Рабочая программа по информатике и ИКТ
рабочая программа по информатике (4 класс) по теме

Хорошилова Наталья Александровна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 4 класса по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_i_ikt.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Саяногорск  

средняя общеобразовательная  школа № 5.

Рассмотрено на заседании

экспертно- методического

совета.

Протокол  № 1 от 10.09.2012г.

Руководитель ШМО

Бойко Л.А.  _____________

 

Согласовано

Заместитель директора школы

Турова  Л.И._______________

Утверждено

Приказом директора № ________

от 11.09.2012г.

Директор МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорска

Дюкарев А.Ф._________________

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

4  класс

    на 2013-2014 уч.год

                                                    Учитель начальных классов

                                                     Хорошилова Наталья Александровна

г.Саяногорск

Пояснительная записка

1. Основа содержания обучения данному предмету.

        Программа   по информатике и ИКТ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной  программы по информации и ИКТ, для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования,  предложенного  А.В. Горячевым,  с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014 уч.год , (протокол педсовета №  от.)

      Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно - познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.

2.Цели и задачи обучения

       Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

1.овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

2.развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;

3.освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

4.воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

3.Общая характеристика предмета

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:

требуют обязательного наличия компьютеров;

могут проводиться учителем начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.

Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

не требуют обязательного наличия компьютеров;

проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

Столь различные характеристики оборудования класса и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и логико-алгоритмический. Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методистами и учителями.

4. Место информатики в учебном плане ОУ

УМК Учебный план МБОУ СОШ №5 составлен на основании Федерального учебного плана, рассмотрен на педагогическом совете (Протокол педсовета №  от года), утверждён Приказом директора №  от года. На основании учебного плана в 4 классе предусмотрено 34 часа информатики и ИКТ  за учебный год при 1 часе в неделю.

5. Особенности преподавания информатики

    Курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков.

Теоретические понятия информатики изучаются в традиционной для начальной школы форме – объяснение учителя с вовлечением школьников в диалог. Используются формы исследовательского, проблемного обучения с групповым обсуждением учебных и практических задач. Изучению теоретических понятий отводится 15-20 минут урока.

Оставшееся время используется для практических заданий, которые выполняются учеником самостоятельно под контролем учителя. Из этого времени работе на ПК отводится не более 15 минут. В настоящее время количество компьютеров позволяет каждому школьнику работать за отдельной машиной, поэтому предполагается работа в индивидуальном режиме.

6. УМК, на основе которого ведётся преподавание информатики и ИКТ в  4   классе.

В УМК входит:

1.Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).

2. Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете  на сайте      "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru

Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014уч.г. рассмотрен на заседании экспертно - методического совета совета (Протокол № 5 от 28.03.2013 г.) и утверждён приказом директора по школе № 109  от 28.03.2013 г.

Перечень учебников   соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 уч.год  (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 2885 от  27.12. 2012г.)

Основное содержание

4 класс – 34 часа

Модуль 1 «Знакомство с компьютером» - 4 час

Правила поведения в компьютерном классе. Краткая история развития ВТ. Основные устройства компьютера. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок).

Модуль  2 «Создание текстов» - 7 час

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

Модуль 3 «Создание печатных публикаций» - 7 час

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях.

Модуль 4 «Создание электронных  публикаций» - 6 час

Электронные публикации. Виды электронных  публикаций. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях.

Модуль 5 «Поиск информации» - 10 час

Источники информации для компьютерного поиска: Компакт-диски CD («си-ди») или диски DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память своего компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска и поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Обязательный минимум диагностического инструментария

№ п/п

тема

Вид работы

Сроки проведения

1.

Проверочная работа по теме «Файлы и папки».

Оценка результатов

сентябрь

2.

Проверочная работа по теме «Создание текстов».

Оценка результатов

ноябрь

3.

Проверочная работа по теме «Создание печатных публикаций»

Оценка результатов

январь

4.

Проверочная работа по теме «Создание электронных публикаций»

Оценка результатов

март

5.

Проверочная работа по теме «Поиск информации».

Оценка результатов

май

Основные требования к знаниям и умениям

В результате изучения информатики и ИКТ   обучающийся 4 класса должен

знать/понимать:

- требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;

- историю развития ВТ;

- для чего нужны основные устройства компьютера;

- что такое полное имя файла;

- какие операции над файлами и папками можно осуществлять

- правила клавиатурного письма;

- основные операции при создании текстов;

- виды печатных публикаций;

- настольные издательские системы;

- источники информации для компьютерного поиска;

- способы компьютерного поиска информации;

уметь:    

- пользоваться мышью и клавиатурой;

- запускать и завершать компьютерные программы;

- создавать, удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги);

- набирать текст на клавиатуре;

- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и  редактировать их;

- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

- вставлять изображения в печатную публикацию

- создавать схемы и включать их в печатную публикацию

- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

- искать, находить и сохранять тексты, найденные в поисковых  системах

- искать, находить и сохранять изображения, найденные в поисковых  системах.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

- подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

- составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

- красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;

- составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

- искать, находить нужную вам информацию и использовать её, например,  при создании печатных или электронных публикаций.

Список литературы

  1. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.: ил. – (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. Горячев А.В., Островская Е.М. Графический редактор TuxPaint для школьников. Справочник-практикум. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.: ил. – (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Горячев А.В., Островская Е.М. Конструктор игр для школьников. Справочник-практикум для учащихся 3-4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 64 с.: ил. – (Образовательная система «Школа 2100»).

Календарно - тематическое планирование

по информатике и ИКТ

Дата

Тема

Количество час.

Пр/р

план

факт

Модуль 1. Файлы и папки (каталоги)

4 ч

6.09

Папки (каталоги). Полное имя файла.

1

13.09

Полное имя файла.

1

20.09

Операции над файлами и папками.

1

27.09

Проверочная работа по теме «Файлы и папки».

1

1

Модуль 2. Создание текстов

7 ч

4.10

Компьютерное письмо

1

11.10

Компьютерное письмо

1

18.10

Общее представление о правилах клавиатурного письма.

1

25.10

Операции при создании текстов.

1

1.11

Оформление текста. Использование простейших средств текстового редактора. Вывод текста на принтер.

1

15.11

Создание текста

Создание небольшого текста по интересной тематике с использованием изображений на экране компьютера.

1

22.11

Проверочная работа по теме «Создание текстов».

1

1

Модуль 3. Создание печатных публикаций

7 ч

29.11

Печатные публикации.

1

6.12

Печатные публикации.

1

13.12

Программы для создания печатных публикаций.

1

20.12

Иллюстрации в публикациях.

1

27.12

Работа с изображениями

Работа с простыми информационными объектами (текст, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.

1

17.01

Работа с таблицами и схемами.

Работа с простыми информационными объектами (таблица, схема): преобразование, создание, сохранение, удаление.

1

24.01

Проверочная работа по теме «Создание печатных публикаций»

1

1

Модуль 5. Создание электронных  публикаций

6 ч

31.01

Электронные  публикации.

1

7.02.

Электронные  публикации.

1

14.02

Программы для создания электронных публикаций.

1

21.02

Гиперссылки в публикациях.

1

28.02

Звуки, видео и анимации в электронных публикациях.

1

7.03

Проверочная работа по теме «Создание электронных публикаций»

1

1

Модуль 4. Поиск информации

10 ч

14.03

Источники информации для компьютерного поиска.

1

21.03

Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам.

1

4.04

Способы компьютерного поиска информации.

1

11.04

Поисковые системы. Поисковые запросы.

1

18.04

Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска.

1

25.04

Поиск изображений.

1

16.05

Сохранение найденных изображений.

1

23.05

Проверочная работа по теме «Поиск информации».

1

Всего

34 ч

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...