Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 3 класс (автор УМК А.В. Горячев)
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 3 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа).
Образовательная система «Школа 2100».
Учебник: А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 3 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_goryachev.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 128
с углубленным изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 128»
_______________ _
Приказ № _____ от
«____»__________ 2013 г.
Рабочая программа
по курсу «Информатика в играх и задачах», 3 в класс,
на 2013/2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
«Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы,
автор А.В.Горячев
Составитель:
Мерс Инна Анатольевна,
учитель информатики 1 кат.
(Ф.И.О. учителя, предмет, категория)
Барнаул 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100» (Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011).
Главная цель курса — дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения курса в начальной школе:
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:
- применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
- алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах”, авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель) и др., издательство «Баласс») состоит из трех комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников, методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).
В материале курса выделяются следующие рубрики:
- статическая картина объекта (структуры, классы);
- картина поведения объекта (процессы и алгоритмы);
- язык как объект моделирования (логика рассуждений);
- информационная модель объекта (приемы моделирования и решения задач).
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование не обязательно. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, индивидуально-групповые формы организации обучения, занятия по обобщению и систематизации, по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
Изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки.
Преподавание предмета ведется по безотметочной системе.
Занятия проходят один раз в неделю. Планирование предмета рассчитано на 34 учебных часов. Программой предусмотрено проведение четырех контрольных работ (один раз в конце четверти).
Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя: проблемно-диалогическу, здоровьесберегающую, игровую технологии, технологию оценивания достижений.
Формы: урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; образовательное путешествие; творческая мастерская; познавательная лаборатория; исследование; презентация; диагностика; проектирование; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование не обязательно. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, индивидуально-групповые формы организации обучения, занятия по обобщению и систематизации знаний. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Алгоритмы
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения урока | Корректировка |
Раздел 1 «Алгоритмы» (8 ч) |
| ||||
1 | Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели | 1 ч. | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. |
| |
2 | Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись | 1 ч. | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. |
| |
3 | Выполнение алгоритма. | 1 ч. | Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. |
| |
4 | Составление алгоритма | 1 ч. | Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. |
| |
5 | Поиск ошибок в алгоритме | 1 ч. | Находить и исправлять ошибки в алгоритмах |
| |
6 | Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы | 1 ч. | Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. | ||
7 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы» | 1 ч. | контрольная работа |
| |
8 | Повторение темы «Цикл в алгоритме» | 1 ч. |
| ||
Раздел 2 «Группы (классы) объектов» (8 ч) |
| ||||
9 | Общие названия и отдельные объекты. | 1 ч. | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. |
| |
10 | Разные объекты с общим названием. | 1 ч. | Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). |
| |
11 | Разные общие названия одного отдельного объекта | 1 ч. | Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. |
| |
12 | Состав и действия объектов с одним общим названием. | 1 ч. | Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. |
| |
13 | Отличительные признаки. | 1 ч. | Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. |
| |
14 | Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. | 1 ч. | Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. |
| |
15 | Имена объектов | 1 ч. | Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. |
| |
16 | Контрольная работа по теме «Группы (классы) объектов» | 1 ч. | контрольная работа |
| |
Раздел 3 «Логические рассуждения» (10 ч ) |
| ||||
17 | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». | 1 ч. | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. |
| |
18-19 | Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. | 2 ч. | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). |
| |
20-21 | Графы и их табличное описание | 2 ч. | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. |
| |
22 | Пути в графах | 1 ч. | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. |
| |
23-24 | Деревья. | 2 ч. | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. |
| |
25 | Контрольная работа по теме «Логические рассуждения» | 1 ч. | контрольная работа |
| |
26 | Повторение по теме «Логические рассуждения» | 1 ч. |
| ||
Раздел 4 «Применение моделей (схем) для решения задач» (8 ч ) |
| ||||
27 | Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. | 1 ч. | Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. |
| |
28 | Решение задач по аналогии | 1 ч. | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. |
| |
29-30 | Решение задач на закономерности | 2 ч. | Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. |
| |
31-32 | Аналогичные закономерности | 2 ч. | Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. |
| |
33 | Контрольная работа по теме «Модели в информатике» | 1 ч. | контрольная работа |
| |
34 | Повторение темы «Применение моделей (схем) для решения задач» | 1 ч. |
|
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 3 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2010-2012 г.
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2005, 240с.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
• мультимедийные ПК;
• проектор;
• принтер;
• сканер.
Программные средства:
• операционная система Linux;
• полный пакт офисных приложений OpenOffice.org;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...
Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс
Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 2 класс (автор УМК А.В. Горячев)
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 2 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа). Образовательн...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» Горячев 1-4 класс (для четырёхлетней начальной школы)
Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах 3-4 классы"
quot;Информатика в играх и задачах 3-4 классы"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс...
Рабочая программа по предмету "Информатика в играх и задачах" 1 класс 2023-2024
1 класс Информатика...