Рабочая программа по информатике и ИКТ
рабочая программа по информатике (4 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 4 класса по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_i_ikt.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г.Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
Рассмотрено на заседании экспертно- методического совета. Протокол № 1 от 10.09.2012г. Руководитель ШМО Бойко Л.А. _____________
| Согласовано Заместитель директора школы Турова Л.И._______________ | Утверждено Приказом директора № ________ от 11.09.2012г. Директор МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорска Дюкарев А.Ф._________________ |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
4 класс
на 2013-2014 уч.год
Учитель начальных классов
Хорошилова Наталья Александровна
г.Саяногорск
Пояснительная записка
1. Основа содержания обучения данному предмету.
Программа по информатике и ИКТ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по информации и ИКТ, для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования, предложенного А.В. Горячевым, с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014 уч.год , (протокол педсовета № от.)
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно - познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
2.Цели и задачи обучения
Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
1.овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
2.развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
3.освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
4.воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
3.Общая характеристика предмета
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:
требуют обязательного наличия компьютеров;
могут проводиться учителем начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.
Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
не требуют обязательного наличия компьютеров;
проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
Столь различные характеристики оборудования класса и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и логико-алгоритмический. Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методистами и учителями.
4. Место информатики в учебном плане ОУ
УМК Учебный план МБОУ СОШ №5 составлен на основании Федерального учебного плана, рассмотрен на педагогическом совете (Протокол педсовета № от года), утверждён Приказом директора № от года. На основании учебного плана в 4 классе предусмотрено 34 часа информатики и ИКТ за учебный год при 1 часе в неделю.
5. Особенности преподавания информатики
Курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков.
Теоретические понятия информатики изучаются в традиционной для начальной школы форме – объяснение учителя с вовлечением школьников в диалог. Используются формы исследовательского, проблемного обучения с групповым обсуждением учебных и практических задач. Изучению теоретических понятий отводится 15-20 минут урока.
Оставшееся время используется для практических заданий, которые выполняются учеником самостоятельно под контролем учителя. Из этого времени работе на ПК отводится не более 15 минут. В настоящее время количество компьютеров позволяет каждому школьнику работать за отдельной машиной, поэтому предполагается работа в индивидуальном режиме.
6. УМК, на основе которого ведётся преподавание информатики и ИКТ в 4 классе.
В УМК входит:
1.Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
2. Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru
Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014уч.г. рассмотрен на заседании экспертно - методического совета совета (Протокол № 5 от 28.03.2013 г.) и утверждён приказом директора по школе № 109 от 28.03.2013 г.
Перечень учебников соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 уч.год (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 2885 от 27.12. 2012г.)
Основное содержание
4 класс – 34 часа
Модуль 1 «Знакомство с компьютером» - 4 час
Правила поведения в компьютерном классе. Краткая история развития ВТ. Основные устройства компьютера. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок).
Модуль 2 «Создание текстов» - 7 час
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Модуль 3 «Создание печатных публикаций» - 7 час
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях.
Модуль 4 «Создание электронных публикаций» - 6 час
Электронные публикации. Виды электронных публикаций. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях.
Модуль 5 «Поиск информации» - 10 час
Источники информации для компьютерного поиска: Компакт-диски CD («си-ди») или диски DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память своего компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска и поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Обязательный минимум диагностического инструментария
№ п/п | тема | Вид работы | Сроки проведения |
1. | Проверочная работа по теме «Файлы и папки». | Оценка результатов | сентябрь |
2. | Проверочная работа по теме «Создание текстов». | Оценка результатов | ноябрь |
3. | Проверочная работа по теме «Создание печатных публикаций» | Оценка результатов | январь |
4. | Проверочная работа по теме «Создание электронных публикаций» | Оценка результатов | март |
5. | Проверочная работа по теме «Поиск информации». | Оценка результатов | май |
Основные требования к знаниям и умениям
В результате изучения информатики и ИКТ обучающийся 4 класса должен
знать/понимать:
- требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;
- историю развития ВТ;
- для чего нужны основные устройства компьютера;
- что такое полное имя файла;
- какие операции над файлами и папками можно осуществлять
- правила клавиатурного письма;
- основные операции при создании текстов;
- виды печатных публикаций;
- настольные издательские системы;
- источники информации для компьютерного поиска;
- способы компьютерного поиска информации;
уметь:
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать и завершать компьютерные программы;
- создавать, удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги);
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
- вставлять изображения в печатную публикацию
- создавать схемы и включать их в печатную публикацию
- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
- искать, находить и сохранять тексты, найденные в поисковых системах
- искать, находить и сохранять изображения, найденные в поисковых системах.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
- составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
- красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
- составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
- искать, находить нужную вам информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
Список литературы
- Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.: ил. – (Образовательная система «Школа 2100»).
- Горячев А.В., Островская Е.М. Графический редактор TuxPaint для школьников. Справочник-практикум. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.: ил. – (Образовательная система «Школа 2100»).
- Горячев А.В., Островская Е.М. Конструктор игр для школьников. Справочник-практикум для учащихся 3-4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 64 с.: ил. – (Образовательная система «Школа 2100»).
Календарно - тематическое планирование
по информатике и ИКТ
Дата | Тема | Количество час. | Пр/р | |
план | факт | |||
Модуль 1. Файлы и папки (каталоги) | 4 ч | |||
6.09 | Папки (каталоги). Полное имя файла. | 1 | ||
13.09 | Полное имя файла. | 1 | ||
20.09 | Операции над файлами и папками. | 1 | ||
27.09 | Проверочная работа по теме «Файлы и папки». | 1 | 1 | |
Модуль 2. Создание текстов | 7 ч | |||
4.10 | Компьютерное письмо | 1 | ||
11.10 | Компьютерное письмо | 1 | ||
18.10 | Общее представление о правилах клавиатурного письма. | 1 | ||
25.10 | Операции при создании текстов. | 1 | ||
1.11 | Оформление текста. Использование простейших средств текстового редактора. Вывод текста на принтер. | 1 | ||
15.11 | Создание текста Создание небольшого текста по интересной тематике с использованием изображений на экране компьютера. | 1 | ||
22.11 | Проверочная работа по теме «Создание текстов». | 1 | 1 | |
Модуль 3. Создание печатных публикаций | 7 ч | |||
29.11 | Печатные публикации. | 1 | ||
6.12 | Печатные публикации. | 1 | ||
13.12 | Программы для создания печатных публикаций. | 1 | ||
20.12 | Иллюстрации в публикациях. | 1 | ||
27.12 | Работа с изображениями Работа с простыми информационными объектами (текст, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. | 1 | ||
17.01 | Работа с таблицами и схемами. Работа с простыми информационными объектами (таблица, схема): преобразование, создание, сохранение, удаление. | 1 | ||
24.01 | Проверочная работа по теме «Создание печатных публикаций» | 1 | 1 | |
Модуль 5. Создание электронных публикаций | 6 ч | |||
31.01 | Электронные публикации. | 1 | ||
7.02. | Электронные публикации. | 1 | ||
14.02 | Программы для создания электронных публикаций. | 1 | ||
21.02 | Гиперссылки в публикациях. | 1 | ||
28.02 | Звуки, видео и анимации в электронных публикациях. | 1 | ||
7.03 | Проверочная работа по теме «Создание электронных публикаций» | 1 | 1 | |
Модуль 4. Поиск информации | 10 ч | |||
14.03 | Источники информации для компьютерного поиска. | 1 | ||
21.03 | Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. | 1 | ||
4.04 | Способы компьютерного поиска информации. | 1 | ||
11.04 | Поисковые системы. Поисковые запросы. | 1 | ||
18.04 | Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. | 1 | ||
25.04 | Поиск изображений. | 1 | ||
16.05 | Сохранение найденных изображений. | 1 | ||
23.05 | Проверочная работа по теме «Поиск информации». | 1 | ||
Всего | 34 ч | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...