Рабочая программа по информатике 3 класс
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы Н.В. Матвеевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_kl.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 1 г. Усмани Липецкой области
им. Героя Советского Союза Б.А. Котова
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНО
НМС лицея приказом лицея от 28.08.2012 г. № 110
(протокол от 27.08.2012г. № 3) Директор лицея Э.В. Елфимова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Информатика»
3 классы
на 2012 – 2013 учебный год
Составила Нохрина Е.М.
учитель информатики
г. Усмань
2012 г.
Пояснительная записка
1. Нормативно правовые документы.
1.1. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.
1.2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
1.3. Федеральный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образовании (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312).
1.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
1.5. ФГОС начального общего образования утвержден Приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785).
1.6. Внесение изменений в ФГОС начального общего образования утверждены приказом (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011, рег. № 19707) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373.
1.7. Стандарт основного общего образований по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г, № 1089).
1.8. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г, № 1089).
1.9. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
1.10. Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ.
1.11. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
1.12. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).
1.13. Федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010 г. № 2080 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год").
1.14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий и образовательном процессе».
1.15. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075).
1.16. Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).
1.17. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.10.2010 г. № 01-180/10-01 «Об участии в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в условиях построения ОСОКО в 2011 году».
1.18. Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57) в ред. приказа МОН от 09.03.2010 года.
1.19. Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70).
1.20. Постановление № 189 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
1.21. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.1-2.4.1340-03).
1.22. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 июня 2006 г. № 03-1508 «О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений».
1.23. Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
1.24. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51 -102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся".
1.25. Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в образовании) от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
1.26. Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся а общеобразовательных учреждениях»;
1.27. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно - вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования (Разработало в Институте информатизации образования Российской академии образования).
1.28. Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой» (http://www.school.edu.ru/doc.asp?ob no= 54478).
2.Региональные нормативные документы
2.1. Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;
• Письмо УОиН Липецкой области (О формировании учебных планов образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2011/2012 учебный год» от 05.05.2011 г. № 1641;
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы обучения информатике в начальной школе:
Цели:
• формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
• знакомство с базовой системой понятий информатики;
• приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов, моделей и т. д. с помощью компьютера;
• развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
• получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании, при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.;
• обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
• воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Издревле известно, что хорошо обучает тот, кто хорошо расчленяет учебный материал на составляющие элементы — темы. Поэтому авторы данного УМК так подробно «расчленили» общую цель на цели и задачи для каждого урока, а весь учебный материал разбили на маленькие темы, чтобы даже самый слабый ученик был способен освоить весь учебный материал за один урок, — тем более, что при этом постоянно идет опора на личный жизненный опыт и ранее полученные знания и умения школьников.
Задачи:
В третьем классе решаются следующие задачи обучения информатике:
• развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
• формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов, «информационный объект» и др.;
• формирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики;
• развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах: в виде чисел, текста, рисунков;
• закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем);
• развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
• формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Сведения о программе
Место курса в базовом учебном плане. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Матвеевой Н.( указать год издания, наименование) Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Изменений в авторскую программу мною внесены не были т.к. оана полностью соответствует федеральным образовательным стандартам.
Место курса в решении общих целей и задач. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике, но, как правило, это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. И то, и другое — хорошие и полезные вещи, но... На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения. Общение - это обмен информацией между людьми. Передать информацию можно устно или в виде письменного сообщения, т. е. в виде описания. Описание может быть в текстовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным устройством, поэтому компьютер часто называют инструментом для обработки информации.
Умение учителя информатики добиваться поставленных целей, используя учебные умения, полученные на других уроках в начальной школе, интеллект и мотивы поведения детей, — это сплав знаний, педагогического опыта и искусства управления людьми. Однако цели обучения при этом должны быть четко сформулированными и конкретными.
Согласно действующему в лицее учебному плану календарно – тематическое планирование предусматривает в 4 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:
№ | Тема | Компетентность |
Человек и информация | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая | |
Действия с информацией | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая | |
Объект и его характеристика | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая | |
Информационный объект и компьютер | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
В начальной школе ученики должны:
• научиться осознанно применять общие учебные умения и навыки:
- представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
- решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера: пользоваться калькулятором, коротко отвечать на вопросы («Да»/«Нет»), задавать вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет», выполнить тестовые задания путем выбора правильного или наиболее полного ответа и т. д.;
• осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь — для общения, передачи и обмена информацией;
- кодирование — как действие по преобразованию формы представления информации;
- компьютер — как универсальный инструмент для создания информационных объектов, их преобразования, хранения и передачи;
• понимать взаимосвязь первоначальных понятий информатики (таких как «источник информации», «приемник информации», «носитель информации*, «канал связи», «объект наблюдения», «информационный объект», «модель объекта» и пр.) между собой и чувствовать их связь с объектами реальной действительности;
• получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем получить прочные и глубокие звания по информатике, в соответствии с образовательным стандартом;
освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, прежде всего умение работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, преобразование, обработку и передачу);
научиться понимать и устно описывать отношения человека и компьютера, возможности компьютера;
включать (последовательно и постепенно) в свой активный словарь ключевые понятия информатики, представляющие собой взаимосвязанную систему, развивать их содержание и объем;
развивать свои общеучебные умения и коммуникативные навыки;
научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
научиться описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунков, таблиц);
научиться ощущать (интуитивно) взаимосвязь и последовательность этапов и способов работы с информацией, ощущать учебный процесс как единое целое;
получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
научиться представлять информацию в виде текста, видеть ключевые слова в тексте и работать с его смыслом, представлять одну и ту же информацию в различных формах;
• получить первичные представления об информационной задаче, об объекте и модели объекта, об этических и правовых нормах, связанных с использованием и получением информации;
• получить элементарные навыки по использованию компьютера аля решения простых информационных и учебных задач;
• получить элементарные навыки использования компьютера в учебной деятельности (написание сочинений и рефератов, создание элементарных проектов и презентаций).
Достижение сформулированных выше задач и общей цели возможно лишь в том случае, если четко конкретизировать конечный результат каждого урока, т. е. при условии четкой постановки цели каждого урока и при достижении этих целей.
В ходе обучения информатике в третьем и четвертом классах начальной школы по описываемой программе с использованием предлагаемых учебников, рабочих тетрадей, электронных пособий и методических рекомендаций, все эти задачи могут быть успешно решены.
Содержание курса строилось на основе трех основных идей:
1) элементарное изложение школьного курса информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере;
2) разделение в представлении школьника реальной и «виртуальной» действительности, где под «виртуальной действительностью» понимаются, например, компьютерные модели;
3) формирование и развитие умения описывать объекты реальной и «виртуальной» действительности на основе умений представлять (кодировать) информацию в различных формах и на различных носителях в виде текста, рисунков, таблиц, схем, двоичных чисел и т.д.
В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления:
• системного мышления — способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих единое целое;
• алгоритмического мышления — умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий;
• объектно-ориентированного мышления — умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действий, выполняемых над этими предметами;
• формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач — умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.
В процессе обучения информатике также происходит развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию, самостоятельности и творческой активности, а это, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей и формированию общей информационной культуры младшего школьника.
Освоение различных способов работы с информацией — это сложный и продолжительный путь от первоначального знакомства с новым материалом до окончательного освоения методов работы с информацией и активного их применения на практике. В начальной школе это возможно только в процессе конкретной деятельности: чтения, ответов на вопросы, анализа учебной ситуации, решения информационных задач в рабочей тетради, выполнения тестовых заданий и конкретных заданий на компьютере.
Ученик должен хорошо усвоить этапы работы с информацией и определенные правила деятельности, а педагогическая и организационная задача учителя — так построить учебный процесс, чтобы на каждом уроке соблюдались эти этапы и правила. Тогда усвоение материала проходит легко и непроизвольно в процессе учебной деятельности. Пользуясь методическими рекомендациями к каждому уроку, это сделать нетрудно.
Некоторые вещи ученики осваивают целенаправленно, произвольно (осознанно), но, как правило, в начальной школе, в процессе реализации программы обучения многие представления, знания, умения и навыки формируются непроизвольно. Например, непроизвольно происходит получение навыков работы с информацией и формирование системно-информационной картины мира в целом.
Предлагаемый авторами учебный курс обладает определенной развивающей силой, так как в ходе его изучения происходит теоретическое обобщение знаний, полученных на уроках математики и русского языка, развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: «объект», «модель», «виды информации» и т. д.
Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы и представлен в виде учебно-методического комплекта (УМК), в который входят:
1. Три учебника (для второго, третьего и четвертого классов).
2. Рабочие тетради (по две для каждого года обучения).
3. Тетради контрольных работ и тестовых заданий (для третьего и четвертого классов).
4. Методическое пособие для учителя (для каждого класса отдельно).
5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на СО, сопровождающие каждый параграф учебника.
Технологии обучения: (в наст. время единой классификации методов нет)
1. Информационно-рецептивный метод предполагает создание для ученика ситуации, когда возникает необходимость после внимательного прослушивания (прочтения или просмотра) инструкции, выполнить практическую деятельность с использованием ЭВМ.
2. Репродуктивный (воспроизведение продемонстрированных способов действий). При этом предполагается наличие у учащихся достаточно исходных знаний, умений и навыков. Чаще всего этот метод применяется при показе решения задачи на ЭВМ.
3. Проблемный метод направлен на обучение творческой деятельности. Пример: необходимо найти нужный инструмент в графическом редакторе для того, чтобы составить изображение, предложенное в качестве образца.
4. Исследовательский метод. Является более сложным, чем (3) и для данного возраста он скорее не заключается в решении некоторой проблемы, а связан с исследованием некоторого процесса. Однако использование таких методов требует большей подготовки от учителя и учеников, а процесс получения новых знаний занимает больше времени, чем использование традиционных методов.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- практикум
Виды деятельности на уроке:
- чтение текста;
- выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;
- наблюдение за объектом изучения (компьютером);
- компьютерный практикум (работа с электронным пособием);
- работа со словарем;
- контрольный опрос, контрольная письменная работа;
- итоговое тестирование;
- эвристическая беседа;
- разбор домашнего задания;
- физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.
Учебно-методический комплект для третьего класса
Учебно-методический комплект (УМК) для третьего класса включает в себя:
1. Учебник для третьего класса.
2. Две рабочие тетради (по одной на полугодие).
3. Тетрадь контрольных работ.
4. Методическое пособие для учителя.
5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на СО.
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в общеобразовательных учебных заведениях и на обучение с применением компьютера, но может быть использован и при бескомпьютерном обучении. В любом случае рекомендуется использовать компьютер в качестве «электронной доски» во время обсуждения нового материала (презентации), при организации обучающих игр, эстафет и пр.
В курсе информатики большое значение уделяется развивающему аспекту, когда в ходе изучения материала происходит теоретическое обобщение знаний, полученных не уроках математики в русского языка, развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий («объект», «модель», «виды информации» и т. д.). В качестве дидактического материала может быть использован комплект таблиц.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами: требования «понимать» и «знать» оцениваются с помощью тестирования, требования «уметь» — посредством решения информационных задач на представление информации, кодирование и декодирование, на поиск в обработку информации и данных, на выполнение простейших заданий на компьютере и др.
Учебник информатики для третьего класса состоит из четырех частей, каждая из которых имеет особый смысл и особое значение.
Первая часть — повторение учебного материала, которые школьники изучали во втором классе. Эта часть учебника имеет особое значение для тех, кто не изучал информатику во втором классе и для кого третий класс — это первый год изучения этого предмета.
Во второй части школьники изучают действия с информацией.
Третья часть посвящена объекту и его характеристикам, к которым относятся имя объекта, его свойства, элементный состав, действия и отношения с другими объектами.
В четвертой части школьники знакомятся с понятием информационного объекта.
Поскольку в основе изучения информатики лежит опора на личный опыт школьника, на его врожденное и ранее полученное умение видеть, слышать, ощущать, понимать, говорить, рисовать, — т. е. воспринимать, хранить, преобразовывать и передавать информацию, то задача учителя на уроке информатики — назвать все эти вещи своими именами. Например, когда мы пишем и рисуем, это означает, что мы представляем информацию на некотором носителе. Кроме того, это означает, что мы создаем тексты и графические изображения, т. е. создаем информационные объекты и информационные модели. Однако разговор о моделях — это материал четвертого класса, а в третьем классе формируется понятие информационного объекта. Мир информационных объектов — это мир текстов, рисунков, схем, таблиц, числовых данных, которые содержат в себе информацию об объектах реальной действительности. Важно донести до понимания школьников, что информационные объекты одновременно являются и частью окружающего нас мира (как объекты, созданные человеком), и объектами изучения информатики.
Знания об окружающем нас мире — это внутренний мир человека, отражение реальной действительности, в которой человек живет и частью которой является. Получая информацию из внешнего мира, человек управляет собой и окружающим миром на основе своих знаний и представлений о нем. Поэтому от внутреннего мира каждого человека и от его мышления зависит качество собственной жизни и качество жизни всего человечества.
Содержание рабочей программы
Требования к уровню подготовки по окончании третьего класса
В результате изучения данного курса информатики в третьем классе школьники должны: понижать;
• какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с информацией;
• что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
• что информационные объекты служат для описания других объектов;
• что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
• что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
знать:
• основные действия с информацией: сбор, представление, кодирование, хранение, обработку и передачу;
что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
• что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
• что компьютер может работать с разными информационными объектами;
• что компьютер может накапливать, хранить, передавать и обрабатывать информацию;
• что данные — это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
• что файл — это информационный объект, который имеет имя и характеристики (дату и время создания, объем);
• что файл — это электронный документ;
уметь
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
- выполнять элементарные преобразования информации в виде таблиц, списков и схем;
- работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
- использовать оглавления, указателя, каталоги, справочники, книги, записные книжки и компьютерные источники, в том числе Интернет для поиска информации;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
- находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
- управлять экранными объектами с помощью мыши.
Структура урока информатики в третьем классе
Каждый параграф предлагается изучать в соответствии со следующей схемой урока:
1 этап: введение в урок — разминка в виде эвристической беседы или пробного тестирования по теме (3-5 мин);
2 этап: работа с теоретическим материалом с использованием электронной презентации к уроку и соответствующего текста из учебника по теме (10-12 мин);
3 этап: работа учащихся в рабочей тетради, освоение запланированных действий с информацией с фиксацией результата на бумажном носителе (5-10 мин);
4 этап: работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) по закреплению и развитию полученных теоретических знаний и получение опыта (получение и закрепление практических навыков) работы на компьютере (10-15 мин);
5 этап: устное подведение итогов по пройденной теме (3-5 мин).
Примерный типовой план каждого урока
1. Организационный момент, знакомство с оборудованием компьютерного класса (если урок проводится в компьютерном классе), правила поведения на уроке (3 мин).
2. Обобщение сведений по теме урока, известных ученикам, в виде эвристической беседы (3-5 мин).
3. Чтение вслух текстов из учебника (3-5 мин).
4. Выполнение заданий в рабочей тетради (7-10 мин).
6. Физкультминутка (2-3 мин).
в. Компьютерный практикум — работа с использованием ЭОР (5-10 мин).
7. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
8. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
Компьютерный практикум
Цель компьютерного практикума — научить учащихся начальной школы:
• представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
• выполнять элементарные преобразования информации — из ряда в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
• работать с экранными (электронными) текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
• производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
• осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
• использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
• создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
• находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
• управлять экранными объектами с помощью мыши;
• получить навыки набора текста с клавиатуры.
Компьютерный практикум рекомендуется проводить, активно используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые специально созданы для организации компьютерного практикума на уроке информатики в начальной школе. С помощью ЭОР можно организовать компьютерный практикум в контексте любого конкретного подхода к обучению в рамках содержания, которое изложено в программе обучения и отражено в учебнике.
Учебно - тематическое планирование
Человек и информация – 6 ч.
- Человек и информация.
- Источники и приемники информации.
- Искусственные и естественные источники информации.
- Носители информации.
- Что мы знаем о компьютере.
- Контрольная работа №1 по теме «Человек и информация».
Требования к уровню подготовки учащихся:
Действия с информацией – 8 ч.
- Немного истории о действиях с информацией.
- Сбор информации.
- Представление информации.
- Кодирование информации.
- Декодирование информации.
- Хранение информации.
- Обработка информации. Подготовка к контрольной работе.
- Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией».
Требования к уровню подготовки учащихся:
Объект и его характеристика – 10 ч.
- Объект.
- Имя объекта.
- Свойства объекта.
- Общие и отличительные свойства.
- Существенные свойства и принятие решения.
- Элементный состав объекта.
- Действия объекта.
- Отношения между объектами.
- Повторение по теме «Объект и его характеристика». Подготовка к контрольной работе.
- Контрольная работа №3 по теме «Объект и его характеристика».
Информационный объект и компьютер – 10 ч.
- Информационный объект и смысл.
- Документ как информационный объект.
- Электронный документ и файл.
- Текст и текстовый редактор.
- Изображение и графический редактор.
- Схема и карта.
- Число и программный калькулятор.
- Таблица и электронные таблицы. Подготовка к контрольной работе.
- Контрольная работа №4 по теме «Информационный объект и компьютер».
- Повторение по теме «Информационный объект и компьютер».
Повторение – 1 час
- Повторение тем за курс 3 класса.
Календарно - тематическое планирование 3 класс
(лицей № 1 г. Усмани)
№ п/п | Тема | Цели | Д/з | Дата | |
план | факт | ||||
Вводный урок техника безопасности на уроках информатики | Инструктаж по ТБ № 99, 18, 120. | Записи в тетради | 03.09. | ||
§ 1. Человек и информация | Умение выделять информационную составляющую в деятельности человека | § 1, вопросы | 10.09. | ||
§ 2. Источники и приемники информации | Познакомится с различиями и особенностям источников и приемников информации. | § 2, вопросы | 17.09. | ||
§3 Искусственные и естественные источники информации | Показать значение искусственных и естественных приемников информации. Разделить их понятия | § 3 | 24.09. | ||
§ 4. Носители информации | Обобщить сведения о носителях информации, познакомить с историей их совершенствования, их роль | § 4 | 01.10. | ||
§ 5. Компьютер | Обобщить сведения о ПК, прививать навыки управления компьютером | § 5 | 08.10. | ||
Повторение. Работа с понятиями и терминами | Обобщить знания учащихся по теме «Действия с информацией», о разных видах действий с информацией. | Повторить § 1 - § 5 | 15.10. | ||
Контрольная работа № 1по теме «Человек и информация» | Проверить уровень усвоения учебного материала | Повторить § 1 - § 5 | 22.10. | ||
§ 6. Немного истории о действиях с информацией | Обобщить сведения об информации и о способах ее представления, о способах восприятия, о носителях информации | § 6 | 2910. | ||
§ 7. Сбор информации | Познакомить учащихся с различными способами сбора информации | § 7 | 12.11 | ||
§8. Представление информации | Познакомить учащихся с различными способами и формами представления информации | § 8 | 19.11. | ||
§ 9. Кодирование информации | Познакомить с кодированием информации | § 9 | 26.11. | ||
§10.Декодирование информации | Познакомить с обратным процессом кодирования – декодирования. | § 10 | 03.12. | ||
§11. Хранение информации | Познакомить учащихся с новым действием с информацией - хранением | § 11 | 10.12. | ||
§ 12. Обработка информации | Познакомить учащихся с новым действием с информацией – ее обработкой | § 12 | 17.12. | ||
Контрольная работа № 2 по теме «Действия с информацией» | Проверить уровень усвоения учебного материала | Повторить § 6-§ 12 | 24.12. | ||
§ 13. Объект § 14. Имя объекта | Сформировать представление об объекте, рассмотреть основные его категории. Сформировать представление об имени объекта. | § 13 § 14 | 14.01. | ||
§15. Свойства объекта | Рассмотреть характерные свойства различных объектов | § 15 | 21.01. | ||
§ 16. Общие и отличительные свойства | Сформировать представления об общих и отличительных свойствах объектов, их категорий | § 16 | 28.01. | ||
§17.Существенные свойства и принятие решения | Рассмотреть свойства различных объектов в ситуации выбора | § 17 | 04.02 | ||
§ 18. Элементный состав объекта | Сформировать понятие об элементарном свойстве объектов | § 18 | 11.02. | ||
§ 19. Действия объекта | Сформировать представление о действиях объектов | § 19 | 18.02. | ||
§20. Соотношения между объектами | Сформировать понятие об отношениях объектов | § 20 | 25.02. | ||
Повторение. Работа со словарем | Обобщить, закрепить полученные знания | Повторить § 13-§ 20 | 04.03. | ||
Контрольная работа № 3 по теме: «Объект и его характеристика» | Проверить уровень усвоения учебного материала | Повторить § 13-§ 20 | 11.03. | ||
§21.Информационный объект и смысл | Представлять объект в виде описания или изображения | § 21 | 18.03. | ||
§ 22. Документ как информационный объект | Сформировать представление о документе как об информационном объекте | § 22 | 01.04. | ||
§ 23. Электронный документ и файл | Сформировать первичные представление о видах памяти, особенности различных видов памяти. | § 23 | 08.04. | ||
§ 24. Текст и текстовый редактор | Ввести понятие текст и раскрыть его суть с точки зрения компьютерных технологий | § 24 | 15.04. | ||
§ 25. Изображение и графический редактор | Сформировать представление об изображении как об информационном объекте | § 25 | 22.04. | ||
§ 26. Схема и карта | познакомить учащихся с особенностями изображения графических объектов на картах и схемах | § 26 | 29.05 | ||
§ 27. Число и программный калькулятор. | Показать различия в использовании для информации текста, изображения и числа. | § 27 | 06.05. | ||
§ 28 Таблица и электронная таблица | Сформировать представление о таблице | § 28 | 13.05. | ||
Контрольная работа № 4 по теме «Информационный объект и компьютер» | Проверить уровень усвоения учебного материала | Повторить § 21-§ 28 | 20.05. | ||
Повторение | 27.05. |
Календарно - тематическое планирование 3 класс
Студенский филиал лицея № 1 г. Усмани
№ п/п | Тема | Цели | Д/з | Дата | |
план | факт | ||||
Вводный урок техника безопасности на уроках информатики | Инструктаж по ТБ № 99, 18, 120. | Записи в тетради | 01.09. | ||
§ 1. Человек и информация | Умение выделять информационную составляющую в деятельности человека | § 1, вопросы | 08.09. | ||
§ 2. Источники и приемники информации | Познакомится с различиями и особенностям источников и приемников информации. | § 2, вопросы | 15.09. | ||
§3 Искусственные и естественные источники информации | Показать значение искусственных и естественных приемников информации. Разделить их понятия | § 3 | 22.09. | ||
§ 4. Носители информации | Обобщить сведения о носителях информации, познакомить с историей их совершенствования, их роль | § 4 | 29.09. | ||
§ 5. Компьютер | Обобщить сведения о ПК, прививать навыки управления компьютером | § 5 | 06.10. | ||
Повторение. Работа с понятиями и терминами | Обобщить знания учащихся по теме «Действия с информацией», о разных видах действий с информацией. | Повторить § 1 - § 5 | 13.10. | ||
Контрольная работа № 1по теме «Человек и информация» | Проверить уровень усвоения учебного материала | Повторить § 1 - § 5 | 20.10 | ||
§ 6. Немного истории о действиях с информацией | Обобщить сведения об информации и о способах ее представления, о способах восприятия, о носителях информации | § 6 | 27.10 | ||
§ 7. Сбор информации | Познакомить учащихся с различными способами сбора информации | § 7 | 03.11. | ||
§8. Представление информации | Познакомить учащихся с различными способами и формами представления информации | § 8 | 17.11. | ||
§ 9. Кодирование информации | Познакомить с кодированием информации | § 9 | 24.11. | ||
§10.Декодирование информации | Познакомить с обратным процессом кодирования – декодирования. | § 10 | 01.12. | ||
§11. Хранение информации | Познакомить учащихся с новым действием с информацией - хранением | § 11 | 08.12. | ||
§ 12. Обработка информации | Познакомить учащихся с новым действием с информацией – ее обработкой | § 12 | 15.12. | ||
Контрольная работа № 2 по теме «Действия с информацией» | Проверить уровень усвоения учебного материала | Повторить § 6-§ 12 | 22.12. | ||
§ 13. Объект § 14. Имя объекта | Сформировать представление об объекте, рассмотреть основные его категории. Сформировать представление об имени объекта. | § 13 § 14 | 29.12. | ||
§15. Свойства объекта | Рассмотреть характерные свойства различных объектов | § 15 | 12.01. | ||
§ 16. Общие и отличительные свойства | Сформировать представления об общих и отличительных свойствах объектов, их категорий | § 16 | 19.01. | ||
§17.Существенные свойства и принятие решения | Рассмотреть свойства различных объектов в ситуации выбора | § 17 | 26.01. | ||
§ 18. Элементный состав объекта | Сформировать понятие об элементарном свойстве объектов | § 18 | 02.02 | ||
§ 19. Действия объекта | Сформировать представление о действиях объектов | § 19 | 09.02. | ||
§20. Соотношения между объектами | Сформировать понятие об отношениях объектов | § 20 | 16.02. | ||
Контрольная работа № 3 по теме: «Объект и его характеристика» | Проверить уровень усвоения учебного материала | Повторить § 13-§ 20 | 01.03. | ||
§21.Информационный объект и смысл | Представлять объект в виде описания или изображения | § 21 | 15.03. | ||
§ 22. Документ как информационный объект | Сформировать представление о документе как об информационном объекте | § 22 | 05.04. | ||
§ 23. Электронный документ и файл | Сформировать первичные представление о видах памяти, особенности различных видов памяти. | § 23 | 12.04. | ||
§ 24. Текст и текстовый редактор | Ввести понятие текст и раскрыть его суть с точки зрения компьютерных технологий | § 24 | 19.04. | ||
§ 26. Схема и карта | познакомить учащихся с особенностями изображения графических объектов на картах и схемах | § 26 | 26.04. | ||
§ 27. Число и программный калькулятор. | Показать различия в использовании для информации текста, изображения и числа. | § 27 | 03.05. | ||
§ 28 Таблица и электронная таблица | Сформировать представление о таблице | § 28 | 10.05. | ||
Повторение. Работа с понятиями и терминами | Обобщить знания учащихся по теме «Действия с информацией», о разных видах действий с информацией. | Повторить § 21 - § 28 | 17.05. | ||
Контрольная работа № 4 по теме «Информационный объект и компьютер» | Проверить уровень усвоения учебного материала | Повторить § 21-§ 28 | 24.05. | ||
Обобщающий урок | 31.05. |
Литература
- Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова Информатика и ИКТ для 3 класса Методическое пособие – 2-е изд. испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г. – 399 с.: ил.
- Журин А.А., Бондаренко Е.А., Милютина И.А. Технческие средства обучения в современной школе. М., 2004г.
- Логвинов И.И. На пути к теории обучения. М., 1999 г.
- Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф., Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н Исаев. М.: Школа – Пресс, 1997 г.
- Информатика. 3 кл.: рабочая тетрадь. Ч. 1. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика. 3 кл.: рабочая тетрадь. Ч. 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы/ авт. – сост. Т.К. Смыковская.-3-е изд. Стереотип. – М.: Планета, 201 г. – 224 с. – (образовательный стандарт).
- Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. Кроссворды, из истории информатики./Авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. – М.: Планета 2011 г. – 176 стр. – (учение с увлечением).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...