"Инновационная направленность обучения и воспитания в начальной школе".
материал
Приемы развития критического мышления в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения. . И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации.
Понятие «Инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового . На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.
В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.
В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.
По характеристике воспитательных целей:
В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.
По характеристике развивающих целей:
В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.
По характеру отношений между учителем и учеником:
В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель – это кто обучает, ученики – это те, кого обучают. В инновационной школе – субъект-субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.
В общем и в целом, и традиционная, и инновационная школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы – это научить ребенка учиться.
Объектами инновации являются следующие проблемы:
как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности;
как увеличить объем материала, изучаемого на уроке;
как ускорить темпы обучения;
как устранить потери времени и т. д.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации:
Развивающее обучение
Акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.
Проблемное обучение Центральное звено проблемного обучения- проблемная ситуация, с помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Проектная технология
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Информационно-коммуникативные технологии
Данной технологии отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Технология развития критического мышления
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Технология исследовательской деятельности
Цель – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Технология дифференцированного обучения
Это технология, учитывающая индивидуальные особенности, возможности и способности детей.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Игровые технологии
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую некоторые приемы развития критического мышления:
- Прием «Кластер»
Наиболее популярным из современных методов. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала
- Прием «Корзина идей»
Алгоритм работы с "Корзиной идей":
- Объявляется тема урока.
- Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
- Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
- Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
- В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.
- Прием «Синквейн»
Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету. Синквейн состоит из пяти строк:
-первая строка – тема стихотворения, выраженная одним существительным;
-вторая строка – описание темы в даумя прилагательными;
-третья строка – описание действия тремя глаголами;
-четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
-пятая строка – одно существительное – синоним к первому.
- Прием “Двойной дневник”
Лист дневника делится на две графы.
В первой части из текста выписывается фраза из произведения, не оставившая ученика равнодушным, а во второй части, какие ассоциации при этом возникают.
- Прием «Инсёрт»
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику.
- Прием «Шесть шляп»
Прием «шесть шляп мышления» похож на ролевую игру, задача участников которой – посмотреть на проблему с разных позиций. Суть метода заключается в следующем, класс делится на 6 групп, у каждой группы шляпы определенного цвета:
1) Белая шляпа отвечает за факты и вводную информацию.
2) Синяя – побуждает мыслителя к координации деятельности в группе
3) Красная – позволяет своему пользователю быть чувствительным и эмоциональным.
4) Желтая – поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы.
5) Черная – позволяет мыслителю высказывать свои опасения и предупреждать о рисках.
6) Зеленая – это шляпа творческого человека, который ищет креативные пути выхода из ситуации.
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников.
Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассказывается о значении и особенностях использования проектно-исследовательской технологии в начальной школе....
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ презентация к статье
В презентации показан опыт работы по данной теме в моем классе....
Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе.
Использование нетрадиционных методов обучения на уроках в начальной школе....
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы
Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержани...
«Методические рекомендации учебно-воспитательной работы с использованием инновационных технологий обучения и воспитания в начальной школе».
Предоставленный материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающего поколе...
Основные направления духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании обучающихся начальной школы
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании обучающихся начальной школы...
- Мне нравится (1)