рабочие программы по информатике 1-4 класс
рабочая программа по информатике по теме

Киселева Ирина Викторовна

рабочие программы по информатике 1-4 класс составлены к учебнику Горячева А.В. 1 час в неделю с распределением рабочего времени по триместрам

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Рабочая программа по «ИНФОРМАТИКЕ  -1-2 класс по учебнику А.В.Горячев.

                                       Составитель учитель математики Киселева Ирина Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),  программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого проекта «Изучение информатики в начальной школе».

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах. Настоящая образовательная программа дает возможность учащимся 1-2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность изучения дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне  и междисциплинарной интеграцией.

Основной целью дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» является:

подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер»:

  • формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
  • формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
  • формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
  • формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  • формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

  • системность;
  • гуманизация;
  • междисциплинарная интеграция;
  • дифференциация;
  • дополнительная мотивация через игру;

Примерная структура занятия соответствует валеологии:

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).
  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8—10 мин.).
  4. Физкультминутка (2 мин)
  5. Работа за компьютером (10 мин).
  6. Релаксация (1 мин)
  7. Подведение итогов (2 мин.).

Форма обучения – очная.

В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;
  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
  • понятия алгоритма, исполнителя;
  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
    с анализом исходных данных;
  • решать логические задачи;
  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
  • производить поиск по заданному условию;
  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами. 

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос,  проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.


Учебно-тематический план
1-й год

Наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретичес-ких

практичес-ких

1

Вводный раздел. Компьютерная грамотность

9

5

1.1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

1.2

Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

2

1

1

1.3

Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.

1

0,5

0,5

1.4

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

2

0,5

1,5

1.5

Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.

3

1

2

2

Формальное описание предметов

9

 6

2.1

Выделение существенных признаков предмета

1

 

1

2.2

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

2

1

1

2.3

Выявление закономерностей в расположении предметов

2

2

2.4

Понятие множества

1

1

 

2.5

Вложенность и пересечение множеств

3

1

2

3

Введение в логику

12

6

6

3.1

Упражнения на развитие внимания

2

1

1

3.2

Логика и конструирование

2

1

1

3.3

Симметрия

2

1

1

3.4

Пропедевтика отрицания

2

1

1

3.5

Закономерность в ряду предметов или чисел

2

1

1

3.6

Выявление причинно-следственных связей

2

1

1

4

Повторение

2

1

1

Итого

32

14

18


Учебно-тематический план

2-й год

Наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретических

практических

1

Компьютерная грамотность

13

5,5

7,5

1.1

 Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС  и порядок завершения работы.


1


0,5


0,5

1.2

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.

2

1

1

1.3

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

1

1

1.4

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

3

1

2

1.5

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

3

1

2

1.6

Буфер обмена. Работа с группой объектов.


2


1


1

2

Логика и информация. Информация

10

 4

2.1

Что такое информация?
Виды информации

2

1

1

2.2

Способы передачи и получения информации

1

 

2.3

Кодирование и декодирование информации

2

1

1

2.4

Логические концовки

2

1

1

2.5

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

1

2

3

Алгоритмы и исполнители

9

 4

3.1

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1

3.2

Алгоритмы в математике и русском языке

2

1

1

3.3

Способы записи алгоритмов

1

1

 

3.4

Работа в алгоритмической среде

4

1

3

4

Повторение

2

1

1

Итого

34

14,5

19,5


Содержание программы:
Первый год обучения (32 ч)

Вводный раздел . Компьютерная грамотность. (9 ч)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора.  Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки»

Формальное описание предметов (9 ч)
Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств

Введение в логику (12 ч)
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания. Закономерность в ряду предметов или чисел. Выявление причинно-следственных связей.

Повторение (2 ч)

Второй год обучения (36 ч)

Компьютерная грамотность (13 ч).
Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов. Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов.

Логика и информация . Информация. (10 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации.

Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.

Повторение (2 ч)

Календарно-тематическое планирование

1 класс


п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

1 триместр (1ч. в нед. * 10 нед. 2 дня= 10ч.)    1н.-11н.

Вводный раздел. Компьютерная грамотность

9

5


1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

Работа с презентацией, подготовленной учителем

2-3

Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров - сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

2

1

1

Просмотр презентации, подготовленной педагогом. Пакет «Фантазия», программа "Демонстрация"

2-3н

4

Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.

1

0,5

0,5

Знакомство с клавиатурой, мышкой, работа за компьютером

5-6

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

2

0,5

1,5

Работа с программой «Клавиатурный тренажер»


7-9

Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.

3

1

2

Работа в среде графического редактора Paint

8-10н

Формальное описание предметов

9

 6

10

Выделение существенных признаков предмета

1

 

1

Пакет «Winter», программ «Кто с нами»

11н

2 триместр ( 1ч. в нед.* 12нед. = 12ч.)    13-25н.

11-12

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Третий лишний»

13-14н

13-14

Выявление закономерностей в расположении предметов

2

2

Пакет «Фантазия», программа «Игры со словами»

15-16н

15

Понятие множества

1

1

 

Пакет «Фантазия», программа «Множества»

17н

16-18

Вложенность и пересечение множеств

3

1

2

Пакет «Фантазия», программа «Множества»

19н

21н

Введение в логику

12

 6

6

19-20

Упражнения на развитие внимания

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Внимание»

22-23н

21-22

Логика и конструирование

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Россыпь»

24-25н

3 триместр (1ч.нед. * 10нед. 4 дня = 10ч.)     27н.-37н.

23-24

Симметрия

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Зазеркалье» Пакет «Фантазия», программа «Внимание», рисование по образцу

27н

28н


25-26

Пропедевтика отрицания

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы», выбор алгоритма для ряда чисел, выбор чисел для алгоритма

29-30н

27-28

Закономерность в ряду предметов или чисел.

2

1

1

31н

33н

29-30

Выявление причинно-следственных связей.

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Логика», истинные и ложные высказывания.

Пакет «Фантазия», программа «Логика», выводы из пары утверждений

34н.

35н

Повторение

2

1

1

31-32

Интеллектуальный марафон « Мой друг – компьютер»

2

1

1

Выполнение тестовых заданий, творческая работа

36-37н

Календарно-тематическое планирование

2 класс


п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

1 триместр (1ч. в нед. * 10 нед. 2 дня= 10ч.)    1н.-11н.

Компьютерная грамотность

13

5,5

7,5

1

 Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС  и порядок завершения работы.

1

0,5

0,5

Повторение

Работа с презентацией, подготовленной педагогом

2-3

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.

2

1

1

Дублирование учителя, работа за компьютером

2-3н

4-5

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

1

1

Дублирование учителя, работа за компьютером

4-5н

6-8

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

3

1

2

Дублирование учителя, работа за компьютером

7-9н

9-10

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

 2

1

1

Выполнение работы

10-11н

2 триместр ( 1ч. в нед.* 11нед. 4 дня= 12ч.)    13-25н.

11

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

1

1

Выполнение работы

13н

12-13

Примеры графических редакторов. Рисование, стирание, точек, линий, фигур. Заливка цветом.


2


1


1

Творческая работа в графическом редакторе Paint

14-15н

Логика и информация. Информация.

10

 4

14-15

Что такое информация?
Виды информации

2

1

1

Работа с презентацией, подготовленной педагогом

16-17н

16

Способы передачи и получения информации

1

 

Работа с информацией

19н

17-18

Кодирование и декодирование информации

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Криптограммы»

20-21н

19-20

Логические концовки

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Логика»

22-23н

21-23

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

1

2

Пакет «Фантазия», программа «Логика»

24-25н

3 триместр (1ч.нед. * 12нед. = 12ч.)     27н.-38н.

Алгоритмы и исполнители

9

 4

24-25

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы»

28-29н

26-27

Алгоритмы в математике и русском языке

2

1

1

Пакет «Роботландия» «Черный ящик»

30-31н

28

Способы записи алгоритмов

1

1

 

Пакет «Информатика», знакомство со способами записи алгоритмов

33н

29-32

Работа в алгоритмической среде

4

1

3

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы»

34-37н

Повторение

2

1

1

33-34

Интеллектуальный марафон « Мой друг – компьютер»

2

1

1

Выполнение тестовых заданий

38-39н

Учебно-методические материалы

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
  2. Авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),
  3. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год
  4. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
  5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12. 
  6. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38. 
  7. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25. 
  8. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
  9. Сборник «Задачи для развития логики».
  10. Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год
  11. Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2006 год

Оснащение учебного процесса:

  1. Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 1 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
  2. Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 2 -4 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
  3. Т.П.Первин  “Зимние вечера”
  4. Пакет «Роботландия»
  5. «Игры и задачи, 1-4 классы – 1С: Образование. Дом»
  6. CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
  7. CD: «Мир информатики» 2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по информатике для 3 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Тип урока

Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности

Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

1 триместр (1ч.нед.* 10 нед. 2дня = 10ч.)  1н.-11н.

  1. Алгоритмы 8ч

Раздел 1

1

ТБ.

Введение.  Алгоритм.

УОНМ

– анализ условия учебной задачи;

–  оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

– поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений

Знать: алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели;  формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись;  линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы;

Понимать: построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем;

Уметь: выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

№3-4

2

Схема алгоритма.

УОНМ

ФО

№9(3,4), 10(3)

3

Ветвление в алгоритме.

УОНМ

СР, ФО

№13, 15(раск)

4

Цикл в алгоритме.

УОНМ

ФО

№18

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

УЗИ

СР

№22

6

Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

ФО

№22

7

Контрольная работа №1

«Алгоритмы».

УПЗ

КР

№26, 28

8

Работа над ошибками. Решение трудных задач.

УКЗ

самоконтроль

2. Группы (классы) объектов 8ч.

К главе 2

9

Состав и действия объектов.

УОНМ

ФО

№9

10н

10

Группа объектов. Общее название.

УОНМ

СР, ФО

№12, 14, 17

11н

2 триместр (1ч.в нед.*11нед. 4 дня = 12ч.)    13н.-25н.

11

Общие свойства объектов группы.

УОНМ

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

 

Знать: общие названия и отдельные объекты;  разные объекты с общим названием;  разные общие названия одного отдельного объекта;  состав и действия объектов с одним общим названием;  отличительные признаки;  значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе;  имена объектов;

Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;  находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

 именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;  записывать значения  признаков в виде таблицы;  описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

ФО, СР

№ 18, 20, 21, 23

13н

12

Особенные свойства объектов группы.

УОНМ

ФО, СР

№27, 31

14н

13

Единичное имя объекта.

УОНМ

ФО, СР

№39, 40

15н

14

Отличительные признаки.

УОНМ

ФО, СР

№ 37

16н

15

Контрольная работа № 2

«Группы объектов».

УОПЗ

КР

№ 42, 44

17н

16

Работа над ошибками. Решение занимательных задач.

УКЗ

самоконтроль

№ 45

19н

3. Логические рассуждения  10ч

17

Множество. Число элементов множества.

УОНМ

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

 

Знать: общие названия и отдельные объекты;  разные объекты с общим названием;  разные общие названия одного отдельного объекта;  состав и действия объектов с одним общим названием;  отличительные признаки;  значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе;  имена объектов;

Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;  находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

 именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;  записывать значения  признаков в виде таблицы;  описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

ФО

№2, 8,

7 (закрасить)

20н

18

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

УОНМ

ФО, СР

№12

21н

19

Пересечение и объединение множеств.

УОНМ

ФО, СР

№16, 17

22н

20

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не».

УОНМ

ФО, СР

№22

23н

21

Истинность высказываний со словами «И», «Или».

УОНМ

ФО, СР

№26

24н

22

Граф. Вершины и ребра.

УОНМ

ФО, СР

№29

25н

3 триместр (1ч.в нед.* 12нед. = 12ч.)    27н.-39н.

23

Граф с направленными ребрами.

УОНМ

ФО, СР

№34, 35

27н

24

Построение графов. Подготовка к контрольной работе

УОСЗ

СР

28н

25

Контрольная работа №3  «Логические рассуждения».

УПЗУ

КР

№40, 42

29н

26

Работа над ошибками. Решение трудных задач.

УКЗ

самоконтроль

30н

                              4. Применение моделей (схем) для решения задач 8ч.

К главе 4.

27

Аналогия.

УОНМ

– анализ условия учебной задачи;

– оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения

Знать:  понятие аналогии;  понятие закономерности;  аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией.

Уметь:   находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;  находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;

 располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;  находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию

ФО, СР

№1, 2

31н

28

Закономерность.

УОНМ

ФО, СР

№7, 8, 13, 15

33н

29

Аналогичная закономерность.

УПЗУ

ФО, СР

№20, 21 (22), 23

34н

30

Решение задач на тему «Такое же или похожее правило».

УПЗУ

ФО, СР

№26, 28

35н

31

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».

УКЗ

КР

№30, 33

36н

32

Работа над ошибками. Выигрышная стратегия.

КУ

самоконтроль

№36, 45

37н

33

Нахождение выигрышной стратегии.

УПЗУ

ИЗ

38н

34

Обобщающий урок за курс 3 класса.

УОСЗ

39н


Календарно-тематическое планирование по информатике для 4 класса (1 час в неделю, всего – 34 часа)

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Тип урока

Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности

Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

1 триместр (1ч.нед.* 10 нед. 2дня = 10ч.)  1н.-11н.

1. Алгоритмы. (8)

Из раздела 1

1

ТБ. Ветвление в построчной записи алгоритма.

УОНМ

– анализ условия учебной задачи;

–  оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

– поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;

Знать: что такое алгоритм, вложенные алгоритмы;  запись ветвления в построчной форме;  алгоритмы с параметрами; три вида циклов: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров;

Уметь:

– составлять и записывать вложенные алгоритмы;

– выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами;

– выполнять и составлять алгоритмы с параметрами;

ФО

№3,

2

Ветвление

УПЗУ

ФО, СР

№5,7

3

Цикл в построчной записи алгоритма.

УОНМ

ФО, СР

№10

4

Алгоритм с параметрами.

УОНМ

ФО, СР

№15

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

УОНМ

ФО, СР

№16,17

6

Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

ФО, СР

№20,21

7

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».

УПЗ

КР

№24

8

Работа над ошибками. Составление нелинейных алгоритмов.

УКЗ

самоконтроль

№28, 30

2. Группы (классы) объектов. (7)

Из раздела 2.

9

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов.

УОНМ

– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

– участие в коллективном обсуждении;

Знать:  состав и действия объектов с одним общим названием;  составные объекты, отношение «состоит из»;  схема (дерево) состава;

– понятие адреса объекта;  относительные адреса в составных объектах.

Уметь: определять составные части предметов;  составлять схему состава;  описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;  записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава;  заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса;

ФО, СР

№3,4

10н

10

Схема состава объекта. Адрес составной части.

УОНМ

ФО, СР

№9

11н

2 триместр (1ч.в нед.*11нед.4дня = 12ч.)    13н.-25н.

11

Массив объектов на схеме состава.

УОНМ

ФО, СР

№11,15

13н

12

Признаки и действия составных частей объекта.

УОНМ

ФО, СР

№18,21

14н

13

Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

ФО, СР

№25, 28

15н

14

Контрольная работа №2 «Состав объекта».

УПЗ

КР

№22, 27

16н

15

Работа над ошибками. Решение трудных задач.

УКЗ

самоконтроль

№40, 41

17н

3. Логические рассуждения. (10 ч.)

Из раздела 3

13.01

16

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

УОНМ

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– анализ условия учебной задачи;

–  оценивание работы в соответствии с критериями;

– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения

Знать: отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность);  истинность высказываний со словом «не»;  истинность высказываний со словами «и», «или»;

 понятия множество, подмножество;  связь операций над множествами и логических операций;  пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям;  правила вывода «если …, то …».; цепочки правил вывода;  простейшие графы «и – или»;

Уметь: изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;  определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;  строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;  строить и описывать пути в графах;  выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;  записывать выводы в виде правил «если …, то …»;   составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;

ФО, СР

№6

19н

17

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

УОНМ

ФО, СР

№9

20н

18

Описание отношений между объектами с помощью графов.

УОНМ

ФО, СР

№12, 13

21н

19

Пути в графах.

УПЗУ

ФО, СР

№16, 17

 доделать

22н

20

Высказывания и подграфы.

УОНМ

ФО, СР

№19 доделать

23н

21

Правило «Если – то».

УОНМ

ФО, СР

№20, 21

24н

22

Схема рассуждений.

УПЗУ

ФО, СР

№25

25н

3 триместр (1ч.в нед.* 12нед. = 12ч.)    27н.-39н.

23

Построение графов. Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

ФО, СР

№26

27н

24.

Контрольная работа №3 «Графы».

УПЗ

КР

№27

28н

25

Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов.

УКЗ

самоконтроль

№33, 35

29н

4.  Применение моделей (схем) для решения задач. (9 ч.)

Из раздела 4

26

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

УОНМ

– анализ условия учебной задачи;

– оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;

Знать: приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»);  связь изменения объектов и их функционального назначения;  применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов..

Уметь: придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями;  находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов;   придумывать и описывать объекты с необычными признаками;  описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному;  соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

ФО, СР

№5

30н

27

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

УОНМ

ФО, СР

№8,9

31н

28

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

УОНМ

ФО, СР

№10, 12, 13

33н

29

Объекты, выполняющие обратные действия.

УОНМ

ФО, СР

№15, 16

34н

30

Алгоритм обратного действия.

УОНМ

ФО, СР

№19

35н

31

Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

ФО, СР

№23, 24

 36н

32

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».

УПЗ

КР

№25, 26

37н

33

Работа над ошибками.  Составление алгоритмов.

УКЗ

самоконтроль

№28, 31

38н

34

Обобщающий урок за курс информатики в начальной школе.

УОСЗ

 39н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3 класса

Рабочая программа по информатике для 3 класса к УМК Матвеевой Н.В....

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике для 2 класса .

Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занят...

Рабочая программа по информатике для 2 класса на 2012 год

Рабочая программа по информатике для 2 класса авторов Н.В. Матвеевой и др. Соответствует требованиям ФГОС. (2012 г)...

Рабочая программа по информатике для 3 класса

Рабочая программа по информатике для 3 класса по учебнику Горячева А.В. и др....

Рабочая программа по информатике для 4 класса

Рабочая программа по информатике для 4 класса к учебнику Горячева А.В. и др....