Современные инновационные направления спортивной культуры в школе.
методическая разработка по физкультуре
Современные инновационные направления спортивной культуры в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2024_sovremennye_innovatsionnye_napravleniya_v_shkole.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные инновационные направления
спортивной культуры в школе.
Сегодня в различных регионах Российской Федерации внедряются перспективные направления, способные существенно улучшить систему спортивного и физического воспитания в общеобразовательных учреждениях:
- «Школьный спортивный клуб»;
- «Каждой школе - спортивную команду»;
- «Спортивная культура», как учебный предмет общеобразовательной школы.
Инновационное направление «Школьный спортивный клуб» является существенным дополнением к процессу спортивно ориентированного физического воспитания общеобразовательной школы. Его суть заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности. Данную модель можно рассмотреть как модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса с другой, а также как создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской системой физического воспитания.
Инновационные направления не вносят противоречий в содержание физического воспитания, а дополняют его спортивную составляющую. Однако правильно организованный процесс спортизации создает равные возможности самореализации в спорте каждому ребенку, оперативно реагирует на мотивацию, интерес, потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку спортивно одаренным и талантливым юным спортсменам.
Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить благодаря внедрению проекта «Каждой школе - спортивную команду» хотя бы по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта.
«Каждой школе — спортивную команду» — проект, который предполагает создание при общеобразовательных учреждениях спортивных коллективов и групп поддержки этих команд.
Основные задачи проекта:
- формирование физического, нравственного и духовного здоровья школьников;
- пропаганда здорового стиля жизни;
- укрепление дружбы и взаимопонимания между детьми и подростками через участие в спортивных мероприятиях;
- патриотическое воспитание.
В составе школьной спортивной команды могут быть учащиеся, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и не занимающиеся в детских спортивных школах.
При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Также в рамках проекта укрепляется связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.
Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан; патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, чувствовать локоть товарища, иногда и умение проигрывать, - всему этому можно научиться в спортивной команде школы.
При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях будет укрепляться связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту. Данная инновация способна усилить учебный процесс, расширить возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры.
Введение в учебный процесс общеобразовательной школы предмета «Спортивная культура» может обеспечить каждому школьнику возможность приобщиться к занятиям спортом. Поскольку спорт в полной мере обеспечивает социальный заказ на формирование жизнеспособной личности. В данном случае не во всех общеобразовательных организациях существует данный предмет, но его можно ввести ,как внеурочное (дополнительное занятие). Целью учебного предмета является формирование спортивной культуры личности; в содержание учебного предмета входит три раздела: теоретический, практический и контрольный. Теоретический раздел должен содержать знания об истории становления и развития спорта, теории спорта, основах спортивной тренировки, методики медицинского контроля и самоконтроля. Соревновательная деятельность является неотъемлемой частью данного процесса. Контрольно-нормативный раздел предусматривает оценку знаний, двигательных умений и навыков на уровне требований юношеских спортивных разрядов.
Введение учебного предмета «Спортивная культура» позволяет устранить «болевые точки» традиционно сложившейся системы физического воспитания:
- создает организационно-педагогические условия привлекательности для учащихся содержания учебных занятий;
- обеспечивает соответствие обучающих и тренирующих воздействий на уроках спортивной культуры особенностям возрастного развития, моторики и психики учащихся, их спортивным интересам;
- способствует активному и системному использованию новейших технологий спортивного воспитания детей и подростков;
- предоставляет возможности приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей спортивной культуры;
- стимулирует разработку и создание принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих использование современных технологий спортивного воспитания, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами, системами оперативного контроля здоровья занимающихся.
Организация процесса спортивного образования в общеобразовательной школе - достаточно сложная социально-психологическая и управленческая задача. Организаторам этого процесса предстоит решить целый комплекс масштабных и разно уровневых задач. Преодоление традиционных представлений о физическом воспитании школьников, как о сложившихся управленческих стереотипах, до нахождения адекватных подходов к личности каждого учащегося, его интересам, склонностям, потребностям и потенциальным возможностям совершенствования в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности.
Сложившейся ситуация в области физической культуры в нашей стране, показывает тенденцию к сокращению объема занятий физической культурой. Вместе с тем социальные институты, осознающие и приветствующие тесные связи между школой и спортивными организациями, достаточно успешно решают задачи физической подготовленности и формирования здоровья детей.
Развитие современного общества обусловлено обращением к миру личности, ее самореализации и самосовершенствованию. Новое педагогическое мышление предполагает создание необходимых условий, прежде всего для развития личности. В этой связи, ведется поиск новых средств и методов воспитания и социализации современной молодежи. Учитывая новые тенденции развития общественного сознания, которое ориентировано на освоение ценностей спорта, можно уверенно говорить о сформированное в обществе «моды» на здоровый образ жизни, «моды» на спорт. Однако поддержание и развитие этих идей в массовом сознании требует четких методологических, концептуальных и технологических решений, коренных преобразований, прежде всего в системе школьного образования в направлении реализации феномена спортивной культуры.
Реализация спортивного интереса дает импульс к позитивному отношению к спорту, к систематическим занятиям спортивной деятельности. Ориентация образовательного процесса на спортивную культуру личности обуславливает развитие новых механизмов и реализацию педагогических условий учебно-тренировочных занятий. Принципиально важно в настоящее время сосредоточиться на решении проблем школьного физического воспитания, нахождении приемлемых путей его развития. В ближайшее время спортивная культура должна занять достойное место в системе знаний о преобразовании физического и духовного потенциала человека и стать надежной базой вовлечения в занятия спортом, прежде всего детей, подростков и молодежи.
Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Инновационная деятельность в преподавании физической культуры предполагает такой процесс и результат учебной деятельности, который стимулирует вносить изменения в существующую культурную и социальную среду. Это позволяет рассматривать инновационную деятельность как прогрессивное преобразование, приводящее к положительным изменениям в учебном процессе, ведущее к разрешению конфликта между традиционными и новыми формами образовательной деятельности. Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.
ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению спортивный час "Юный спортсмен" для учащихся 1-4 классов (учитель физической культуры Соловьева Елена Владимировна).
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (спортивный час «Юный спортсмен») для учащихся 1-4 классов разработана на основе Комплексной...
Защита спортивного клуба на областном Фестивале открытых проектов учащихся физкультурно-спортивной направленности «Спортивный стиль»
Цель программы:организация досуга и занятости, оздоровления и физического развития детей и родителей, пропаганда здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь;ф...
Формирование инновационной направленности личности современного педагога.
Статья о формировании инновационной направленности работы классного руководителя в современных условиях....
Использование современных инновационных образовательных технологий в начальной школе.
Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного по...
Статья учителя физической культуры ГБОУ Школа №454 Павловой И.В. на тему: Использование современных педагогических технологий на уроке физической культуры.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения физической культуре можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь...
"Инновационная направленность обучения и воспитания в начальной школе".
Приемы развития критического мышления в начальной школе....