Рабочая программа по информатике и ИКТ. УМК "Гармония" 4 класс.
календарно-тематическое планирование по информатике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________/__________/ Протокол №_____от «_____» _________________2012г. | «Рассмотрено» Заместитель руководителя по УР МОУ «СОШ № 60» ___________/_______________/ ________________2012г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ № 60» _________/Л.А.Тотфалушина/ Приказ №_____от «____» _________________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Учителя начальных классов
Кожиной Елены Викторовны
по информатике и ИКТ
в 4 «В» классе
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №______
от «_____»________2012г.
2012-2013 учебный год
1Раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 4 классов в течение 34 часов из расчета 1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
2Раздел
УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п. | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
Алгоритмы. | 8 | 7 | 1 | |
Группы (классы) объектов. | 7 | 6 | 1 | |
Логические рассуждения. | 10 | 9 | 1 | |
Применение моделей (схем) для решения задач. | 9 | 8 | 1 | |
Итого | 34 | 30 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Домашнее задание | Виды учебной деятельности | Виды контроля, самостоятельные работы и ИКТ |
1. Алгоритмы. | |||||
1 | ТБ. Ветвление в построчной записи алгоритма. | конспект | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/ | |
2 | Ветвление | Задание3 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/ | |
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. | Задание5,7 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
4 | Алгоритм с параметрами. | Задание10 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/ | |
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | Задание15 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
6 | Подготовка к контрольной работе. | Задание 16,17,20,21 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
7 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | - | Индивидуальная работа | Письменная работа | |
8 | Работа над ошибками. Составление нелинейных алгоритмов. | Задание 24,28,30 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
2. Группы (классы) объектов. | |||||
9 | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. | Задание3,4 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
10 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | Задание9 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
11 | Массив объектов на схеме состава. | Задание11,15 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
12 | Признаки и действия составных частей объекта. | Задание18,21 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль, диктант | |
13 | Подготовка к контрольной работе. | Задание 25,28 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
14 | Контрольная работа №2 «Состав объекта». | - | Индивидуальная работа | Письменная работа | |
15 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | - | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
3. Логические рассуждения. | |||||
16 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | Задание6 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/ | |
17 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | Задание9 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
18 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | Задание12,13 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
19 | Пути в графах. | Задание16,17 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
20 | Высказывания и подграфы. | Задание19 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
21 | Правило «Если – то». | Задание20,21 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
22 | Схема рассуждений. | Задание33,35 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
23 | Построение графов. Подготовка к контрольной работе. | Повторение пройденного | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
24. | Контрольная работа №3 «Графы». | - | Индивидуальная работа | Письменная работа | |
25 | Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов. | - | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
4. Применение моделей (схем) для решения задач. | |||||
26 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | Задание 5 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/ | |
27 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | Задание 8,9 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/ | |
28 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | Задание 10,12,13 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
29 | Объекты, выполняющие обратные действия. | Задание 15,16 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
30 | Алгоритм обратного действия. | Задание 19 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
31 | Подготовка к контрольной работе. | Задание 23,24 | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
32 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | - | Индивидуальная работа | Письменная работа | |
33 | Работа над ошибками. | - | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль | |
34 | Повторение за 4 класс | - | Выполнение заданий | Фронтальный и индивидуальный контроль |
3Раздел
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
1. Алгоритмы (8 часов).
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
2. Объекты (7 часов).
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
3. Логические рассуждения (10 часов).
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
4. Применение моделей (схем) для решения задач (9 часов).
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.)
. 4 Раздел
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если – то»;
- по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
5Раздел
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Литература для учителя.
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;
- Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
- Сканер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 класса (ФГОС, УМК Н.В. Матвеевой)
Предлагаемая программа и тематическое планирование по информатике для начальной школы рассчитаны на использование УМК авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуров...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс
Примерная рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс....
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 4 класс. 2013-2014 уч.г.
Рабочая программа по и формационной культуре и ИКТ на основе стандарте основного (общего) образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2007г; примерной программе ос...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс УМК «Школа России»
Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена в соответствии с авторской программой по «Информатике» для 2...
Рабочая программа по информатике для учащихся 2 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по информатике для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного Образовательного стандарта (...
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 2-4 классов разработана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 2-4 классов А.В. Горячева. Программа по информатике и ИКТ ...
Рабочая программа по Информатике и ИКТ, 2 класс, умк ПНШ, автор: Е.П. Бененсон
Рабочая программа по Информатике и ИКТ, 2 класс, умк ПНШ, автор: Е.П. Бененсон...