Рабочая программа по информатике, 4 класс
рабочая программа по информатике (4 класс) по теме
Рабочая программа по информатике в 4 классе составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2010).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_peredelannaya_progr.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Информатика
4 класс
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2010).
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если – то»;
- по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
Учебно-тематический план
План составлен согласно авторской программы Горячева А.В.«Информатика и ИКТ» для обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений (2010).
Предмет | Нззвание раздела | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | |||||
контрольных работ | зачетов | тестовых заданий | лабораторных, практических работ | демонстрация | Автор учебника, год издания | ||||
Информатика и ИКТ | 33 | 1 | 4 | - | - | – | - | Горячев А.В., 2010 | |
Алгоритмы | 1 | ||||||||
Объекты | 1 | ||||||||
Логические рассуждения | 1 | ||||||||
Применение моделей (схем) для решения задач | 1 |
Содержание тем по информатике.
1. Алгоритмы (9 часов).
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
2. Объекты (8 часов).
Сосавные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
3. Логические рассуждения (10 часов).
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
4. Применение моделей (схем) для решения задач (6 часов).
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
4 класс
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
II. Литература для учителя.
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2010. – 144 с.
III. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
информатика
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | ИКТ | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Раздел 1. алгоритмы (9 часов) | Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Ес- ли – то») | 1 | Ролевая игра | Алгоритм. Команда алгоритма. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления в команде «Если – то». Вложенность алгоритмов | Иметь представление о ветвлении в построчной записи алгоритма. Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то», выполнять алгоритмы с ветвлениями | Текущий контроль, с. 3, № 2 | № 3 | |||
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Ес- ли – то – иначе») | 1 | Урок-соревнование | Алгоритм. Команда алгоритма. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления в команде «Если – то – иначе». Вложенность алгоритмов | Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то», «иначе»; выполнять алгоритмы с ветвлениями | Текущий контроль, с. 5, № 5 | № 7 | ||||
3 | Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй») | 1 | Практикум | Цикл в алгоритме. Команда «Повторяй… раз». Условие цикла в команде «Повторяй пока…», «Повторяй для…» | Иметь представление о цикле в построчной записи алгоритма. Уметь записывать условие цикла в команде «Повторяй», выполнять алгоритмы с цик- лами | Текущий контроль, с. 10, № 9 | № 10 | ||||
4 | Алгоритм с параметрами («Слова-актеры») | 1 | Урок-сказка | Игра «Слова-актеры». Алгоритм с парамет- рами | Иметь представление о параметрах алгоритма. Уметь выполнять алгоритмы с параметрами | Текущий контроль, с. 14 | № 15 | ||||
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай») | 1 | Урок-практикум с элементами игры | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов. Игра «Что получается?» | Уметь записывать результат выполнения каждой команды алгоритма, выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами | Текущий контроль, с. 16, № 16 | № 17 | ||||
6 | Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы» | 1 | Практикум | Подготовка к контрольной работе | Иметь представление о построчной записи ветвлений и циклов в алгоритмах, об использовании параметров. Уметь составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами, записывать промежуточные результаты выполнения алгоритма | Текущий контроль: с. 20, № 21 | № 20 | ||||
7 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы» | 1 | Урок проверки ЗУН | Проведение контрольной работы | Тематический. Контрольная работа | ||||||
8 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции, практикум | Подведение итогов контрольной работы № 1. Дополнительные задания № 25–29 | Текущий контроль: с. 21, № 22 | № 24 | |||||
9 | Повторение | 1 | Урок-игра | Повторение по разделу «Алгоритмы» | Тематический. Самостоятельная работа | № 30 | |||||
10 | Раздел 2. группы (классы) объектов (8 часов) | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?») | 1 | Урок-исследование | Группа объектов. Общие и единичные имена. Игра «Кто это? Что это?». Общие составные части и действия группы объектов. Таблица «Состав – действия». Отличительные признаки объектов группы | Уметь описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки группы объектов | Текущий контроль: с. 32, № 3 | № 4 | |||
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок») | 1 | Урок-путешествие | Схема состава объекта. Адрес составной части | Иметь представление о ветвлении в построчной записи алгоритма. Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то», выполнять алгоритмы с ветвлениями. Знать о вложенности алгоритмов | Текущий контроль: с. 35, № 8 | № 9 | ||||
12 | Массив объектов на схеме состава («Веток – много, ствол – один») | 1 | Практикум | Массив объектов на схеме состава. Номер составной части в ад- ресе | Уметь заполнять схему состава объекта, представлять массив объектов на схеме состава, записывать адрес элемента массива в составе объекта | Текущий контроль: с. 37, № 11. Самостоятельная работа | № 15 | ||||
13 | Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок») | 1 | Урок-беседа | Признаки объекта и его составных частей. Игра «Признаки целого, признаки части». Действия объекта и его составных частей | Уметь записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава | Текущий контроль: с. 41, № 19 | № 21 | ||||
14 | Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты» | 1 | Практи- кум | Подготовка к контрольной работе | Иметь представление о многоуровневой схеме состава, о записи адреса составной части предмета, о массиве объектов. Уметь: – описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки объектов группы; – анализировать структуру объекта и заполнять схему состава; – записывать адрес составной части, используя схему состава; – представлять массив объектов на схеме состава и записывать адрес элемента массива в составе объекта; – записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава | Текущий контроль: с. 44, № 22 | № 25, 28 | ||||
15 | Контрольная работа по теме: «Объекты» | 1 | Урок проверки ЗУН | Проведение контрольной работы | Тематический. Контрольная работа | ||||||
16 | Анализ работы. Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции, практикум | Подведение итогов контрольной работы № 2 | Текущий контроль: с. 46, № 26 | № 22, 27 | |||||
17 | Повторение | 1 | Урок-игра | Повторение по разделу «Группы объектов» | Текущий контроль: с. 54, № 38. Самостоятельная работа | № 41 |
18 | Раздел 3. логические рассуждения (10 часов) | Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества») | 1 | Практикум | Множество. Элементы множества. Число элементов множества. Подмножества. Пересечение множеств. Игры «Назови подмножество», «Что на пересечении?» | Иметь представление о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств. Уметь определять: принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами (подмножество, пересечение, не пересечение) | Текущий контроль: с. 3, № 3 | № 6 | |||
19 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или») | 1 | Практикум | Подмножество. Множество на пересечении двух множеств. Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» | Иметь представление о пересечении множеств, о высказываниях. Уметь определять принадлежность элементов множеству и истинность высказываний со словами «не», «и», «или» | Текущий контроль: с. 5, № 7 | № 9 | ||||
20 | Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы») | 1 | Урок-путешествие | Граф. Вершины и ребра графа. Описание отношений между объектами с помощью графов. Игра «Нужна ли стрелка?» | Иметь представление о графах. Уметь строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами | Текущий контроль: с.10, № 12. Самостоятельная работа | № 13 | ||||
21 | Пути в графах («Путешествие по графу | 1 | Урок-игра | Пути в графах. Описание пути | Знать понятие «путь в графе». Уметь строить и описывать пути в графах | Текущий контроль: с. 13, № 15 | № 17 |
22 | Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части» | 1 | Практикум | Высказывание с «не», «и», «или» и выделение подграфов | Уметь выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или» | Текущий контроль: с. 16, № 19 (4). Самостоятельная работа | Построить граф дороги в школу из дома | ||||
23 | Правило «Если – то» | 1 | Практикум | Правило «Если – то». Правило «Если – то» со словами «и», «или». Игра «Назови условие» | Знать правило «Если – то». Уметь записывать правила «Если – то», составлять схемы таких правил, определять ситуации, в которых можно (нельзя) сделать вывод с помощью правила «Если – то» | Текущий контроль: с. 18, № 21 | Составить высказывание со словами «и», «или» (предмет, чайник) | ||||
24 | Схема рассуждений («Делаем выводы») | 1 | Урок-беседа | Схема рассуждений. Игра «Составь цепочку правил» | Иметь представление о схеме рассуждений. Уметь составлять схемы рассуждений из правил «Если – то» и делать выводы с их помощью | Текущий контроль: с. 20, № 24 | № 25 | ||||
25 | Подготовка к контрольной работе по теме «Логические рассуждения» | 1 | Практикум | Подготовка к контрольной работе | Иметь представление о множествах, подмножествах, пересечении и объединении множеств, об истинности высказываний, о графах и путях в графах, о правилах «Если – то» и схемах рассуждений. Уметь определять принадлежность элементов множеству и характер отношений между множествами, определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или», | Текущий контроль: задание № 2 | № 26 | ||||
26 | Контрольная работа по теме «Логические рассуждения» | 1 | Урок проверки ЗУН | Проведение контрольной работы | Тематический: контрольная работа |
27 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции, практикум | Подведение итогов контрольной работы № 3 | строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами, строить и описывать пути в графах, выделять части (часть) ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или», записывать правила «Если – то», составлять схемы рассуждений по этому правилу и делать выводы с их помощью | Текущий контроль: задание № 1 | № 27 | ||||
Раздел 4. модели в информатике (7 часов) | |||||||||||
28 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом | 1 | Урок-исследование | Составные части объектов. Игра «У кого (у че-го) это есть?». Объекты с необычным составом | Уметь описывать состав и возможности объектов, сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями, определять названия предметов по названиям составных частей, придумывать и описывать предметы с необычным составом | Текущий контроль: с. 32, № 3. Самостоятельная работа | № 5 | ||||
29 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?») | 1 | Урок-сюрприз | Действия объектов. Игра «Кто это делает? С чем это делают?» Объекты с необычным составом и действиями | Уметь описывать состав и возможности объектов в таблице «Состав – действия», сравнивать возможности различных объектов и находить у них действия | Текущий контроль: с. 36, № 8 | № 9 |
с одинаковыми названиями, определять названия предметов и существ по заданному названию действий, придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Иметь представление о подмножествах и пересечении множеств, о связи между составными частями и возможностями объектов | |||||||||||
30 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?») | 1 | Урок-сказка | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. Игра «Для чего пригодится?» | Уметь находить признаки с одним и тем же названием у предметов и существ разных групп, описывать в табличном виде отличительные признаки объектов одной группы, придумывать и описывать объекты с необычными признаками Иметь представление о связи между признаками и возможностями объекта | Текущий контроль: с. 39, № 11 | № 10 | ||||
31 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот») | 1 | Урок-соревно-вание | Действие. Обратное действие. Способ выполнения действия. Алгоритм действия, обратного заданному | Иметь представление об алгоритме и обратном действии. Уметь составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами, описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному | Текущий контроль: с. 43, № 16 | № 15 |
Иметь представление о способах описания общих и отличительных признаков предметов и существ, о связи между составными частями, действиями и признаками объектов, о способах описания действий предметов и существ, об обратном действии, о ветвлениях и циклах в алгоритмах, о множествах, подмножествах и пересечении. Уметь описывать состав и возможности объектов, сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями, определять названия предметов по названиям составных частей, придумывать и описывать предметы с необычным составом, действиями и признаками, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами, составлять алгоритм действия, обратного заданному | |||||||||||
32 | Контрольная работа по теме «Модели в информатике» | 1 | Урок проверки ЗУН | Проведение контрольной работы | Итоговый контроль. Контрольная работа | ||||||
33 | Анализ контрольной работы. Повторение | 1 | Урок-конкурс | Подведение итогов контрольной работы № 4 и повторение по разделу «Модели в информатике» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...