рабочие программы по информатике 1-4 класс
рабочая программа по информатике по теме
рабочие программы по информатике 1-4 класс составлены к учебнику Горячева А.В. 1 час в неделю с распределением рабочего времени по триместрам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по информатике 1-2 класс Горячев А.В. | 213 КБ |
рабочая программа по информатике 3-4 класс Горячев А.В. | 83.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по «ИНФОРМАТИКЕ -1-2 класс по учебнику А.В.Горячев.
Составитель учитель математики Киселева Ирина Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011), программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого проекта «Изучение информатики в начальной школе».
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах. Настоящая образовательная программа дает возможность учащимся 1-2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Педагогическая целесообразность изучения дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.
Основной целью дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» является:
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер»:
- формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
- формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
- формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
- формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
- привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
- системность;
- гуманизация;
- междисциплинарная интеграция;
- дифференциация;
- дополнительная мотивация через игру;
Примерная структура занятия соответствует валеологии:
- Организационный момент (1 мин.).
- Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8—10 мин.).
- Физкультминутка (2 мин)
- Работа за компьютером (10 мин).
- Релаксация (1 мин)
- Подведение итогов (2 мин.).
Форма обучения – очная.
В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:
- роль информации в деятельности человека;
- источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
- виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
- овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
- понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
- познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
- познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
- научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
- узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
- узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
- типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
- способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
- понятия алгоритма, исполнителя;
- назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
- этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
- выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
- выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных; - решать логические задачи;
- решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
- организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
- выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
- вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
- использовать информацию для построения умозаключений;
- понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
- работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
- уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
- производить поиск по заданному условию;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
- готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
- применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
- придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.
Учебно-тематический план
1-й год
№ | Наименование | общее количество учебных часов | в том числе | |
теоретичес-ких | практичес-ких | |||
1 | Вводный раздел. Компьютерная грамотность | 9 | 4 | 5 |
1.1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ | 1 | 1 |
|
1.2 | Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Понятие и назначение курсора. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.4 | Клавиатура. | 2 | 0,5 | 1,5 |
1.5 | Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы. | 3 | 1 | 2 |
2 | Формальное описание предметов | 9 | 3 | 6 |
2.1 | Выделение существенных признаков предмета | 1 |
| 1 |
2.2 | Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Выявление закономерностей в расположении предметов | 2 | 2 | |
2.4 | Понятие множества | 1 | 1 |
|
2.5 | Вложенность и пересечение множеств | 3 | 1 | 2 |
3 | Введение в логику | 12 | 6 | 6 |
3.1 | Упражнения на развитие внимания | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Логика и конструирование | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Симметрия | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Пропедевтика отрицания | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Закономерность в ряду предметов или чисел | 2 | 1 | 1 |
3.6 | Выявление причинно-следственных связей | 2 | 1 | 1 |
4 | Повторение | 2 | 1 | 1 |
Итого | 32 | 14 | 18 |
Учебно-тематический план
2-й год
№ | Наименование | общее количество учебных часов | в том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | Компьютерная грамотность | 13 | 5,5 | 7,5 |
1.1 | Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 | Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Окно — как основное понятие. Режим работы окна. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. | 3 | 1 | 2 |
1.5 | Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. | 3 | 1 | 2 |
1.6 | Буфер обмена. Работа с группой объектов. | 2 | 1 | 1 |
2 | Логика и информация. Информация | 10 | 4 | 6 |
2.1 | Что такое информация? | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Способы передачи и получения информации | 1 |
| 1 |
2.3 | Кодирование и декодирование информации | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Логические концовки | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех" | 3 | 1 | 2 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 9 | 4 | 5 |
3.1 | Понятие алгоритма и исполнителя. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Алгоритмы в математике и русском языке | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Способы записи алгоритмов | 1 | 1 |
|
3.4 | Работа в алгоритмической среде | 4 | 1 | 3 |
4 | Повторение | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 14,5 | 19,5 |
Содержание программы:
Первый год обучения (32 ч)
Вводный раздел . Компьютерная грамотность. (9 ч)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки»
Формальное описание предметов (9 ч)
Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств
Введение в логику (12 ч)
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания. Закономерность в ряду предметов или чисел. Выявление причинно-следственных связей.
Повторение (2 ч)
Второй год обучения (36 ч)
Компьютерная грамотность (13 ч).
Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов. Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов.
Логика и информация . Информация. (10 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации.
Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.
Повторение (2 ч)
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
1 триместр (1ч. в нед. * 10 нед. 2 дня= 10ч.) 1н.-11н. | ||||||
Вводный раздел. Компьютерная грамотность | 9 | 4 | 5 | |||
1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ | 1 | 1 |
| Работа с презентацией, подготовленной учителем | 1н |
2-3 | Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров - сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? | 2 | 1 | 1 | Просмотр презентации, подготовленной педагогом. Пакет «Фантазия», программа "Демонстрация" | 2-3н |
4 | Понятие и назначение курсора. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с клавиатурой, мышкой, работа за компьютером | 4н |
5-6 | Клавиатура. | 2 | 0,5 | 1,5 | Работа с программой «Клавиатурный тренажер» | 5н 7н |
7-9 | Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы. | 3 | 1 | 2 | Работа в среде графического редактора Paint | 8-10н |
Формальное описание предметов | 9 | 3 | 6 | |||
10 | Выделение существенных признаков предмета | 1 |
| 1 | Пакет «Winter», программ «Кто с нами» | 11н |
2 триместр ( 1ч. в нед.* 12нед. = 12ч.) 13-25н. | ||||||
11-12 | Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Третий лишний» | 13-14н |
13-14 | Выявление закономерностей в расположении предметов | 2 | 2 | Пакет «Фантазия», программа «Игры со словами» | 15-16н | |
15 | Понятие множества | 1 | 1 |
| Пакет «Фантазия», программа «Множества» | 17н |
16-18 | Вложенность и пересечение множеств | 3 | 1 | 2 | Пакет «Фантазия», программа «Множества» | 19н 21н |
Введение в логику | 12 | 6 | 6 | |||
19-20 | Упражнения на развитие внимания | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Внимание» | 22-23н |
21-22 | Логика и конструирование | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Россыпь» | 24-25н |
3 триместр (1ч.нед. * 10нед. 4 дня = 10ч.) 27н.-37н. | ||||||
23-24 | Симметрия | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Зазеркалье» Пакет «Фантазия», программа «Внимание», рисование по образцу | 27н 28н |
25-26 | Пропедевтика отрицания | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы», выбор алгоритма для ряда чисел, выбор чисел для алгоритма | 29-30н |
27-28 | Закономерность в ряду предметов или чисел. | 2 | 1 | 1 | 31н 33н | |
29-30 | Выявление причинно-следственных связей. | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Логика», истинные и ложные высказывания. Пакет «Фантазия», программа «Логика», выводы из пары утверждений | 34н. 35н |
Повторение | 2 | 1 | 1 | |||
31-32 | Интеллектуальный марафон « Мой друг – компьютер» | 2 | 1 | 1 | Выполнение тестовых заданий, творческая работа | 36-37н |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
1 триместр (1ч. в нед. * 10 нед. 2 дня= 10ч.) 1н.-11н. | ||||||
Компьютерная грамотность | 13 | 5,5 | 7,5 | |||
1 | Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Повторение Работа с презентацией, подготовленной педагогом | 1н |
2-3 | Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. | 2 | 1 | 1 | Дублирование учителя, работа за компьютером | 2-3н |
4-5 | Окно — как основное понятие. Режим работы окна. | 2 | 1 | 1 | Дублирование учителя, работа за компьютером | 4-5н |
6-8 | Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. | 3 | 1 | 2 | Дублирование учителя, работа за компьютером | 7-9н |
9-10 | Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. | 2 | 1 | 1 | Выполнение работы | 10-11н |
2 триместр ( 1ч. в нед.* 11нед. 4 дня= 12ч.) 13-25н. | ||||||
11 | Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. | 1 | 1 | Выполнение работы | 13н | |
12-13 | Примеры графических редакторов. Рисование, стирание, точек, линий, фигур. Заливка цветом. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа в графическом редакторе Paint | 14-15н |
Логика и информация. Информация. | 10 | 4 | 6 | |||
14-15 | Что такое информация? | 2 | 1 | 1 | Работа с презентацией, подготовленной педагогом | 16-17н |
16 | Способы передачи и получения информации | 1 |
| 1 | Работа с информацией | 19н |
17-18 | Кодирование и декодирование информации | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Криптограммы» | 20-21н |
19-20 | Логические концовки | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Логика» | 22-23н |
21-23 | Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех" | 3 | 1 | 2 | Пакет «Фантазия», программа «Логика» | 24-25н |
3 триместр (1ч.нед. * 12нед. = 12ч.) 27н.-38н. | ||||||
Алгоритмы и исполнители | 9 | 4 | 5 | |||
24-25 | Понятие алгоритма и исполнителя. | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы» | 28-29н |
26-27 | Алгоритмы в математике и русском языке | 2 | 1 | 1 | Пакет «Роботландия» «Черный ящик» | 30-31н |
28 | Способы записи алгоритмов | 1 | 1 |
| Пакет «Информатика», знакомство со способами записи алгоритмов | 33н |
29-32 | Работа в алгоритмической среде | 4 | 1 | 3 | Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы» | 34-37н |
Повторение | 2 | 1 | 1 | |||
33-34 | Интеллектуальный марафон « Мой друг – компьютер» | 2 | 1 | 1 | Выполнение тестовых заданий | 38-39н |
Учебно-методические материалы
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
- Авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),
- С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
- Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12.
- Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38.
- Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25.
- «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
- Сборник «Задачи для развития логики».
- Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год
- Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2006 год
Оснащение учебного процесса:
- Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 1 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
- Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 2 -4 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
- Т.П.Первин “Зимние вечера”
- Пакет «Роботландия»
- «Игры и задачи, 1-4 классы – 1С: Образование. Дом»
- CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
- CD: «Мир информатики» 2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по информатике для 3 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Тип урока | Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности | Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||||||
1 триместр (1ч.нед.* 10 нед. 2дня = 10ч.) 1н.-11н. | ||||||||
| Раздел 1 | |||||||
1 | ТБ. Введение. Алгоритм. | УОНМ | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений | Знать: алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; Понимать: построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем; Уметь: выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; | №3-4 | 1н | ||
2 | Схема алгоритма. | УОНМ | ФО | №9(3,4), 10(3) | 2н | |||
3 | Ветвление в алгоритме. | УОНМ | СР, ФО | №13, 15(раск) | 3н | |||
4 | Цикл в алгоритме. | УОНМ | ФО | №18 | 4н | |||
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | УЗИ | СР | №22 | 5н | |||
6 | Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | ФО | №22 | 7н | |||
7 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | УПЗ | КР | №26, 28 | 8н | |||
8 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | УКЗ | самоконтроль | 9н | ||||
2. Группы (классы) объектов 8ч. | К главе 2 | |||||||
9 | Состав и действия объектов. | УОНМ | ФО | №9 | 10н | |||
10 | Группа объектов. Общее название. | УОНМ | СР, ФО | №12, 14, 17 | 11н | |||
2 триместр (1ч.в нед.*11нед. 4 дня = 12ч.) 13н.-25н. | ||||||||
11 | Общие свойства объектов группы. | УОНМ | – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; | Знать: общие названия и отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов; Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | ФО, СР | № 18, 20, 21, 23 | 13н | |
12 | Особенные свойства объектов группы. | УОНМ | ФО, СР | №27, 31 | 14н | |||
13 | Единичное имя объекта. | УОНМ | ФО, СР | №39, 40 | 15н | |||
14 | Отличительные признаки. | УОНМ | ФО, СР | № 37 | 16н | |||
15 | Контрольная работа № 2 «Группы объектов». | УОПЗ | КР | № 42, 44 | 17н | |||
16 | Работа над ошибками. Решение занимательных задач. | УКЗ | самоконтроль | № 45 | 19н | |||
3. Логические рассуждения 10ч | ||||||||
17 | Множество. Число элементов множества. | УОНМ | – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; | Знать: общие названия и отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов; Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | ФО | №2, 8, 7 (закрасить) | 20н | |
18 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | УОНМ | ФО, СР | №12 | 21н | |||
19 | Пересечение и объединение множеств. | УОНМ | ФО, СР | №16, 17 | 22н | |||
20 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не». | УОНМ | ФО, СР | №22 | 23н | |||
21 | Истинность высказываний со словами «И», «Или». | УОНМ | ФО, СР | №26 | 24н | |||
22 | Граф. Вершины и ребра. | УОНМ | ФО, СР | №29 | 25н | |||
3 триместр (1ч.в нед.* 12нед. = 12ч.) 27н.-39н. | ||||||||
23 | Граф с направленными ребрами. | УОНМ | ФО, СР | №34, 35 | 27н | |||
24 | Построение графов. Подготовка к контрольной работе | УОСЗ | СР | 28н | ||||
25 | Контрольная работа №3 «Логические рассуждения». | УПЗУ | КР | №40, 42 | 29н | |||
26 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | УКЗ | самоконтроль | 30н | ||||
4. Применение моделей (схем) для решения задач 8ч. | К главе 4. | |||||||
27 | Аналогия. | УОНМ | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения | Знать: понятие аналогии; понятие закономерности; аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией. Уметь: находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию | ФО, СР | №1, 2 | 31н | |
28 | Закономерность. | УОНМ | ФО, СР | №7, 8, 13, 15 | 33н | |||
29 | Аналогичная закономерность. | УПЗУ | ФО, СР | №20, 21 (22), 23 | 34н | |||
30 | Решение задач на тему «Такое же или похожее правило». | УПЗУ | ФО, СР | №26, 28 | 35н | |||
31 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | УКЗ | КР | №30, 33 | 36н | |||
32 | Работа над ошибками. Выигрышная стратегия. | КУ | самоконтроль | №36, 45 | 37н | |||
33 | Нахождение выигрышной стратегии. | УПЗУ | ИЗ | 38н | ||||
34 | Обобщающий урок за курс 3 класса. | УОСЗ | 39н |
Календарно-тематическое планирование по информатике для 4 класса (1 час в неделю, всего – 34 часа)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Тип урока | Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности | Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||||||
1 триместр (1ч.нед.* 10 нед. 2дня = 10ч.) 1н.-11н. | ||||||||
1. Алгоритмы. (8) | Из раздела 1 | |||||||
1 | ТБ. Ветвление в построчной записи алгоритма. | УОНМ | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений; | Знать: что такое алгоритм, вложенные алгоритмы; запись ветвления в построчной форме; алгоритмы с параметрами; три вида циклов: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров; Уметь: – составлять и записывать вложенные алгоритмы; – выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами; – выполнять и составлять алгоритмы с параметрами; | ФО | №3, | 1н | |
2 | Ветвление | УПЗУ | ФО, СР | №5,7 | 2н | |||
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. | УОНМ | ФО, СР | №10 | 3н | |||
4 | Алгоритм с параметрами. | УОНМ | ФО, СР | №15 | 4н | |||
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | УОНМ | ФО, СР | №16,17 | 5н | |||
6 | Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | ФО, СР | №20,21 | 7н | |||
7 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | УПЗ | КР | №24 | 8н | |||
8 | Работа над ошибками. Составление нелинейных алгоритмов. | УКЗ | самоконтроль | №28, 30 | 9н | |||
2. Группы (классы) объектов. (7) | Из раздела 2. | |||||||
9 | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. | УОНМ | – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участие в коллективном обсуждении; | Знать: состав и действия объектов с одним общим названием; составные объекты, отношение «состоит из»; схема (дерево) состава; – понятие адреса объекта; относительные адреса в составных объектах. Уметь: определять составные части предметов; составлять схему состава; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит; записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава; заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; | ФО, СР | №3,4 | 10н | |
10 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | УОНМ | ФО, СР | №9 | 11н | |||
2 триместр (1ч.в нед.*11нед.4дня = 12ч.) 13н.-25н. | ||||||||
11 | Массив объектов на схеме состава. | УОНМ | ФО, СР | №11,15 | 13н | |||
12 | Признаки и действия составных частей объекта. | УОНМ | ФО, СР | №18,21 | 14н | |||
13 | Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | ФО, СР | №25, 28 | 15н | |||
14 | Контрольная работа №2 «Состав объекта». | УПЗ | КР | №22, 27 | 16н | |||
15 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | УКЗ | самоконтроль | №40, 41 | 17н | |||
3. Логические рассуждения. (10 ч.) | Из раздела 3 | 13.01 | ||||||
16 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | УОНМ | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения | Знать: отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; понятия множество, подмножество; связь операций над множествами и логических операций; пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям; правила вывода «если …, то …».; цепочки правил вывода; простейшие графы «и – или»; Уметь: изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение; определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами; строить и описывать пути в графах; выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; записывать выводы в виде правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы; | ФО, СР | №6 | 19н | |
17 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | УОНМ | ФО, СР | №9 | 20н | |||
18 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | УОНМ | ФО, СР | №12, 13 | 21н | |||
19 | Пути в графах. | УПЗУ | ФО, СР | №16, 17 доделать | 22н | |||
20 | Высказывания и подграфы. | УОНМ | ФО, СР | №19 доделать | 23н | |||
21 | Правило «Если – то». | УОНМ | ФО, СР | №20, 21 | 24н | |||
22 | Схема рассуждений. | УПЗУ | ФО, СР | №25 | 25н | |||
3 триместр (1ч.в нед.* 12нед. = 12ч.) 27н.-39н. | ||||||||
23 | Построение графов. Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | ФО, СР | №26 | 27н | |||
24. | Контрольная работа №3 «Графы». | УПЗ | КР | №27 | 28н | |||
25 | Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов. | УКЗ | самоконтроль | №33, 35 | 29н | |||
4. Применение моделей (схем) для решения задач. (9 ч.) | Из раздела 4 | |||||||
26 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | УОНМ | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | Знать: приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»); связь изменения объектов и их функционального назначения; применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов.. Уметь: придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями; находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов; придумывать и описывать объекты с необычными признаками; описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному; соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. | ФО, СР | №5 | 30н | |
27 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | УОНМ | ФО, СР | №8,9 | 31н | |||
28 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | УОНМ | ФО, СР | №10, 12, 13 | 33н | |||
29 | Объекты, выполняющие обратные действия. | УОНМ | ФО, СР | №15, 16 | 34н | |||
30 | Алгоритм обратного действия. | УОНМ | ФО, СР | №19 | 35н | |||
31 | Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | ФО, СР | №23, 24 | 36н | |||
32 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | УПЗ | КР | №25, 26 | 37н | |||
33 | Работа над ошибками. Составление алгоритмов. | УКЗ | самоконтроль | №28, 31 | 38н | |||
34 | Обобщающий урок за курс информатики в начальной школе. | УОСЗ | 39н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3 класса
Рабочая программа по информатике для 3 класса к УМК Матвеевой Н.В....
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике для 2 класса .
Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занят...
Рабочая программа по информатике для 2 класса на 2012 год
Рабочая программа по информатике для 2 класса авторов Н.В. Матвеевой и др. Соответствует требованиям ФГОС. (2012 г)...
Рабочая программа по информатике для 3 класса
Рабочая программа по информатике для 3 класса по учебнику Горячева А.В. и др....
Рабочая программа по информатике для 4 класса
Рабочая программа по информатике для 4 класса к учебнику Горячева А.В. и др....
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...