Рабочая программа по информатике 2 класс
рабочая программа по информатике (2 класс) по теме

 

Пояснительная записка к курсу «Информатика»

Рабочая программа  по курсу информатика  для учащихся 2-го класса  рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

·         с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

·         рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М. Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ;

·         с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе  издательской авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ,1-4 начальной общеобразовательной школы»., утвержденной Министерством образования и науки.

·         с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_informatike_2_klass.rar29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к курсу «Информатика»

Рабочая программа  по курсу информатика  для учащихся 2-го класса  рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  1. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  2. рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М. Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ;
  3. с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе  издательской авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ,1-4 начальной общеобразовательной школы»., утвержденной Министерством образования и науки.
  4. с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

Цели и задачи образовательного процесса, осуществляемого в МБОУ СОШ №30, подразделяются  на общие задачи и задачи каждого уровня образования.

Общие задачи образовательного процесса состоят в следующем:

  1. Обеспечение усвоения учащимися как обязательного минимума содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования на уровне требования государственного образовательного стандарта, так и образовательных программ углубленного изучения, а также программ, составляющих профили обучения в школе.
  2. Формирование у учащихся потребностей к самообразованию, саморазвитию и самоопределению;
  3. Обеспечение преемственности образовательных программ.
  4. Создание основы для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
  5. Воспитание у школьников гражданственности, законопослушания, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству;
  6. Сохранение физического, психического и социального здоровья учащихся.

Цель реализации ООП НОО: 

сформировать интеллектуальную и духовно-нравственную личность младшего школьника, владеющего основными компонентами учебной деятельности, основами духовно-нравственной культуры и навыками здорового образа жизни.

              Задачи:

           Научить обучающихся пользоваться:

          - приемами осознанного запоминания, контрольно-оценочной деятельности,        

           логического мышления, - умением работать с информацией, планировать  

           деятельность, сотрудничать с другими людьми,

          -приемами и способами двигательной, трудовой, эстетической деятельности,

          -приемами познавательной деятельности,

          - простейшими навыками самоконтроля учебных действий,

          -культурой поведения и речи,

          -основами личной гигиены и здорового образа жизни

Основные принципы построения курса «Информатика»

Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает  средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. В курсе «Информатика в играх и задачах» для начальной школы  основное внимание сконцентрировано  на развитии логического и алгоритмического мышления школьников. Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

  1. не требуют обязательного наличия компьютеров;
  1. проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

Основные цели программы:

●  формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как  элементов реальной действительности;

●  знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;

●  приобретение опыта создания  и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;

●  формирование умения  строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических задач;

●  формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;

●  формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;

●  формирование и развитие умений  использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотеках.

Задачи программы:

● развивить общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать  с информацией, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой;  

● формировать умения описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами;

● сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий  для решения учебных и практических задач.

  Структура общеобразовательного компонента информатики

      В материале выделяются следующие рубрики:
• описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
• описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
• описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
• применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
     Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если–то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

    В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.  Изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
I четверть – алгоритмы.
II четверть – объекты.
III четверть – логические рассуждения.
IV четверть – применение моделей для решения задач.

                          Основные составляющие  учебного-воспитательного процесса

          Программа по предмету «Информатика в играх и задачах» предусматривает проведение, интегрированных уроков, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков, защиты проектов, урок с применением презентации

Большое значение имеют организационные формы обучения.

Фронтальная форма. Это традиционная форма, которая не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.

Групповая форма. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, особенно при осваивании новых программных средств или работы по реализации проектов. Групповые формы обучения также применимы и в ролевых играх.

Парная форма обучения. Парная форма обучения понимается как эпизодическое парное общение в процессе урока “учитель-ученик” и “ученик-ученик”.

      В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.  Изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
I четверть – алгоритмы.
II четверть – объекты.
III четверть – логические рассуждения.
IV четверть – применение моделей для решения задач.

Ожидаемые образовательные  результаты

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  1. критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  1. уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  1. осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  1. начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  1. поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  1. синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  1. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  1. подведение под понятие;
  1. установление причинно-следственных связей;
  1. построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  1. выслушивание собеседника и ведение диалога;
  1. признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  1. предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  1. выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  1. разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  1. находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  1. приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  1. точно выполнять действия под диктовку учителя;
  1. отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

                Развитие ключевых компетентностей на уроках информатики

        В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей.

                    компетентность

               действия       обучающихся

Коммуникативная

 компетентность

- умение строить монологическое высказывание;

- владение умением корректно вести учебный диалог;

-владение способами совместной деятельности в группе,

приемами действий в ситуациях общения


Учебно – познавательная

 компетентность

- ставить цель, уметь пояснить цель;

- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отслеживать причины явления;

- обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

 - организовать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно – познавательной деятельности

Информационная компетентность

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию

                                                                

                                                  Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Использова

ние ИКТ

Использова

ние проектной деятельности

Использование исследователь

ской деятельности

1

План  действий   и  его  описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

11

5

2

1

2

Отличительные признаки и составные части предметов  
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

11

6

2

1

3

Логические  рассуждения
Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

12

6

2

2

И т о г о:

34

50%

17,6%

11,7%

                                 Основное содержание учебно-тематического плана

Тематический блок,  темы

Количество часов

Формы учебных занятий

Организация практической деятельности обучающихся

Формы контроля

План  действий   и  его  описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

11

Урок с применением презентации; урок с дидактической игрой

Изготовить рисунки-тесты на тему: Множество предметов Практические занятия

Контрольная работа

Отличительные признаки и составные части предметов  
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

11

Урок с применением презентаци; интегрированный урок

Изготовить рисунки-тесты на тему: Признаки предметов Практические занятия

Контрольная работа

Логические  рассуждения
Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

12

Урок с применением презентации; урок с дидактической игрой

Изготовить рисунки-тесты на тему: Истинно-ложно Практические занятия

Контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...