Пересечение и объединение множеств (слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств).
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Саяпина Галина Викторовна

Комбинированный урок по математике в 3 классе. Множество. Подмножество. Элементы множества. Обобщение и повторение. Решение задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Множество. Подмножество. Элементы множества.

             Обобщение и повторение. Решение задач.

Тема: Пересечение и объединение множеств (слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств).  

Предмет: математика, информатика (интегрированный урок).

Тип урока: комбинированный

Класс: 3 класс.

Цели: 1. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».

            2. Закреплять представления о способах задания множеств.

            3. Закреплять представления о понятии «подмножество» и соответствующих ему графических

                моделях   множеств в виде диаграмм Эйлера–Венна.

            4. Закреплять начальное представление об пересечении и объединении двух множеств;

            5. Учить находить на "карте множеств" область множества, которое является пересечением и объединением

                   двух других множеств;

            6. Учить определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением  

                   двух множеств;

            7. Учить определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество,  

                  имеют пересечение,  не  имеют пересечения).

            8. Учиться читать и понимать высказывания с кванторами общности.

            9. Решать задачи с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств»,  

                 «объединение множеств».

          10. Развитие логического и визуального мышления;

     11. Воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.

 

 Оборудование:

          Демидов Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. «Математика»  3 класс: Учебник  в 3-х частях, часть 2.

           – М. : Баласс, 2014. (Образовательная система “Школа 2100”).

                 Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л. А. Дидактический материал к учебнику «Математика»  3 класс

           – М. : Баласс, 2014. (Образовательная система “Школа 2100”).

           Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Учебник – тетрадь

           в 2-х  частях, часть 2.  – М. : Баласс, 2014. (Образовательная система “Школа 2100”).

           компьютеры,  мультимедийный проектор,  экран,  презентация, карточки.

      Этапы урока

                                                Ход урока

Формирование УУД,

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

2. Математический диктант.

- Найдите разность 400 и 160. (240)

- Найдите сумму 260 и 50. (310)

- Уменьшите 700 на 140. (560)

- увеличьте  600 на  60? (660)

- Уменьшите 90 в 3 раза? (30)

- Увеличьте 12 в 5раз. (60)

-  Периметр квадрата 400 см.

Чему равна сторона квадрата? (100см)

- 1/3 часть отрезка равна 18 мм. Чему равен весь отрезок? (54мм =5см4мм)

- За 15 минут автомат наполняет 25 стаканчиков с мороженым. Сколько стаканчиков с мороженым он наполнит за час? (100)

3. Проверка по эталону. Самооценка

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

II. Формулирование темы и целей урока.

- Недавно мы отправились в новое путешествие по страницам учебника математики.

С героями, повести, какого писателя? (Н.Н. Носова)

Как зовут этих героев?

Какую тему мы изучили? (Множества)

- Давайте определим цели нашего урока сегодня.

1. Повторить понятия множества и его элементы.

2. Повторить свойства множеств.

3.   Выбрать упражнения для повторения и обобщения знаний.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3 – закреплять полученные знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

III.  Повторение

и систематизация изученного.

      Повторение теоретических знаний.

- Что такое множество? (Слайд 2,3)

- Что значит элемент множества? (Слайд 4)

- Что такое подмножество? Назовите их.  (Слайд 5,6)

- Какие свойства множеств знаете?

- Что такое пересечение множеств? (Слайд 7,8)

- Что такое объединение множеств? (Слайд 9,10,11)

- Какое множество изображено на следующем слайде? (Слайд 12)

(Бесконечное множество)

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

 - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

IV. Выбираем задания и тренируемся.

 Фронтальная работа.

1. Задание № 1, с. 56

- Рассмотрите рисунок Кости. Продолжите высказывания.

(Все сливы (черешня) – фрукты.

 Не все фрукты – жёлтые.

 Не все сливы (черешня) – жёлтые.

 Любая (каждая) слива – фрукт.

 Любая (каждая) черешня – фрукт.

 Никакие сливы – не черешня.

 Никакая черешня – не слива.

 Некоторые сливы – жёлтые.

 Некоторая черешня – жёлтая).

2. Физминутка. Коррекция зрения.

  Тренировочные упражнения..

    1. Определи отношения двух множеств.  (Слайд  13)

    2. Определи соответствия множеств.     (Слайд 14,15) 

3. Самостоятельная работа.

   1. Индивидуальная практическая работа  (работа по карточкам )

   Проверка по эталону.   (Слайд 16)

2.  Работа в парах.

    Выпиши в фигуры номера рисунков.

   (Запиши ответы в клетках таблицы).  (Слайд 17,18)

    Проверка по эталону.  

3. Работа в группах.  (Слайд 19)

Впиши пропущенные названия множеств.

4. Тематическая физминутка.

  • Множество обучающихся 3 класса  встали около своих пар.
  • Множество мальчиков.(потопали)
  • Множество девочек  . .(покружились)
  • Множество учеников. (присели)
  • Множество гостей. (похлопали)
  • Множество учеников в сменной обуви.
  • Множество учеников со светлыми волосами.
  • (подняли руки вверх)
  • Множество учеников с темными волосами.

(наклонились влево, вправо)

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1 - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;

ТОУУ

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

выделять главное; составлять план; 

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Решение задач.

№ 4 (1) (с. 54).  Читаем задачу про себя и подчеркиваем ключевые слова.

- Сколько человек играли в футбол?

- Сколько человек играли в волейбол?

- Что мы можем сказать об этих множествах? (они пересекаются)

- Сколько элементов находится в пересечении?

- Как это показано на наших множествах? (наложением)

- Как можно решить задачу? (необходимо сложить количество футболистов и волейболистов и вычесть элементы, которые находятся в пересечении)

№ 4 (2) Составляем подобную задачу.

 - Как можно решить задачу? (необходимо сложить количество футболистов и волейболистов и вычесть элементы, которые находятся в пересечении)

2. Индивидуальная работа на карточках или на доске с последующей проверкой.

Можно использовать «Дидактический материал» к учебнику «Математика», 3 класс, с. 101 №51

V.   Рефлексия.

Давайте поиграем в игру «Пусти меня домой».

Самооценка

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 

VI. Домашнее     задание.

Страница 57. № 5, № 7.

2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

© ООО «Баласс», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Пересечение и объединение множеств"

Презентация по теме "Пересечение и объединение множеств" (факультатив "Наглядная геометрия" (3 класс). Использование информационных технологий не только оживило учебный процесс (что особенно важн...

Урок информатики в 3 классе на тему «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».

Данный урок разработан по учебнику "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячева. Это урок, четвёртый в серии уроков по теме "Множество", является уроком обобщения и закрепления полученных знаний по д...

Множество.Элементы множества. Подмножество. Пересечение и объединение множеств. Л.Г.Петерсон - 3 класс

A - множество имен для мальчиков.B - множество имен для девочек.Пересекаясь, они образуют новое множество - пересечение A ∩ B. В это множество будут входить имена, которые можно использовать И д...

Конспект урока математики "Объединение множеств. Знак объединения множеств"

Конспект урока математики "Объединение множеств. Знак объединения множеств"...

Урок-тренинг "Пересечение и объединение множеств"

Эпиграф к уроку: "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"Цель: в парном сотрудничестве тренироваться находить пересечение и объединение множеств, заданных разными способами, преодолевать свои...

Конспект урока информатики на тему "Пересечение и объединение множеств"

Урок информатики "Пересечение и объединение множеств" (1 класс)....

Конспект урока “Пересечение и объединение множеств. Текстовый редактор Word. Перемещение фрагментов текста” (3 класс)

Тема: “Пересечение и объединение множеств. Текстовый редактор Word.Перемещение фрагментов текста”Цели: отработать понятие пересечение множеств; изучить понятие объединение множеств; научит...