Рабочая программа по информатике 2 класс
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему
Рабочая учебная программа для 2 класса "Информатика в играх и задачах" авторов А.В. Горячева, К.И. Горина, Н.И. Сувоврова по новым стандартам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kl_12.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики для 2 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования 2010 года.
При составлении Программы использовалась авторская программа под редакцией Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах». Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на первой ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника начальной школы: уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В основе построения курса лежит идея гуманизации информационного образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:
- проблемно-диалогической
- оценивания учебных достижений;
- проектной;
- правильного типа читательской деятельности.
Курс ориентирован как на исторически сложившиеся ценности информационного образования, так и на новые образовательные идеи, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Цели:
- формирование общих представлений школьников об информационной картин мира, об информации и информационных процессах как элементов реальной действительности;
- знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
- приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
- формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических задач;
- формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;
- формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;
- формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотек.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
Формы проведения уроков: мини-лекция, практикум, урок-игра, урок -контроля.
Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.
Ожидаемые образовательные результаты
ученик научится
- использовать безопасные для органов зрения, опорно-двигательного аппарата приёмы работы с компьютером;
- правила поведения в кабинете информатика и ИКТ
ученик получит возможность научиться
- называть признаки, состав и действия предметов;
- ориентироваться в пространстве;
- находить предмет на координатной сетке;
- определять действие, его результат и обратное действие;
- составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением;
- называть множество, элементы множества, сравнивать множества;
- уметь решать задачи путем отображения множеств;
- кодировать слова разными способами;
- находить пересечение, объединение, включение множеств;
- определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»;
- чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи.
Изучение информатики во 2 классе направлено на формирование УУД
Личностные – расширяют познавательные интересы и учебные мотивы
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций.
Информационная компетенция - обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.
- Коммуникативные ууд - формирование интереса к процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату
- Познавательные УУД - самостоятельная познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.
- Общекультурная компетенция- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ 20%от34 часов | Использование проектной деятельности 30%от34 часов | Использование исследователь- ской деятельности 20%от34 часов |
1. | План действий и его описание | 9 | 2 | 1 | |
2. | Отличительные признаки и составные части предметов | 8 | 2 | ||
3. | Логические рассуждения | 17 | 2 | 1 | |
Итого | 34 | 6 | 0 | 2 |
Основное содержание тематического плана
№ п/п | Тематический блок, тема учебного занятия | Кол – во часов |
План действий и его описание | ||
1 | Признаки предметов (мини-лекция) | 1 |
2 | Описание предметов (мини-лекция) | 1 |
3 | Состав предметов (мини-лекция) | 1 |
4 | Действия предметов (урок-практикум) | 1 |
5 | Симметрия (урок - исследование) | 1 |
6 | Координатная сетка (урок-практикум) | 1 |
7 | Контрольная работа (урок - контроля) | 1 |
8 | Разбор контрольной работы (мини-лекция) | 1 |
9 | Повторение (урок-практикум) | 1 |
Отличительные признаки и составные части предметов | ||
10 | Действия предметов (мини-лекция) | 1 |
11 | Обратные действия (мини-лекция) | 1 |
12 | Последовательность событий (мини-лекция) | 1 |
13 | Алгоритм (урок-практикум) | 1 |
14 | Ветвление (мини-лекция) | 1 |
15 | Контрольная работа (урок - контроля) | 1 |
16 | Разбор контрольной работы (мини-лекция) | 1 |
17 | Повторение (урок-практикум) | 1 |
Логические рассуждения | ||
18 | Множество. Элементы множества (мини-лекция) | 1 |
19 | Способы задания множества (мини-лекция) | 1 |
20 | Сравнение множеств (мини-лекция) | 1 |
21 | Отображение множеств (мини-лекция) | 1 |
22 | Кодирование (урок-практикум) | 1 |
23 | Вложенность множеств (мини-лекция) | 1 |
24 | Пересечение множеств (мини-лекция) | 1 |
25 | Объединение множеств (мини-лекция) | 1 |
26 | Контрольная работа (урок - контроля) | 1 |
27 | Разбор контрольной работы (мини-лекция) | 1 |
28 | Повторение (урок-практикум) | 1 |
29 | Высказывание. Понятие «истина» и «ложь» (урок - исследование) | 1 |
30 | Отрицание (мини-лекция) | 1 |
31 | Высказывание со связками «И», «ИЛИ». (мини-лекция) | 1 |
32 | Графы. Деревья. Комбинаторика. (мини-лекция) | 1 |
33 | Контрольная работа (урок - контроля) | 1 |
34 | Разбор контрольной работы. Повторение. (мини-лекция) | 1 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Корректировка | Единицы содержания | Планируемые результаты | |||
по плану | по факту | личностные | УУД | предметные | |||||
Знакомство с компьютером | |||||||||
1 | Признаки предметов | 1 | 07.09.12. | Формирование представления о признаках предметов. Формирование навыков обобщения и классификации предметов по общему признаку. | Мотивация к обучению. | п – анализ графических объёктов, поиск и выделение необходимой информации; п – выполнение задания с использованием рисунков; р – уметь слушать и быть внимательным. | Ознакомление с признаками предметов. Учиться обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку. | ||
2 | Описание предметов | 1 | 14.09.12. | Формирование умения описывать, определять и сравнивать предметы по их признакам. | Мотивация к обучению. | п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка; п – выполнение задания с использованием рисунков; п – умение строить логическую цепь рассуждений. | Учиться описывать и сравнивать предметы по их признакам. Учиться обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку. | ||
3 | Состав предметов | 1 | 21.09.12. | Знакомство с понятием составных частей предметов. Формирование умения описывать и определять предметы через их составные части. | Мотивация к обучению. | п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка; п – выполнение задания с использованием рисунков; п – умение строить логическую цепь рассуждений. | Учиться описывать и определять предметы через их составные части. | ||
4 | Действия предметов | 1 | 28.09.12. | Формирование умения определять и называть действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям. | Мотивация к обучению. | п – выполнение задания с использованием рисунков и схем; п – умение строить логическую цепь рассуждений. | Учиться определять и называть действия предметов. Учиться описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия. | ||
5 | Симметрия | 1 | 05.10.12. | Закрепить понятия вверх, низ, вправо, влево. Знакомство с понятиями «ось симметрии», «симметричность фигур». | Мотивация к обучению. | п – выполнение задания с использованием рисунков и схем; р – уметь слушать и быть внимательным. | Учиться ориентироваться на листе бумаги, находить оси симметрии некоторых фигур. | ||
6 | Координатная сетка | 1 | 12.10.12. | Формирование представления о координатной сетке. Формирование навыка находить предмет на координатной сетке. | Мотивация к обучению. | п – выполнение задания с использованием рисунков и схем; п – умение использовать таблицы; р – уметь слушать и быть внимательным. | Познакомиться с локализацией предметов на координатной сетке. Учиться находить предмет на координатной сетке. | ||
7 | Контрольная работа | 1 | 19.10.12. | Проверка усвоения материала первой четверти. | Мотивация к обучению. | п – анализ информации; п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности; | Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности. | ||
8 | Разбор контрольной работы | 1 | 26.10.12. | Обобщить и повторить материал первой четверти. | Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | п – анализ информации; п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности; к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности. | ||
9 | Повторение | 1 | 09.11.12. | ||||||
10 | Действия предметов | 1 | 16.11.12. | Формирование умения определять результат действия. | Мотивация к обучению. | п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем. | Учиться определять результат действия. Учиться определять действие, которое привело к этому результату. | ||
11 | Обратные действия | 1 | 23.11.12. | Знакомство с понятием «обратное действие». Формирование умения определять действие, обратное данному. | Мотивация к обучению. | п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка; п - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Учиться определять действие и действие обратное данному. | ||
12 | Последовательность событий | 1 | 30.11.12. | Формирование умения определять последователь-ность событий. Начать формирование понятия «алгоритм». | Мотивация к обучению. | п – умение выполнять действие по заданному алгоритму; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем; п – умение строить логическую цепь рассуждений. | Учиться определять последовательность событий. | ||
13 | Алгоритм | 1 | 07.12.12. | Знакомство с понятием «алгоритм», с формами записи команд алгоритма – по пунктам; с помощью условных графических изображений. | Мотивация к обучению. | п – умение выполнять действие по заданному алгоритму; п – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации. | Учиться составлять и выполнять алгоритмы. Учиться находить ошибки в алгоритме и исправлять алгоритм. | ||
14 | Ветвление | 1 | 14.12.12. | Продолжить знакомство с понятием «алгоритм». Формирование умения составлять и выполнять алгоритмы с условием (ветвлением). | Мотивация к обучению. | п – умение выполнять действие по заданному алгоритму; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем; п – умение строить логическую цепь рассуждений. | Учиться составлять вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Учиться составлять и выполнять алгоритмы с условием (ветвлением). | ||
15 | Контрольная работа | 1 | 21.12.12. | Проверка усвоения материала второй четверти. | Мотивация к обучению. | п – анализ информации; п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности; | Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности. | ||
16 | Разбор контрольной работы | 1 | 28.12.13. | Отработать и закрепить приобретённые знания и умения. | Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | п – анализ информации; п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности. к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности. | ||
17 | Повторение | 1 | 11.01.13. | Обобщить и повторить материал второй четверти. | Мотивация к обучению. | п – выполнение задания с использованием рисунков и схем; п – умение выполнять действие по заданному алгоритму. | Обобщить и закрепить приобретённые знания. | ||
18 | Множество. Элементы множества | 1 | 18.01.13. | Знакомство с понятиями: «множество», «элементы множества». Учить определять принадлежность элемента множеству. | Мотивация к обучению. | п – выбор критериев для классификации объектов; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем. | Учиться определять принадлежность элемента множеству (классификация по одному свойству). | ||
19 | Способы задания множества | 1 | 25.01.13. | Продолжить формирование представления о множестве и элементах множества. | Мотивация к обучению. | п – выбор критериев для классификации объектов; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем. | Познакомиться с различными способами задания множеств. | ||
20 | Сравнение множеств | 1 | 01.02.13. | Ввести понятия «равенства множеств», «пустое множество». Учить сравнивать множества по числу элементов в них. | Мотивация к обучению. | п – выполнение задания с использованием рисунков и схем; п – анализ информации. | Учиться сравнивать множества по числу элементов. | ||
21 | Отображение множеств | 1 | 08.02.13. | Знакомство с понятием «отображение множеств». Учить отображать: множества, соответствие элементов множеств. | Мотивация к обучению. | п – знаково-символические действия; п – выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем. | Учиться отображать множества. Учиться ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества. | ||
22 | Кодирование | 1 | 15.02.13. | Знакомство с понятиями «кодирование» и «декодирование». Учить ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия. | Мотивация к обучению. | п – знаково-символические действия; п – выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем. | Формирование представления о некоторых приёмах кодирования. | ||
23 | Вложенность множеств | 1 | 22.02.13. | Знакомство с понятиями «подмножество», «вложенность» множества. Учить отношениям между множествами: включение, равенство. | Мотивация к обучению. | п – анализ объектов с целью выделения признаков; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем. | Учиться определять отношения между множествами: вложенность (включение), равенство. | ||
24 | Пересечение множеств | 1 | 01.03.13. | Знакомство с понятием «пересечение» множеств. Начать изучение операций над множествами. | Мотивация к обучению. | п – выбор критериев для классификации объектов; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем. | Учиться определять элементы принадлежащие пересечению множеств (классификация по двум и более свойствам). | ||
25 | Объединение множеств | 1 | 08.03.13. | Знакомство с понятием «объединения» множеств. Продолжить изучение операций над множествами. | Мотивация к обучению. | п – выбор критериев для классификации объектов; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем. | Учиться определять элементы принадлежащие объединению множеств | ||
26 | Контрольная работа | 1 | 15.03.13. | Проверка усвоения материала третьей четверти. | Мотивация к обучению. | п – анализ информации; п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности; | Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности. | ||
27 | Разбор контрольной работы | 1 | 22.03.13. | Обобщить и повторить материал третьей четверти. | Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | п – анализ информации; п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности. к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Обобщить и закрепить приобретённые знания. | ||
28 | Повторение | 1 | 05.04.13. | ||||||
29 | Высказывание. Понятие «истина» и «ложь» | 1 | 12.04.13. | Знакомство с понятиями «высказывание», «истина» и «ложь». Формирование умения определять истинность или ложность простейших высказываний. | Мотивация к обучению. | п – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; п – умение строить логическую цепь рассуждений; р – уметь слушать и быть внимательным. | Учиться определять истинность или ложность простейших высказываний. | ||
30 | Отрицание | 1 | 19.04.13. | Знакомство с понятием «отрицание». Учить отрицанию с помощью частицы «не». Учить строить высказывания, по смыслу отрицающие данные. | Мотивация к обучению. | п – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; п – выбор критериев для классификации объектов; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем. | Учиться строить высказывания, по смыслу отрицающие данные. Учиться строить отрицания с помощью частицы «не». Учиться классифицировать предметы по одному свойству. | ||
31 | Высказывание со связками «И», «ИЛИ». | 1 | 26.04.13. | Учить классифицировать предметы по 2 и более свойствам. Учить объединять множества по 2 и более свойствам. | Мотивация к обучению. | п – выбор критериев для классификации объектов; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем. | Учиться классифицировать предметы по 2 и более свойствам. Учить объединять множества по 2 и более свойствам. | ||
32 | Графы. Деревья. Комбинаторика | 1 | 03.05.13. | Знакомство с понятиями «граф», «дерево». Учить классифицировать и узнавать предметы по нескольким свойствам с помощью дерева. Учить решать некоторые задачи с помощью графов. | п – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации; п – выполнение задания с использованием рисунков и схем. | Учиться классифицировать предметы по нескольким свойствам с помощью дерева. Учиться решать некоторые задачи с помощью графов. | |||
33 | Контрольная работа | 1 | 10.05.13. | Учить решать некоторые задачи комбинаторного типа. Учить поиску выигрышной стратегии в некоторых играх. | Мотивация к обучению. | п – выполнение задания с использованием рисунков и схем. р - умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. | Учиться решать некоторые задачи комбинаторного типа. | ||
34 | Разбор контрольной работы. Повторение. | 1 | 17.05.13. 24.05.13. | Обобщить и повторить материал четвёртой четверти. | Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | п – анализ информации; п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности. к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Обобщить и закрепить приобретённые знания. Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности. | ||
Итого: | 34 |
Информационно-методическое обеспечение
УМК
- Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика
- А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах». Издательство «Баласс» 2007г.
Список литературы для учителя
- А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина. Методические рекомендации для учителя.
- А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах». Издательство «Баласс» 2007г.
- А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина. Методические рекомендации для учителя.
- А.Л. Семенов, Е.С. Архипова, Т.А. Рудченко "Информатика как системообразующий элемент содержания образования начальной школы"
- Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование 1-4класс М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.
Список литературы для учащихся
- А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах». Издательство «Баласс» 2007г.
Сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...