Применение авторских подвижных игр на учебных занятиях с детьми младшего и среднего школьного возраста.
методическая разработка

Методическая разработка по проведению авторских подвижных игр во время занятий с детьми младщего  и  среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_imegenov_e._v.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

АДМИНИСТРАЦИИ Г. ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №6»

«ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Методическая разработка

Имегенов Евгений Вячеславович

Иркутск, 2024 г.


Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол № 3от

Председатель

Утверждено приказом № 02-03-70/2024 от

Имегенов Евгений Вячеславович, тренер - преподаватель первой квалификационной категории МБОУДО г. Иркутска СШ № 6.

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, спортивных тренеров, учителей физкультуры средних общеобразовательных школ.

Автором описан алгоритм разработки авторских подвижных игр, предложены варианты авторских подвижных игр, раскрыта методика их проведения в тренировочном процессе.


Пояснительная записка

Подвижные игры занимают важное место в образовательном процессе, способствуя не только физическому развитию детей, но и формированию социальных навыков, эмоциональной устойчивости и креативности. В данной методической разработке рассматриваются авторские подвижные игры как эффективный инструмент для достижения образовательных целей.

Цели

  1. Развитие физической активности и координации движений у детей.
  2. Формирование командного духа и навыков сотрудничества.
  3. Стимулирование креативного мышления и инициативы.

Задачи

  1. Разработка авторских подвижных игр, адаптированных к различным возрастным группам.
  2. Оценка эффективности применения данных игр в образовательном процессе.
  3. Создание условий для активного участия детей в играх.

Теоретические основы

Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания и развивающего обучения. Они способствуют:

  • Физическому развитию: укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают силу, гибкость и выносливость.
  • Социальному взаимодействию: учат работать в команде, уважать соперников и поддерживать друг друга.
  • Эмоциональному развитию: помогают детям выражать свои эмоции, справляться с победами и поражениями.

Подвижные игры являются важным инструментом для развития детей и могут быть адаптированы под различные возрастные группы. Каждая группа имеет свои особенности и потребности, которые необходимо учитывать при выборе игр.

2. Младший школьный возраст (7-10 лет)

Особенности:

  • У детей появляется интерес к состязаниям, они начинают осваивать более сложные движения.
  • Игры могут включать элементы соревнования и командной работы.

Рекомендуемые игры:

  • "Классики": Игра с прыжками по квадратам, развивающая ловкость.
  • Игры с мячом: Например, "Футбол" или "Волейбол", которые способствуют развитию командного духа и физической активности

3. Средний школьный возраст (10-14 лет)

Особенности:

  • Подростки стремятся к более сложным играм с элементами стратегии и тактики.
  • Важно учитывать их интересы и предпочтения.

Рекомендуемые игры:

  • Командные спортивные игры: Баскетбол, волейбол, которые развивают не только физическую форму, но и социальные навыки.
  • Эстафеты: С элементами соревнования, где команды выполняют различные задания на скорость

4. Старший школьный возраст (14+ лет)

Особенности:

  • Подростки становятся более самостоятельными и могут участвовать в организации игр.
  • Игры могут включать элементы фитнеса и здорового образа жизни.

Рекомендуемые игры:

  • Фитнес-игры: Занятия на свежем воздухе с элементами йоги или аэробики.
  • Спортивные турниры: Организация соревнований по различным видам спорта для развития духа соперничества и командной работы

Заключение

Подвижные игры подходят для всех возрастных групп, однако их содержание и форма должны адаптироваться в зависимости от возраста детей. Это обеспечивает не только физическое развитие, но и способствует формированию социальных навыков, эмоциональной устойчивости и креативности.

Методика разработки авторских подвижных игр

Этапы разработки

  1. Анализ потребностей: Определение интересов и потребностей целевой аудитории (возраст, уровень физической подготовки).
  2. Создание концепции игры: Определение целей, правил и структуры игры.
  3. Пилотное тестирование: Проведение пробных игр с дальнейшим анализом результатов.
  4. Корректировка: Внесение изменений на основе обратной связи от участников.

Примеры авторских подвижных игр

Описания спортивной игры

"Stickplatе"

Инвентарь для игры:

Гимнастические палки, фрисби (или небольшой обруч ), пояс с тегами или платочки, ворота для футбола или ограничительные стойки. Задача игры:

Забросить как больше фрисби

в ворота соперника используя гимнастическую палку

Описание:

В этой игре принимают две команды по 5 игроков в каждой команде. В зависимости от площади игры, можно варьировать количество игроков.

Фрисби можно овладеть в игре только двумя способами: это перехватить во время движения от игрока к игроку или оторвать тегу у игрока, владеющего фрисби. При отбирании теги у соперника, фрисби переходит противоположной команде.

Если фрисби покидает границы игрового поля, в игру входит противоположная команда.

Запрещенные действия в игре:

Поднимать край гимнастической палки выше колен.

Фрисби не должен подлетать так же выше колен.

Прикасаться к соперникам (толчки, подножки, грубая игра и неспортивное поведение) за каждое нарушение прокидываю штрафные броски из того места, где было нарушение, за неспортивное поведение удаление на 2 мин из игры.

Подводящие подвижные игры к игре

"Stickplatе"

Лисий хвостик

Описание игры:

В подвижной игре принимаю две команды, в каждой команде одинаковое количество игроков.

Количество игроков не ограничено.

У каждого игрока закреплены с боку на уровне пояса флажки (платочки) так, чтобы свисали до уровня колен не выше, не ниже, флажок должен быть доступен для соперника, удерживать запрещено .

Задача игры сорвать флажок у соперника.

Если соперник лишается флажка, он выбывает из игры, выигрывает та команда, которая остается с флажками на боку.

Игру можно варьировать, девочки против мальчиков, каждый сам за себя, и.т.д.

Одинокий хоккеист

Описание игры:

Из играющих выбирают одного ведущего, который должен коснуться гимнастической палочкой обруча, ведущий перемещается внутрь круга, остальные играющие встают в круг так, чтобы было удобно и безопасно толкать обруч от игрока к игроку. Если ведущий касается обруча, то он встает вместо последнего толкающего игрока и т.д.

Игру можно варьировать. Игроки могут перемещаться по площадке и передавать друг другу так, чтобы ведущий не коснулся обруча. Можно усложнять игру и упрощать её в зависимости от обстановки игроков и их уровня развития.

Подводящие эстафеты к игре

"Stickplatе"

1 Эстафета

Участники встают друг за другом. Капитанам раздают гимнастические палочки и обручи.

По сигналу капитаны начинают ведения обруча палочкой змейкой между ограничительных стоек до поворотной стойки и возвращаются обратно таким же способом.

2 Эстафета

Участники встают друг за другом.

Перед командами находятся на полу разного цвета обручи, по сигналу капитан двигается через обручи, находит свой нужный цвет, берет его и возвращается обратно к своей команде, переступая из обруча в обруч и передает эстафету следующему.

3 Эстафета

Участники встают друг за другом. Капитанам раздают гимнастические палочки и обручи.

По сигналу капитаны начинают выполнять бросок по воротам обруча, используя гим. палочку, за каждое попадание команда зарабатывает один балл .

Подводящие упражнения в парах к игре

"Stickplatе"

1 упражнение

Имитация броска фризби, гимнастической палкой с левой правой стороны.

2 упражнение

Передача обруча партнеру, стоящему напротив,

с левой (с право) стороны.

3 упражнение

Передача обруча партнеру после ведение.

4 упражнение

Передача обруча партнеру после перевода слева направо.

5 упражнение

Ведение обруча вокруг партнера и обратно, после чего передача партнеру.

6 упражнение

Ведения обруча по площадке с сопротивлением партнера, (удержание обруча как можно дольше у себя, пока партнер будет пытаться овладеть им)

Подводящая игра на точность к игре

"Stickplatе"

Мини - керлинг

Описание игры:

В данной игре играют несколько игроков. У каждого из них по несколько обручей одинакового цвет. У каждого свой цвет обруча.

Задача игроков толкнуть обруч с такой силой, что бы он оказался как можно ближе к центру круга, который заранее был нарисован. Обруч можно толкнуть только один раз, при этом используя гимнастическую палку.

Схема игры:

"Морской бой"

Описания подвижной игры

Задача защитников: Оберегать свой морской флот от снарядов противника отражая теннисной ракеткой. Защитник располагаться от своего флота на расстоянии 2 -3 метров. В каждой команде имеется морской флот из 58 кораблей, Задача Артиллерии: Уничтожать корабли противников снарядами (цветные шарики). Задача Торпедо ловов: Собирать снаряды (цветные шарики) и доставлять их на базу для того чтобы Артиллерия могла производить атаку противника.

Описание игры:

Играющие делятся на две команды.

Команды выбирают Защитника флота 2 игрока, Торпедо ловов 2 игрока, Артиллерии 5 игроков, количество игроков может варьироваться от обстановки и место проведения игры.

Играющие находятся напротив друг друга каждый возле своего флота по команде суди артиллерия двигается к своему складу снарядов и, получив один снаряд двигается к флоту противника и старается потопить корабль противника, игрок из Артиллерии может переносить всего один снаряд , на сторону противника подбирая чужие или брошенные снаряды запрещено правилами игры игрок должен вернутся за снарядом в склад.

Игрока из Артиллерии можно вывести из игры одним способов выдернув у него флаг, который располагается на поясе.

Итоги игры выигрывает та команда, которая набрала больше количество попаданий в корабль. Игра длится на время.

Схема игры Морской бой

Картинки по запросу "картинки боевой корабль мультяшные"Картинки по запросу "картинки боевой корабль мультяшные"Картинки по запросу "картинки боевой корабль мультяшные"

Картинки по запросу "мультяшный моряк" Картинки по запросу "мультяшные снаряды"

Картинки по запросу "мультяшный моряк" Картинки по запросу "мультяшный моряк" Картинки по запросу "мультяшный моряк"

Картинки по запросу "мультяшный моряк" Картинки по запросу "мультяшный моряк" Картинки по запросу "мультяшный моряк"

Картинки по запросу "мультяшные снаряды" Картинки по запросу "картинки боевой корабль мультяшные"Картинки по запросу "картинки боевой корабль мультяшные"Картинки по запросу "картинки боевой корабль мультяшные"

Пираты и Акулы

Описание игры

В данной игре участвуют две команды. По десять участников в каждой команде. Одна команда Пираты, а вторая Акулы.

Пираты: Находятся на корабле. Их задача заключается в том, чтобы собрать сокровища с островов и вернуться на корабль. По команде ведущего, один из пиратов бросает мяч Акулам и бежит на первый остров, взяв одну монету, и ждёт, когда следующий Пират бросит мяч Акулам, после чего пират может, двигаться на следующий остров и т.д. пока Пират не вернётся на корабль. Вернувшись, Пират приносит заработанные монеты и складывает в общий сундук, но если Акулы выбивают Пирата, то Пират выбывает из игры и лишается монет, а Акулы забирают их себе.

Акулы: Находятся в море, в центре площадки. Их задача заключается выбивать пиратов, которые двигаются от острова к острову мячом, который бросили им Пираты и завоевать монеты. Игра длится по времени или до тех пор, пока не останется на корабле пиратов, после чего команды меняются местами . Итоги игры подводятся по количеству монет.

Схема игры Пираты и Акулы

Картинки по запросу "мультяшные пираты на корабле" Картинки по запросу "мультяшный Бегущий пират" Картинки по запросу "мультяшные остров"Картинки по запросу "мультяшные акулы" Картинки по запросу "мультяшные остров" Картинки по запросу "мультяшные остров" Картинки по запросу "мультяшный Бегущий пират"

Охотник и зайцы

Описание игры

В данной игре охотник старается попасть в зайцев резиновым мячом или мягкими шариками из пистолета, если охотник попал в зайца, то заяц превращается в капкан. Капкан разводит руки в стороны, ноги врозь, капкан не может двигать ногами, но может задевать пробегающих мимо зайцев, после касания, заяц превращается в капкан. Охотник может по правилам перемещать капканы в любое место на площадке, в игре побеждает самый ловкий заяц.

Зайцы: В игре стараются убегать от охотников и не попасться в капкан.

Игра длится не более 2-3 минут, после чего меняют охотника.

Схема игры Охотник и зайцы

Картинки по запросу "картинки мультяшных зайчиков"Картинки по запросу "мультяшный капкан"Картинки по запросу "картинки мультяшных зайчиков"

Картинки по запросу "мультяшный капкан"Картинки по запросу "картинки мультяшных зайчиков"Картинки по запросу "мультяшный капкан"

Картинки по запросу "картинки мультяшных зайчиков"Картинки по запросу "мультяшные охотники"Картинки по запросу "мультяшный капкан"Картинки по запросу "картинки мультяшных зайчиков"

Лисий хвостик

Описание игры

В данной подвижной игре участвуют две команды друг против друга (можно варьировать каждый сам за себя и т.д.), задача игры заключается в том, что бы сорвать хвостик у соперника, который заранее закреплен на боку.

В данной игре выигрывает та команда или игрок, у которой остались хвостики на боку.

В игре разрешается: Перемещаться по площадке в хаотичном порядке и уворачиваться от соперников, не нарушая технику безопасности.

В игре запрещается: Удерживать хвостики руками, касаться соперников, выходить за пределы игровой площадки.

Игра "Цветные команды"

Цель: Развить командный дух и координацию.Описание: Участники делятся на команды, каждая из которых получает определённый цвет (например, красный, синий, зелёный). По команде ведущего они должны быстро занять места на площадке, соответствующие их цвету. Игра включает элементы эстафеты и соревнования.

Игра "Кто быстрее?"

Цель: Развить скорость реакции и ловкость. Описание: Участники становятся в круг. Ведущий бросает мяч в центр круга и называет имя одного из игроков. Этот игрок должен быстро поймать мяч и вернуть его обратно в круг, стараясь не дать другим игрокам поймать его до этого момента.

Оценка эффективности

Для оценки эффективности применения авторских подвижных игр можно использовать следующие методы:

  1. Наблюдение: Анализ поведения детей во время игр, их уровень вовлеченности и взаимодействия.
  2. Анкеты для участников: Сбор обратной связи о том, какие аспекты игры понравились или вызвали трудности.
  3. Измерение физической активности: Использование фитнес-трекеров для оценки уровня физической нагрузки во время игр.

Заключение

Авторские подвижные игры представляют собой мощный инструмент для развития детей как физически активных личностей, способствующих формированию социальных навыков и эмоциональной устойчивости. Их применение в образовательном процессе не только обогащает занятия физической культурой, но и делает их более интересными и увлекательными для детей.

Рекомендации

  1. Регулярно обновляйте репертуар игр, учитывая интересы детей.
  2. Включайте родителей в процесс организации игр для повышения мотивации у детей.
  3. Создавайте условия для безопасного проведения игр на свежем воздухе.

Таким образом, применение авторских подвижных игр в образовательном процессе может значительно повысить его эффективность и сделать обучение более увлекательным для детей.

С учетом примерного перечня основных видов организованной образовательной деятельности обучающихся физкультурно-спортивной направленности, согласно принципу интеграции, физическое воспитание детей осуществляется при организации всех видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской. Такая организация тренировочного процесса позволяет формировать у детей не только двигательные качества, но и такие интегративные качества как «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».

Применение алгоритма разработки авторских игр позволяет придумать игру, способствующую реализации целей обучения для конкретной группы и конкретных детей, с помощью которых можно влиять на развитие физических качеств обучающихся.

Систематическое проведение тренировочных мероприятий с использованием упражнений с мячом и рационально организованный двигательный режим позволит добиться улучшения состояния здоровья, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития.

Целенаправленная работа по развитию двигательной активности футболистов с использованием данных упражнений будет способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, создавать реальные возможности для овладения основными видами техники футболистов. Движения станут увереннее, целенаправленнее, сократятся ненужные усилия, дети станут активнее, самостоятельнее. Дальнейший рост силы расширит двигательные возможности и ведет к появлению новых движений, а также будут совершенствоваться имеющиеся двигательные умения и навыки.

Чем скорее футболист осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Упражнения с фишками и мячом – это идеальный способ практиковать и совершенствовать умения и навыки владения мячом. Лучше всего начать с передачи мяча внутренней стороной стопы партеру, и смягчения удара внутренней стороной стопы, когда мяч возвращается к игроку. Положение тела, бедра и плеч позволяет контролировать направление мяча. Лучше выполнять упражнения с разной скоростью. Эта техника поможет отработать множество игровых ситуаций.

Цель мастер-класса: передача участникам накопленного опыта, «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности.

Задачи мастер – класса:

  1. познакомить педагогов с различными упражнениями, используемыми при обучении детей в группах начальной подготовки (3 – 4 класс);
  2. повысить профессиональную компетентность педагогов в обучении детей спортивной игре мини-футбол;
  3. создать условия для профессионального общения.

Оборудование и инвентарь: Спортивный зал, мини-футбольные мячи размером №4 на пару занимающихся, фишки не менее 20 штук, манишки 2-х цветов, мини-футбольные ворота; свисток.

Ход мастер-класса

1. Игра «Ручной футбол».

Задача игроков: забросить мяч в ворота руками при помощи передач с партнерами.

Игра позволяет подготовить мышцы к предстоящей основной деятельности. Развивает пространственное мышление и позволяет игрокам более свободно действовать на игровой площадке.

Описание. Вся группа занимающихся располагается на боковой линии площадки. Тренер делит группу на 2 команды, раздавая игровые манишки. Игроки передают мяч партнерам руками в движении, при этом нельзя бежать с мячом больше 3-х шагов. Бросок в ворота осуществляется из-за пределов штрафной площади. Побеждает команда, забившая большее количество голов.

2. После игры – перестроение в свободной форме, упражнения на подготовку мышц к основной деятельности.

Исходное положение (далее – И. п.) широкая стойка, наклоны к правой ноге, вперед, к левой.

И. п. основная стойка, выпады правой левой ногой со скручиванием.

И. п. присед на правой ноге, перекаты вправо, влево.

И. п. основная стойка правая нога на пятке, наклоном тянем носок вверх при помощи рук. Смена ног.

И. п. основная стойка правая нога на носке сзади, вращение в голеностопном суставе, вправо, влево. Смена ног.

И. п. стойка на правой ноге, левая согнута в колене, держа рукой. Растяжение бедра. Смена ног.

Упражнения на растяжение мышц ног выполняются до незначительных болей в мышцах, это необходимо для качественной подготовки мышц ног к работе с мячами. Так же эти упражнения влияют на эластичность мышц, что необходимо для игры в мини-футбол.

3. Упражнения в парах с мячом и фишками.

Цель упражнений: Развить у занимающихся детей «чувство мяча». Научить правильной технике передачи и остановки мяча.

Занимающиеся стоят на расстоянии 4-5 метров друг напротив друга. Фишки устанавливаются между ними на середине, расстояние между фишками 60 см.

И. п. – 2 фишки на расстоянии 60 см. Передача мяча друг другу и остановка мяча, не сбивая фишек.

И. п. – 2 фишки на расстоянии 60 см. Передача и остановка мяча в движении вправо, влево, не сбивая фишек.

И. п. – 2 фишки на расстоянии 60 см. Обводка фишек мячом с последующей передачей мяча партнеру, не сбивая фишку.

И. п. – 2 фишки на расстоянии 60 см друг за другом. Обводка фишек вперед лицом и назад спиной, с последующим пасом партнёру с перекидкой фишек мячом. Необходимо перебросить мяч через фишки, не задев их.

Игра «Захват фишки».

Игра помогает развивать координацию движений, улучшает глазомер и умение оценивать расстояние. Эти навыки связаны с развитием мозга и его визуальных функций, в частности, зрительного восприятия и пространственного мышления.

Также игра может помочь детям развить концентрацию и внимание. Когда ребенок играет, он должен постоянно следить за мячом и фишкой, быстро реагировать на изменения направления движения. Это помогает улучшить реакцию на внешние стимулы.

Во время игры дети учатся общаться друг с другом, согласовывать свои действия и работать в команде. Эти навыки могут быть полезны не только в игре, но и в повседневной жизни.

Задача игроков: захватить фишку соперника, владея мячом, и перенести к себе на базу.

Описание: 2 фишки на расстоянии 9 метров, один игрок начинает ведения мяча в сторону фишки противника, чтобы захватить фишку и перенести к себе на базу, при этом не потеряв мяча. Если мяч отобран, то второй игрок начинает захват фишки противника.

И. п. – 4 фишки на расстоянии 30 см друг за другом, обводка фишек мячом со следующим нанесением удара по воротам. Смена сторон, нанесение удара по мячу правой и левой ногой.

Обводка фишек – пожалуй, самое популярное из упражнений на обучение дриблингу, с которым многие сталкиваются на начальном этапе. Несмотря на кажущуюся простоту, тренировки с фишками очень важны, так как на них можно научиться правильно работать разными участками стопы и выработать необходимую выносливость.

Также это упражнение направлено на отработку правильного положения тела. Необходимо вести мяч, касаясь его как можно реже, контролировать каждое движение, не выбивать мяч за границы траектории, чтобы за ним не пришлось бежать.

Методическое указание: использовать внешнюю и внутреннюю сторону стопы. Нужно обводить первую фишку, толкая мяч наружной стороной стопы, на второй фишке сдвинуться влево и толкнуть мяч внутренней стороной стопы к третьей фишке. Движения повторяются до последней фишки для завершения одного прохода.

Результативность мастер-класса. Регулярно используя данные упражнения в своих практических занятиях, можно за короткое время обучить детей технике передачи, остановки и ведения мяча, тем самым заложить базу к освоению других более сложных координационных действий футболистов с мячом.

Результатом данной работы является положительная динамика в развитии физических и технических функций футболистов. Дети показывают достаточный уровень развития физических и технических качеств, отдельных качеств человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости.

Литература

1. Андреев С.Н. Футбол в школе. М. «Просвещение». 2006

2. Былеева Л., Коротков И., Яковлев В.. Подвижные игры. М. «Физкультура и спорт». 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Использование арттерапии в работе психолога с воспитанниками реабилитационного центра" для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развиваю...

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ (для детей младшего и среднего школьного возраста)

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ(для детей младшего и среднего школьного возраста)...

Развитие познавательных УУД у детей младшего и среднего школьного возраста

Выступление было подготовлено для РМО педагогов-психологов. В нём отражены основные способы развития познавательной сферы как на уроках, так и во время дополнительных занятий....

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.   Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...

Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР

Психологическая диагностика пространственных представлений  детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...