информатика 4 класс
рабочая программа по информатике (4 класс) по теме
школа 2100 календарно-тематическое планирование Горячев А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_4_klass.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечена учебниками «Информатика» («Информатика в играх и задачах») для 1–4 кл., автор А.В. Горячев.
Цели и задачи курса
В проекте концепции содержания образовательной области «Информатика» в двенадцатилетней школе определены цели, стоящие перед информатикой:
1. Формирование основ научного мировоззрения – формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией – развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, а также умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность и т.д.
3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности с учетом переноса центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий, т.е. с учетом смены доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития общественного производства.
4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования, немыслимого без усиления роли принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных «образовательных траекторий» для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий.
В программе курса информатики, принятой в Образовательной системе «Школа 2100», разделяются общие цели, стоящие перед информатикой, и предлагаются конкретные пути и способы их достижения. Перечисленные цели курса информатики являются ориентиром для базового курса информатики (7–10-й классы 12-летней школы или 7–9-й классы 11-летней школы) и профильных курсов информатики (два последних года обучения в школе). В профильном курсе происходит дальнейшее продвижение в направлении поставленных целей с учетом выбранного профиля обучения. Цели пропедевтического курса информатики (с точки зрения непрерывного изучения курса) должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса для обеспечения возможности достижения целей. В первую очередь, с точки зрения авторов программы, к таким условиям относится развитие мышления учеников. Поэтому в Образовательной системе «Школа 2100» принят следующий набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики:
1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии
4-й класс (34 ч)
Алгоритм (9 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Объекты (8 ч)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 ч)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и-или» графы.
Модели в информатике (7 ч)
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.).
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
• описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
• заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
• выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
• изображать множества с разным взаимным расположением;
• записывать выводы в виде правил «если – то»;
• по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то».
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||||
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 1 | Ролевая игра. | Алгоритм, команда алгоритма, схема алгоритма, ветвление в алгоритме. Условие ветвления в команде «если-то» вложенность алгоритмов | Иметь представление о ветвлении и построчной записи алгоритма Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, выполнять алгоритмы с ветвлениями | Текущий контроль. | №3 | |||
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 1 | Урок-соревнование | Алгоритм, команда алгоритма, схема алгоритма, ветвление в алгоритме. Условие ветвления в команде «если-то- иначе» вложенность алгоритмов | Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, выполнять алгоритмы с ветвлениями | Текущий контроль | №7 | |||
3 | Цикл в построчной записи алгоритма | 1 | Практикум. | Цикл в алгоритме. Команда «повторяй…раз», «повторяй пока», «повторяй ..для» | Иметь представление о цикле в построчной записи алгоритма. Уметь записывать условие цикла в команде «повторяй», выполнять алгоритмы с циклами | Текущий контроль | №10 | |||
4 | Алгоритм с параметрами | 1 | Урок-сказка | Игра «слова-актеры» алгоритм с параметрами | Иметь представление о параметрах алгоритма Уметь выполнять алгоритмы с параметрами | Текущий контроль | №15 | |||
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма | 1 | Урок-практикум с элементами игры | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов. Игра, «что получается» | Уметь записывать результат выполнения каждой команды алгоритма, выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами | Текущий контроль | №17 | |||
6 | Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы» | 1 | Практикум. | Подготовка к контрольной работе | Иметь представление о построчной записи ветвлений и циклов в алгоритмах, об использовании параметров. Уметь составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями, записывать результаты | Текущий контроль | №20 | |||
7 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы» | 1 | Урок проверки ЗУН | Проведение контрольной работы | Контрольная работа | |||||
8 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок коррекции | Подведение итогов контрольной работы №1 | Текущий контроль | №24 | ||||
9 | Повторение. | 1 | Урок-игра | Повторение по разделу «Алгоритмы» | Тематический контроль. | №30 | ||||
Раздел 2.группы (классы) объектов (8часов) | ||||||||||
10 | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов | 1 | Урок-исследование | Группа объектов, общие и единичные имена. Общие составные части и действия группы объектов. Признаки объектов группы | Уметь описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, отличительные признаки группы объектов | Текущий контроль | №4 | |||
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 1 | Урок-путешествие | Схема состава объекта. Адрес составной части | Иметь представление о ветвлении и построчной записи алгоритма Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, выполнять алгоритмы с ветвлениями Знать о вложенности алгоритмов | Текущий контроль | №9 | |||
12 | Массив объектов на схеме состава | 1 | Практикум | Массив объектов на схеме состава. Номер составной части в адресе. | Уметь заполнять схему состава объектов, представлять массив объектов. | Текущий контроль. Самостоятельная работа | №15 | |||
13 | Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты» | 1 | Практикум | Подготовка к контрольной работе | Иметь представление о многоуровневой схеме состава, о записи адреса составной части предмета, о массиве объектов; Уметь: -Описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов,а также отличительные признаки объектов группы; -анализировать структуру объекта и заполнять схему состава; -записывать адрес составной части; -представлять массив объектов на схеме состава и записывать адрес элемента объекта массива в составе объекта -записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава
| Текущий контроль | №25, 28 | |||
15 | Контрольная работа по теме «Объекты» | 1 | Урок проверки знаний, умений и навыков | Проведение контрольной работы | Тематический контроль. Контрольная работа. | |||||
16 | Анализ работы. Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции, практикум. | Подведение итогов контрольной работы №2 | Текущий контроль | №22, 27 | ||||
Раздел 3. Логические рассуждения (10часов) | ||||||||||
17 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств | 1 | Практикум | Множество, элементы множества. Число элементов множества. Подмножество. Пересечение множеств | Иметь представление о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств Уметь определять характер отношений между множествами | Текущий контроль | №6 | |||
18 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» | 1 | Практикум | Подмножество. Множество на пересечении двух множеств. Истинность высказываний со словами «не», «или» | Иметь представление о пересечении множеств, о высказываниях | Текущий контроль | №9 | |||
19 | Материал отношений между объектами с помощью графов | 1 | Урок-путешествие | Граф. Вершины и ребра графа. Описание отношений между объектами с помощью графов | Иметь представление о графах Уметь строить графы | Текущий контроль. Самостоятельная работа | №13 | |||
20 | Пути в графах | 1 | Урок-игра | Пути в графах. Описание пути | Знать понятие «путь в графе» Уметь строить и описывать пути в графах | Текущий контроль | №17 | |||
21 | Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов | 1 | Практикум | Высказывания с НЕ, ИЛИ, и выделение подграфов | Уметь выделять часть ребер графа по высказыванию со словами НЕ, И, ИЛИ | Текущий контроль. Самостоятельная работа | Построить граф дороги в школу из дома | |||
22 | Правило «если-то» | 1 | Практикум | Правило «если-то» Правило «если-то» со словами «и», «или» | Знать правило «если-то» Уметь записывать правило «если-то»,составлять схемы таких высказываний | Текущий контроль | Составить высказывания по теме | |||
23 | Схема рассуждений | 1 | Урок-беседа | Схема рассуждений.игра «составь цепочку правил» | Иметь представление о схеме рассуждений Уметь составлять схемы рассуждений | Текущий контроль | №25 | |||
24 | Подготовка к контрольной работе по теме «Логические рассуждения» | 1 | Практикум | Подготовка к контрольной работе | Иметь представление о множествах, подмножествах, пересечении и объединению множеств, об истинности высказываний, о графах и путях в графах; Уметь определять принадлежность элементов множеству и характер отношений между множествами, строить графы, описывать пути графов, составлять схемы рассуждения | Текущий контроль | №26 | |||
25 | Контрольная работа по теме «Логические рассуждения» | 1 | Урок проверки знаний, умений и навыков | Проведение контрольной работы | Тематический: контрольная работа | |||||
26 | Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции, практикум | Подведение итогов контрольной работы №3 | Текущий контроль | №27 | ||||
Раздел 4. модели в информатике (7часов) | ||||||||||
27 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | 1 | Урок-исследование | Составные части объектов. Объекты с необычным составом | Уметь описывать состав и возможности объектов, сравнивать состав различных объектов, находить части с одинаковыми названиями | Текущий контроль. Самостоятельная работа | ||||
28 | Действия объектов. Объекты с необычным составом | 1 | Урок-сюрприз | Действия объектов.Объекты с необычным составом и действиями | Уметь описывать состав и возможности объектов в таблице «состав-действия» Иметь представление о подмножествах и пересечении множеств, связь между составными частями и возможностями объектов | Текущий контроль | №9 | |||
29 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями «у кого дом вкуснее?» | 1 | Урок-сказка | Признаки объектов.Объекты с необычными признаками и действиями. Игра «для чего пригодится?» | Уметь находить признаки с одним и тем же названием у предметов, описывать в табличном виде отличительные признаки объектов одной группы Иметь представление о связи между признаками и возможностями объекта | Текущий контроль | №10 | |||
30 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. | 1 | Урок-соревнование | Действие, обратное действие. Способ выполнения действия. Алгоритм действия. | Иметь представление об алгоритме и обратном действии Уметь составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами | Текущий контроль | №15 | |||
31 | Подготовка к контрольной работе по теме «Модели в информатике» | 1 | Практикум | Подготовка к контрольной работе | Иметь представление о способах описания оющих и отличительных признаков предметов и существ, о связи между составными частями, действиями и признаками объектов,об обратном действии, о ветвлениях алгоритма, о множествах; Уметь описывать состав и возможности объектов, сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами, составлять алгоритм действия, обратному заданному | Текущий контроль. Самостоятельная работа | №23, | |||
32 | Контрольная работа по теме «Модели в информатике» | 1 | Урок проверки знаний, умений и навыков | Проведение контрольной работы | Итоговый контроль. Контрольная работа | |||||
33 | Анализ контрольной работы. | 1 | Практикум | Подведение итогов контрольной работы №4. | Текущий контроль | №24 |
| |||
34 | Повторение. | 1 | Урок-конкурс | повторение по разделу «модели в информатике» | Текущий контроль |
Учебно-тематическое планирование по информатике
Классы: 4 в
Количество часов в неделю: 1ч
Количество в четверти:
I четверть - 9ч.
IIчетверть - 7ч.
III четверть - 10ч.
IV четверть - 8ч.
Количество часов в год: 34ч.
Разделы по информатике:
1. Алгоритм- 9ч.
2. Группы(классы) объектов- 8ч.
3. Логические рассуждения -10ч.
4. Модели в информатике-7ч.
Итого – 34ч
Учебно-методический материал по курсу для начальной школы «Информатика в играх и задачах» авторский коллектив: А.В. Горячев, Т.О. Волкова, Н.И. Суворова и др.
Программа. Образовательная система «Школа 2100».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Планирование по информатике. 2 класс.УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы»
Автор УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы» и УМК Семёнова А.Л. «Информатика, 3 – 4 классы» ...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Итоговый тест по информатике. 4 класс. ( по учебнику Горячев А.В. Информатика и ИКТ.Мой инструмент компьютер. 4 класс)
Итоговый тест по информатике. 4 класс. ( по учебнику Горячев А.В. Информатика и ИКТ.Мой инструмент компьютер. 4 класс)...
Учебно - методический комплект по информатике на тему: "Понятия «истина» и «лож». Мир информатики 3 класс, элементы логики, слова – кванторы (доп. Координаты)" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по информатике на тему: "Понятия «истина» и «лож». Мир информатики 3 класс, элементы логики, слова – кванторы (доп. Координаты)" 2 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по информатике на тему:«Понятия «истина» и «ложь». Мир информатики 3 класс, элементы логики, слова – кванторы (доп. Координаты)». 2 класс (конспект + презентация)
Тема: «Понятия «истина» и «ложь». Мир информатики 3 класс, элементы логики, слова – кванторы (доп. Координаты)». Цели деятельности учителя:...
Конспект урока информатики на тему: "Равно - не равно, больше - меньше. Информатика 1 класс - Танграм." (УМК: "2100", 1 класс)
Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях равно – не равно, больше – меньше;развитие произвольного внимания.Планируемые результаты: Предметные:уметь...