Информашка
элективный курс по информатике (1 класс) по теме
«Человек в XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать».
Академик Глушков
Курс рассчитан на обучающихся 1 класса, в количестве 34 часов, по 1 часу в неделю.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_informashka_1_klass.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Юровская средняя общеобразовательная школа»
Вологодская область Грязовецкий район
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Информашка
Учитель:
1 квалификационной категории
Пахолкова Наталья Николаевна
учитель информатики и математики
т. 89115419341
Email: school_12015@mail.ru
2012 – 2013 гг.
Пояснительная записка
«Человек в XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать».
Академик Глушков
Курс рассчитан на обучающихся 1 класса, в количестве 34 часов, по 1 часу в неделю.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Очень важна роль курса информатики в младших классах:
- во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
- во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
- в-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
- в-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.
Согласно ФГОС нового поколения учащиеся начальных классов, заканчивающие начальную школы должны обладать рядом способностей в области работы на компьютере. Одним из таких требований является умение создавать мультфильмы, анимации, ролики на компьютеры.
Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта.
Основная цель курса информатики - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.
Основные цели и задачи курса
- Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
- воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач;
- формирование алгоритмического подхода к решению задач;
- расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического, и образного мышления;
- развитие проектных умений младших школьников;
- формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
- формирование навыков работы с исполнителем Черепашка;
- формирование навыков набора текста.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
Познавательные
- Начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сбор информации;
- обработка информации (с помощью ИКТ);
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- построение рассуждения.
Регулятивные
В процессе обучения дети учатся:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с преподавателем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебно - тематический план
Темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | |
В мире информатики. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. | 7 | 4 | 3 |
Кто такая Черепашка и что она умеет делать | 18 | 3 | 15 |
Учимся писать на компьютере | 8 | 2 | 6 |
Итоговое занятие. Защита своих работ. | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 7 | 27 |
Содержание учебного курса
В мире информатики. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение информации. Организация хранения информации.
Техника безопасности. Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Сферы применения компьютеров в жизни человека. Работа в программе «Мир информатики»
Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы.
Создание альбома, знакомство с рабочим полем, инструментами, формами Черепашки, сохранение альбома. Создание рисунка с использованием инструментов, создание рисунка с использованием форм Черепашки; работа с фрагментами рисунка, изменение формы Черепашки; копирование, удаление и перемещение и изменение рисунка и форм Черепашки. Создание рисунков: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”. Создание рисунка на свободную тему.Команды управления Черепашкой; оживление рисунка: простейший алгоритм движения объекта, создание мультипликационного эффекта; создание новых форм и оживление их; создание мультипликационного сюжета. Оживление сюжетов: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”. Создание мультипликационного сюжета на свободную тему.
Учимся писать на компьютере
(“компьютер-писатель”)
Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовый редактор. Начальные навыки работы на клавиатуре. Редактирование и форматирование текста. Работа со шрифтами. Рисование в текстовом редакторе.
Требования к результатам обучающихся
Учащиеся должны знать:
- правила поведения в компьютерном классе;
- основные сферы применения компьютеров;
- основные устройства компьютера;
- понятие "информация";
- виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации;
- назначение и основные возможности текстового редактора;
- назначение и основные возможности графического редактора;
- назначение среды ПервоЛого;
- основные объекты графического интерфейса среды ПервоЛого; понятие команды и входных параметров;
- назначение и возможности Поля форм;
- технологию создания декорации микромира.
Учащиеся должны знать:
- уметь пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы; удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода).
- редактировать и форматировать набранный текст;
- переодевать Черепашку в разные формы;
- пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров;
- создавать декорации микромира на переднем, среднем и зад
нем плане. - управлять движением Черепашки;
- рисовать простейшие фигуры.
Литература
Для учителя
- ПервоЛого 3.0. Справочное пособие. С. Ф. Сопрунов, А. С. Ушакова – М: Институт Новых Технологий – 136 с.
- Е. И .Яковлева ЛогоМозаика: Сборник проекто. – Институт Новых Технологий. – 74с
Сайты в помощь учителю
- Лого-сообщество учителей http://www.int-edu.ru/logo/
- Сайт любителей программы Лого http://anton-logom.narod.ru/pervo_logo_30/
Материально – техническое обеспечение:
- MacBook Apple.
- ОС MacOS.
- Интегрированная творческая среда «ПервоЛого».
- «Мир фантазий», «В мире информатики».
- Текстовый редактор.
Приложение 1
Поурочное тематическое планирование
№№ | № | Темы |
В мире информатики. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. | ||
1 | 1 | Знакомство. Введение в предмет информатики. Техника безопасности. |
2 | 2 | Компьютеры. Их возможности. Профессии, связанные с компьютером. |
3 | 3 | Назначение основных устройств. Практика. Программа Лабиринт |
4 | 4 | Программы и файлы. Практика. Работа с трекболом, клавиатурой. |
5 | 5 | Что такое информация. Виды информации. Свойства. |
6 | 6 | Практика. Передача информации. Работа с программой Кроссворд |
7 | 7 | Обработка информации. Кодирование изображений |
Знакомство с Черепашкой | ||
8 | 1 | Как строится изображение на экране. Графическая система компьютера. Раскраска. |
9 | 2 | Графический редактор в среде ПервоЛого. Практика. Интерфейс. Выделение, перенос. |
10 | 3 | Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы. |
11 | 4 | Практика. Работа с рисунками |
12 | 5 | Практика. Работа с формами Черепашки. |
13 | 6 | Практика. Работа с формами Черепашки. |
14 | 7 | Практика. Работа с рисунками. Геометрические фигуры. |
15 | 8 | Практика. Работа с рисунками. Новогодняя открытка |
16 | 9 | Практика. Работа с текстом. Открытка маме. |
17 | 10 | Практика. Объекты Управление объектами |
18 | 11 | Практика. Управление объектами. Команды: Спрячься. Появись. |
19 | 12 | Практика. Управление объектами. Команды: Вперед. Пауза. |
20 | 13 | Практика. Работа с графической информацией. |
21 | 14 | Практика. Работа со звуковой информацией. |
22 | 15 | Практика. Создание простейших мультимедийных проектов. |
23 | 16 | Практика. Создание простейших мультимедийных проектов. |
24 | 17 | Практика. Создание простейших мультимедийных проектов. |
25 | 18 | Конкурс творческих проектов в среде ПервоЛого. |
Учимся писать на компьютере | ||
26 | 1 | Знакомство с ТР Word. |
27 | 2 | Работа в программе Word. Практика. Работа с клавиатурным тренажером. |
28 | 3 | Меню «Файл» |
29 | 4 | Практика. Меню «Главная» Редактирование текста. |
30 | 5 | Практика. Набор текста. |
31 | 6 | Практика. Меню «Вставка». Создание поздравительной открытки. |
32 | 7 | Практика. Меню «Вставка» Создание пригласительной открытки. |
33 | 8 | Практика. Оформление сообщения |
Итоговое занятие. Защита своих работ | ||
34 | 1 | Подведение итогов работы за год |
Приложение 2
Результаты работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Информатика для всех" по теме: "Информашки".
К конспекту занятия прилагается раздаточный материал для учащихся - ребусы....
Конспект урока по информатике для первого класса «Путешествие Информашки в первый класс на урок информатике»
Конспект урока по информатике для первого класса «Путешествие Информашки в первый класс на урок информатике» h1 { margin-bottom: 0.21cm } h1.western { font-family: "Liberation Serif"...