Программа кружка "Инфознайка"
календарно-тематическое планирование по информатике (3 класс) по теме

Абдирахманова Миляуша Аруновна

Даётся пояснительная записка, программа кружка и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infoznayka.docx49.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ленино- Кокушкинская СОШ»

Программа кружка  «  Инфознайка »

                         3- 4 классы

Автор - составитель: Учитель начальных классов  Абдирахманова Миляуша Аруновна

 Пояснительная записка

В современном образовании коренным образом изменены цели и задачи, акцент перенесён с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация образования на личностно - ориентированный подход; школы обеспечиваются компьютерами. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, и др.

В настоящий время, нельзя себе представить не одно производственное предприятие, на котором не используются компьютерные технологии. Сейчас осуществление любой деятельности проводится с максимальным использованием персональных компьютеров. Умение работать на компьютере также важно как и писать и считать.

Программа для учащихся 3-х классов рассчитана на 68 чаов (2 часа в неделю, 1 группа). Учащиеся 3 классов не изучают предмет «Основы информатики и вычислительной техники», поэтому данная программа основная цель курса – формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможности компьютера. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.

Основные задачи программы – познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или программа, способствовать развитию творческих способностей учащихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации.

Среди педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность. Одной из форм проектной деятельности является разработка и выполнение учебных проектов. Обучение проекту на начальном этапе обучения – первый шаг к исследовательской работе. Вот почему так важно с первых шагов дать почувствовать учащимся вкус к творчеству.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или практических заданий. Для изучения курса предусмотрено использование мультимедийных технологий, таких как презентации, участие в сетевых конкурсах и проектах. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований техники безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.

Программа предусматривает получение учащимися теоретических знаний и практического навыка работы на компьютере. Обучение по программе не требует базовых знаний по информационным технологиям. В основе программы используется такой тип воспитательной системы, как индивидуально – личностной ориентации учащихся. Видом воспитательной системы является развитие индивидуальности и самореализация при создании информационных ресурсов.

ПРОГРАММА КРУЖКА

Содержание курса включает следующие разделы:

  1. Системная среда Windows.
  2. Технология работы с графикой.
  3. Создание мультимедийных презентаций.
  1. Освоение системной среды Windows – 25часов.

Настройка параметров Рабочего стола. Представление о файле и папке. Действия над папками и файлами. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления
  2. что такое папка и файл;
  3. основные действия над папкой и файлом;
  4. представление о приложении, документе, задаче;
  5. назначение и структуру графического интерфейса;
  6. технологию обмена данными через буфер обмена;

Учащиеся должны уметь:

  1. изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
  2. просматривать информацию о параметрах папки и файла;
  3. выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;
  4. выполнять стандартные действия с окнами;
  5. осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;
  6. работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad;
  7. создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;
  1. Графические возможности компьютера - 15 часов.

Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые действия с объектами. Инструменты графического редактора. Создание растровой и векторной графики.

Учащиеся должны знать:

  1. Возможности графического редактора Paint;
  2. особенности растровой и векторной графики;
  3. основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
  4. технологию создания и редактирования графических объектов.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать и редактировать любой графический объект;
  2. осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.
  1. Создание презентации в программе Power Point – 28 часов.

Назначение программы Power Point. Основные объекты. Анимация. Переход слайдов.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение программы Power Point;
  2. технологию работы с программой Power Point;

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать слайды;
  2. объекты на слайдах;

Особенности содержания

Эпиграфом к проектному обучению может стать китайская пословица: «Скажи мне – и я позабуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». 

Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Цель исследовательского проекта - расширить те знания, которые учащиеся уже получили в урочное время. Учебный проект можно рассматривать как совместно учебно–познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся–партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод проектов с использованием компьютерных технологий позволит сформировать у учащихся различные «компетентности». Созданные с его помощью учебно-методические материалы способствуют активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию воображения, творческих способностей. Создание школьной газеты позволяет детям познакомиться с основами издательского дела, приучает к самостоятельности, учит видеть перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению, видеть проблему в ширину и глубину, развивает гибкость мышления, дети становятся более коммуникабельными. Создавая собственные презентации или публикации, учащиеся более глубоко осваивают информационные технологии; осознают, что компьютер-это не только средство для развлечений и игр, а средство для обучения, получения знаний, навыков.

Целевые установки программы

Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

Исходя из данных целей, работа в  кружке  « Инфознайка » предполагает решать следующие методические задачи:

1. Формировать критическое и творческое мышления учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

2. Развивать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение применять и интерпретировать (т.е. толковать) информацию.

3. Стимулировать интересы учащихся через творческие задания, требующие работы воображения.

4. Учить связывать конкретные вопросы с более общими, направляя исследовательский процесс раскрытия важных понятий в нужное русло.

5. Учить проводить исследования и оформлять результаты, чётко излагая свои мысли.

6. Учить обрабатывать цифровую и графическую информацию, анализировать данные и подавать новые идеи.

Воспитывать умение работать в «команде», чувство коллективизма.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: микротехнология.

Методологический подход: развивающий, личностно-ориентированный, практико-ориентированный.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационно – операционная (Знания Умения Навыки + Способы Умственных Действий)

Характер содержания: обучающий, общеобразовательный.

Вид социально – педагогической деятельности: развивающая.

Тип управления учебно – воспитательным процессом: система малых групп.

Организационная форма: внеурочная, индивидуально – групповая.

Преобладающие средства: действенно – практические + вербальные.

Подход к ребенку и характеру воспитательных взаимодействий: педагогика сотрудничества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Количество часов

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Настройка параметров Рабочего стола

2

1

1

1

2.

Создание папок и документов на рабочем столе

2

2

1

3.

Работа в Paint

14

1

13

6

4.

Работа с программой Microsoft Word

18

1

17

9

5.

Работа в WordArt

4

1

3

2

6.

презентации 

8

2

6

4

9.

Создание учебных проектов

18

2

16

9

10.

Защита учебных проектов

2

2

1

Итого:

68

8

60                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

34

Вводное занятие. /2часа/

Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с содержанием курса программы. Включение и выключение компьютера. Наблюдение и работа с элементами рабочего стола: значками, ярлыками. Работа с элементами рабочего стола; создание папок на рабочем столе; переименование папки, документа; удаление объектов.

Создание папок и документов на рабочем столе /2 часа/

Обучение созданию папок и документов на рабочем столе.

Работа в Paint /14часов/

Знакомство с возможностями программы Paint. Запуск и выход Paint. Обзор пунктов горизонтального меню. Обзор пунктов вертикального меню. Знакомство с палитрой. Создание рисунков с помощью автофигур. Редактирование и исправление рисунка, фотографии.

Работа с программой Microsoft Word. /18 часов/

Знакомство с возможностями Word. Запуск Word. Выход из Word. Обзор пунктов горизонтального меню. Обзор пунктов вертикального меню. Подготовка первого документа. Набор текста. Постановка текста в нужное место. Удаление рамки вместе с текстом. Вставка картинки из библиотеки компьютера. Увеличение, уменьшение и перемещение картинки. Знакомство с правилами редактирования текста: исправление ошибок, раздвижение и сдвижение слов, перемещение предложений, удаление предложений, увеличение и уменьшение размера букв. Набор и печать рассказа о семье.

Работа в WordArt /4 часа/

Вставка объектов WordArt для выделения в документе заголовка или комментарий. Создание подарочной открытки с использованием WordArt.

Работа с программой Power Point /8 часов/

Знакомство с основными приёмами работы с Microsoft Power Point (применение шаблонов оформления, вставка картинок из коллекции, добавление эффектов анимации, добавление гиперссылок, вставка диаграммы). Оформление презентации. Демонстрация и защита проекта.

Создание учебных проектов /18часов/

  1. Знакомство учащихся с проектной деятельностью как новым видом обобщения изученного материала.
  2. Ознакомление с примерами проектов учащихся с его составными частями. Планирование сценария презентации учащегося, как представление его самостоятельной (индивидуальной или в группе) работы по проекту. Обзор и обсуждение основных частей презентации. Планирование самостоятельных действий учащихся на следующий этапах:
  3. Предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения;
  4. Практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии;
  5. Исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, обсуждение научных проблем;
  6. Распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа; Планирование презентации;

Практика /18 часов/

  1. Самостоятельные и коллективные действия учащихся под руководством учителя:
  2. Мозговой штурм, обсуждения темы проекта;
  3. Практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии;
  4. Исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, обсуждение научных проблем;
  5. Распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа;
  6. Планирование презентации;
  7. Создание презентации учащихся:
  8. Запуск Microsoft Power Point.
  9. Создание структуры презентации (создание слайдов)

Защита учебных проектов /2 часов/

Демонстрация и защита проекта.

Список литературы:

1. Дунаев В.В. Сам себе Web-мастер.- СПб.: БХВ-Петербург; Арлит. 2000.

2. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.

3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М., 1998г.;

4. «Педагогика наших дней»/ Сост. В.П. Бедерханова. – Краснодар, 1989 г.;

5. Роберт И.В. «Современные информационные технологии в школьном образовании», М., Школа – Пресс, 2004 г.;

6. «Дидактические основы компьютерного обучения», Л., 2005 Г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...