мои наработки
календарно-тематическое планирование по информатике (4 класс) по теме
Тематическое планирование по предметам в помощь учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_4.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 города Черепанова
Рабочая программа
по информатике
для учащихся 4 класса
«Согласовано» _________________ «Утверждаю» ___________
Руководитель МО учителей начальных Директор школы Смольникова С. А
Колмыкова Т. И. «___» ___________ 2011 года
«____»_______________2011 года
Кол-во часов в неделю – 1, в год – 34
Разработана на основе рекомендованной программы по информатике, 2009,
А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова по комплекту
Образовательной системы «Школа 2100».
Программу разработал учитель
2 категории Гетманова Светлана Юрьевна
2011 -2012
Соответствует стандартам первого поколения
Пояснительная записка
Данное планирование разработано на основе регионального базисного учебного плана для ОУ НСО, реализующего стандарты первого поколения, направленное на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели школы.
Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики. К основным целям общего начального образования относятся:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Технологический компонент
В образовательной программе «Школа 2100» изучение раздела «Информационные технологии» направлено на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в т.ч. каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Общеобразовательный компонент
Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Программа будет реализована за счёт 1 часа компонента ОУ.
Основная задача – формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций "если-то", "и", "или", "не" и их комбинаций - "если ... и ..., то...");
- алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать");
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают"), и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – "как решать задачу, которую раньше не решали" – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, полагается, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизации его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и послужит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.
Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала
Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах».
Учебно-методический материал разработан для обучения с 1 по 4 класс. Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием, материал для проведения 4 контрольных работ (по 2 варианта). Кроме того существует набор плакатов и разрезного дидактического материала.
В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом изучение материала происходит "по спирали" - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
I четверть - алгоритмы
II четверть - объекты
III четверть - логические рассуждения
IV четверть – применение моделей для решения задач
Начинать преподавание можно с первого или второго класса. Это зависит от возможностей школы. В то же время апробация показала, что дети, начавшие изучение курса с первого класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующем году обучения.
Структура общеобразовательного компонента информатики
В материале выделяются следующие рубрики:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематическое развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции “и”,”или”,”не”,”если - то”), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
Содержание
4-й класс (34 ч):
Алгоритмы (8 часов)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).
Объекты (7 часов)
Составные объекты. Отношение "состоит из". Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (9 часов)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода "если - то". Цепочки правил вывода. Простейшие “и-или” графы.
Применение моделей (схем) для решения задач (9 часов)
Приемы фантазирования (прием "наоборот", "необычные значения признаков", "необычный состав объекта"). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.)
Учащиеся будут уметь:
- определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т. д;
- описывать местонахождения предмета перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил “если-то”;
- по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил “ если-то”.
УМК для учителя и учащихся:
А.В.Горячев, К.И.Горина «Информатика» учебник- тетрадь для 4 класса, Москва «Баласс» 2011 год.
А.В.Горячев, Т.О.Волкова методическое пособие по Информатике для учащихся 4 класса общеобразовательных школ, «Школа 2100», «Баласс»,
«Экспресс», Москва 2010 год.
«Электронное пособие, содержащее учебные программы для уроков со 2 по 4 классы (на СD).
Формы контроля:
=> Контрольная работа - 4
Тематическое планирование
№ урока | дата | Тема урока | Цель урока | Тип урока | Формы контроля | Д/з |
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | *дать уч-ся представление о ветвлении в построчной записи алгоритма; *учить записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то»; *закрепить представление о вложенности алгоритмов. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.3 | |
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма. (команда «если-то-иначе») | *научить записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если-то-иначе»; *учить выполнять алгоритмы с ветвлениями; *закрепить представление о вложенности алгоритмов. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.5,7 | |
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. (команда «повторяй») | *дать уч-ся представление о цикле в построчной записи алгоритма; *учить записывать условие цикла к команде «повторяй»; *учить выполнять алгоритмы с циклами. | Комбинированный | Практическая работа | Зад.10 | |
4 | Алгоритмы с параметрами. («слова-актёры») | *сформировать начальное представление о параметрах алгоритма; *учить выполнять алгоритмы с параметрами. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.15 | |
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. («выполняй и записывай») | *научить детей записывать результат выполнения каждой команды алгоритма; *закрепить У выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами. | Комбинированный | Практическая работа | Зад.20,21 | |
6 | Подготовка к контрольной работе. | *закрепить представление о построчной записи ветвлений и циклов в алгоритмах, об использовании параметров; *закрепить У составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами, а также У записывать промежуточные результаты выполнения алгоритма. | Повторение изученного | Самостоятельная работа | Зад.16,17 | |
7 | Контрольная работа №1. | *закрепить представление о построчной записи ветвлений и циклов в алгоритмах, об использовании параметров; *закрепить У составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами. | Проверка знаний | К.работа | Творческая работа | |
8 | Повторение. | *закрепить представление о построчной записи ветвлений и циклов в алгоритмах, об использовании параметров. | обобщение | Самостоятельная работа | Зад.25,26 | |
9 | Повторение. | *закрепить У составлять алгоритмы с ветвлениями. | обобщение | Самостоятельная работа | Зад.27,28 | |
10 | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. | *закрепить У описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки объектов группы. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.3,4 | |
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | *дать уч-ся представление о ветвлении в построчной записи алгоритма; *учить записывать условие ветвления в алгоритме используя слова «если» и «то». | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | Зад. 9 | |
12 | Массив объектов на схеме состава. | *закрепить У заполнять схему состава объекта; *научить представлять массив объектов на схеме состава; *научить записывать адрес элемента массива в составе объекта. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.11,15 | |
13 | Признаки и действия объекта и его составных частей. | *научить детей записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава. | Изучение нового материала | Групповая работа | Зад.18,21 | |
14 | Подготовка к контрольной работе. | *закрепить представления о многоуровневой схеме состава, о записи адреса составной части предмета, о массиве объектов. | Повторение изученного | Самостоятельная работа | Зад.25,28 | |
15 | Контрольная работа №2. | *закрепить У уч-ся по теме. | Проверка знаний | К.работа | ----- | |
16 | Повторение. | *закрепить представления о многоуровневой схеме состава, о записи адреса составной части предмета, о массиве объектов. | Обобщение | Корректурные пробы | Зад.22,27 | |
17 | Повторение. | * закрепить У описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки объектов группы. | Обобщение | Групповая работа | Зад.38,41 | |
18 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | * закрепить представления о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств; *закрепить У определять: принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.6 | |
19 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | *закрепить представление о множествах, У определять принадлежность элементов множеству; *закрепить представление о высказываниях и У определять истинность высказываний со словами. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.9 | |
20 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | * закрепить представление о графах и У строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.12,13 | |
21 | Пути в графах. | *познакомить уч-ся с понятием «пути в графах»; *научить строить, и описывать пути в графах. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.16,17 | |
22 | Высказывания со словами «и», «или», «не». Выделение подграфов. | *научить уч-ся выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или». | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.19 | |
23 | Использование слов «и», «или» в правилах «если – то». | *познакомить с правилом «если-то»; *научить записывать правила «если-то», составлять схемы таких правил; *учить определять ситуации. | Изучение нового материала | Опрос | Зад.20,21 | |
24 | Схема рассуждений. | *сформировать у детей начальное представление о схеме рассуждений; *учить составлять схемы рассуждений из правил «если-то» и делать выводы с их помощью. | Изучение нового материала | Опрос | Зад.25 | |
25 | Подготовка к контрольной работе. | *закрепить полученные представления: о множествах, подмножествах, пересечении и объединении множеств; *составлять схемы рассуждений и правил. | Обобщение изученного материала | Самостоятельная работа | Зад.26 | |
26 | Контрольная работа №3. | *закрепить У уч-ся по теме. | Проверка знаний | К.работа | ----- | |
27 | Повторение. | *закрепить полученные представления: о множествах, подмножествах, пересечении и объединении множеств; *закрепить У определять принадлежность элементов множеству и характер отношений между множествами. | обобщение | Корректурные пробы | Зад.27 | |
28 | Повторение. | *закрепить полученные представления: о множествах, подмножествах, пересечении и объединении множеств; *закрепить У определять принадлежность элементов множеству и характер отношений между множествами. | обобщение | Корректурные пробы | ------ | |
29 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | * закрепить У описывать состав и возможности объектов; *учить сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.5 | |
30 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | * закрепить представление о связи между составными частями и возможностями объектов; *научить придумывать и описывать предметы с необычными составом и возможностями. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.8,9 | |
31 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | *учить находить признаки с одним и тем же названием у предметов и существ разных групп; *закрепить У описывать в табличном виде отличительные признаки объектов одной группы. | Изучение нового материала | Практическая работа | Зад.10,12,13 | |
32 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. | * закрепить представление об алгоритме и У составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами; *закрепить представление об обратном действии. | Обобщение изученного материала | Тест | Зад.15,16,19 | |
33 | Подготовка к контрольной работе. | *закрепить З и представления о способах описания общих и отличительных признаков предметов и существ, о связи между составными частями, действиями и признаками объектов. | Обобщение изученного материала | Корректурные пробы | ------ | |
34 | Годовая контрольная работа. | *закрепить У уч-ся по теме. | Проверка знаний | К.работа | ------ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поделюсь своими наработками
Рабочая программа УМК "Школа России" 4 класс (обучение на дому) по стандартам с УУД по всем предметам...
Статья "УМК "Перспектива", мое общее видение и конкретные наработки." автор Платунова Мария Александровна
По программе УМК «Перспектива», я отработала с детьми четыре года, класс обычный, дети не отобранные, дети которые достаются молодому специалисту… Результатом на выходе-довольна, дв...
Практические наработки в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании....
Мои наработки
Моя наработка. Конспект по физич.культ.1 класс....
Нестандартные подходы в обучении чтению на начальном этапе. Практические наработки.
В данной статье представлены практические наработки в обучении чтению на раннем этапе. Предсталенные рифмы-стихи могут быть использованы как на уроке, так и внеклассных мероприятиях....
Методическая наработка в направлении сохранения и укрепления здоровья детей.
Методическая наработка в направлении сохранения и укрепления здоровья детей....
Методическая наработка.
Методическая наработка в направлении сохранения и укрепления здоровья детей....