Множество. Подмножество. Пересечение множеств. ( Расселяем множества)
презентация к уроку по информатике (4 класс) по теме

·         Закрепить представления о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств.

·         Закрепить умение определять принадлежность элементов множеству и характер отношений между множествами.

·         Развитие быстроты реакции, сообразительности, гибкости мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnoqestvo.rar2.68 МБ

Предварительный просмотр:

МНОЖЕСТВО.

ПОДМНОЖЕСТВО  ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ

(«РАССЕЛЯЕМ МНОЖЕСТВА»)

Тема: Множество. Подмножество. Пересечение  множеств. ( Расселяем множества)

Цели урока.

  • Закрепить представления о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств.
  • Закрепить умение определять принадлежность элементов множеству и характер отношений между множествами.
  • Развитие быстроты реакции, сообразительности, гибкости мышления.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • закрепить умение определять принадлежность элементов множеству;
  • развивать навыки определения характера взаимоотношений между множествами (множество – подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечение)

Развивающие: 

  • формирование навыков работы в коллективе и самоконтроля.

Воспитательные: 

  • развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся;
  • аккуратность, внимание.

Метод обучения: словесно-логический, наглядный, игровой, практический.  

  Материалы к уроку: компьютер, проектор, экран, карточки с названиями зверей,  раздаточный материал, карточки-ребусы.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Учебник-тетрадь. Информатика в играх и задачах. 4 класс, 2 часть.
  2. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Методические рекомендации для учителя.

Ход урока

I. Интеллектуальная разминка 

Учитель. Быстро сообразите и ответьте Что это? Кто это?

  • Девочка, вступившая в борьбу с самой снежной королевой (Герда).
  • Ребенок собаки (Щенок).
  • Начало дня (Утро).
  • Самая большая вкусная ягода (Арбуз).
  • Северная ездовая и охотничья собака (Лайка).
  • Главный обитатель цветочного города (Незнайка).
  • Часть одежды, куда кладут деньги (Карман).
  • Самая любимая пора школьников и студентов (Каникулы).
  • Причина гибели “Титаника” (Айсберг).
  • Метательное орудие, возвращающееся к охотнику (Бумеранг).

 

II.Введение         

- На вопрос «Как это делается?» можно ответить с помощью(алгоритма). Чтобы ответить на вопросы «Что это такое? Кто это такой?», нужно уметь описывать состав предметов и существ, их возможных действия и отличительные признаки.

- Но существуют и другие вопросы:

- почему одни растения с колючками мы называем кактусами, а другие - розами и никогда не путаем одни с другими;

- почему в одном случае мы решаем, что в реке или в озере можно купаться, а в другом - нельзя. (Ответы ребят)

Учитель:

- Чтобы научить кого-то отличать кактус от розы и принимать правильное решение, нужно изучать не только информатику, но и математику. В математике изучаются не только правила вычислений, но и множества, графы и правила рассуждений.

- Сначала вспомним то, что вам уже известно о множествах

-Вспомните, от какого слова произошло название «множество»? (много)
- Сколько это – много? (Сколько угодно).

III.Множество. Элемент множества. Число элементов множества.

Повторение понятия “множество”. 

  1. Что такое «МНОЖЕСТВО»? (МНОЖЕСТВО – от слово МНОГО
    - это группа  предметов с общими свойствами  и собранных  вместе
    Предметы любого множества называют ЭЛЕМЕНТАМИ МНОЖЕСТВА)
  2. Назовите элементы множества “дни недели”, “месяцев в году”….
  3. Сколько элементов в этом множестве? (7 и 12
  4. Приведите еще примеры множеств и назовите число элементов в нем.

5.Что такое пустое множество? Приведите пример такого множества. (чисел, которые делятся на 0)

Выполнить задание 1.

Обсудить и записать правильный ответ на вопрос «сколько элементов?» для каждого множества в таблице. Ответы на эти вопросы нужно вписать в строки таблицы.        
Самостоятельно раскрасить в таблице фигуры, которыми обозначены множества, а затем нарисовать эти фигуры в пирамиде. (подсказать, что множества с одинаковым числом элементов, например «Бременских музыкантов» и «океанов», можно поселить на двух одинаковых этажах
в любом порядке).   Проверь себя (слайд №2)                                           

Выполнить задание 2.        

- О каждой букве спросить детей, почему она вписывается в ту или иную область на рисунке из фигур. Ответы, учеников могут быть примерно такими:

- Жираф - это зверь. Множество зверей на рисунке обозначено квадратом, поэтому букву «Ж» нужно записать внутри квадрата.

- Айсберг - это не животное и не растение, поэтому букву «А» нужно записать не в круге и не в треугольнике. Проверь себя (слайд №3)

Подмножество. Пересечение множеств. (слайд № 4) 

Воспроизвести на доске три пары кругов из задания 3 и попросить
детей показать рисунок, на котором изображены:
.   - множество и его
подмножество;

-два множества, имеющих пересечение;    

- два множества, не имеющих пересечения.

 IV. Игра «Дай название множеству»
1) Окунь, карась, щука – рыбы
2) Дерево, цветок, трава – растения
3) Слон, муравей, пингвин – животные
4) Шляпа, фуражка, кепка – головные уборы
Игра «Аукцион множеств»

Правила игры. 
Учитель называет множество, а ученики по очереди называют его элементы.

1.Множество деревьев (яблоня, вишня, слива, береза, липа, дуб, осина,…)
2.Множество летающих животных (комар, муха, стрекоза, воробей, ворона,)
3.Множество не красных ягод (смородина, крыжовник, ежевика,  …)

V. Физкультминутка.  (слайд № 5)

Выполнить задание 3.        

Провести линии.      

- Какие еще подмножества есть у множества животных?

(Птиц, рыб, насекомых, ...)

- Назовите животное, которое:      

- является зверем и обитает в море (дельфин, тюлень, морской
лев, кит, ... );

- обитает в море, но не зверь (осьминог, краб, акула…);

- зверь, но не обитатель моря (медведь, тигр, заяц,…).

Проверь себя (слайд №6)
Выполнить
задание 4.          

- Какое множество обозначено кругом на рисунке из фигур? (Множество насекомых.)

- Что можно сказать о множестве, которое обозначено треугольником: оно пересекается с множеством насекомых, не пересекается с ним или является его подмножеством? Обоснуйте ответ. (Является подмножеством, так как весь треугольник находится внутри круга.)

- Об элементах какого множества в таблице можно сказать, что они все являются насекомыми? (Так можно сказать только о бабочках.) Нарисовать треугольник в строке «бабочки».

При необходимости задать подобные наводящие вопросы для определения обозначений оставшихся трех множеств в таблице. Затем обсудить и записать в двух последних строках таблицы названия множеств, находящихся на пересечении двух других множеств.

Проверь себя (слайд №7)

Выполнить задание 5.

- Сколько множеств обозначено кругами на рисунке? Какое из них самое большое? Каким цветом нужно закрасить самый большой круг? Какое множество самое большое из оставшихся?

Проверь себя (слайд №8)

VI. ИТОГИ УРОКА

- Сегодня вы вспомнили, что различные множества отличаются числом элементов, что одно множество может пересекаться с другим или быть его подмножеством.
- Так скажите, сколько же элементов может быть во множестве? (сколько угодно, бывает и пустое множество)
- Как называется множество, которое входит в другое множество? (подмножество)
- Ребята, какие же элементы входят в пересечение двух множеств? (которые входят и в одно, и в другое множество)

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 6.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики в 3 классе на тему «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».

Данный урок разработан по учебнику "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячева. Это урок, четвёртый в серии уроков по теме "Множество", является уроком обобщения и закрепления полученных знаний по д...

Множество. Число элементов множества

Урок информатики 3 класс (УМК.Горячева) по теме: Множество. Число элементов множества...

Урок информатики. Множества. Операции с множествами. Подмножества.

Урок информатики для 3 класса по учебнику А. Горячева....

Множество.Элементы множества. Подмножество. Пересечение и объединение множеств. Л.Г.Петерсон - 3 класс

A - множество имен для мальчиков.B - множество имен для девочек.Пересекаясь, они образуют новое множество - пересечение A ∩ B. В это множество будут входить имена, которые можно использовать И д...

Разработка к уроку по теме "Равные множества. Пустое множество"

Данная презентация может быть хорошим помощником при проведении уроков по разделу  "Множества"...

Конспект урока математики "Объединение множеств. Знак объединения множеств"

Конспект урока математики "Объединение множеств. Знак объединения множеств"...

Презентация к уроку математики по теме "Множество. Подмножество""

Презентация закрепляет представления учащихся о множестве, дает понятие "подмножество"...