урок информатики
план-конспект урока по информатике (4 класс) по теме

Вдовина Яна Анатольевна

 

Конспект урока

Разработали: Вдовина Я.А., Аксенова А.С.

4 класс 

    

Тема: Модель объекта  

                                            

Цель:   Сформировать представление о модели объекта и процессе моделирования как инструмент собственно­го действия школьника

Задачи:

          Предметные:

·         развивать умения: выделять свойства оригинала, отраженные в его модели;

·         выполнять действия информа­ционного моделирования;

·         развивать информационную культуру;

·         познакомить учащихся с информационными задача­ми, решающимися методами моделирования.

Метапредметные:

·         осуществлять выбор вида модели, форму представления информации, опти­мально отражающую существенные свойства моде­лируемого объекта согласно цели моделирования;

·         уметь выполнять последовательность действий при выполнении;

·         овладение средствами знаково-символической деятельности;

·         умение выполнять аналитические дей­ствия, направленные на выделение деталей и при­знаков, дифференцирование среди них второстепенных и существенных признаков;

·         использование операций сравнения, синте­за и обобщения;

Личностные:

·         уметь сравнивать ожидаемые и достигнутые результаты между собой (например, ожидал научиться создавать модели, сумел за урок научиться описывать модели);

·         уметь давать оценку деятельности и результату деятельности (понимаю цель и знаю средство ее достижения: решение задачи в рабочей тетради и на компьютере, чтение учебных текстов, выполнение устных упражнений, ответы на вопросы и т. д.);

·           осознавать значение новых знаний и умений для себя, своей жизни (будет легче работать с предметными моделями.

 

Тип урока: урок решения проектной задачи

 

Форма урока: групповая работа

 

Технология: системно-деятельностный подход

 

Формы работы: фронтальная, групповая.

 

Методы по характеру учебно-познавательной деятельности: проблемный, поисковый.

 

Приемы : проблемная ситуация, групповая дискуссия.

 

Этапы урока

 

1.Ситуация успеха – 2 мин

 

2.Ситуация разрыва – 3 мин

 

3.Постановка учебной задачи – 15 мин

 

4. Учебные действия для решения УЗ – 10 мин

 

5.Рефлексивная Де – 7 мин

 

6.Оценка и контроль в ходе рефлексии – 3 мин

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР

Ситуация успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация разрыва

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учебные действия для решения УЗ

 

 

 

Рефлексивная Де

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка и контроль в ходе рефлексии

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10мин

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

Здравствуйте, ребята. Вы готовы к деятельности по открытию нового знания? На столах лежат пенал,

учебник и тетрадь.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

Проверка готовности учащихся

к уроку, организация внимания.

Сегодня у нас необычный урок к нам пришли   гости. Кто они?

Как вы думаете, чем они занимаются?

 

 

Вот у наших гостей возник 1 вопрос.

Как, изображенные предметы,  назвать одним словом?

Тогда посоветуйтесь в группе и попробуйте ответить на этот вопрос.

 

Назовите тему нашего урока и его цели.

 

Правильно. Тема нашего урока модель объекта. А на уроке мы будем изучать понятие модель, разновидности моделей и моделировать.

 

Тогда скажите, какие модели,  вы знаете?  И с какими реальными объектами их соотносят?

А давайте проверим.

Кукла ?

Плюшевый мишка?

Игрушечная машина?

 

Ребус?

Тогда у наших гостей возник вопрос: А что же такое модель?

Научное определение модели звучит так:

Модель – это упрощенное подобие реального объекта

 

Ну вот,  у наших гостей возник еще вопрос, вы знаете, что такое модель. А на какие группы можно разделить модели? Работая в группах,  вы должны определить на какие группы вы могли бы разбить данные модели.

 

Защитите свои проекты.

 

 

 

 

 

 

 

Все  ли члены других групп согласны в выступающими. Тогда какой можно сделать вывод?

 

Давайте проверим. ( проверка на  слайде)

 

Приведите примеры информационных и материальных моделей. И докажите свое решение.

Давайте проверим предложенные модели наших гостей. Нет ли там ошибки?

Посоветуйтесь в группах и дайте  определение  понятию «материальная модель» и « информационная модель»?

А сейчас мы слушаем ваши предположения.

 

Давайте проверим ваши ответы с научными определениями.

Так что мы узнали?

 

 

Но у наших  гостей есть для вас занимательное задание. Отгадайте слово,  основываясь на знании алфавита.

А что такое моделирование?

Давайте проверим. Моделирование это процесс создания модели.

Но у наших гостей опять возник вопрос. А для чего нужно моделирование? Посоветуйтесь в группах и ответьте на вопрос.

Вы со всем справились, но мне хотелось бы, чтобы вы составили кластер по тому, что узнали на уроке.

Ну а я составила вот такой кластер.

 

Вы многое узнали на уроке, но у наших гостей есть для вас творческое задание.

Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ПИСАТЬ

 

 

Вы сегодня работали в группах. Попробуйте оценить работу каждого члена группы.

А наши герои  хотят, что бы вы ответили на вопросы:

- Что нового узнали?

 

 

 

- Какие модели объектов вы знаете?

- Моделью,  какого объекта оригинала  является глобус?

- Цели,  поставленные в начале урока,  достигнуты?

 

Вы сегодня очень хорошо работали. Так оцените свою деятельность на уроке.

Наши герои прощаются с вами и задают вам домашнее задание.

Проверяют готовность к уроку.

Готовятся к уроку, проверяют принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художник, писатель, конструктор

Художник – рисует, писатель – пишет , конструктор – создает предметы.

 

Не знаем.

 

 

Обсуждая в группе, дети приходят к решению, что это можно назвать модели.

 

 

Наверное,  мы будем рассматривать модели  и сравнивать их с реальными объектами. Ну а цель: научиться находить модели и моделировать.

 

 

Предположения детей.

 

 

Кукла – модель человека.

Плюшевый мишка – модель медведя.

Игрушечная машина – модель реальной машины.

Ребус уменьшенная модель Земли.

Предположение детей.

 

 

 

 

Обсуждение в группах. Защита своих проектов.

 

 

 

Представленные модели можно разделить на игрушки и на предметы, которые несут определенную информацию. Или другими слова мы можем узнать из моделей определенную информацию. Например: модель карта несет информацию о строении рельефа местности или  путь следования или географическое название объектов.

 

Мы разбили на игрушки и на модели несущие определенную информацию.

Сверяют свои выступления с правильными результатами.

Предположения детей с доказательством.

 

Проверяют.

 

Работа в группах и обсуждение.

 

 

Представитель группы дает определение понятиям.

Проверяют.

 

Что есть модели это упрощенное подобие реального объекта. Объекты бывают – материальные и информационные.

Работая в группах,  дети разгадывают слово.

Получилось слово МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

Предположение детей

 

 

Обсуждение детей в группах. Представление своего мнения.

 

Ребята составляют кластер. Объясняют его.

 

Смотрят составленный кластер учителя.

 

 

 

 

 

 

Ребята оценивают работу в группе и дают объяснение своему решению.

 

Мы узнали , что такое моделирование, модель. Какие разновидности моделей есть. С какой целью создаются модели.

Модели бывают материальные и информационные.

Глобус уменьшенная модель Земли.

 

Да достигнуты.

 

Заполняют рефлексивные листы.

 

Дети записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

 

Слайд 8

Слайд 9

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

Слайд 14

 

 

Слайд 15.

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

 

Слайд 17 – 18

 

Слайд 19

 

 

Слайд 20

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 21

 

Слайд 22.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_informatika.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Разработали: Вдовина Я.А., Аксенова А.С.

4 класс  

     

Тема: Модель объекта  

                                             

Цель:   Сформировать представление о модели объекта и процессе моделирования как инструмент собственного действия школьника

Задачи:

          Предметные:

  1. развивать умения: выделять свойства оригинала, отраженные в его модели;
  2. выполнять действия информационного моделирования;
  3. развивать информационную культуру;
  4. познакомить учащихся с информационными задачами, решающимися методами моделирования.

Метапредметные:

  1. осуществлять выбор вида модели, форму представления информации, оптимально отражающую существенные свойства моделируемого объекта согласно цели моделирования;
  2. уметь выполнять последовательность действий при выполнении;
  3. овладение средствами знаково-символической деятельности;
  4. умение выполнять аналитические действия, направленные на выделение деталей и признаков, дифференцирование среди них второстепенных и существенных признаков;
  5. использование операций сравнения, синтеза и обобщения;

Личностные:

  1. уметь сравнивать ожидаемые и достигнутые результаты между собой (например, ожидал научиться создавать модели, сумел за урок научиться описывать модели);
  2. уметь давать оценку деятельности и результату деятельности (понимаю цель и знаю средство ее достижения: решение задачи в рабочей тетради и на компьютере, чтение учебных текстов, выполнение устных упражнений, ответы на вопросы и т. д.);
  3. осознавать значение новых знаний и умений для себя, своей жизни (будет легче работать с предметными моделями.

Тип урока: урок решения проектной задачи 

Форма урока: групповая работа

Технология: системно-деятельностный подход

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы по характеру учебно-познавательной деятельности: проблемный, поисковый.

Приемы : проблемная ситуация, групповая дискуссия.

Этапы урока

1.Ситуация успеха – 2 мин

2.Ситуация разрыва – 3 мин

3.Постановка учебной задачи – 15 мин

4. Учебные действия для решения УЗ – 10 мин

5.Рефлексивная Де – 7 мин

6.Оценка и контроль в ходе рефлексии – 3 мин

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР

Ситуация успеха

Ситуация разрыва

Постановка учебной задачи

 Учебные действия для решения УЗ

Рефлексивная Де

Оценка и контроль в ходе рефлексии

2 мин

3 мин

15 мин

10мин

7 мин

3 мин

Здравствуйте, ребята. Вы готовы к деятельности по открытию нового знания? На столах лежат пенал,

учебник и тетрадь.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

Проверка готовности учащихся

к уроку, организация внимания. 

Сегодня у нас необычный урок к нам пришли   гости. Кто они?

Как вы думаете, чем они занимаются?

Вот у наших гостей возник 1 вопрос.

Как, изображенные предметы,  назвать одним словом?

Тогда посоветуйтесь в группе и попробуйте ответить на этот вопрос.

Назовите тему нашего урока и его цели.

Правильно. Тема нашего урока модель объекта. А на уроке мы будем изучать понятие модель, разновидности моделей и моделировать.

Тогда скажите, какие модели,  вы знаете?  И с какими реальными объектами их соотносят?

А давайте проверим.

Кукла ?

Плюшевый мишка?

Игрушечная машина?

Ребус?

Тогда у наших гостей возник вопрос: А что же такое модель?

Научное определение модели звучит так:

Модель – это упрощенное подобие реального объекта

Ну вот,  у наших гостей возник еще вопрос, вы знаете, что такое модель. А на какие группы можно разделить модели? Работая в группах,  вы должны определить на какие группы вы могли бы разбить данные модели.

Защитите свои проекты.

Все  ли члены других групп согласны в выступающими. Тогда какой можно сделать вывод?

Давайте проверим. ( проверка на  слайде)

Приведите примеры информационных и материальных моделей. И докажите свое решение.

Давайте проверим предложенные модели наших гостей. Нет ли там ошибки?

Посоветуйтесь в группах и дайте  определение  понятию «материальная модель» и « информационная модель»?

А сейчас мы слушаем ваши предположения.

Давайте проверим ваши ответы с научными определениями.

Так что мы узнали?

Но у наших  гостей есть для вас занимательное задание. Отгадайте слово,  основываясь на знании алфавита.

А что такое моделирование?

Давайте проверим. Моделирование это процесс создания модели.

Но у наших гостей опять возник вопрос. А для чего нужно моделирование? Посоветуйтесь в группах и ответьте на вопрос.

Вы со всем справились, но мне хотелось бы, чтобы вы составили кластер по тому, что узнали на уроке.

Ну а я составила вот такой кластер.

Вы многое узнали на уроке, но у наших гостей есть для вас творческое задание.

Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ПИСАТЬ

Вы сегодня работали в группах. Попробуйте оценить работу каждого члена группы.

А наши герои  хотят, что бы вы ответили на вопросы:

- Что нового узнали?

- Какие модели объектов вы знаете?

- Моделью,  какого объекта оригинала  является глобус?

- Цели,  поставленные в начале урока,  достигнуты?

Вы сегодня очень хорошо работали. Так оцените свою деятельность на уроке.

Наши герои прощаются с вами и задают вам домашнее задание.

Проверяют готовность к уроку.

Готовятся к уроку, проверяют принадлежности.

Художник, писатель, конструктор

Художник – рисует, писатель – пишет , конструктор – создает предметы.

Не знаем.

Обсуждая в группе, дети приходят к решению, что это можно назвать модели.

Наверное,  мы будем рассматривать модели  и сравнивать их с реальными объектами. Ну а цель: научиться находить модели и моделировать.

Предположения детей.

Кукла – модель человека.

Плюшевый мишка – модель медведя.

Игрушечная машина – модель реальной машины.

Ребус уменьшенная модель Земли.

Предположение детей.

Обсуждение в группах. Защита своих проектов.

Представленные модели можно разделить на игрушки и на предметы, которые несут определенную информацию. Или другими слова мы можем узнать из моделей определенную информацию. Например: модель карта несет информацию о строении рельефа местности или  путь следования или географическое название объектов.

Мы разбили на игрушки и на модели несущие определенную информацию.

Сверяют свои выступления с правильными результатами.

Предположения детей с доказательством.

Проверяют.

Работа в группах и обсуждение.

Представитель группы дает определение понятиям.

Проверяют.

Что есть модели это упрощенное подобие реального объекта. Объекты бывают – материальные и информационные.

Работая в группах,  дети разгадывают слово.

Получилось слово МОДЕЛИРОВАНИЕ

Предположение детей

Обсуждение детей в группах. Представление своего мнения.

Ребята составляют кластер. Объясняют его.

Смотрят составленный кластер учителя.

Ребята оценивают работу в группе и дают объяснение своему решению.

Мы узнали , что такое моделирование, модель. Какие разновидности моделей есть. С какой целью создаются модели.

Модели бывают материальные и информационные.

Глобус уменьшенная модель Земли.

Да достигнуты.

Заполняют рефлексивные листы.

Дети записывают домашнее задание.

Слайд 4

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15.

Слайд 16

Слайд 17 – 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики на тему: "Равно - не равно, больше - меньше. Информатика 1 класс - Танграм." (УМК: "2100", 1 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях равно – не равно, больше – меньше;развитие произвольного внимания.Планируемые результаты:    Предметные:уметь...

Конспект урока информатики «Симметрия Paint (кривая линия)» (Информатика, 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование понятия симметричности фигур;развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления, внимания, воображения;развитие умений...

Конспект урока информатики «Последовательность событий. Алгоритм. WordPad цифры, знаки.» (Информатика, 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование понятия последовательности событий;развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления, внимания, воображения;развитие умений...

Конспект урока по информатике для первого класса «Путешествие Информашки в первый класс на урок информатике»

Конспект урока по информатике для первого класса «Путешествие Информашки в первый класс на урок информатике» h1 { margin-bottom: 0.21cm } h1.western { font-family: "Liberation Serif"...

Технологическая карта урока информатики. Тема:"Признаки предметов. Информатика 1 класс: Внимание" (1 класс, УМК "Школа 2100").

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “признаки предметов”.Задачи урокаДидактические:Повторить определение “признаки предметов”;Отрабатывать...

Технологическая карта урока информатики. Тема:"Понятия “равно”, “неравно”, отношения “больше”, “меньше”. Информатика 1 класс: Внимание"(1 класс, УМК "Школа 2100").

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий “равно”, “неравно”, “больше”, “меньше”. Задачи урокаДидактические:И...

Технологическая карта урока информатики «Симметрия. Paint: создание и сохранение рисунка» ("Информатика в играх и задачах", 2 класс)

Цель урока: закрепление знаний о симметрии и оси симметрии, создание условий по формированию умения создавать и сохранять рисунок в paint.Задачи урока              ...