Рабочая программа по внеурочной деятельности "Инфознайка"
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему

Гущенская Ирина Петровна

 

Программа составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по информатике16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 9

«Рассмотрено»                         «Согласовано»                         «Утверждаю»

Руководитель кафедры                 Зам. директора по УВР             Директор гимназии

учитель начальных классов           ________/_________/                _________/_________/

________/_________/                                                         (приказ от _____№____)                                                  

(протокол от ___№ __)    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИНФОЗНАЙКА»

Учитель: Гущенская Ирина Петровна

На основе: авторской программы  А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах»   1 класс, Москва: Издательство «БАЛАСС», 2012г.

Уровень: базовый

Классы: 1А,1Б, 2А, 2Б, 2В

Годовой курс: 33 часа

Количество часов в неделю: 1 час

     

 г.о. Химки Московской области

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

        Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения  информатики:

        Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;

        Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;

        Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

        На основании требований  Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
  2. Овладение способами  индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
  3. Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.

        Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения в 1 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует понимание происхождения и значимости понятий информатики и информационных технологий, роли информатики в системе наук, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивает духовное, творческое и личностное развитие детей.

        Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса.
        Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности.  Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

        Для  современного курса информатики приоритетным можно считать, развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.

        На ступени начальной школы задачи учебных занятий  определены как, формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др. 

        При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

        Инновационное развитие методики преподавания информатики ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

Учебно-методический комплект:

Программа ориентирована на использование учебника “Информатика в играх и задачах. 1класс” А.В.Горячев, 2012г., а также пособия для учителя “Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя” А.В.Горячев.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (базовый уровень) должны уметь:

  1. находить лишний предмет в группе однородных; 
  2. предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; 
  3. выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам; 
  4. находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); 
  5. разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков; 
  6. находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; 
  7. называть последовательность простых знакомых действий; 
  8. приводить примеры последовательности действий в быту, сказках; 
  9. находить пропущенное действие в знакомой последовательности; 
  10. точно выполнять действия под диктовку учителя; 
  11. отличать заведомо ложные фразы; 
  12. называть противоположные по смыслу слова; 
  1. отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Способы контроля:

  1. устный опрос;  
  2. контрольная работа;
  3. комбинированный опрос;
  4. проверка самостоятельной работы.

Тематическое планирование по информатике

ЗУН

ОУУН

УУД

Раздел 1. Описание предметов

уметь:

  1. находить лишний предмет в группе однородных; 
  2. предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; 
  3. выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам; 
  4. находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); 

Уметь использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных

Уметь использовать полученную информацию на практике.

Находить лишний предмет в группе однородных.

Предлагать варианты лишнего предмета в группе однородных.

Выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам.

Находить предметы с одинаковым значением признака.

Раздел 2. Алгоритмы

уметь:

  1. называть последовательность простых знакомых действий; 
  2. приводить примеры последовательности действий в быту, сказках; 

находить пропущенное действие в знакомой последовательности; 

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Выполнять действие в знакомой последовательности.

Называть последовательность простых знакомых действий.

Приводить примеры последовательности действий в быту, сказках, находить пропущенное

Раздел 3. Множества

 уметь:

  1. разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков; 
  2. находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; 

Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. Уметь выполнять изученные правила поведения.

Разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков.

Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; 

Раздел 4. Логика

уметь:

  1. точно выполнять действия под диктовку учителя; 
  2. отличать заведомо ложные фразы; 
  3. называть противоположные по смыслу слова; 
  1. отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Уметь использовать приобретенные знания для установления связи между истинными и ложными высказываниями.

Точно выполнять действия под диктовку учителя; 

Отличать заведомо ложные фразы; 

Называть противоположные по смыслу слова; 

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Календарно-тематическое планирование  по информатике

Тема урока

дата

Примечание

план

факт

Первая четверть. Описание предметов – (8ч.)

1

1

Введение в предмет

5.09

2

2

Цвет предметов

12.09

2-5

3

3

Форма предметов

19.09

6-9

4

4

Размер предметов

26.09

10-13

5

5

Названия предметов

3.10

14-17

6

6

Признаки предметов

10.10

18-21

7

7

Состав предметов

17.10

22-30

8

8

Контрольная работа

24.10

31-32

Вторая четверть. Алгоритмы – (7ч.)

9

1

Понятия «равно», «не равно»

31.10

34-36

10

2

Понятия «больше», «меньше»

14.11

37-40

11

3

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»

21.11

41-43

12

4

Действия предметов

28.11

44-46

13

5

Последовательность событий

5.12

47-49

14

6

Порядок действий. Контрольная работа

12.12

50-55

15

7

Анализ контрольной работы. Заключительное повторение «Новый год»

19.12

56-60

Третья четверть. Множества – (10ч.)

16

1

Цифры

26.12

61-62

17

2

Возрастание, убывание

16.01

63-64

18

3

Множество. Элементы множества

23.01

19

4

Способы задания множеств

30.01

20

5

Сравнение множеств

6.02

21

6

Отображение множеств

13.02

22

7

Кодирование

27.02

23

8

Симметрия

6.03

24

9

Контрольная работа

13.03

25

10

Анализ контрольной работы. Заключительное повторение «Цирк»

20.03

Четвертая четверть. Логика – (8ч.)

26

1

Отрицание

3.04

27

2

Понятие «истина» и «ложь»

10.04

28

3

Понятие «дерево»

17.04

29

4

Графы

24.04

30

5

Комбинаторика

8.05

31

6

Контрольная работа

15.05

32

7

Анализ контрольной работы

22.05

33

8

Заключительное повторение «На прогулке»

29.05

Учебно-методические материалы

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
  2. Авторская программа Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),
  3. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год
  4. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
  5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12. 
  6. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38. 
  7. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25. 
  8. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
  9. Сборник «Задачи для развития логики».
  10. Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2010год
  11. Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2010 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...