Рабочая программа «Информационные технологии» 1 класс
рабочая программа по информатике (1 класс) по теме
Программа «Информационные технологии» предназначена для учащихся 1 классов для организации внеурочной деятельности при реализации БУП ОУ РФ ФГОС второго поколения и на основе примерной программы в сборнике примерных программ серии стандарты ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_2013_vneurochka.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция учебного предмета «Информатика» определяет три уровня обучения информатике. Первый уровень предполагает формирование информационной культуры в рамках дополнительного образования.
Программа «Информационные технологии» предназначена для учащихся 1 классов для организации внеурочной деятельности при реализации БУП ОУ РФ ФГОС второго поколения и на основе примерной программы в сборнике примерных программ серии стандарты ФГОС.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классах. Включен в общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Программа ориентирована на формирование элементов пооперационного стиля мышления учащихся, практическую работу с обучающей и развивающей информацией, позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.
Осваивая компьютер в младших классах, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.
Главная цель: данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основные задачи программы:
- развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;
- формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;
- формирование устойчивого познавательного интереса к обучению;
- формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.
Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.
Обучающие компьютерные программы.
1 класс.
1. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000 г. – 1 электронный оптический диск (CD-ROM).
Литература
Для учителя
- Агафонова, И. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, тестов и упражнений. – Санкт-Петербург: МиМ-экспресс, 1996.
- Поурочные разработки занятий курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”
- Журнал «Практические советы учителю».
- Журнал «Региональная школа управления»
Для ученика
1. Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”. Рабочая тетрадь для 1 класса: Ч.1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011 г..
Оборудование
- Проектор
- Интерактивная доска.
- Программы и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
(33 ч, 1 час в неделю)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? (2ч.)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка “Компьютерная школа”. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
Развитие внимания.
Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (6ч.)
Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.
Введение в логику (25ч.)
Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск “лишнего” предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и конструирование.
№ п/п | Тема | Характеристика содержательной линии | Планируемые результаты |
1 | Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? | Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка “Компьютерная школа”. | Предметные: - знать правила поведения в компьютерном классе |
2 | Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. | Предметные: - знать что такое компьютер и виды компьютеров | |
3 | Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (6ч.) | Развитие внимания. | Предметные: - уметь сравнивать предметы и находить отличительные признаки |
4 | Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. | Предметные: - уметь определять понятия вверх, вниз, влево, вправо. Личностные: - выполнять действия и построения | |
5 | Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. | ||
6 | Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. | ||
7 | Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. | ||
8 | Курсор. | Предметные: − правильно перемещать мышь по коврику; − управлять указателем мыши; | |
9 | Введение в логику (25ч.) | Решение задач на развитие внимания. | Предметные: объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий. Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др. |
11 | Решение задач на развитие внимания. | ||
12 | Понятие множества. | Предметные: - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»); Личностные: создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей Метапредметные: - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; | |
13 | Понятие множества. | ||
14 | Вложенность множеств. | ||
15 | Вложенность множеств. | ||
16 | Общий признак для группы предметов. | ||
17 | Общий признак для группы предметов. | ||
18 | Поиск “лишнего” предмета в группе предметов. | ||
19 | Поиск “лишнего” предмета в группе предметов. | ||
20 | Выделение существенного признака предмета. | ||
21 | Выделение существенного признака предмета. | ||
22 | Выделение существенного признака группы предметов. | ||
23 | Выделение существенного признака группы предметов. | ||
24 | Выявление закономерностей в расположении предметов. | ||
25 | Выявление закономерностей в расположении предметов. | ||
26 | Решение логических задач. | Предметные: - обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний. Личностные: создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей Метапредметные: - расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. | |
27 | Решение логических задач. | ||
28 | Решение логических задач. | ||
29 | Решение логических задач. | ||
30 | Логика и конструирование. | Предметные: - применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...». Личностные: создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей Метапредметные: - расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. | |
31 | Логика и конструирование. | ||
32 | Логика и конструирование. | ||
33 | Логика и конструирование. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Раздел | сроки | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
1 | Введение (2 ч) | 9.09 | 3.09 | 5.09 | 1. Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка “Компьютерная школа”. | 1 | |
16.09 | 10.09 | 12.09 | 2. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. | 1 | сосчитай предметы на картинке, сравни картинки и нарисуй недостающие детали | ||
2 | Развитие внимания (6 ч) | 23.09 | 17.09 | 19.09 | 3. Развитие внимания | 1 | сосчитай предметы на картинке, сравни картинки и нарисуй недостающие детали |
30.09 | 24.09 | 26.09 | 4. Понятия: вверх | 1 | сосчитай предметы на картинке, сравни картинки и нарисуй недостающие детали | ||
7.10 | 1.10 | 3.10 | 5. Понятия: вниз | 1 | обведи пунктирную линию, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки | ||
14.10 | 8.10 | 10.10 | 6. Понятия: вправо | 1 | обведи пунктирную линию, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки | ||
21.10 | 15.10 | 17.10 | 7. Понятия: влево | 1 | обведи пунктирную линию, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки | ||
28.10 | 22.10 | 24.10 | 8. Курсор. | 1 | обведи пунктирную линию, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки | ||
3 | Введение в логику (25 ч) | 11.11 | 12.11 | 7.11 | 9. Решение задач на развитие внимания | 1 | нарисуй линию, не отрывая карандаша от бумаги |
18.11 | 19.11 | 14.11 | 10. Понятие множества | 1 | найди лишний предмет | ||
25.11 | 26.11 | 21.11 | 11. Понятие множества | 1 | сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета | ||
2.12 | 3.12 | 28.11 | 12. Вложенность множеств | 1 | сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета | ||
9.12 | 10.12 | 5.12 | 13. Вложенность множеств | 1 | сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета | ||
16.12 | 17.12 | 12.12 | 14. Общий признак для группы предметов | 1 | сосчитай предметы, найди различия | ||
23.12 | 24.12 | 19.12 | 15. Общий признак для группы предметов | 1 | сосчитай предметы, найди различия | ||
13.01 | 14.01 | 26.12 | 16. Общий признак для группы предметов | 1 | сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку | ||
20.01 | 21.01 | 9.01 | 17. Поиск “лишнего” предмета в группе предметов | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди две одинаковые фигуры | ||
27.01 | 28.01 | 16.01 | 18. Поиск “лишнего” предмета в группе предметов | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди две одинаковые фигуры | ||
3.02 | 4.02 | 23.01 | 19. Поиск “лишнего” предмета в группе предметов | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры | ||
17.02 | 18.02 | 30.01 | 20. Поиск “лишнего” предмета в группе предметов | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры | ||
24.02 | 25.02 | 6.02 | 21. Выделение существенного признака предмета | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры | ||
3.03 | 4.03 | 20.02 | 22. Выделение существенного признака предмета | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву. | ||
10.03 | 11.03 | 27.02 | 23. Выделение существенного признака предмета | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву | ||
17.03 | 18.03 | 6.03 | 24. Выявление закономерностей в расположении предметов | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву | ||
7.04 | 1.04 | 13.03 | 25. Выявление закономерностей в расположении предметов | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву | ||
14.04 | 8.04 | 13.03 | 26. Выявление закономерностей в расположении предметов | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву | ||
21.04 | 15.04 | 3.04 | 27. Решение логических задач | 1 | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте | ||
28.04 | 22.04 | 10.04 | 28. Решение логических задач | 1 | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте | ||
5.05 | 29.04 | 17.04 | 29. Решение логических задач | 1 | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте | ||
12.05 | 29.04 | 24.04 | 30. Решение логических задач | 1 | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте | ||
19.05 | 13.05 | 8.05 | 31. Логика и конструирование. | 1 | сравни картинки, оригами (изготовление бумажных фигурок) | ||
26.05 | 20.05 | 15.05 | 32. Логика и конструирование. | 1 | сравни картинки, оригами (изготовление бумажных фигурок) | ||
27.05 | 22.05 | 33. Логика и конструирование. | 1 | сравни картинки, оригами (изготовление бумажных фигурок) | |||
Итого | 33 |
Планируемые результаты
Предметные: развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какойлибо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
Учащиеся должны иметь первоначальные представление:
- О правилах безопасности в кабинете информатики,
- Об областях применения компьютеров,
- О способах получения информации.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
- включать и выключать компьютер;
- правильно перемещать мышь по коврику;
- управлять указателем мыши;
- работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
- загружать обучающую программу;
- осуществлять выход из программы.
Метапредметные: расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
Личностные: создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Упражнения для глаз
На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.
Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счет 1-4 – вверх, на счет 1-6 – прямо; затем так же вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счет 1-6.
Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же не глядя, на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.
«Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
Перемещать взгляд по траектории, изображенным на больших плакатах: по восьмерке, по часовой стрелке и против.
Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность тренировки глаз должна равняться 2 минутам. Зрительная гимнастика поможет восстановить состояние органов зрения и предупредить их утомление.
Общеукрепляющие упражнения
1. Исходное положение (и.п.): ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – встать на носки, руки вверх–наружу, потянуться вверх за руками, на счет 3-4 – руки дугами в стороны вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Тем быстрый.
2. И.п. – ноги врозь, руки вперед: на счет 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину; на счет 2 – о.с.; на счет 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – согнуть правую ноги и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу: на счет 2 – приставить ногу, руки вверх наружу; на счет 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад; на счет 2 – локти вперед; на счет 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
5. И.п. – ноги врозь, кисти в кулаках. На счет 1 – мах левой рукой назад, правой вверх–назад; на счет 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
6. Сесть на стул. На счет 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, правой вверх–назад; на счет 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
7. Встать прямо или сесть на стул, руки на поясе. На счет 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; на счет 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
8. Сесть на стул, руки на пояс. На счет 1 – повернуть голову направо; на счет 2 – голову прямо. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
9. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – поднять плечи как можно выше с напряжением; на счет 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
10. И.п. – ноги вместе, руки согнуты перед грудью. На счет 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; на счет 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
11. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки свободным махом в стороны, слегка прогнуться; на счет 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки, скрестив их перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
12. И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх; на счет 3-4 – о.с.; на счет 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа "Информационные компьютерные технологии" 6 класс (дистанционное обучение).
Информационно-коммуникативная компетентность, другими словами, система общих умений практически работать с информацией и передавать ее другим - это один из основных приоритетов в целях современного об...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...