рабочая программа по информатике 3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «ООШ с.Холманка » __________/__Бровкова Т.В./ «___»____________2012 г. | «Согласовано» Директор МКОУ «ООШ с.Холманка » _________/Тюлюгенева Г.Е./ Приказ № _____ от «___»___________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Белоусовой Валентины Николаевны
Учителя второй квалификационной категории
по учебному курсу «Информатика и ИКТ»
3 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол №
от « »августа 2012г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Информатика в играх и задачах» авторов Горячева А.В., Суворовой Н.И., Гориной К.И.
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» 3 класс в 2-х частях. Авторы Горячев А.В., Суворова Н.И., Горина К.И. 2011г.
2. Методические рекомендации для учителя «Информатика в играх и задачах» 3 класс. Авторы Горячев А.В., Суворовой Н.И., Горина К.И. 2008г.
Цели изучения основ информатики:
1. развитие у школьников устойчивых навыков решения задач;
2. расширение кругозора в области знаний, тесно связанных с информатикой;
3. формирование у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей.
Основная задача курса – развитие умения проведения анализа действительности для
построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Основные требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса
Учащиеся должны уметь:
• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
• изображать графы;
• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
• находить в схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Структура общеоразовательного компонента информатики
В материале выделяются следующие рубрики:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум.
Место предмета в базисном учебном плане:
Учебно-методический материал разработан для обучения с 1 по 4 класс. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом изучение материала происходит "по спирали" - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, предусмотренный школьным компонентом учебного плана.
При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение информатики в 3 классе составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Алгоритмы (9 часов)
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 часов)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 часов)
Высказывания со словами “все”, “не все”, “никакие”. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количест во часов | Сроки | Тип урока | Наглядные пособия и ТСО | Вид контроля |
план | факт |
1 | Модуль 1. Алгоритмы Алгоритм действия. Составление и выполнение алгоритмов | 1 | Сентябрь 6 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах», модели | Текущий |
2 | Схема алгоритма.. | 1 | 13 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
3 | Ветвление в алгоритме. | 1 | 20 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
4 | Цикл в алгоритме. | 1 | 27 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 | Октябрь 4 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
6 | Контрольная работа по теме: | 1 | 11 | Контроль ЗУНов | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Тематический |
7 | Анализ контрольной работы. Составление алгоритмов | 1 | 18 | Урок систематизации ЗУНов | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
8 | Алгоритмы | 1 | 25 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
8 | Модуль 2 Группы (классы) объектов Состав и действия объекта. | 1 | Ноябрь 8 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах», магнитная доска, разрезной бумажный чайник | Текущий |
9 | Группа объектов. Общее название. | 1 | 15 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах», предметные картинки | Текущий |
10 | Общие и особенные свойства объектов группы и подгруппы. | 1 | 22 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
11 | Единичное имя объекта. | 1 | 29 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах», предметные картинки | Текущий |
12 | Описание свойств объектов в табличном виде. | 1 | Декабрь 6 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
13 | Контрольная работа по теме: «Общие и единичные имена объектов» | 1 | 13 | Контроль ЗУН | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Тематический |
14 | Анализ контрольной работы. Описание свойств объектов в табличном виде. | 1 | 20 | Урок систематизации ЗУНов | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
15 | Модуль 3. Логические рассуждения.Множество. Число элементов множества. Подмножество. | 1 | 27 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
16 | Пересечение множеств. Элементы, не принадлежащие множеству | 1 | Январь 17 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
17 | Пересечение и объединение множеств. | 1 | 24 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
18 | Истинность высказывания. Отрицание. | 1 | 31 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
19 | Истинность высказывания со словами «и», «или». | 1 | Февраль 7 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
20 | Граф. Вершины и ребра графа. | 1 | 14 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
21 | Граф с направленными ребрами. | 1 | 21 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
22 | Построение графов. | 1 | 28 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
23 | Контрольная работа по теме: «Множество, подмножество» | 1 | Март 7 | Контроль ЗУН | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Тематический |
24 | Анализ контрольной работы. Построение графов. | 1 | 14 | Урок систематизации ЗУНов | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
25 | Модуль 4. Применение моделей (схем) для решения задач Аналогия. | 1 | 21 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»,предметны картинки | Текущий |
26 | Закономерность. | 1 | Апрель 4 | Изучение и первичное закрепление | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
27 | Аналогичная закономерность | 1 | 11 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
28 | Аналогичная закономерность. | 1 | 18 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
29 | Игра: «Выигрышная стратегия». | 1 | 25 | Комбинированный | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах», предметные картинки | Текущий |
30 | Контрольная работа по теме: «Аналогии и закономерности» | 1 | Май 2 | Контроль ЗУН | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Тематический |
31 | Повторение и обобщение пройденного материала Линейные и нелинейные алгоритмы. | 1 | 16 | Урок систематизации ЗУНов | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
32 | Повторение и обобщение пройденного материала. Логические рассуждения | 1 | 23 | Урок систематизации ЗУНов | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
33 | Применение моделей (схем) для решения задач Аналогии и закономерности | 1 | 30 | Урок систематизации ЗУНов | Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» | Текущий |
Требования к уровню подготовки учащихся третьего класса
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
— называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
— понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
— выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
— изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; — находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3 кл./ А. В. Горячев, Смирнова Н.И., К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г.
2. Информатика в играх и задачах для 3 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Смирнова Н.И., К. И. Горина.- М.: Баласс, 2008г..
Список литературы
Для ученика
Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3 кл./ А. В. Горячев, Смирнова Н.И., К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г.
Для учителя
Информатика в играх и задачах для 3 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Смирнова Н.И., К. И. Горина.- М.: Баласс, 2008г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...