментальные знания о компьютере

Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.

Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).

Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу.

Гигиенические нормы работы за компьютером

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования).

Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы.

Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.

Фундаментальные знания о компьютере.

Компьютер как исполнитель алгоритмов.

Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение). Гигиенические нормы работы за компьютером.

Алгоритмы и исполнители (22 ч)

Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма.

Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии компьютера).

Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.

Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.

Подготовка к изучению условных алгоритмов: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, … то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».

Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.

Алгоритмы с переменными.

Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая запись команд формального исполнителя.

Алгоритмы с ветвлениями.

Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем.

Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями.

Создание алгоритмов методом последовательной детализации.

Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.

Объекты и их свойства (12 ч)

Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Признак, общий для всех предметов из набора, кроме одного. Поиск лишнего предмета.

Выявление закономерности в последовательностях. Продолжение последовательности с учетом выявленной закономерности.

Описание предметов. Поиск предметов по их описанию.

Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.

Понятие класса объектов.

Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (2 ч)

Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.

Носители информации коллективного пользования.

Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.

Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.

.

№ п / п

Разделы и темы

Дата

Информационная картина мира (10 часов)

1

Информация, источники информации (задания 1–5)

2

Работа с информацией  (задания 6–10)

3

Отбор полезной информации  (задания 11–15)

4

Шифры перестановки и замены (задания 16–20)

5

Двоичное кодирование текстовой информации. Примеры двоичного кодирования (задания 21–25)

6

Обработка информации человеком (задания 26–30)

7

Черный ящик (задания 31–35)

8

Еще раз о том, что такое информация (задания 36–40)

9

Действия с информацией (задания 41–45)

10

Обобщение
по теме «Информационная картина мира»

Компьютер – универсальная машина для обработки информации (6 часов)

11

Системная плата, процессор (задания 46–50)

12

Оперативная память (задания 51–55)

13

Устройства ввода информации (задания 56–60)

14

Устройства вывода информации (задания 61–65)

15

Внешняя память (задания 66–70)

16

Обобщение по теме «Устройство компьютера» (задания 71–75)

Алгоритмы и исполнители (18 часов)

17

Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями (задания 1–4)

18

Составление и выполнение алгоритмов (задания 5–8)

19

Последовательность действий  и результат выполнения алгоритма

(задания 9–12)

20

Составление  и исполнение алгоритмов (задания 13–16)

21

Исполнитель алгоритмов Мышка-художник (задания 17–20)

22

Адрес клетки (задания 21–24)

23

Энтик и Мышка на одном поле (задания 25–28)

24

Выполнение  и составление алгоритмов (задания 29–32)

25

Составление алгоритмов (задания 33–36)

26

Составление алгоритмов, их запись в словесной форме (задания 37–40)

27

Исполнитель алгоритмов Перемещайка (задания 41–44)

28

Составление алгоритмов (задания 45–48)

29

Алгоритмы Перемещайки (задания 49–52)

30

Истинные и ложные высказывания (задания 53–56)

31

Массовость алгоритмов (задания 57–60)

32

Обобщение  по теме «Алгоритмы и исполнители»

33

Объекты и их свойства

34

Этические нормы при работе  с информацией  и информационная безопасность

Информационная картина мира (9часов)

1

Что мы знаем об информации

2

Что мы знаем о компьютере

3

Объекты и их свойства

4

Объекты и их свойства

5

Порядок элементов в списке    

6

Упорядоченные списки

7

Многоуровневый список

8

Простые и многоуровневые списки

9

Простые и многоуровневые списки

Компьютер – универсальная машина для обработки информации (3часа)

10

Классы объектов  

11

Таблицы

12

Таблицы

Алгоритмы и исполнители 

13

Порядок записей в таблице

14

Поиск информации в таблице

15

Поиск информации в таблице

16

Твои успехи

17

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

18

Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной

19

Имя и значение переменной

20

Блок-схема алгоритма. Ветвление

21

Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление

22

Простые и сложные высказывания

23

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

24

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

25

Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами

26

Составление и выполнение алгоритмов Чертёжника

27

Исполнитель алгоритмов Пожарный

28

Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар»

29

Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный

30

Метод последовательной детализации

31

Простые и сложные условия в алгоритмах

32

Твои успехи

33

Повторение

34

Повторение

Методическое обеспечение

  1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2  класс: Учебник в 2-х ч. – М. Академкнига/Учебник, 2012 г.
  2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ.  3  класс: Учебник в 2-х ч. – М. Академкнига/Учебник, 2013 г.
  3. Бененсон Е. П., Паутова А. Г. Информатика. 2 класс Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига 2012 г.
  4. Бененсон Е. П., Паутова А. Г. Информатика. 3 класс Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3 класса

Рабочая программа по информатике для 3 класса к УМК Матвеевой Н.В....

Авторская программа по информатике для 3 класса

Авторская программа по информатике для 3 класса...

Рабочая образовательная программа по информатике для 2 класса на основе программы Бененсон Е.П.

Рабочая образовательная программа  по информатике для 2 класса (1 час в неделю – 34 часа в год) составлена на основе программы  и учебника Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ. 2 к...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике для учащихся 2 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по информатике для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...